Ни для кого не секрет, что газопровод располагается в самых различных местах. Некоторые трубы имеют высокую прочность и изготовлены из металла; а некоторые делают из полиэтилена, поэтому нанести вред или даже сломать их можно, например, при производстве земляных работ. При этом вины того, кто решил выкопать на даче колодец или котлован под дом, в этом не будет. Для того чтобы не возникло таких ситуаций, и было введено понятие «охранная зона газопровода ».
Законодатель в Постановлении Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» определил, что охранная зона газораспределительной сети - участок с особыми условиями использования, который устанавливается вдоль трасс газопроводов и вокруг остальных объектов газораспределительной сети с целью обеспечить нормальные условия ее эксплуатации и исключения возможности нанесения повреждений.
Более того, на участках с охранной зоной не разрешается совершение следующих действий:
- Строить объекты гражданского назначения и жилищной инфраструктуры.
- Сносить и реконструировать объекты, которые расположены в данных зонах, без разрешения эксплуатационных организаций.
- Наносить вред опознавательным знакам.
- Устраивать склады и свалки.
- Самовольно подключаться к сетям газа.
- Разводить огонь.
- Создавать дополнительные ограждения.
- Создавать препятствия рабочим эксплуатационных организаций в доступе в зону.
- Приставлять к опорам и наземным газопроводам лестницы и иные предметы.
- Рыть погреб и обрабатывать почву в зоне различными удобрениями.
Все иные работы в охранной зоне газопровода возможны только с письменного разрешения эксплуатационной организации.
Скачать форму разрешения |
Охранная зона газопровода высокого давления
Газопровод высокого давления бывает 2 видов:
- до 6 кгс/см 2 - используется на промышленных предприятиях;
- до 12 кгс/см 2 - используется по технико-экономическим основаниям.
Данный тип газопровода является довольно опасным, и потому законодатель в СНиП 2.05.06-85 указал, что расстояние от такого газопровода до жилого объекта зависит от диаметра и класса трубопроводов. Минимальное расстояние - 125 м. Если здание расположено ближе, то жить в нем нельзя.
Как правило, нахождение охранных зон газопроводов высокого давления предусмотрено в крупных городах, где к их расположению довольно много требований. Более того, желательно, чтобы газопроводы проходили вдали от жилых районов.
Однако полностью исключить городские газопроводы высокого давления невозможно. Из газопровода с самым высоким давлением газ поступает в трубы с более низким. Далее газ проходит через трансформаторные будки, и его плотность снижается до такой степени, что он может быть подан населению.
Порядок утверждения охранных зон газопровода
Обозначение границ охранной зоны газопровода и наложение обременений на участки, которые она охватила, проводятся на основании результатов межевания земель и с согласия владельцев участков только при закладке нового газопровода.
Если речь идет о внесении изменений в границы уже существующего газопровода, то согласия собственников не требуется.
После того как уполномоченный орган примет решение о том, что необходимо установить границы охранной зоны газопровода , начинаются кадастровые работы. В итоге в ЕГРП должны быть внесены сведения о формировании новых участков или информация о наложении обременений на уже существующие.
Все убытки, которые были нанесены собственникам земли, подлежат возмещению в порядке, установленном законодателем.
Участки, на которые наложены обременения
Все кадастровые работы проведены, границы охранных зон сформированы, на участок наложены обременения. Возникает вопрос, а чем все эти действия грозят собственникам земли?
Земельные участки могут использоваться и дальше, но с учетом установленных ограничений.
Более того, владельцы могут ими свободно распоряжаться (продавать, сдавать в аренду и т. д.) без получения разрешения государственных органов. Единственная особенность - в документах, которые удостоверяют титульное право гражданина на участок, будет указано о наложении обременений.
Что надо знать владельцам обремененных участков?
Мы расскажем о некоторых ситуациях, которые могут возникнуть на практике.
- Н. купила землю в поселке и решила перестроить на ней коттедж. В свидетельстве о праве собственности было написано, что земля предназначена под ИЖС. После окончания строительства на имя Н. пришло письмо о том, что дом подлежит сносу, так как участок располагается в охранной зоне газопровода. Что в данном случае делать Н.?
Выход один - обращаться в суд.
Статья 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилье у собственника для государственных/муниципальных нужд может быть изъято только путем выкупа, то есть Н. должны были предложить деньги или другой дом.
Соответственно, необходимо сначала проверить, действительно ли газовая компания правомочна на такие действия. Для этого нужно обратиться за разъяснениями в администрацию района.
Ну, и, наконец, взыскать моральный ущерб с Росреестра, так как им не было зафиксировано в правоустанавливающих документах обременение на земельный участок в охранной зоне.
- И. захотела купить дачный участок 9 соток. Продавец предложил ей купить также рядом находящийся надел в 4 сотки, который относится к охранной зоне газопровода. В документах на право собственности участка в 9 соток установлены ограничения, которые связаны с доступом к участку в 4 сотки. И. сомневается, стоит ли отказываться от этой земли, ведь она так дешево стоит.
Землю купить можно, если устраивают все условия сделки. Более того, никто владельцу не запретит пользоваться собственным участком по своему усмотрению. Однако И. стоит помнить, что на ее собственность будет наложено обременение. И если, например, на участке, который расположен в охранной зоне, что-то случится, то И. обязана будет предоставить право проезда/прохода ремонтников к наделу через свой участок 9 соток. Безусловно, если она этого не сделает, то через суд домовладение могут снести.
- К. задумала провести реконструкцию своего кафе. Все документы на право собственности были у нее на руках; архитектор разработал план без изменения границ постройки. Однако газовая компания прислала письмо, согласно которому реконструкция не разрешена, более того - здание следует снести или передвинуть, так как оно находится в 2 метрах от охранной зоны газопровода, что противоречит требованиям законодательства.
Если у К. имеется разрешение на строительство, то все претензии газовой компании беспочвенны.
В противном случае здание могут признать самовольной постройкой, то есть зданием, которое построено на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодателем, либо созданное без получения разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм.
Чтобы этого не случилось, необходимо получить разрешение на строительство.
- Жителям поселка проводят газ. На одной из улиц работы встали из-за того, что для дальнейшей прокладки труб необходимо спилить 2 дерева. Разрешение властей на демонтаж насаждений выдано, однако владелец участка, на котором они расположены, против этого. Как быть?
Если разрешение получено, то владелец участка воспрепятствовать своими действиями этому не может. Однако статья 15 ГК РФ предусматривает, что владелец надела может требовать возмещения убытков в полном размере.
Охранная зона газопровода - это территория с особыми опознавательными знаками, на всей площади которой вводятся ограничения, предусмотренные законодателем. Вне зависимости от того, кто является собственником земли, на которой располагается газопровод, в документы должны быть внесены сведения о наложении обременений.
охраны газораспределительных сетей
7. Для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:
а) вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;
б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны;
в) вдоль трасс наружных газопроводов на вечномерзлых грунтах независимо от материала труб - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода;
г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов - в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;
д) вдоль подводных переходов газопроводов через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища, каналы - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими на 100 м с каждой стороны газопровода;
е) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности, - в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.
8. Отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода - для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов - для многониточных.
9. Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства.
10. Трассы подземных газопроводов обозначаются опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.
11. Опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.
12. В местах пересечения газопроводов с судоходными и сплавными реками и каналами на обоих берегах на расстоянии 100 м от оси газопроводов устанавливаются навигационные знаки. Навигационные знаки устанавливаются эксплуатационной организацией газораспределительной сети по согласованию с бассейновыми управлениями водных путей и судоходства (управлениями каналов) и вносятся последними в лоцманские карты.
Дела о сносе объектов недвижимости, дома, дачи, строения, здания, в зоне газопроводов высокого давления стали одними из самых «больных» в современной правоприменительной практике. Столкнувшись с этой проблемой, получив стандартное, откопированное, судебное решение, в котором даже не было внесено изменений название объекта, жилой дом назвали дачей, район города оказался садовым кооперативом, а городской адрес – номером участка в этом кооперативе, тем не менее вынужденно провёл анализ законодательства. Ситуация оказалась странной, и она показывает, что эти дела должны рассматриваться иначе, так как законодательство применяется неверно.
Судебная практика по делам о сносе строений в районе газопровода высокого давления настолько устоялась, что любой правовед скажет: «Если строение в переделах минимально-допустимых расстояний до газопровода, то его снесут». Есть и на нашем сайте. Но дело в том, что в этой статье будет представлена иная точка, зрения, которая мне не встречалась ни в судебной практике, ни в работах других юристов.
Достаточно войти на любой сайт судебной практики и набрать что-то вроде: «ст.32 Федерального закона О газоснабжении», или «снос дома минимально допустимое расстояние газопровод», или « газопровод высокого давления», как появиться множество судебных актов о сносе жилых домов, дачных домиков, магазинов и прочего.
С исками, как правило, обращается газораспределительная, сетевая, организация. Иногда с иском обращается прокурор. Следует сказать, что газовые сетевики тоже люди подневольные, им газовую сеть сдаёт в аренду ПАО «Газпром» и при любом нарушении «ПАПА» расторгнет договор аренды, создаст или найдёт другого «арендатора», но пострадает куча работников, которые лишатся работы. На газораспределительную организацию давит не только «ПАПА», а прежде всего орган технического надзора, который в процессе проверок «обнаруживает» строения, не смотря на то, что они там по полвека уже стоят, и выносит предписание «устранить нарушение зоны минимально допустимых расстояний». А как устранить? Вот и получается очередь исков, как из автомата.
Суды, как говорилось, иски удовлетворяют.
Суды при этом руководствуются п.6 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.28 и ст.32 Федерального Закона от 31.03.1999 № 69- ФЗ « О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами охраны магистральных трубопроводов, Правилами СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» и дополнительно указывают позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении от 06.10.2015 № 2318-О.
Результат такого рассмотрения – стандартный вывод о том, что в целях обеспечения безопасности и благополучия населения, дома этого населения нужно снести без всякой компенсации (иногда указывается, что можно обратиться с отдельным иском о такой компенсации), и это «благо» для населения и его безопасности. Мол, об этом и сказано в определении КС РФ от 06.10.2015 № 2318-О.
Для незаражённого юридически-чиновничьими изысками сознания обывателя эта логика воспринимается как странный и дикий бред. «Я правильно понял, что меня выгоняют из моего дома в целях моей же безопасности!?» Но это так. Таковы нынешние правовые реалии. А с учётом того, что градостроительное зонирование определило здесь зону малоэтажной или коттеджной застройки, вид разрешённого землепользования тоже соответствующий и предусматривает нахождение, либо строительство жилого дома, имеется государственная регистрация права собственности на недвижимость, было разрешение на строительство - бред только усиливается.
Известно, что в защиту публичных интересов, в том числе прав неограниченного круга лиц может обратиться только прокурор. Обычно же с исками обращается газораспределительная организация. Поскольку она не может выступать «в защиту народа», то указывает в иске, что иск подан в интересах (да Вы не поверите!) тех самых несчастных домовладельцев, чей дом сносят. Как будто оказаться на улице без жилья – это как раз интерес их собственной безопасности. «А кто давал право истцу выступать в интересах ответчика!?» - спросите Вы. Отвечу: Вопрос резонный, но суды именно этот вывод и поддерживают, поскольку иначе никак «не зацепиться» за выводы, которые сделал КС РФ в определении от 06.10.2015 № 2318-О (определение это, и правда, очень «скользкое», потому «цепляться» приходится грубо, багром, или «стимулом», как называли это орудие в Древнем Риме, где его применяли чтобы тащить скот на убой).
Известный адвокат Анатолий Григорьевич Кучерена , что технические нормативы устарели и Правительство России должно их пересмотреть. Почему Анатолий Григорьевич видит проблему в этом? А просто потому, что пресловутые «минимально допустимые расстояния» нигде в законодательстве не содержатся, кроме как в СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», точнее там только мера расстояний, и называется это иначе, а КС РФ своим определением от 06.10.2015 № 2318-О как раз и породил термин «минимально допустимые расстояния», фактически изменил чисто-технический термин и придал ему силу Федерального закона.
Что такое на самом деле эти «минимально допустимые расстояния» никто не знает. Суды, включая САМ Конституционный Суд РФ, в этом не разбирались и разбираться не хотят, типа «и так сойдёт». Вот вышло в результате, что если ты ближе, чем «минимально допустимое расстояние», то расстрел обеспечен. Углеводороды, конечно, богатство народное, но приближаться к нему – даже не вздумайте!
Термин «минимально допустимое расстояние» применяют неверно. А почему? – А потому, что Закон никто не читает.
В пресловутом СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» нет такого термина «минимально допустимые расстояния», есть «минимальные расстояния до оси трубопровода при проектировании», то есть, никаких «допустимые» и никаких для периода эксплуатации. Откуда же тогда взялся этот термин? А вытащили его из другого термина, из понятия «охранная зона», и чтобы связать как-то СНиП 2.05.06-85 с Земельным кодексом РФ породили «минимально допустимые расстояния», которые теперь гуляют, подобно разбойникам Кудияра, по всем судебным решениям.
Посмотрим законодательство.
Помимо регистрации информация должна быть доведена и через информационные знаки, установленные вдоль газопровода.
В силу п.3.1. Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9) Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами - указателями) высотой 1,5 - 2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота.
Установка опознавательных знаков трубопроводов оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя.
В силу п.4.1. Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9) Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
В силу п.1.6. СНиП 2.05.06-85 Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в этих зонах сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов.
Таким образом, публичный порядок требует, чтобы граждане знали об обязанностях, наложенных на них Федеральными законами. В этих целях производится государственная регистрация в едином государственном реестре недвижимости любых ограничений и обременений земельных участков.
Почему же суды не задают истцам (газораспределительным организациям) вопросы:
Каков размер охранной зоны, находящегося в Вашем ведении газопровода?
Определены ли границы земельного участка в пределах охранной зоны?
Поставлены ли эти границы на кадастровый учёт и зарегистрированы ли они?
Полагаю, суды это не делают из гуманитарных соображений, они же тоже заботятся о правах ответчиков, об их жизни и здоровье: выгоняют ответчиков на улицу и выживай как хочешь, скитайся по временным приютам, и тебе повезло, если ты не старик, а то и в богадельню угодишь.
Суды знают, что в силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если предположить какой-то иной правопорядок, что помимо охранных зон устанавливаются ещё какие-то зоны, которые являются тайными, нигде не указываются, не регистрируются, являются неизвестными для граждан, то получается, что законодательство сформулировано так, чтоб вводить граждан в заблуждение, причинять им имущественный вред.
А какое отношение имеет к этому СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»?
Прежде всего, когда мы находимся в области технического регулирования, то надо и руководствоваться нормами о техническом регулировании, то есть, прежде всего - Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
В силу ст.4 Закона №184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
СНиП 2.05.06-85 не относится вообще к указанному законодательству. Однако, имеется дедушкина оговорка и старые технические нормы могут действовать.
В силу ч.1 ст.46 Закона №184-ФЗ:
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Во исполнение Закона №184-ФЗ был принят «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», причём это Федеральный закон!
В ч.1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что Правительство РФ утверждает Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В п.24 данного перечня указан СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» разделы 1 (пункт 1.1), 5 (пункты 5.5 - 5.6), 7 (пункты 7.6 - 7.10, 7.15 - 7.18, 7.20, 7.22, 7.24, 7.25), 8 (пункты 8.1.3, 8.2.6, 8.2.11), 10 (пункты 10.2.1 - 10.3.7), 11-14, 16, 17 (пункты 17.1.1 - 17.1.21).
Получается, что п.7.7 Свода Правил (это актуальная редакция СНиП 2.05.06-85, вообще приводить «СНиП» неверно, как видно, такого акта в области технического регулирования вообще не существует), содержащий в себе таблицу 4, устанавливающую зону минимально допустимых расстояний до объектов газоснабжения, является обязательным для исполнения.
Но вот что там обязательно, а что нет?
Прежде всего в п.1.1. СП 36.13330.2012, как и в любом нормальном акте указано как, когда, где, кем и для чего он применяется, читаем:
Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них номинальным диаметром до 1400 включительно, с избыточным давлением среды свыше 1,2 до 10 МПа включительно (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для транспортирования:
б) сжиженных углеводородных газов фракций и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 °С не свыше 1,6 МПа из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления;
Хорошо, запроектировали правильно, но жизнь не стоит на месте, город растёт, расширяет границы, вместе с ним «отодвигаются» и «раздвигаются» сельские поселения, дачные участки. Что будем делать?
Таблица 4 не только устанавливает минимальные расстояния до газопроводов, но также ограничивает срок их действия ввиду будущего развития населённых пунктов.
Так в примечании к указанной таблице 4 СНиП 2.05.06-85 установлено:
«Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов - от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет ; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин - от границ отведенных им территорий с учетом их развития ; для железных дорог - от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог - от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов - от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий и строений - от ближайших выступающих их частей.»
Короче, или перестраивайте газопровод, за 25 лет эксплуатации он всё равно должен быть переделан, так как даже проектного давления уже не обеспечивает, или убирайте его.
Так он опасен, этот газопровод, или нет?
Суды не указывают в чём конкретно состоит опасность для ответчиков, которые имеют недвижимость в пределах этих самых «минимально допустимых расстояний». То ли туда метеориты притягиваются, то ли землю там пучит, то ли вообще семь казней египетских неведомо каких должно обрушиться и весь народ уйдёт из России, обидевшись на фараона и тех, кто ему верно служит, искать новую землю обетованную.
В силу ст.1, ч.3 ст.2, ст.3 ст.5, ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования к промышленной безопасности производственного объекта должны быть конкретными, учитывать и описывать конкретные факторы производственного риска, характеристики и последствия воздействия этих факторов, пределы риска их наступления.
Если Вы видели хоть раз декларацию промышленной безопасности, то понимаете о чём речь, поскольку в этой декларации указывается сам риск, его пределы, каковы последствия, какова вероятность, меры по предупреждению и действия на случай, если риск наступит. Рассчитываются там и возможные «потери».
Подробнее о том, что содержится в декларации промышленной безопасности можно посмотреть в РД-03-14-2005.
А знаете, что написано в этой декларации в отношении «минимально допустимых расстояний» от газопровода? Верно, ничего.
Например, в отношении распределительного узла там будет написано что-то типа «тут может рвануть, погибнут два оператора и пламя может перекинуться на ближайший лес, если появятся не вырубленные заросли в пределах 25 метров от оси газопровода». А про минимально допустимые расстояния там нет ничего. Так о чём тогда сыр бор? А ни о чём, суды эти декларации не запрашивают, им достаточно просто слова «опасно». Конкретно в чём эта опасность, насколько она велика, это не важно.
О чём же на самом деле сказал Конституционный Суд?
Определение Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. № 2318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Людмилы Владиславовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» можно найти в сети , потому приводить его не буду.
Обращу внимание, лишь на то, что Конституционный Суд РФ в данном определении прямо указал:
«Между тем проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по делу заявительницы, в том числе в части правильности выбора и истолкования правовых норм и иных актов, включая порядок применения пунктов 3.16 и 3.17 СНиП 2.05.06-8 5 «Магистральные трубопроводы», а также содержащих аналогичные им положения пунктов 7.15 и 7.16 актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» (Свод правил. СП 36.13330.2012) для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в случаях строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов, а также правовой квалификации отношений, возникающих при предоставлении таких земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом установленных законом критериев правомерности его осуществления, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации , установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входит . Равным образом не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации решение вопросов о возможности возмещения убытков, причиненных приобретателю земельного участка , на котором расположен магистральный трубопровод.»
Таким образом, применение СНиП 2.05.06-85 должно истолковываться применительно к материалам конкретного дела с учётом требований действующего законодательства и конкретных сведений о промышленно-опасном объекте.
Хотя, точнее будет сказать «Понтий Пилат умыл руки».
В общем, развивайтесь, граждане России, работайте, торгуйте, стройте, приобретайте… Как видите, у нас всё это гарантируется. Гарант есть? Есть! – Значит, гарантируется.
Остаётся только один странный вопрос: Как так!?
Ведь, «если звёзды на небе зажигают, значит кому-то это нужно». Кому?
Если Вы полагаете, что это единственный пример тому, как законодательство извращается, и не просто извращается, а так, чтобы исподволь, из-под тишка, унизить граждан, сделать так, чтоб они чувствовали себя беспомощными, то глубоко ошибаетесь. Уже давно и во многих ситуациях наблюдается это. То что-то там декриминализируют, потом обратно вводят ответственность. То вносят изменения в Закон, а потом изменения в эти изменения, и даже изменения в изменения изменений, так, что не разобраться. То изменяют сроки, или вводят торги, забыв вписать что делать с ранее заключенными договорами. Такого теперь полным полно!
И создаётся ощущение, что «король то голый». Но вот кто заставляет голого короля выходить голышом на улицу, убеждает его в том, что он одетый и зачем это делается?
PRO-аккаунта .
Для доступа к документам необходимо авторизоваться
Автор публикации
В настоящей статье мы расскажем, что такое газораспределительная сеть (далее также ГРС) низкого давления, проанализируем, каким образом она учитывается в реестре недвижимого имущества, как для нее определяются и ставятся на кадастровый учет охранные зоны.
Охранная зона для газопровода низкого давления, нормативный акт
Газопровод низкого давления является одним из видов газораспределительной сети. В такие сети могут входить газопроводы низкого, среднего и высокого давления.
По газораспределительной сети осуществляется доставка газа от магистральных газопроводов до конечного потребителя, т.е. до жилых домов и предприятий. Газораспределительная сеть, как правило, признается объектом недвижного имущества и, соответственно, проходит реестровый учет.
Таким образом, ГРС проходит технический (кадастровый) учет и государственную регистрацию прав на него. Технический учет газопровода проводится посредством определения координат и протяженности нитки трубопровода. После этого осуществляется его постановка на кадастровый учет как линейного объекта. Права на сеть заявляются либо эксплуатирующей организацией, либо предприятием, являющимся собственником газопровода — ввода.
Для лучшего понимания данного вопроса приведем основные термины, используемые в действующем законодательстве:
1) Распределительные газопроводы – газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций, потребляющих газ;
2) Межпоселковый газопровод – распределительный газопровод, проложенный между поселениями;
3) Газопровод-ввод – газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
Охранная зона газопровода низкого давления – сколько метров?
Охранная зона наружного газопровода низкого давления составляет по 2 метра от оси нитки, также как и для ГРС среднего и высокого давления.
Охранная зона подземного газопровода низкого давления составляет по 3 метра от оси нитки, также как и для ГРС среднего и высокого давления.
Поскольку даже ГРС низкого давления является опасным объектом, любые работы, проводящиеся вблизи нее, должны осуществляться только под строгим надзороми контролем специалистов эксплуатирующей организации. Любое повреждение сети может привести к несчастному случаю или же оставить в зимнее время без отопления целый населенный пункт. Именно это вызывает необходимость устанавливать охранные зоны газопроводов низкого давления, среднего и высокого давления.
В границах охранных зон газа запрещаются строительство жилых строений, земляные работы, ограничение доступа к сетям для сотрудников газовых организаций, разведение огня и т.д.
Так как газопровод является источником повышенной опасности на указанных охранных территориях необходимо соблюдать режим ограниченной хозяйственной деятельности. Это означает, что любые действия, которые могут привести к выходу из строя газопровода, запрещены. Например, земляные работы в зоне отчуждения ГРС могут привести к взрыву и несчастному случаю.
Следует иметь в виду! Охранная зона газопровода низкого давления для строительства может оказаться серьезным препятствием.
Установление охранной зоны газопровода
На местности территория отчуждения обозначается специальными знаками. Мероприятия по информированию должны проводиться предприятием – собственником ГРС. Кроме того, собственнику сети надлежит обеспечить внесение сведений о границах охранных зон в Государственный реестр недвижимости.
Установление охранной зоны газовой сети, ее координирование обеспечивает кадастровый инженер. Постановка ГРС на учет начинается с подготовки в отношении нее технического плана, в котором будут отражены уникальные характеристики объекта: протяженность, координаты и т.д. По нормам действующего законодательства регистрация прав на объект и кадастровый учет происходят одновременно.
После того как сведения вносят в госреестр недвижимости, кадастровый инженер готовит карту (план). Карта (план) – это специальный документ, на основании которого сведения о территории отчуждения объекта вносятся в госреестр недвижимости.
Следует также учесть, что постановка ГРС низкого давления на государственный кадастровый учет – это обязанность собственника нитки. Если владелец сети не обеспечил установления охранной территории, он лишается возможности требовать возмещения убытков в случае несанкционированных работ и повреждения ГРС. Также при отсутствии охранной территории собственник ГРС в случае аварии не сможет требовать беспрепятственного прохода, проезда к месту поломки.
Самая главная причина, по которой важно внести охранную зону надземных газопроводов низкого давления и высокого давления в Государственный реестр недвижимости, это предупреждение несчастных случаев и аварий. При отсутствии соответствующих сведений огневые или земляные работы вблизи ниток ГРС могут привести к взрыву.