Свобода личности: как понять, что вы свободная личность

Экология познания. Психология: Свобода - это в первую очередь независимость собственных убеждений. Быть свободным, значит не находиться в зависимости с самим собой. Скрытая форма проявления свободы заставляет человека стараться быть уважительным к себе.

Свобода - это в первую очередь независимость собственных убеждений. Быть свободным, значит не находиться в зависимости с самим собой. Скрытая форма проявления свободы заставляет человека стараться быть уважительным к себе.

Когда мы не свободны, наши возможности и способности спят. Мы стараемся их разбудить своим эмоциональным состоянием. А оно иной раз бывает не всегда приветливо по отношению к нам. Мы начинаем вступать в конфликт с самим собой. Этим параллельно находя объект для того, чтобы снять свое возбужденное состояние. Этим мы разрушаем не только других, но в первую очередь себя. Не находя причины эмоциональных взрывов, мы стараемся скинуть вину на кого-либо, только не на себя. Это ложное обвинение впоследствии оборачивается бумерангом обратно. Этим конфликт не разрешается, а только усугубляется, потому что причиной всех начинаний послужил конфликт с самим собой из-за неясности своего внутреннего беспокойства.

Позиция нравственности при этом не растет, а только падает. Усугублять безразличие к собственной персоне позволит собственная неуверенность, которая иной раз очень мешает нам, в нашем развитии и росте.Оно может быть связано с любыми проявлениями - природными и неприродными.

Неспособность вовремя стабилизировать свое внутреннее состояние разрушает наши приоритеты в обществе.

Общественное мнение, а оно, как обычно занимает немаловажную роль в системе отношений, способствует предотвращению, а иногда развитию конфликта с собой.

Мероприятия по происхождению свободы человека давно различали всю эволюцию. Перевороты в природе обусловлены тем же показателем понятия свободы. Она везде. Начиная с низших сословий, не только у людей, но и у животных. Они стремятся приобрести свободу, то есть независимость от тех же врагов. Враги пробуждают в нас именно стремление к свободе, которую мы постоянно ищем. При этом наши приоритеты перед нами растут, потому что они нам дают возможность бороться за свою свободу. Спасибо им за это.

Как найти свободу в общественном проявлении.

Для начала необходимо:

  1. Определить есть она у Вас или нет;
  2. Определить в каких моментах она у Вас проявляется, то есть найти ее формы проявления;
  3. Потом обнаружить характер проявления;
  4. Уметь управлять собственной свободой;
  5. Брать власть над ней, чтобы она приносила результаты положительные, а не разрушительные.

Когда основные показатели свободного поведения выявлены, важно определить для себя, что этим вы даете себе и обществу. Так как в понятии «я» и «общество» неразделимы, то свобода должна быть обоюдной. Вы обществу даете свободу, и тем самым общество дает свободу вам.

Это намного сложнее.

Как Вы относитесь к обществу, так и общество относится к Вам. Отношение двух показателей всегда найдут компромисс между собой. Неспособность принять общество со всеми ее проявлениями подскажет Вам, как определить свои достоинства и недостатки.

А способность принять общество со всеми достоинствами и недостатками, поможет Вам определить преимущества перед ним. Разнохарактерность прямого и обратного процесса укрепит ваши позиции. Истина проявления понятия свободы, Вы найдете сами в себе, когда будете способны различать два понятия «я» и «общество». Разрешив конфликт с обществом, а значит с самим собой, вы приобретете свободу, которая щедро вознаградит Вас. В первую очередь гармоничным состоянием, а потом развитием и ростом вашей личности. Оценив себя по достоинству, Вы сможете очень много сделать для общества и для себя самого, приобретая при этом новое состояние, которое не позволит вам впредь вступать в конфликт с самим собой. Оно даст вам новые возможности. Где вы сможете проявить себя во всех направлениях, которые существуют в этом мире. Ваше право выбирать, что Вы хотите, как Вы хотите, где Вы хотите.

Это поможет Вам найти себя , раскрыть в себе непроявленные способности и оценить себя по существу.

Чтобы найти выход, сначала необходимо найти вход. Политика собственных убеждений поможет Вам найти ключ к раскрытию собственной тайны. Тайна она всегда интересна. Этим и интересны Вы, когда сможете раскрыть собственную, индивидуальную, отличившуюся от других. Найдите свой ключ. Он есть у каждого из Вас. Сложность заключается в его нахождении, как в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»

Несознательный поиск, как и сознательный, всегда даст результаты . Пусть поиск ограничен лишь тем, что многое не зависит от вас и тем самым вы, проходя все препятствия и преодоления, через страдания, вы способны нарастить внутреннюю силу и уверенность в себе.

Плоды собственного поиска всегда будут, только в каком проявлении Вы их примите, это зависит от Вас. А плоды будут выглядеть именно так, как Вы этого заслуживаете.

Принимайте их такими, в какой форме они к вам приходят, значит равным счетом Вы этого заслуживаете. Неспособность их принимать - это невнимание к собственной персоне . Значит, вас не волнует ваша личность. Умейте уважать себя, даже тогда, когда вам этого не хочется.

Нежелание принимать себя в том виде, в котором Вас видит жизнь, значит, Вы не цените свою жизнь, а то есть себя. Цените, уважайте и принимайте все, что преподносит Вам жизнь. Это и есть Ваши плоды, именно которых Вы заслуживаете. Ищите себя, и Вы всегда найдете свои плоды. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса.

А.Тест. Возможен только один вариант ответа.

1.Армия, имеющая правильную и постоянную организацию:

1) регулярная 2) ополчение 3) наёмная 4) войска специального назначения

2.С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних:

1) с 12 лет 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет

3.К обязанностям граждан России относится:

а) охрана природы б) участие в управлении государством; в) приобщение к национальной культуре; г) соблюдение моральных норм.

4.В чем проявляется свобода человека?

а) право каждого поступать так, как ему хочется; б) возможность пользоваться своими правами; в) строгое соблюдшие законов в обществе всеми гражданами; г) обучение в юридическом институте

5.Угроза ядерной войны в современном мире является:
а) частной; б) внутренней; в) региональной; г) глобальной.

6. К какому виду обязанностей относятся обязанности часового в армии?

а) общие обязанности; б) должностные обязанности; в) военные обязанности;

7.Внешняя дисциплина бывает основана:

1) на самосознании и самоконтроле; 2) на страхе перед наказанием.

а) верно только 1 ; б) верно только 2; в) верно 1 и 2

8.Закон относит к соучастникам преступления наряду с преступником:

1) человека, подстрекавшего к совершению преступления;
2) человека, не сообщившего об увиденном им преступлении,
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1,и 2; г) нет верного ответа.

9.Несовершеннолетний будет привлечен к уголовной ответственности с 14 лет за следующие преступления:

1) терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за приведение в негодность транспортных средств; 2) подделку документов, изготовление фальшивых денег, взяточничество.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа,

10.Какое утверждение является правильным?

1) к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ, частные детективные агентства; 2) милиция в нашей стране делится на криминальную и милицию общественной безопасности.

11.Кто является Верховным главнокомандующим Вооружённых сил России:

1) министр обороны 2) начальник генштаба 3) Президент РФ 3) глава Правительства

12.Правильным утверждением о заработной плате будет:
1) она бывает сдельной и повременной; 2) это трудовое денежное вознаграждение
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

13.Прибыль предприятия можно определить:

1) разницей между доходами и расходами; 2) умножением цены на количество.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

14.Русских купцов и дворянство объединяет:

1) тяга к предпринимательству; 2) меценатство и благотворительность.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

15.Что из перечисленного относится к понятию «деньги»?

1) товар-посредник, выступающий в роли эквивалента; 2) возможность быть обмененным на любой другой товар,

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответа

Б.Найдите общее.

1.Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная.

2.Валюта, монета, ассигнация, банковская карта.

В.Что лишнее и почему?

1.1) финансовая деятельность 2) страхование 3) торговля 4) акционерное общество

2.1) адвокат 2) нотариус 3) прокурор 4) судья

Ключи к тесту:

А.1.1); 2.3); 3.а); 4.б); 5.1); 6.б); 7.а); 8.а); 9.в); 10.в); 11.3); 12.в); 13.1); 14.б); 15.в).

Б.1.торговля. 2.деньги

В.1.Акционерное общество – форма организации бизнеса, все остальное – виды бизнеса.

2.Нотариус – оформляет юридические документы, все остальные – участники судебного процесса.

А1.Правила, устанавливающие, кто, в какой очерёдности, с помощью каких непременных слов, жестов или предметов будет совершать действия:А) расследование б)

преступление в) ритуал г) общениеА2.Государство, признавая права и свободы человека, обязуется:Принимать законы, гарантирующие каждому его праваПризнавать Декларацию прав человека основным законом страныА) верно только 1 б) верно только 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответаА3.К обязанностям граждан России относится:А) охрана природы б) участие в управлении государствомВ) приобщение к национальной культуре г) соблюдение моральных нормА4.В чем проявляется свобода человека?А) право каждого поступать так, как ему хочетсяБ) возможность пользоваться своими правамиВ) строгое соблюдение законов в обществе всеми гражданамиГ) обучение в юридическом институтеА5.Угроза ядерной войны в современном мире является:

21. В чем выражаются права человека?

22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?

23. Что такое международное гуманитарное право?

24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?

25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?
26. Что такое преступление?

27. В чем выражается уголовная ответственность?

28. Что такое административный проступок?

29. Кар действуют правоохранительные органы?

30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?

31. Каковы основные признаки общества?

32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?

33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?

34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?

35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?

36. Что такое мировое сообщество?

37. Каким образом человек превращается в личность?

38. Что такое социализация и воспитание?

39. С какими потребностями человека вы познакомились?

40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?

41. В чем состоит духовная жизнь человека?

42. Как связаны между собой свобода и ответственность?

43. Как проявляет себя человек в группе?

44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?

45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?

Ответь на вопрос, связанные с понятием "свобода" и "ответственность". 1) Как ты думаешь, что такое

свобода?.........................................................

2) Изменяются ди с возрастом границы свободы человека? почему?.......................................................................................................

3) В чем проявляется ответственность человека:

а) перед самим собой:................................................................................

б) перед семьей:.........................................................................................

в) перед обществом:....................................................................................

Существуют различные подходы к проблеме свободы личности: фаталистическое, индетерминистское, диалектическое.

Фатализм - факти­чески отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит чело­века в полную зависимость от природной или социальной необходимости. У человека нет никакой свободы действий, всё происходит строго од­нозначно, необходимо. Как писал Л.Бюхнер, свобода - это свобода че­ловека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.

Индетерминистская позиция абсолютизирует свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности. Сама дей­ствительность - это поток случайностей; то, что люди обычно прини­мают за необходимость, есть "заговор случайностей". В этом случае свобода - это возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля. Ека­терина Великая говорила: "Свобода - это когда никто не может меня заставить делать то, чего Я не хочу". Однако очевидно, что желания и поступки человека имеют свои границы, обусловленные природными си­лами или интересами других людей. В США состоялся суд над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение гласило: обвиняемый виновен, так как сво­бода размахивать руками одного человека кончается там, где начина­ется нос другого человека.

Диалектический подход : нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна, она всегда связана с необходимостью и возможностью. Представим, что индивид достиг абсолютной свободы. Став таким сво­бодным, человек начнёт понимать, что его свобода обернулась беспре­дельным одиночеством. Э.Фромм в книге "Бегство от свободы" показы­вает, что, устранив все формы зависимости, человек в конце концов остаётся наедине со своей индивидуальной "самостью". Исчезает при­рода, общество. Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограни­чивали свободу человека, но зато делали его близким определённому кругу людей, связывали его с определёнными вещами. Люди не вольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в вы­боре целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выби­рает, исходя лишь из желания человека, а воля, которая опираясь на разум, выбирает с соответствии с объективной необходимостью.

Абст­рактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Мера свободы личности определяется конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, а также уровнем развития способностей лич­ности, уровнем культуры, пониманием перспектив осуществления своих целей и меры ответственности. Свобода складывается из познанной необходимости .познанной возможности , из выбора возможности в соответствии со своими интересами, из выбора наиболее эффективных средств для осуществления такой возможности. Свобода связана с ответственностью личности перед самим собой, другими людьми, обществом. Если, к примеру, врач упустил возможность излечения больного, который из-за небрежности врача стал инвалидом, то он должен нести за это ответственность. Свобода порождает ответ­ственность, ответственность направляет свободу.

Можно выделить две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции , субъект действия несёт ответственность за его последствия. Как носитель ответствен­ности субъект должен быть самостоятельным и свободным. Он должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возмож­но лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве "винтика". Субъект действия должен отвечать перед кем-то: перед су­дом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Этика от­ветственности - это этика поступка. Субъект конструирует свои дей­ствия, характер этих действий не задан изначально.

Неклассическая концепция ответственности применима там, где субъект выступает участ­ником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно пре­дусмотреть последствия своих действий. Субъект действия ответстве­нен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Можно сказать, что классическая концепция больше соответ­ствует понятию абсолютной свободы, а неклассическая - свободному об­ществу, с требованиями которого приходится считаться каждому. Не­классическая концепция насыщена проблемными аспектами, которые ждут своего разрешения. Один из них - проблема разделения ответственнос­ти. В современном обществе с его высокой рискоёмкостью нельзя эко­номить усилия на развитие актуальной ответственности.

8 . Проблема свободы - одна из основных в философии. Поиск путей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограничений, ко­торые выходят за рамки естественной необходимости самосохранения об­щества, являются значительным завоеваниемфилософии разума.

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является кон­цепция Н.А.Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Свобода не есть только выбор возможности, свобода есть творчество , созидание нового. "Творчество, - пишет Бердяев, - не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира". Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит. В творчестве человек равен богу, а бог абсолютно свободен.

Среди современных концепций свободы наибольшее распространение получила экзистенциалистская. Экзистенциалисты считают, что стандартизация и бюрократизация всех сфер жизнедеятельности, влияние средств массовой информации порождают тенденцию кобезличиванию человека. Изображая социальные связи и устремления людей как не подлин­ные и деструктивные, они противопоставляют им абсолютизированную, "автономную" свободу внутреннего действия, возможность человека внут­ренне соотноситься с самим собой (саморефлексию), призывают доверять только голосу своей совести - без учёта общественных норм и объек­тивных критериев выбираемых индивидом ценностей. По их мнению "ис­тинным" выбором будет не выбор чего-либо имеющего объективный ха­рактер, не выбор между добром и злом, а выбор своей самости, самого себя; только такой выбор приводит, якобы, человека к утверждению сво­ей единственности и неповторимости. Кроме того выбор наступает в ви­де "прыжка в неизвестное", т.е. некий иррациональный акт. "Свобод­ный" выбор человека, по их мнению, заранее предопределён внутренней необходимостью, т.е. некой фатальной, мистической силой внутри челове­ка, толкающей его на тот или иной выбор. Следовательно, человек сам выбирает свою сущность (в сознании) независимо от окружающей его дей­ствительности. Таким образом, экзистенциолистская трактовка свободы сводится к призыву "освободиться от всего общественного, "внешнего".

Одним из аспектов, форм проявления человеческой свободы явля­ется способность человека преобразовывать окружающий его мир, его спо­собность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает ещё на досоциальном уровне эволюции материи. В этом смысле свобода может быть определена как высшая форма самоде­терминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социаль­ном уровне движения.

Современный человек связывает улучшение жизни с прогрессом на­учного познания. Однако разработка научных классификаций и опреде­лений, попытки рационально организовать жизнь с целью ею максимального продления, поставить под контроль труд и развлечение, деторождение и наслаждение, образование и воспитание – всё это означает расширение поля приложения власти, манипулирую­щей жизнью.

Развитие личности невозможно без преодоления всех её форм от­чуждения от общества. Отчуждение - это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с её результатами превращает­ся в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение - это в определённой мере фетишизация результатов дея­тельности человека. Отчуждённый человек становится рабом произве­дённых им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивает­ся её творческое содержание. Основные причины отчуждения: - тоталь­ное распространение частной собственности; - всевластие бюрократии; - социальное неравенство и эксплуатация. "Снять" отчуждение можно только в таком обществе, где в полной мере осуществляются все права и свободы личности (право на труд, на образование, медицинское об­служивание и т.д.).

В современном мире значительно возрастает феномен игры, что обусловлено, с одной стороны, увеличением свободного времени, а с другой - отягощённостью жизни трудом, властью, различными потреб­ностями, влечениями. Игра - это своеобразное бегство из обыденного мира, где господствует насилие, жёсткая регламентация поведения, тяжкий труд и гнёт установленных моральных ценностей. Игра выполня­ет в основном компенсаторную функцию. В иллюзорной форме игры че­ловек стремится достичь успеха, признания, власти, богатства. Но иг­ра, которая всегда присутствовала в культуре, сейчас начинает приоб­ретать какой-то двойственный характер. Это происходит потому, что не игра объемлет жизнь, а напротив, всё чего человек лишён в жизни, пе­реходит в игру. Даже будучи зрителем, а не участником различных сос­тязаний, человек не освобождается от своих "слишком человеческих" забот и страстей, а, наоборот, реализует их в иллюзорно-компенсативной форме.

С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото­рые составляют биологическую основу деятельности человека как су­щества социального.

С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русско­го публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельно­сти, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, дея­тельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами под­стерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно гово­рить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы ви­дите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каж­дый может себе позволить».

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите приме­рами.

С8 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

ОТВЕТЫ

Уровень А

№ задания ответ

Часть 2. Уровень В

№ задания ответ
деятельность
творчество
В;Б;А
потребности
цель
1,2,4
1-А;2-Б;3-В
1,2,4
Б;А;В
д),е)
2,5
В;А;Б;В;А
мотивы
2,4,5
БААБ
ВАБВ
1,4,6,9
личность
навыки
умения
1)биологический, 2)личность, 3)общественной
Талантом
1,2
нравственный выбор
смысл жизни
В;Б;А;Е;Г;Д
А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е
В;Г;Б;А
1,5
2,4
3,4,7,8,9
2,3,4

Часть 3. Уровень С.

С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

человек - существо общественное, социальное, а не только биологиче­ское;

понятия индивид - индивидуальность - личность представляют со­бой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз­личаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

человек - существо общественное и сознательное;

в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:

логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворе­нием потребностей - биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребно­сти, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между сове­стью и желанием; долгом и настроением и т.д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувст­вами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецеле­сообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что сво­бода - это возможность выбора способа действия для достижения ка­кой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспита­ния, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его от­ветственность перед обществом за свои действия и поступки. Напри­мер, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение пра­вил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятия­ми обществоведческого курса, так и их применения для анализа кон­кретных ситуаций (примеров).

Читайте также: