Экология познания. Психология: Свобода - это в первую очередь независимость собственных убеждений. Быть свободным, значит не находиться в зависимости с самим собой. Скрытая форма проявления свободы заставляет человека стараться быть уважительным к себе.
Свобода - это в первую очередь независимость собственных убеждений. Быть свободным, значит не находиться в зависимости с самим собой. Скрытая форма проявления свободы заставляет человека стараться быть уважительным к себе.
Когда мы не свободны, наши возможности и способности спят. Мы стараемся их разбудить своим эмоциональным состоянием. А оно иной раз бывает не всегда приветливо по отношению к нам. Мы начинаем вступать в конфликт с самим собой. Этим параллельно находя объект для того, чтобы снять свое возбужденное состояние. Этим мы разрушаем не только других, но в первую очередь себя. Не находя причины эмоциональных взрывов, мы стараемся скинуть вину на кого-либо, только не на себя. Это ложное обвинение впоследствии оборачивается бумерангом обратно. Этим конфликт не разрешается, а только усугубляется, потому что причиной всех начинаний послужил конфликт с самим собой из-за неясности своего внутреннего беспокойства.
Позиция нравственности при этом не растет, а только падает. Усугублять безразличие к собственной персоне позволит собственная неуверенность, которая иной раз очень мешает нам, в нашем развитии и росте.Оно может быть связано с любыми проявлениями - природными и неприродными.
Неспособность вовремя стабилизировать свое внутреннее состояние разрушает наши приоритеты в обществе.
Общественное мнение, а оно, как обычно занимает немаловажную роль в системе отношений, способствует предотвращению, а иногда развитию конфликта с собой.
Мероприятия по происхождению свободы человека давно различали всю эволюцию. Перевороты в природе обусловлены тем же показателем понятия свободы. Она везде. Начиная с низших сословий, не только у людей, но и у животных. Они стремятся приобрести свободу, то есть независимость от тех же врагов. Враги пробуждают в нас именно стремление к свободе, которую мы постоянно ищем. При этом наши приоритеты перед нами растут, потому что они нам дают возможность бороться за свою свободу. Спасибо им за это.
Как найти свободу в общественном проявлении.
Для начала необходимо:
- Определить есть она у Вас или нет;
- Определить в каких моментах она у Вас проявляется, то есть найти ее формы проявления;
- Потом обнаружить характер проявления;
- Уметь управлять собственной свободой;
- Брать власть над ней, чтобы она приносила результаты положительные, а не разрушительные.
Когда основные показатели свободного поведения выявлены, важно определить для себя, что этим вы даете себе и обществу. Так как в понятии «я» и «общество» неразделимы, то свобода должна быть обоюдной. Вы обществу даете свободу, и тем самым общество дает свободу вам.
Это намного сложнее.
Как Вы относитесь к обществу, так и общество относится к Вам. Отношение двух показателей всегда найдут компромисс между собой. Неспособность принять общество со всеми ее проявлениями подскажет Вам, как определить свои достоинства и недостатки.
А способность принять общество со всеми достоинствами и недостатками, поможет Вам определить преимущества перед ним. Разнохарактерность прямого и обратного процесса укрепит ваши позиции. Истина проявления понятия свободы, Вы найдете сами в себе, когда будете способны различать два понятия «я» и «общество». Разрешив конфликт с обществом, а значит с самим собой, вы приобретете свободу, которая щедро вознаградит Вас. В первую очередь гармоничным состоянием, а потом развитием и ростом вашей личности. Оценив себя по достоинству, Вы сможете очень много сделать для общества и для себя самого, приобретая при этом новое состояние, которое не позволит вам впредь вступать в конфликт с самим собой. Оно даст вам новые возможности. Где вы сможете проявить себя во всех направлениях, которые существуют в этом мире. Ваше право выбирать, что Вы хотите, как Вы хотите, где Вы хотите.
Это поможет Вам найти себя , раскрыть в себе непроявленные способности и оценить себя по существу.
Чтобы найти выход, сначала необходимо найти вход. Политика собственных убеждений поможет Вам найти ключ к раскрытию собственной тайны. Тайна она всегда интересна. Этим и интересны Вы, когда сможете раскрыть собственную, индивидуальную, отличившуюся от других. Найдите свой ключ. Он есть у каждого из Вас. Сложность заключается в его нахождении, как в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»
Несознательный поиск, как и сознательный, всегда даст результаты . Пусть поиск ограничен лишь тем, что многое не зависит от вас и тем самым вы, проходя все препятствия и преодоления, через страдания, вы способны нарастить внутреннюю силу и уверенность в себе.
Плоды собственного поиска всегда будут, только в каком проявлении Вы их примите, это зависит от Вас. А плоды будут выглядеть именно так, как Вы этого заслуживаете.
Принимайте их такими, в какой форме они к вам приходят, значит равным счетом Вы этого заслуживаете. Неспособность их принимать - это невнимание к собственной персоне . Значит, вас не волнует ваша личность. Умейте уважать себя, даже тогда, когда вам этого не хочется.
Нежелание принимать себя в том виде, в котором Вас видит жизнь, значит, Вы не цените свою жизнь, а то есть себя. Цените, уважайте и принимайте все, что преподносит Вам жизнь. Это и есть Ваши плоды, именно которых Вы заслуживаете. Ищите себя, и Вы всегда найдете свои плоды. опубликовано
Присоединяйтесь к нам в
Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса.
А.Тест. Возможен только один вариант ответа.
1.Армия, имеющая правильную и постоянную организацию:
1) регулярная 2) ополчение 3) наёмная 4) войска специального назначения
2.С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних:
1) с 12 лет 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет
3.К обязанностям граждан России относится:
а) охрана природы б) участие в управлении государством; в) приобщение к национальной культуре; г) соблюдение моральных норм.
4.В чем проявляется свобода человека?
а) право каждого поступать так, как ему хочется; б) возможность пользоваться своими правами; в) строгое соблюдшие законов в обществе всеми гражданами; г) обучение в юридическом институте
5.Угроза ядерной войны в современном мире является:
а) частной; б) внутренней; в) региональной; г) глобальной.
6. К какому виду обязанностей относятся обязанности часового в армии?
а) общие обязанности; б) должностные обязанности; в) военные обязанности;
7.Внешняя дисциплина бывает основана:
1) на самосознании и самоконтроле; 2) на страхе перед наказанием.
а) верно только 1 ; б) верно только 2; в) верно 1 и 2
8.Закон относит к соучастникам преступления наряду с преступником:
1) человека, подстрекавшего к совершению преступления;
2) человека, не сообщившего об увиденном им преступлении,
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1,и 2; г) нет верного ответа.
9.Несовершеннолетний будет привлечен к уголовной ответственности с 14 лет за следующие преступления:
1) терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за приведение в негодность транспортных средств; 2) подделку документов, изготовление фальшивых денег, взяточничество.
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа,
10.Какое утверждение является правильным?
1) к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ, частные детективные агентства; 2) милиция в нашей стране делится на криминальную и милицию общественной безопасности.
11.Кто является Верховным главнокомандующим Вооружённых сил России:
1) министр обороны 2) начальник генштаба 3) Президент РФ 3) глава Правительства
12.Правильным утверждением о заработной плате будет:
1) она бывает сдельной и повременной; 2) это трудовое денежное вознаграждение
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
13.Прибыль предприятия можно определить:
1) разницей между доходами и расходами; 2) умножением цены на количество.
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
14.Русских купцов и дворянство объединяет:
1) тяга к предпринимательству; 2) меценатство и благотворительность.
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
15.Что из перечисленного относится к понятию «деньги»?
1) товар-посредник, выступающий в роли эквивалента; 2) возможность быть обмененным на любой другой товар,
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответа
Б.Найдите общее.
1.Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная.
2.Валюта, монета, ассигнация, банковская карта.
В.Что лишнее и почему?
1.1) финансовая деятельность 2) страхование 3) торговля 4) акционерное общество
2.1) адвокат 2) нотариус 3) прокурор 4) судья
Ключи к тесту:
А.1.1); 2.3); 3.а); 4.б); 5.1); 6.б); 7.а); 8.а); 9.в); 10.в); 11.3); 12.в); 13.1); 14.б); 15.в).
Б.1.торговля. 2.деньги
В.1.Акционерное общество – форма организации бизнеса, все остальное – виды бизнеса.
2.Нотариус – оформляет юридические документы, все остальные – участники судебного процесса.
А1.Правила, устанавливающие, кто, в какой очерёдности, с помощью каких непременных слов, жестов или предметов будет совершать действия:А) расследование б)преступление в) ритуал г) общениеА2.Государство, признавая права и свободы человека, обязуется:Принимать законы, гарантирующие каждому его праваПризнавать Декларацию прав человека основным законом страныА) верно только 1 б) верно только 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответаА3.К обязанностям граждан России относится:А) охрана природы б) участие в управлении государствомВ) приобщение к национальной культуре г) соблюдение моральных нормА4.В чем проявляется свобода человека?А) право каждого поступать так, как ему хочетсяБ) возможность пользоваться своими правамиВ) строгое соблюдение законов в обществе всеми гражданамиГ) обучение в юридическом институтеА5.Угроза ядерной войны в современном мире является:
21. В чем выражаются права человека?22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?
23. Что такое международное гуманитарное право?
24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?
25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?
26. Что такое преступление?
27. В чем выражается уголовная ответственность?
28. Что такое административный проступок?
29. Кар действуют правоохранительные органы?
30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?
31. Каковы основные признаки общества?
32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?
33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?
34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?
35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?
36. Что такое мировое сообщество?
37. Каким образом человек превращается в личность?
38. Что такое социализация и воспитание?
39. С какими потребностями человека вы познакомились?
40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?
41. В чем состоит духовная жизнь человека?
42. Как связаны между собой свобода и ответственность?
43. Как проявляет себя человек в группе?
44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?
45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?
Ответь на вопрос, связанные с понятием "свобода" и "ответственность". 1) Как ты думаешь, что такоесвобода?.........................................................
2) Изменяются ди с возрастом границы свободы человека? почему?.......................................................................................................
3) В чем проявляется ответственность человека:
а) перед самим собой:................................................................................
б) перед семьей:.........................................................................................
в) перед обществом:....................................................................................
Существуют различные подходы к проблеме свободы личности: фаталистическое, индетерминистское, диалектическое.
Фатализм - фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит человека в полную зависимость от природной или социальной необходимости. У человека нет никакой свободы действий, всё происходит строго однозначно, необходимо. Как писал Л.Бюхнер, свобода - это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.
Индетерминистская позиция абсолютизирует свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности. Сама действительность - это поток случайностей; то, что люди обычно принимают за необходимость, есть "заговор случайностей". В этом случае свобода - это возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля. Екатерина Великая говорила: "Свобода - это когда никто не может меня заставить делать то, чего Я не хочу". Однако очевидно, что желания и поступки человека имеют свои границы, обусловленные природными силами или интересами других людей. В США состоялся суд над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Диалектический подход : нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна, она всегда связана с необходимостью и возможностью. Представим, что индивид достиг абсолютной свободы. Став таким свободным, человек начнёт понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. Э.Фромм в книге "Бегство от свободы" показывает, что, устранив все формы зависимости, человек в конце концов остаётся наедине со своей индивидуальной "самостью". Исчезает природа, общество. Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но зато делали его близким определённому кругу людей, связывали его с определёнными вещами. Люди не вольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выбирает, исходя лишь из желания человека, а воля, которая опираясь на разум, выбирает с соответствии с объективной необходимостью.
Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Мера свободы личности определяется конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, а также уровнем развития способностей личности, уровнем культуры, пониманием перспектив осуществления своих целей и меры ответственности. Свобода складывается из познанной необходимости .познанной возможности , из выбора возможности в соответствии со своими интересами, из выбора наиболее эффективных средств для осуществления такой возможности. Свобода связана с ответственностью личности перед самим собой, другими людьми, обществом. Если, к примеру, врач упустил возможность излечения больного, который из-за небрежности врача стал инвалидом, то он должен нести за это ответственность. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Можно выделить две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции , субъект действия несёт ответственность за его последствия. Как носитель ответственности субъект должен быть самостоятельным и свободным. Он должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве "винтика". Субъект действия должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Этика ответственности - это этика поступка. Субъект конструирует свои действия, характер этих действий не задан изначально.
Неклассическая концепция ответственности применима там, где субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть последствия своих действий. Субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Можно сказать, что классическая концепция больше соответствует понятию абсолютной свободы, а неклассическая - свободному обществу, с требованиями которого приходится считаться каждому. Неклассическая концепция насыщена проблемными аспектами, которые ждут своего разрешения. Один из них - проблема разделения ответственности. В современном обществе с его высокой рискоёмкостью нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности.
8 . Проблема свободы - одна из основных в философии. Поиск путей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограничений, которые выходят за рамки естественной необходимости самосохранения общества, являются значительным завоеваниемфилософии разума.
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является концепция Н.А.Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Свобода не есть только выбор возможности, свобода есть творчество , созидание нового. "Творчество, - пишет Бердяев, - не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира". Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит. В творчестве человек равен богу, а бог абсолютно свободен.
Среди современных концепций свободы наибольшее распространение получила экзистенциалистская. Экзистенциалисты считают, что стандартизация и бюрократизация всех сфер жизнедеятельности, влияние средств массовой информации порождают тенденцию кобезличиванию человека. Изображая социальные связи и устремления людей как не подлинные и деструктивные, они противопоставляют им абсолютизированную, "автономную" свободу внутреннего действия, возможность человека внутренне соотноситься с самим собой (саморефлексию), призывают доверять только голосу своей совести - без учёта общественных норм и объективных критериев выбираемых индивидом ценностей. По их мнению "истинным" выбором будет не выбор чего-либо имеющего объективный характер, не выбор между добром и злом, а выбор своей самости, самого себя; только такой выбор приводит, якобы, человека к утверждению своей единственности и неповторимости. Кроме того выбор наступает в виде "прыжка в неизвестное", т.е. некий иррациональный акт. "Свободный" выбор человека, по их мнению, заранее предопределён внутренней необходимостью, т.е. некой фатальной, мистической силой внутри человека, толкающей его на тот или иной выбор. Следовательно, человек сам выбирает свою сущность (в сознании) независимо от окружающей его действительности. Таким образом, экзистенциолистская трактовка свободы сводится к призыву "освободиться от всего общественного, "внешнего".
Одним из аспектов, форм проявления человеческой свободы является способность человека преобразовывать окружающий его мир, его способность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает ещё на досоциальном уровне эволюции материи. В этом смысле свобода может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне движения.
Современный человек связывает улучшение жизни с прогрессом научного познания. Однако разработка научных классификаций и определений, попытки рационально организовать жизнь с целью ею максимального продления, поставить под контроль труд и развлечение, деторождение и наслаждение, образование и воспитание – всё это означает расширение поля приложения власти, манипулирующей жизнью.
Развитие личности невозможно без преодоления всех её форм отчуждения от общества. Отчуждение - это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с её результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение - это в определённой мере фетишизация результатов деятельности человека. Отчуждённый человек становится рабом произведённых им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается её творческое содержание. Основные причины отчуждения: - тотальное распространение частной собственности; - всевластие бюрократии; - социальное неравенство и эксплуатация. "Снять" отчуждение можно только в таком обществе, где в полной мере осуществляются все права и свободы личности (право на труд, на образование, медицинское обслуживание и т.д.).
В современном мире значительно возрастает феномен игры, что обусловлено, с одной стороны, увеличением свободного времени, а с другой - отягощённостью жизни трудом, властью, различными потребностями, влечениями. Игра - это своеобразное бегство из обыденного мира, где господствует насилие, жёсткая регламентация поведения, тяжкий труд и гнёт установленных моральных ценностей. Игра выполняет в основном компенсаторную функцию. В иллюзорной форме игры человек стремится достичь успеха, признания, власти, богатства. Но игра, которая всегда присутствовала в культуре, сейчас начинает приобретать какой-то двойственный характер. Это происходит потому, что не игра объемлет жизнь, а напротив, всё чего человек лишён в жизни, переходит в игру. Даже будучи зрителем, а не участником различных состязаний, человек не освобождается от своих "слишком человеческих" забот и страстей, а, наоборот, реализует их в иллюзорно-компенсативной форме.
С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей
1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.
3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.
С8 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке
ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,
перепишите содержание высказывания, а затем дайте
развернутый ответ.
Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу
поднятой проблемы. В ответе следует использовать
соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь
на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,
привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)
2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое
«как». (Ф.Ницше)
3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)
4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое
можно понять только в длительном процессе его развития. В
любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может
стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)
ОТВЕТЫ
Уровень А
№ задания | ответ |
Часть 2. Уровень В
№ задания | ответ |
деятельность | |
творчество | |
В;Б;А | |
потребности | |
цель | |
1,2,4 | |
1-А;2-Б;3-В | |
1,2,4 | |
Б;А;В | |
д),е) | |
2,5 | |
В;А;Б;В;А | |
мотивы | |
2,4,5 | |
БААБ | |
ВАБВ | |
1,4,6,9 | |
личность | |
навыки | |
умения | |
1)биологический, 2)личность, 3)общественной | |
Талантом | |
1,2 | |
нравственный выбор | |
смысл жизни | |
В;Б;А;Е;Г;Д | |
А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е | |
В;Г;Б;А | |
1,5 | |
2,4 | |
3,4,7,8,9 | |
2,3,4 |
Часть 3. Уровень С.
С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение;
развитая кисть руки;
сложноорганизованный мозг;
возможность видеть в трех измерениях;
пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.
СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек - существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.
С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей - биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.
С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.
1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.
Могут быть приведены и другие примеры.
С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.
Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.
Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).