В философском наследия Г.-В.-Ф. Гегеля нет никакой работы, полностью посвященной проблемам этики. Однако вся его философская система в определенном смысле была этикой, поскольку раскрывала становления абсолютного духа (конечного звена развития духа), который реализует самопознания абсолютной идеи. А как конкретное единство личности, общества и смысла абсолютный дух является сознательной бесконечной и беспрепятственной самотворчество. По его убеждению, процесс самопознания абсолютной идеи заключается в получении духом свободы, а путь к ней должна указать человеку философия.
По Гегелю, свобода человека является следствием всей предыдущей истории человечества. В его философии этическая проблематика, которая часто сводилась к индивидуальным нравственных исканий, предстает в социально-исторической плоскости. Мыслителя интересует прежде всего движение всемирной истории, преодолевает противоречия нравственного сознания, приводит к торжеству разума и справедливости на земле.
Г.-В.-Ф. Гегель считал современную ему эпоху воплощением гармонии личности и общества, примирение принципов индивидуализма и коллективизма. Согласно его этика была моральным оправданием тогдашних грандиозных социально-исторических перемен. В ней историческая необходимость отождествлялась с деятельностью Божественного разума, объективирует себя во внешних формах общественной жизни. Поэтому утверждение Гегеля, "что разумное, то действительное, и действительно, то разумно" имеет и этический смысл. Согласно ему разум обьективував себя во внешних формах общественной жизни, действительность приобрела одухотворения, благодаря чему положен конец дуализма (лат двойственный, двойной) сущего и должного, действительного и разумного, мира и Бога. История совершила «план провидения", и святой дух, по убеждениям философа, воплотился в социальных учреждениях тогдашней немецкой государства. Объективной основой этого рассуждения были преимущества буржуазного общества над феодальным, которое он считал "варварством и неправовым беспределом.
Отказавшись от размышлений об абстрактных этические принципы, чем в основном занимались его предшественники, Г.-В.-Ф. Гегель сконцентрировал внимание на социальных формах, в которых происходит нравственная деятельность человека. Мораль буржуазного общества, по его мнению, имеет конкретно-исторический характер, ее определяют практические отношения "гражданского общества": индивидов, семьи и государства. В отличие от Канта, которому принадлежит идея абстрактного всеобщего служения человечеству и категорического императива, он обосновал понятие "обязанности", в котором оказываются моменты всеобщего, особенного и единичного в их органическом единстве. Государство воплощает момент всеобщего, "гражданское общество" (сфера экономических отношений) - особого, семья - единичного. Добропорядочный гражданин, по убеждению философа, должен быть образцовым семьянином, исполнительным работником, законопослушным подданным государства.
В каждой из своих работ Г.-В.-Ф. Гегель анализировал нравственные проблемы: в ранних произведениях и в "Феноменологии духа" критиковал этические системы своих предшественников; в работах по логике доказывал эффективность диалектического метода при анализе категорий этики. Кроме того, много внимания уделял проблемам этики в лекциях по истории философии. Только осмыслив его наследие "Философия права", можно получить целостное представление об этической концепции Гегеля.
Она, в частности, охватывает экономические, политические, правовые, семейные и другие отношения. Все они толкуются как моменты объективного духа - загальнородового человеческого духа, составляет основу жизни и деятельности всех индивидов (индивидуальных сознаний). Он является второй фазой самопознания абсолютного духа (первой - субъективный дух). Формой самореализации абсолютного духа на последней фазе его развития является нравственность, которую философ считал субстанцией и движущей силой всех материальных и духовных общественных отношений.
Итак, этика Г.-В.-Ф. Гегеля признает объективную закономерность развития нравственности, обусловленность нравственной жизни и поведения индивида совокупности общественно-исторических отношений, кроме того, показывает диалектическая взаимосвязь морали с правом, экономикой и политикой.
На взгляд Гегеля, этика (ее он отождествлял с философией права) дает достоверные знания только о прошлом. Она может быть наукой, если избавится субъективизма и волюнтаризма, признает зависимость права и морали от конкретно-исторических обстоятельств.
Главной философ считал проблему свободы воли. По его утверждениям, нравственность определяется мировым духом - духовной силой, которая мыслится как принцип всего сущего. Его основным свойством и целью Есть самопознания, и означает свободу, поскольку она заключается в познании необходимости и разумности, которые скрываются за случайностью. Свобода воли, по Г.-В.-Ф. Гегелем, - основа всех видов гражданской свободы: политической, религиозной, нравственной и др. Он опроверг все концепции, в которых категории "свобода" и "необходимость" исключают друг друга. Эти категории, по его мнению, наоборот, находятся в диалектической взаимосвязи: свобода заключается в познании исторической необходимости, благодаря чему она (свобода) становится содержательной и действительной, одновременно необходимость является предпосылкой свободы, ее (необходимость) можно достичь лишь с помощью понятийного мышления, иначе она слепой роковой силой по отношению к человеку. Мышление и воля также находятся во взаимосвязи. Человек имеет свободу воли только потому, что понятийное мышление указывает ей, что не следует стремиться и как действовать, чтобы желаемое стало достижимым.
Свобода воли, по Г.-В.-Ф. Гегелем, преодолевает три стадии развития: естественную свободу, произвол и разумную волю. Естественной свободой наделены дети и необразованные люди. ей свойственны безграничность и неопределенность влечений, желаний, склонностей относительно чувственных предметов. Она является возможностью, а не действительностью свободы. Кроме того, такая воля единичная и субъективная, выступает как непосредственное, чувственное созерцание. Это заставляет человека в процессе "самотворения" выходить за пределы первой стадии свободной воли и переходить ко второй стадии - беспредел. Здесь воля выступает как способность отдельного человека свободно выбирать из многих внешних обстоятельств, намерений, влечений, желаний какую одно обстоятельство или желание и предоставлять им преимущество. Беспредел выше стадией, чем естественная свобода, поскольку в нем присутствует свобода выбора. Однако оно выступает как формальная свобода: содержанием произвола является случайно выбранные индивидом внешние обстоятельства или внутренние поезда, которые легко можно заменить другими случайными обстоятельствами и поездами. Итак, произвол - это только иллюзия свободы, поскольку оно детерминируется неразумно необходимостью, а случайностью. Его считают свободой, если пользуются представлениями, а не понятийным мышлением. Беспредел - точка зрения не научной этики, а пробабилизма ((лат. Probabilis - вероятный) - нравственный принцип, согласно которому, объясняя поступок, следует руководствоваться той интерпретацией, что выглядит вероятной и приемлемой), который объявляет основой моральных поступков людей не необходимость, а вероятность.
Беспредел преодолевается на третьей стадии развития человеческой воли благодаря разумной воли, которая является свободным не только по форме (как произвола), но и по содержанию. Она выступает как осознание разумности, необходимости действительности.
По Г.-В.-Ф. Гегелем, индивидуальная воля является проявлением всеобщей общественной воли и должна подчиняться ей. Только в обществе и благодаря обществу человек творит себя, преодолевает свое естественное состояние и средствами образования и воспитания развивает и совершенствует свободную волю.
Обосновывая три стадии развития человеческой свободы воли, Гегель различал три стадии развития объективного понятия "свобода". Будучи "душой всей действительности", всеобщее объективное понятие «свобода» (Гегель считал категорию "свобода" первичной, а действительность - вторичной) в процессе саморазвития реализуется в субъективной человеческой воли, которой философ считал право. При этом Гегель различал "право" в широком смысле как наличное бытие свободы и "право" в узком смысле - как юридическое право. Абстрактное (формальное) право, мораль и нравственность он рассматривал как три стадии развития понятия "свобода". Абстрактным правом, на его взгляд, является первая стадия развития понятия "свобода воли". Сфера абстрактного права охватывает внешнее бытие свободы человека, своевольно реализует во внешнем мире свою единичную свободу. Свободным личностью может быть только тот индивид, который имеет частную собственность на вещи внешнего мира: "... только в собственности лицо выступает как разум". При общественной собственности индивид не имеет свободы. Морально справедлива только неравенство частной собственности, принадлежащей отдельным индивидам.
Это мнение Гегель обосновал фактами из истории человечества. С основной категории абстрактного права, то есть "частной собственности" он методом дедукции вывел все другие категории первой части своей этики: "договор", "ложь", "наказание".
Сущность договора заключается в том, что лица, которые присоединяются к нему, должны признать и уважать частную собственность других, признать такое положение вещей наличным бытием самостоятельной воли договаривающихся, и выразить при этом добровольное желание передавать вещи другому лицу через куплю-продажу, деревянные и тому подобное. Основой для договора является тот факт, что лицо произвольно вкладывает свою волю в вещь. Так же произвольно она может "добывать" ее из вещи, отчуждать от себя и передавать свою собственность другому человеку. Это способен сделать и другой индивид со своей собственностью. Итак, посредниками в системе волевых связей между личностями, которые живут в обществе, есть вещи. Ни семейные связи, ни государство, по Гегелю, нельзя свести к понятию "договор", поскольку это опорочили бы семейные отношения, теоретически оправдало бы социальную смуту.
Только благодаря договору, считал философ, возможно существование общества частных владельцев, то есть личностей, которые реализуют через вещи и их обмен собственную свободу воли во внешнем мире. Поэтому для обеспечения свободы в социальной действительности необходима не только частная собственность, но и договорно-обменные отношения. Так происходит переход случайной стороны частной собственности, выступает как произвол направленной на вещь единичной воли индивида, в необходимую ей сторону, что выражается в договоре, отношениях обмена между частными собственниками.
В договоре, по Гегелю, лица установили всеобщую волю, сохранив при этом произвола своих особых свобод. Отсюда следует возможность лжи, то есть нарушение договора, отрицание произволом особой свободы, реализованной в договоре как всеобщая воля. Неправда как особое право лица кажется, на первый взгляд, проявлением сущности права, но на самом деле она является видимостью, которую необходимо преодолеть, возразить действительным правом. Г.-В.-Ф. Гегель различал три вида лжи: простодушная неправда, обман и преступление. Если простодушную неправду можно преодолеть убеждением, то обман и преступление - принуждением и наказанием. В то же время он беспокоился об уважении достоинства личности, поскольку человек является целью в себе.
Будучи диалектиком, Гегель считал достойной внимания проблему исторического развития морали. Признавал необходимость и правомерность насильственных действий, направленных на уничтожение существующего, "признанного" права и введения прогрессивных преобразований, в частности новых нравственных норм. Людей, способных на это, он называл героями, чья воля есть наличным бытием (правом) субстанциональной (неизменной) воли всемирного духа. А это право выше любого существующего права как наличного бытия человеческой свободы. К тому же не все существующее действительно действительным, а следовательно, и разумным. Правда, по его словам, герои были только в эпоху нецивилизованного состояния общества.
Моралью Г.-В.-Ф. Гегель считал вторую стадию развития понятия "свобода". Сфера морали занимает внутренний аспект свободы воли человека - субъективные убеждения, мотивы поведения, цели и намерения. Если в сфере абстрактного права человек рассматривалась как личность, реализует свою волю во внешних вещах, то в морали она представлена как субъект, внутренне свободно определяет свои моральные и аморальные действия. Кроме того, если абстрактное право считает, что поведение человека обусловлено внешней принудительной силой государственного закона, то мораль - внутренними моментами его свободы воли. Гегель отождествляет мораль с внутренними убеждениями человека как особого субъекта, которые порождают как добродетельные, так и аморальные действия. Она выше, конкретной и истинно, стадией развития свободы воли индивида, чем абстрактное право, поскольку опосредованное всем предшествующим развитием свободы воли на стадии абстрактного права.
Мораль является истиной абстрактного права. Каждая ее стадия включает в себя противоположности: умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. Умысел - единичное желание свободы человека, касается только одного формального пункта ее поступка. Истиной единичного есть особое, то есть то определенное всеобщее, которое конкретно содержится в единичном. Проявление нравственной воли особого субъекта в непосредственном наличном бытии Г.-В.-Ф. Гегель называл поступком, а поступок, который совпадает с предыдущим умыслом особой свободы человека, - виной. К вины не принадлежат неадекватные умысла последствия активной деятельности воли человека, вызванные случайным воздействием внешних факторов. Моральную ответственность человек несет только за вину, но не за действия, предпринятые вследствие отсутствия знаний. Поэтому Эдипа, по мнению Гегеля, нельзя морально обвинять в отцеубийстве, поскольку он не знал, что Лай его отец.
Если категории "умысел" и "вина" касаются только наличного бытия деятельности особой воли человека, то субстанциональное аспект и цель этого наличного бытия фиксируются в категориях "намерение" и "благо". Сущностью истинного умысла является намерение, то есть всеобщее, которое конкретно содержится в умысле. Намерения присущие только свобидний субъективной воли мыслящего человека, способного понять диалектическое единство единичного и общего. Только она имеет право на намерение, в отличие от детей, идиотов и сумасшедших; они невменяемые в своих действиях. Намерение является лишь одним субстанциональным аспектом поступков человека, другой, содержательный их аспект, - благо. Человек как живое существо имеет. полное право считать целью своих поступков удовлетворения собственных потребностей, желаний, страстей. Реализацию этого права философ называл благом, а именно право - право блага. Благо необходимо моментом морали: без его реализации человек не может выполнить свой моральный долг. Кроме того, реализация блага необходима для сохранения ее жизни, является основным благом. Гегель обращал внимание на тождество и различие блага и счастья. Если счастье заключается в удовлетворении субъективных и своекорыстных поездов, порожденных произволом отдельного человека, субъективного духа, то благо связано с всеобщей субстанциональной волей, обязанностью объективного духа. В нем согласованы благо отдельного человека и благо общества. Именно это согласование позволяет подняться на третью, завершающую стадию морали - перейти от блага к добру.
По мнению Г.-В.-Ф. Гегеля, добро есть реализованной свободой, то есть объективным, общим, необходимо умным, реализуемого в субъективной воли людей. Оно выступает как сущность особой воли субъекта, вне его субъективная воля лишена нравственного содержания и цели. Чтобы приобрести конкретности, определенности, добро должно реализоваться в субъективной воли, иначе останется абстракцией. Провозгласив необходимость диалектического единства личностного и общественного в морали, Гегель предпочел общественной началу. Это дало ему основание сформулировать моральный долг, который заключается в том, что необходимо иметь понимание добра, делать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности. Каждый человек с помощью мышления стремится познать добро, за исключением умственно неполноценных, ленивых, а также тех, кто сознательно, по злым умыслом уклоняется от выполнения своего долга.
Совершенное познание добра и умение определять его мышлением Гегель назвал совестью, которая заключается в абсолютной уверенности мыслящего индивида в том, что он правильно познал добро, строго его придерживается в своих намерениях и неуклонно пользуется в деятельности. Реализовать добро можно только путем его объективации в обществе, отношениях между людьми. Настоящая совесть не признает обычаев народа и законов государства, которые не являются необходимыми и стали случайными, а потому неразумными и недействительными. На уровне морали совесть есть только формальностью, видимостью, видимость, поскольку основывается лишь на субъективном мнении и не может быть источником социального законодательства. Обязанность индивида заключается не в том, чтобы отступать в сферу внутреннего душевной жизни и избегать социальной действительности, наоборот, он должен слиться с коллективом, активно действовать в нем, подчиняясь обществу.
Оставаясь в пределах формальной субъективности, совесть нередко переходит из состояния добра к состоянию зла. Такой переход добра в зло и наоборот, возможен, поскольку они находятся в соотносительной неразделимости: "Зло, подобно добру, имеет, таким образом, своим источником волю, и последняя в своем понятии так же хороша, как и зла". Итак, определяющей противоположностью на стадии морали зло. Субъективистское понимание совести, добра и зла на этой стадии требует перехода к истинной совести, добра и других определений, которые смогли бы раскрыть объективную основу всех нравственных отношений. Речь идет о необходимости перехода от морали к морали.
Нравственность, по мнению Г.-В.-Ф. Гегеля, является высшей стадией развития объективного духа, истиной, сущностью права и морали. Он доказывал, что саморазвитие абсолютного духа реализуется в сознании, которая в абстрактном праве вынуждена придерживаться принципов и норм добра, подчиняясь силе внешнего, объективного принуждения, а в морали - поддаваясь силе внутреннего, субъективного поиска и убеждения. В нравственности разрыв внешнего и внутреннего, объективного и субъективного преодолевается, поэтому правовое и нравственное не могут существовать отдельно. Они должны иметь своим носителем и основой нравственного, поскольку праву не хватает момента субъективности, а мораль, наоборот, односторонняя, то есть характеризуется только субъективностью, поэтому оба момента сами по себе не является действительностью. Нравственность выступает как диалектическое единство всеобщей и единичной воли, где всеобщая воля выступает сущностью единичной. Поскольку нравственная идея является субстанцией всех индивидов, то общество - тотальностью, единым целым, а не простой суммой изолированных индивидов. Осознание индивидом нравственной субстанции как собственной сущности наполняет его чувством гордости за себя, заставляет свободно относиться к ее законов и сил как к необходимым обязанностей. Эти обязанности освобождают от субъективного произвола естественных влечений и абстрактной повинности, дают право на "утвердительный свободу", которая заключается в необходимости быть добродетельным, то есть действовать в соответствии с нравственным действительностью, всеобщему волей своего народа.
Моральностная действительность, жизнь народа осуществляется, по мнению Гегеля, в трех формах: нравственным отношениях семьи, гражданского общества и государства. Это утверждение содержит вероятность того, что нравственное начало присутствует не только в сфере общественного сознания, но и в сфере реальных общественных отношений. Первой из трех последовательных форм развития нравственности является семья - естественная, чувственная единство индивидов. Через дифференциацию семьи, соотношение разных семей и всеобщий умственный связь частных лиц нравственность поднимается до уровня гражданского общества. Нравственным дух достигает своего единства в форме государства как умного выражения сущности всех индивидов и примирения их противоречий.
В общем семью Г.-В.-Ф. Гегель считал необходимым социальным единением супругов и их детей, основанным на естественном чувстве взаимной любви и взаемодовирьи. Чтобы приобрести "интеллектуального и нравственного значения", половую любовь непременно должно быть оформлено как брак, который, однако, не сводится только к половым отношениям. Утверждение И. Канта, что брак является торговым контрактом между мужчиной и женщиной на взаимное пользование половыми органами, Гегель назвал недостойным. Особенно он критиковал романтиков, проповедовали любовь без брака, которую философ расценивал как абсолютную разврат. Не соглашался он и с Платоном, рекомендовал отменить систему семьи и брака. Досталось от философа и средневековой церкви за проповедь безбрачия как высшего морального состояния по сравнению с семейными узами. Он был убежден, что моральное любви в браке находится в тесной связи с правовыми и имущественными отношениями собственности и воспитанием детей. Кроме того, Г.-В.-Ф. Гегель защищал общественный долг родителей перед детьми, необходимость нравственного воспитания детей, взаимное согласование интересов членов семьи как единого органического целого, обязанность каждого бескорыстно беспокоиться о настоящем и будущем родных, соблюдать установленные обществом правовых и имущественных отношений. В то же время он отстаивал неограниченную свободу отца в семье, недооценивал роль женщины в обществе и др.
В общем Г.-В.-Ф. Гегелю благодаря диалектическому методу и историческом чутью удалось раскрыть многочисленные грани морали, которые оставались без внимания его предшественников. "Этика Гегеля, - утверждал Георгий Плеханов (1856-1918), - была большим шагом вперед, сделанным философом в сфере научного объяснения нравственного развития человечества".
Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений.
У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство. Он признаёт объективную закономерность развития нравственности в области духа, показывает связь с политикой и экономикой, социальными и религиозными отношениями. Однако Гегель провозглашает нравственность движущей пружиной всего общественного развития, поставив тем самым «на голову» все социальные отношения.
Необходимым условием и основой нравственности Гегель считает свободу воли. В своём диалектическом развитии она проходит три стадии: природную волю; произвол; разумную волю. Нравственная свобода есть познанная историческая необходимость. Индивидуальная воля должна подчиняться всеобщей, в конечном счёте – государству.
Все поступки людей имеют своими намерениями удовлетворение потребностей, склонностей, страстей. Удовлетворенные намерения он именует благом. Без реализации блага субъект не может исполнить свой моральный долг, который, по Гегелю, состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности». Добро представляет собой гармоничное, неразрывное единство личной, индивидуальной морали человека и общественного блага. Самое важное для человека – сохранение собственной жизни. Добро и зло диалектически взаимосвязаны. Диалектическим взаимодействием пронизаны и другие « категории» его этики – умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, счастье и долг. Истинная, а не формальная совесть, по Гегелю, является нравственным самоконтролем человека, направленным на реализацию добра и долга.
Много ценных мыслей высказал Гегель о нравственной сущности семьи и брака, однако утверждал главенство мужа и неравное положение женщины в быту. Гегель неправомерно пытался свести мораль к политическим требованиям государства, которое он призывал почитать и поддерживать.
В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например; подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели". Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика.
Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, по сути дела, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству.
Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества, показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. наполнить мораль социально значимым содержанием. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия духа Гегеля, для которой оказалось возможным "разглядеть" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагает "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т.е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разума.
В европейских философских теориях данного периода мораль всегда рассматривалась с двойственных позиций. Один ее полюс был представлен внутренним импульсом человека, маркером его сознания, которое в состоянии различать категории добра, зла. Т.е. моральность не была частью сферы человеческой практики. Иной ее полюс рисовал мораль в качестве общественных норм, особых предписаний, т.е. пришедших извне внутреннего мира правил, гарантирующих здоровье общества. Т.е. во втором случае мораль приобретала образ чего-то конкретно выработанного (привычки, обычаи, нравы), являясь частью исторического развития.
Социальная философия Г.В.Ф. Гегеля , представленная его основными трудами «Философия права» и «Философия истории», являет собой попытку отойти от традиционного для немецкой классики автономного понимания морали как таковой. Будучи величайшим диалектиком, Гегель тесно сплел понятия права и понятия этики. Вся его этическая доктрина исходит из правовой концепции и является неотъемлемой ее частью.
Право, как реализация свободы
Однако нельзя рассматривать теорию гегелевского права в отрыве от его исторической концепции. Социальность вкупе с историей, ее развитием — это сфера объективного духа. Сущностной характеристикой объективного духа у Гегеля выступает свобода. Чтобы раскрыть понятие свободы в гегелевском понимании, следует отметить, что у философа она имеет характер линейной системы, которая последовательно снисходит от большого к малому. Ее можно представить в такой схеме:
История мира → Государство → Общество → Семья → Личность
Общим принципом, удерживающим данные компоненты в одной системе, является свобода, как основа государства. Сама свобода находит свое раскрытие и реализацию в праве и через него. Т.о., согласно Гегелю, право выступает механизмом осуществления свободы. В мире нет ничего более высокого, более важного и основополагающего, чем право, которое являет собой совокупность законов. В силу этого свобода не понимается философом, как потенция вседозволенности, а является представителем осознанности человеческих действий. Сознание делает человека свободным, что демонстрирует знаменитая мысль философа о том, что поступающий разумно — поступает по закону.
Взаимоотношения личностей предполагают собой действие права субъективного в совокупности с моралью, где мораль и субъективное право есть представители множества производных законов человеческого сознания.
Три категории морально-правового поля
Чтобы раскрыть проблематику этически-правовой концепции немецкого философа, следует расчленить ее на главенствующие категории:
1. Право.
2. Мораль.
3. Нравственность.
Сами по себе они являются частью глобального процесса развития объективного духа. Главным вопросом к сущности права у Гегеля выступает порядок соотношения свободы личной к обществу, которое по сути может являться ее ограничителем. Воля, являющаяся свободным человеческим импульсом, имеет силу не только созидать, но и разрушать. Способность к созданию — человеческая осознанность — является связующим звеном между свободой и законом, личности с социумом, обществом.
Право должно выражать не только законность, справедливость, но и сама воля индивида. А в контексте права индивид желает обеспечить протекцию своих интересов, удовлетворить их. При этом он может осуществить это, выступив в качестве лица, став таковым, когда овладеет собственностью. Имея собственность, личность, став правовым лицом, проявляет разум ради собственных интересов. Т.о. Гегель заключил разумность человеческой свободы в правовой каркас.
Мораль и нравственность
Гегелевское право — это своеобразный протектор того индивидуального, что есть в личности, а мораль по отношению к нему — адекватность по отношению к всеобщему. Мораль призвана соотнести между собой индивидуальное и общее. Гегель выявляет, что если индивидуальный импульс идет в резонанс со всеобщим, то в таком случае воля индивида не является нормальной, адекватной, т.е. она лишена универсальности и общности.
При этом мораль не заключена лишь в пространстве мыслимого — она динамична в своем практическом применении. Т.е. мораль, движимая внутренним импульсом, находит свое выражение в поступках, действиях, принимаемых решениях внутри общества. Мораль требует к себе конкретики для обнаружения. В данном утверждении Гегель сильно опередил мысль своих современников, представив моральность в той форме, что привычна философам XXI в: возможность субъекта вынести оценку поступкам как своим, так и чужим, исходя из анализа основных этических категорий (ответственность, добро, справедливость, зло и т.д.).
Категория нравственности синтезирует между собой право и мораль , объединяя их в одно. Из этого видно, что нравственность у Гегеля не является синонимичной моральности категорией. Они четко разграничены между собой. Гегелевская нравственность выводит право и мораль в плоскость действенного, т.е. без нравственности право не имеет своей основы, т.е. не может существовать в действительности, а мораль замыкается сама на себе в мыслимом и не может получить своего продолжения в мире действительном, что противоречит ее сущности.
Сама основа нравственности и морали заложена в области объективного, которым выступает бытие. Ни одна из данных категорий не может быть видоизменена или извращена под влиянием субъективности человеческих мнений. В данном контексте можно сказать, что мораль и нравственность имеют на себе печать абсолютности. Но это не мешает им быть зеркалом индивидуального и общего соответственно.
Немецкий философ настаивает на том, что нравственно-моральные принципы могут существовать, действовать и осуществляться в человеческой жизни и истории. По его мнению, они не могут быль одними лишь идеальными константами — в таком качестве они бесполезны и далеки от практической жизни. Сочетая в себе абсолютное, нравственность и мораль должны быть действенны, должны использоваться в мире общественном, человеческом. Это главный антитезис Гегеля по отношению к кантовской концепции, которую он критикует.
Выводы и итоги
Г. Гегель совершил переворот в философской мысли своей эпохи. Его правовая концепция стала попыткой приземлить понятия права, закона, не превращая их в неосуществимые теории. Гегелевское право лишено абстракции в той степени, что мешала бы ему найти свое применение в действительности. Заключив право в сферу из морального и нравственного, он придал своей правовой схеме глубокую этическую окраску.
Мысль о способности свободы реализоваться через право дала толчок для дальнейших философских попыток найти пути развития этико-правовых концепций. Дальнейший отход от теоретико-умозрительных проектов в сторону практики значительно расширил практику философского поиска современников. Наполнив этику общественно-социальным содержанием, Гегель произвел переворот в философии не только права, но и этики. Органично соединив все три понятия между собой, немецкий философ раскрыл внутреннюю суть рассматриваемых категорий, исходя из их противоречивой природы.
Нет похожих страныц.
Все сказанное выше в определенной мере сможет повлиять на законотворческий процесс с пользой утверждения социально-приемлемого правового положения несовершеннолетних правонарушителей.
А.В. Егоров
Иркутский Государственный Университет Путей Сообщений г. Иркутск, Россия
СОВЕСТЬ В ВОЗЗРЕНИЯХ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
Гегель определяет место и роль совести в системе развития идеи, духа и понятий. Совесть как самосознание и самопознание объективного духа находит своё проявление в семье, обществе и государстве. Актуальность работы заключается в выявлении сооотношения понятий совести, добра, государства.
Проблему совести Гегель излагает в «Философии права». Логическое суждение Гегеля ведется от абстрактного к конкретному содержанию, где абстрактные формы как чисто логические «снимаются» более конкретными понятиями, где кажущийся первоначально нейтральным понятийный аппарат все более наполняется конкретным смыслом, выявляя определенную фи-лософско-нравственную позицию. Структурно - логическое исследование ведется в следующем порядке: в начале абстрактное право, затем моральность и далее нравственность. В свою очередь, нравственность включает: семью, гражданское общество и государство. Семья, общество, государство - это не только последовательность предметов исследования Гегелем, но и шкала их реальной ценности и объективной значимости.
Раскрывая структуру и функциональную сущность объективного духа, в разделе «Моральность» Гегель показывает соотношение совести и добра, анализирует диалектическую взаимосвязь понятий права, нравственности и государства, разграничивая категории «мораль» и «нравственность». К морали Гегель относит внутренний, частный мир личности, она характеризует личную позицию индивида. Это «область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям» .
Что это за явление, объективный дух? По системе Гегеля объективный дух - это определенный этап развития сознания, самопознания, выявляя себя как мышление. Объективный дух есть особая сфера со своим смыслом и содержанием. Со ступени объективного духа начинается проблематика философии права, морали и, в частности, проблема философии совести.
Философия совести, имеет своим предметом идею в образе объективного духа, способного развертываться в мире человеческих правовых отношений. Сфера объективного духа предстает как идеальная социальная картина. Право, добро и совесть находят свое реальное проявление в семье, в гражданском обществе и государстве, выявляя себя в должных общественных отношениях и в отношениях совести.
Субстанцией духа, по Гегелю, является свобода идеи. Её начальной формой является субъективный дух. Субъективный дух - это индивидуальный человеческий дух, обладающий душой, сознанием и волей. Субъективный дух свободен лишь в отношении к себе, в отношении же к некоему другому он еще не свободен. Субъективный дух свободен в себе, но не для себя. Когда же дух свободен в себе и для себя- это уже объективный дух, тут свобода приобретает впервые форму объективной реальности, форму наличного бытия. Здесь дух выходит из формы своей субъективности, познает внешнюю реальность благодаря свободе, развиваясь далее, дух поднимается на ступень объективного духа.
В «Феноменологии духа» Гегель показывает путь развития духа и его постижение своего содержания, раскрывая диалектическое развитие понятий. Предметом духа является описание
поступательного шествия идеи, мышления от самой низшей его формы - чувственной достоверности и до абсолютного знания.
Исходным пунктом этого движения является обычное сознание индивидуума. На первоначальной ступени своего развития сознание находится вместе с реальными предметами, то есть Гегель различает наличие субъекта и противостоящих ему объектов. На последней ступени, в абсолютном знании уже исчезает различие субъекта и объекта, уступая место их тождеству, образуя их синтез. Все явления рассматриваются в становлении и во взаимосвязях. Гегель излагает идею как нечто исторически развивающееся в своей целостности. Она «... есть истина понятия свободы» .
Все явления, по Гегелю, это стадии развития изначально-целостной идеи, которой свойственно неотъемлемое мышление. Дух, как идея начинает свое развитие с субъективного духа, далее переходит в объективный дух и заканчивает свою эволюцию в абсолютном духе. Дух, наделенный сознанием, способный мыслить, есть форма проявления идеи.
Мышление, по Гегелю, - это способ существования идеи. В феноменологии духа Гегель показывает ступени развития сознания: от субъективной, чувственной непосредственности к самосознанию и от него к абсолютному знанию. Процесс развития сознания протекает таким образом. Вначале сознание противостоит предмету, или миру как нечто отличительное от него. Здесь сознание движется от исходного пункта - естественного своего состояния, оно воспринимает всю прошедшую историю в зеркале индивидуального развития. Затем сознание постигает свою общественную природу и поднимается до осмысления сущности истории. Гегель подчеркивает, что история представляет собой результат совместной деятельности индивидов. Здесь сознание начинает осознавать себя как участника исторических событий. Но как участник этих событий, сознание еще не поднимается до понимания прошедшей истории, до научного знания. Далее, сознание, поднимаясь до научного обобщения, должно дать оценку и изложить научно все пройденные этапы истории, все фазы исторического развития. Отдельными этапами на этом пути являются искусство, религия и философия.
На первом этапе идея, еще не обладающая самосознанием и не знающая себя, представлена в её логических определениях - предикатах. На данном уровне идея не имеет никакого содержания, кроме того, что принадлежит самому мышлению и им порождается. Находясь в лоне чистой мысли, идея порождает категории. Идея, по своей сущности, представляет единство понятия и реальности, это мыслящая субстанция, она находится в единстве с действительным миром, и которая в абсолютном духе завершает самопознание. Сознание, пребывая на ступени объективного духа осмысливает понятие «совесть».
Совесть Гегель относит к форме объективного духа. Добро и совесть - это один из разделов моральности. Совесть раскрывается через понятия «добро» и «долг». «Добро, по Гегелю, ... - это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира». Через развитие понятия «добро» Гегель подводит нас к понятию совести. Что есть добро? 1) «добро есть для меня как волящего особенная воля, и я знаю его, . особенность добра как бесконечной для себя сущей субъективности. Это внутреннее определение добра есть совесть» . Гегель рассматривает совесть как святое, данное человеку, как сущая субъективность, как суд. «Совесть как единство субъективного знания и того, что есть в себе и для себя, - это святыня, посягать на которую было бы святотатством».
Нравственность как воплощение единства идеи и воления находит свою защиту в праве и выступает как живое добро. «Единство субъективного и объективного в себе и для себя сущего добра есть нравственность». Гегель утверждает совесть в подтексте добра. Добро, как субстанция права и государства есть свобода субъекта. Добро и совесть- это формы объективного духа. На этой ступени дух находит свое проявление в морально-нравственной сфере, познает себя в форме совести.
«Совесть - это глубочайшее внутреннее одиночество, пребывание с самим собой, в котором исчезает все внешнее и всякая ограниченность, полное уединение в себе самом. Человек в качестве совести уже не скован целями особенности, и совесть его тем самым - высокая точка зрения, точка зрения современного мира, который впервые дошел до этого сознания, до этого погружения в себя» . Если религия и право есть, по Гегелю, нечто внешнее, добровольно навязывающее, то «. совесть знает саму себя как мышление и то, что это мое мышле-
ние единственно обязательное для меня» . Совесть - это мое проявление свободы мышления.
Быть нравственным означает творить добро, противостоять злу. Государство - это воплощение добра и оно должно совершаться, но следует знать, что цель добра не будет достигнута в полной мере, потому как это - идеальная цель мира. «Если бы она была реализована, если бы субъект стал нравствен, то субъективность отпала бы, добро имело бы силу от природы, и отпала бы также свобода субъекта; субъект свободен только в борьбе» . По всей вероятности отпала бы и совесть.
Совесть как внутренний регулятор поведения может проявляться только в развертывании свободы, только в свободе индивида, в его свободном волении. Совесть как форма самосознания объективного духа распространяется на семью, общество и государство, но она ограничена только рамками процесса мышления. Дух постоянно стремится к самопознанию, имея способность перевоплощаться в разные по значимости стадии.
Совесть - это свойство объективного духа, который не может существовать без индивидов, без их действий, и в этом Гегель видит активную, деятельную природу самого духа. Сам индивид есть мыслящее существо, устремления которого должны быть пронизаны содержанием добра и долга. Объективный дух не может проявляться без субъективного духа, и путь его идет ко все более глубокому осознанию понятия свободы.
Совесть, по Гегелю, - это объективный акт, связанный с государственным мышлением добра и ведущий к знанию абсолютного добра. Добро и совесть у Гегеля совпадают в абсолютном духе и являются регулятивной идеей для человека, общества и государства.
Сегодня актуально, чтобы мышление добра было дополнено волением и его творением. Добро должно быть действенным. Необходимость и настоятельность времени - это освоение общечеловеческой культуры и профессиональных знаний. Проявление совести нуждается не только во внутренней, но и во внешней свободе, и в их гармонии.
НЕГАНОВ ФАНИЛЬ МИДХАТОВИЧ, ХАЗИЕВ ЗИЯ АНВАРОВИЧ - 2015 г.
Главнейшую черту кантовской этики - его идею об абсолютной автономии морали попытался переосмыслить Гегель.
Место немецкого философа Г. Гегеля в истории этики не столь значительно, как в истории философии в целом. Однако тот решительный шаг вперед, который он сделал по сравнению с Кантом, - переход от этики доброй воли к этике социально содержательной деятельности, исторически значимых поступков - был абсолютно необходим для возникновения историко-материалистической теории морали. Ранние гегелевские рукописи развивают моральную концепцию, существенно отличную от соответствующих воззрений в произведениях, в которых излагается развитая система философа.
Гегель характеризует христианство как моральную религию, полагая, что мистерии ее не должны быть устраняемы разумом. Мораль, подчеркивает он, следует выводить не из трактатов о разуме, а из собственного сердца, как это делали Спиноза, Шефтсбери, Руссо, Кант. Сердце отражает объективную красоту, если человек постигает свою зависимость от природы и понимает, что всякого рода осложнения политической и гражданской жизни, неравенство в формах жизни и благах лишь увеличивают убогость бытия, усиливают ощущение неблагополучия.
В своем понятии эмоционального субъекта Гегель развивает теорию отчуждения, а в ее рамках осуществляет антропологическое преодоление религии. Гегель обосновывал моральную суверенность личности. Если ее источником будет некий внешний объект, то возникает позитивно-апологетическая мораль. Если же источник морали суть мы сами, то возникает живая мораль, начинается возвышение конечной жизни к бесконечной. Гегель подходит к интерпретации религии как отчуждения морали. Он задается вопросом: почему для морали недостаточно человеческого примера и нужна божественная санкция? Объяснение он видит в ложном противопоставлении природы и духа, в силу которого человек может приобщиться к духу только через посредство бога. Идея святости была приписана особому чуждому существу, и стало казаться, что добродетели можно достигнуть "лишь окольным путем через веру". Идея святости и моральное совершенство составляют часть нашего существа, и, персонифицировав их, мы еще не приобщились к ним. Само их возведение в самостоятельную сущность является выражением человеческой неполноты.
Гегель никогда не придавал этике самодовлеющего значения, и в его философской системе нет специального раздела, посвященного философии морали. Моральность и нравственность рассматриваются им в "Философии права" как этапы становления объективного духа, т.е. формообразований общественной жизни.
Однако можно говорить и о том, что вся его система наполнена этическим содержанием, так как раскрывает сущность становления абсолютной идеи, которая и есть свободное самоосуществление идеи высшего добра. Философия, по Гегелю, должна способствовать пониманию того, "что действительный мир таков, каким он должен быть, что истинное добро, всеобщий божественный разум являются и силой, способной осуществить себя". Это самоосуществление и происходит в процессе исторического развития общества.
Поэтому главной заслугой Гегеля можно считать то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества. В своей системе Гегель абсолютизировал и универсализировал Разум как сущность и смысл всей действительности, что означало в его понимании признание и обоснование идеи закономерного и необходимого прогрессивного развития общества, включающего и разрешение проблемы совпадения действительности и идеала. Гегель постарался показать, что мучившая всю предшествующую философию проблема соотношения того, что как бы есть, существует в наличном эмпирическом бытии, попирая все человеческие надежды и идеалы добра и разума, и то, что, должно быть, разрешается не в потустороннем мире, а в историческом процессе.
Ибо, по Гегелю, разум есть не нечто случайное, существующее в отдельных головах, где побольше, где поменьше. Это есть "субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие. Разум есть бесконечная мощь, потому что разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом, долженствованием и существовать лишь вне действительности, неведомо где, в головах некоторых людей".
Этическая максима Гегеля звучит так: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Это положение великого философа реакционные силы пытались истолковать в том смысле, что существующее в мире зло должно быть признано необходимым атрибутом бытия, с которым остается только смириться. Однако Гегель сам неоднократно подчеркивал, что у него вовсе не все, что существует, является действительным. Действительно только то, что необходимо, закономерно и именно в этом смысле разумно, в то время как то, что утратило свой необходимый характер, стало неразумным, достойно гибели.
Немецкий поэт Гейне утверждал, что Гегель сам однажды так переформулировал это свое положение: "Все, что разумно, должно быть".
Соответственно этому подходу рациональным зерном гегелевской философии этики является вывод о том, что научное постижение повелительно-оценочного отношения человека к действительности, в том числе морали, познание и обоснование моральных ценностей оказывается возможным только для науки, исторически ориентированной по отношению к своему предмету.
Этика, стоящая на социально-исторических позициях, призвана не конструировать, не изобретать "должное", "идеал", "ценности", "назначение и смысл жизни", а выводить их содержание из анализа общественно-исторического процесса.
Только на этом пути оказывается возможным преодоление присущего всей предшествующей этике порока морализаторства, т. е. изобретения и проповедования ценностей, бессильных влиять на жизнь и изменять ее.