1)Над вещами, нужными нам для счастья, властны и судьба,и обстоятельства, и другие люди – повторим мы вслед за древнимифилософами. (2)Тут и соперники, и случайности, и болезни. (3)Иногда от насзависит мало, а иногда и вовсе ничего не зависит. (4)Землетрясение,наводнение, пожар – и ты нищий. (5)Неожиданно возникший конкурент – иты без работы или без места в сборной. (6)Война, кризис, преступлениеподчиненного – и прощай карьера. (7)Только денег подкопил, толькоразмечтался о новой квартире… (8)Комнаты просторные, на потолкелепнина. (9)Полы с подогревом. (10)В кухне посудомоечная машина…(11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни.(12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностейи случайностей ты хочешь застраховаться. (13)Тем больше забот, которыеусложняют жизнь. (14)Крутишься как белка в колесе. (15)Работа, дом,срочные выплаты, страховки, деловые связи, поддержание имиджа,самоконтроль в поведении... (16)Однако счастья, которое планировалось, ненаступает. (17)Ведь зачастую в такой кутерьме некогда ощутить себясчастливым!(18)Зато никто не может нам отдать приказ думать и чувствовать не так, аиначе. (19)В чем наименее властны другие люди и внешние обстоятельства –в нашем внутреннем мире, подчиненном только нам самим. (20)Никто незапретит мне любить те вещи, что я люблю. (21)Вот как я всегда относился кчему-то, так я к этому и отношусь, и ничего вы со мной не сделаете. (22)Сам-то я со своими чувствами всегда при себе.(23)Допустим, засадили человека в камеру-одиночку. (24)Наказали?(25)Ничего подобного! (26)Да он, может, всю жизнь мечтал, чтобы егооставили в покое! (27)К гастрономии он равнодушен, открытыепространства его пугают, много двигаться не любит, от яркого светаглаза болят. (28)Службу ненавидит. (29)А здесь питание, режим, жена непилит, дети не теребят … (30)Дают бумагу и ручку, писать разрешаютсколько влезет. (31)Чего ему еще?! (32)Он, может, всю жизнь хотел книгиписать! (33)Наслаждается всеми условиями для творчества и спокойнойжизни.(34)Ведь и такое, согласитесь, теоретически вполне возможно. (35)Чемменьше внешних вещей человеку нужно для счастья, тем легче ему бытьсчастливым. (36)Ни зависти, ни конкуренции, ни изматывающей гонки вборьбе за жизнь. (37)Счастье-то – это твое внутреннее состояние, а не вещи ипортреты в газетах.(38)Так, может быть, надо обратить взор внутрь себя и устремить усилияне к внешним вещам, над которыми часто не властен, а к внутреннемусостоянию. (39)К такому, когда даже при малом ты счастлив. (40)Это надежнее, вернее, здесь твоя воля и власть больше, она максимальна.(По М. И. Веллеру*)
Показать текст целиком
Понятие счастья индивидуально. Кто-то мечтает о тихой и спокойной жизни, другие - о богатстве и славе. Но лишь одно объединяет всех - стремление к обретению своего, пусть даде небольшого, счастья.
Однако современному обществу свойственна подмена жизненных целей и ценностей. Таким образом, человек не понимает, что же действительно нужно ему для истинного счастья. С чем связано обретение счастья? Именно этим вопросом задаётся М.И. Веллер, современный русский прозаик, драматург, публицист, ставя перед читателями проблему счастья.
Данная проблема является особенно актуальной в наши дни, когда многие люди трудятся, не покладая рук, но, к сожалению, не знают, чего именно хотят от жизни. Из-за этого и получается, что большое количество человек не осознаёт, что могло бы сделать их счастливее.
Часть 1 Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Столетия ученые-египтологи пытались выяснить существует ли какая-нибудь закономерность в расположении великих пирамид Египта, а если существует, то какая. (2)Однажды инженер Роберт Бьювел который долго жил в Египте и интересовался загадками пирамид, увидел по телевизору карту звездного неба, на которой был изображен Млечный путь и созвездие Ориона. (3)….. инженер понял: расположение пирамид относительно Нила полностью повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) Египтологи всего мира долго не могли раскрыть тайну расположения древних пирамид. 2) Роберт Бьювел раскрыл одну из тайн пирамид, догадавшись, что их расположение повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути. 3) Много лет было неизвестно, существует ли какая-нибудь закономерность в расположении пирамид на землях Древнего Египта. 4) Древние пирамиды Египта раскрыли свои бесчисленные тайны современным ученым. 5)Увидев по телевизору карту звездного неба, Бьювел понял, что расположение пирамид Египта повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. однако таким образом это потому что хотя
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара носок шестьюдесятью годами обеих сестёр узаконивать постройку пара чулок Ответ: ___________________________. 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Книги знакомят и дают некоторое представление о жизни русского общества того времени. Б) Никто из тех, кто находится вне этой комнаты, не услышат ни звука. В) Одним из знаменитых учёных двадцатого века, оказавшим значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр. Г) Накануне премьеры «Обручение в монастыре» − оперы Сергея Прокофьева − мы спорили о подробностях сюжета. Д) Согласно древней легенды именно эдельвейс вырос на крови прикованного к скале Прометея. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. Прил..гается Благосл..вить Эксп..римент Обм..кнуть Прик..сновение Ответ:____________________ 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. И вот решилась Авдотья идти в монастырь. Продала свои сто душ и столько же оставле(1)ых ей мужем, шесть лет жила на послушании, пять лет как постриже(2)а в монахини, половину капитала отдала монастырю, остальное – родстве(3)икам покойного мужа. Ответ: ___________________________. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) К вечеру руки ноги плечи ныли и тосковали по отдыху. 2) Там были нарциссы и тюльпаны анютины глазки и незабудки георгины и астры. 3) Нам обещали увлекательное путешествие по заповедному Красному берегу цветущим степям и предгорьям Крыма. 4) Гончаров стремится изобразить национальную сущность русского человека и его природные свойства. 5) Луна поднималась и освещала дорогу поле и дома спящей деревни. Ответ: ___________________________. 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых Симонов (1) выудив из межоконья плавленый сыр или обрезки ветчины (2) ставил пластинку и начинал свой холостяцкий пир (3) на аккуратно расстеленной (4) газете. Ответ: ___________________________. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Поэзия в творчестве Ф. Сологуба (1) по мнению критиков (2) играет важную роль и (3) без сомнения (4) наряду с романом «Мелкий бес» составляет наиболее ценную часть творческого наследия автора. Ответ: ___________________________. 18. в предложении должны стоять запятые. Небольшой дом (1) рассказать (2) о котором (3) я считаю своим долгом (4) стоял на другой стороне озера. Ответ: ___________________________. 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. У Алёшки было необычайно развито воображение (1) и (2) когда мы вместе читали одну и ту же книгу (3) он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё. Ответ: ___________________________. надежнее, вернее, здесь твоя воля и власть больше, она максимальна. (По М. И. Веллеру*) *Михаил Иосифович Веллер (род. в 1948 г.)– современный русский прозаик, драматург, публицист.
20. Какое высказывание соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Вопрос о счастье невозможно рассматривать без обращения к проблеме нравственного долга и смысла жизни. 2) Удачное стечение внешних обстоятельств жизни позволяет каждому человеку обрести душевный покой. 3) Богатство, успехи в профессиональной деятельности являются непременными условиями для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым. 4) Человеческие ценности и убеждения наименее всего зависят от внешних обстоятельств. 5) Счастье человека не исчисляется материальными благами.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. Какое из утверждений является ошибочным? 1) В предложениях 8–10 представлено описание. 2) В предложениях 18–22 представлено повествование. 3) Предложения 4–6 разъясняют суждение, высказанное в предложении 3 текста. 4) В предложениях 23–31 представлено рассуждение. 5) В предложениях 38-40 представлено повествование. Ответ:______________
22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова. Ответ:_________________________________
23. Среди предложений 15–21 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________. 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1) Расположить (1 зн.) и Расположиться (1 зн.). Заняться расположением книг на полках. Место расположения отряда. 2) Район размещения войск. Вторгнуться в р. противника. Подойти вплотную к вражескому расположению. 3) Порядок или способ размещения чего-л. Получить квартиру с удобным расположением комнат. Изменить р. мебели в интерьере. Тематическое р. фотографий в альбоме. 4) (к кому-чему). Хорошее, благоприятное отношение к кому-л.; симпатия. Проявлять особенное р. к кому-л. Сердечное, искреннее р. Чувствовать, испытывать р. Заметить чье-л. р. 5) обычно с опр. Внутреннее психическое состояние, настроение. Проснуться в хорошем расположении духа. Пребывать в плохом расположении духа. Нет расположения читать. Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. нЕдуг избалОванный слИвовый вручИт (медаль) дремОта Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер. Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для КОМФОРТНОГО состояния пилота. Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ дисциплине. Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников. Наш посёлок славится своим СТЕКОЛЬНЫМ производством. Ответ: ___________________________. 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. ра…цепить, ..дание пр…карманить, пр..милый от…граться, пост…нфарктный с…ёжиться, ин…екция вз..мать, под..грать Ответ: ___________________________. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. сирен…вый позвяк…вать задумч...вый диков...нка талантл..вый Ответ: ___________________________. 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. Зала..вший Закле..вший Застел..шь Дремл..шь Вынес..шь Ответ: ___________________________. 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (Не)знавшая поражений эскадра Ушакова завоевала неприступную крепость Корфу, очистила Ионические острова, Неаполь и Мальту от французских полчищ. Александр прошёл мимо, (не)сказав ни слова. В цветнике высокие стебли полыни смотрятся (не)обыкновенно эффектно. Механизм взаимодействия обоняния с другими системами восприятия до сих пор до конца (не)раскрыт. На столе лежало ещё (НЕ)отправленное письмо. Ответ: ___________________________. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (НЕ)СМОТРЯ на то что сотрудников (В)ПОПЫХАХ забыли оповестить о произошедших переменах, всё прошло благополучно. ЧТО(БЫ) ни случилось, родители всегда придут ему на помощь – в этом Максимка был уверен, (ОТ)ТОГО легко пошёл на риск. Алексей всё ТАК(ЖЕ) часто воспоминал о доме, и в этих своих воспоминаниях он (ПО)НАСТОЯЩЕМУ отдыхал душой. Они пошли дальше (ПО)ДВОЕ, и Бритоголовый, оглядываясь, всё видел (В)ДАЛИ голубоватый огонь. Ответ: ___________________________. Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25. (1)Над вещами, нужными нам для счастья, властны и судьба, и обстоятельства, и другие люди – повторим мы вслед за древними философами. (2)Тут и соперники, и случайности, и болезни. (3)Иногда от нас зависит мало, а иногда и вовсе ничего не зависит. (4)Землетрясение, наводнение, пожар – и ты нищий. (5)Неожиданно возникший конкурент – и ты без работы или без места в сборной. (6)Война, кризис, преступление подчиненного – и прощай карьера. (7)Только денег подкопил, только размечтался о новой квартире… (8)Комнаты просторные, на потолке лепнина. (9)Полы с подогревом. (10)В кухне посудомоечная машина… (11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни. (12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей и случайностей ты хочешь застраховаться. (13)Тем больше забот, которые усложняют жизнь. (14)Крутишься как белка в колесе. (15)Работа, дом, срочные выплаты, страховки, деловые связи, поддержание имиджа, самоконтроль в поведении... (16)Однако счастья, которое планировалось, не наступает. (17)Ведь зачастую в такой кутерьме некогда ощутить себя счастливым! (18)Зато никто не может нам отдать приказ думать и чувствовать не так, а иначе. (19)В чем наименее властны другие люди и внешние обстоятельства – в нашем внутреннем мире, подчиненном только нам самим. (20)Никто не запретит мне любить те вещи, что я люблю. (21)Вот как я всегда относился к чему-то, так я к этому и отношусь, и ничего вы со мной не сделаете. (22)Сам- то я со своими чувствами всегда при себе. (23)Допустим, засадили человека в камеру-одиночку. (24)Наказали? (25)Ничего подобного! (26)Да он, может, всю жизнь мечтал, чтобы его оставили в покое! (27)К гастрономии он равнодушен, открытые пространства его пугают, много двигаться не любит, от яркого света глаза болят. (28)Службу ненавидит. (29)А здесь питание, режим, жена не пилит, дети не теребят … (30)Дают бумагу и ручку, писать разрешают сколько влезет. (31)Чего ему еще?! (32)Он, может, всю жизнь хотел книги писать! (33)Наслаждается всеми условиями для творчества и спокойной жизни. (34)Ведь и такое, согласитесь, теоретически вполне возможно. (35)Чем меньше внешних вещей человеку нужно для счастья, тем легче ему быть счастливым. (36)Ни зависти, ни конкуренции, ни изматывающей гонки в борьбе за жизнь. (37)Счастье-то – это твое внутреннее состояние, а не вещи и портреты в газетах. (38)Так, может быть, надо обратить взор внутрь себя и устремить усилия не к внешним вещам, над которыми часто не властен, а к внутреннему состоянию. (39)К такому, когда даже при малом ты счастлив. (40)Это 24. Размышляя над философской проблемой, М. Веллер использует целый арсенал приемов острой публицистической полемики. В синтаксисе текста встречается__________ (предложения 12–13, 38–39), присутствует целый ряд __________ (предложения 17, 26, 32). Среди лексических средств выразительности отметим сочетание________ «шарах» (предложение 11), «пилит» (предложение 29) и_______: «властны» (предложение 1), «земное» (предложение 12), «устремить» (предложение 38). 1) разговорная и просторечная лексика 2) синтаксический параллелизм 3) фразеологизм(-ы) 4) эпитет(-ы) 5) риторическое(-ие)восклицание(-я) 6) ряд(-ы)однородных членов 7) парцелляция 8) книжное(-ые)слово(-а) 9) вопросительное (-ые)предложение(-я)(риторический(-е)вопрос(-ы)) Ответ: А
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Школьные тетрадки, заношенные джинсы, давно ненужные и запылившиеся плееры и телефоны. По мнению психологов, все, чем мы не пользуемся дольше года, автоматически превращается в хлам. Который, между прочим, программирует нас на бедность. Но так ли просто избавиться от барахла?
сайт нашло пять причин, которые заставляют нас хранить старые вещи, и выяснило, как заставить себя разобрать домашние завалы.
1. Потому что мы привыкли быть бережливыми
Платье вышло из моды? Порвались любимые кеды? Сломался ноутбук? Примерно 88 процентов россиян не умеют расставаться со старыми и ненужными вещами. Мы храним одежду и обувь, журналы и книги, игрушки, открытки, технику и еще много всего такого, чем совсем не пользуемся.
Патологическая бережливость, уверяют эксперты, у русских в крови. Нашим бабушкам и дедушкам, выросшим в военные и послевоенные годы, тяжело выбрасывать вещи – из-за пережитой бедности и страха остаться ни с чем они всю жизнь откладывают всякую всячину на "черный день". Отсюда – бесконечные пятилитровые банки, пакеты в пакетах, сломанные лыжи и прочий хлам, по сей день аккуратно складируемый нашими соотечественниками на балконах, антресолях и дачах.
Конечно, быть бережливым хорошо, но все же, когда в следующий раз будете отправлять на задворки шкафа или балкона дырявые свитера, треснувшие тарелки и остатки ламината, задумайтесь: не превращаетесь ли вы в гоголевского Плюшкина?
Силлогомания , патологическое накопительство, или синдром Плюшкина – это расстройство, при котором человек испытывает страсть к собиранию и хранению вещей. Одежда, книги, домашняя утварь и прочие предметы при этом не используются, а только копятся.
Выбросить хлам (даже самый мелкий) человеку, страдающему силлогоманией, удается с трудом. Иногда вообще не удается – слишком уж трепетно относится к своему барахлу.
Северные народы, находящиеся в неблагоприятных климатических условиях, склонны к определенному виду вещизма: мы запасаем еду. Это традиция, от которой столетиями зависело благополучие наших предков во время долгой зимы. Так что даже сейчас мы, потомки, чувствуем себя комфортнее, если холодильник забит пельменями и прочими продуктами длительного срока хранения.
Кроме того, у нашей страны непростая история: на протяжении XX века миллионы семей страдали от голода и бедности. Это сказывается до сих пор: нам сложнее выкинуть вещи, особенно еду. К примеру, США никогда не участвовали в оборонительных войнах на своей территории, у них другая история, поэтому и отношение к вещам более легкое: купил – надоело – выкинул. А нам страшно.
Между тем вещизм может быть как проявлением особенностей характера, так и психической патологией. Грань тонкая, но в любом случае некорректно говорить о том, что вещизм ведет к психологическому нездоровью. Ведь нельзя сказать, что тошнота – причина отравления. Наоборот, отравление приводит к тошноте.
Ирина Соловьева
психолог
2. Потому что они обязательно когда-нибудь пригодятся
Неудобные туфли на высоком каблуке, джинсы "когда я похудею" и пять старых "раскладушек" на случай, если iPhone сломается. Мы не выбрасываем десятки отживших свое вещей только потому, что упорно надеемся когда-нибудь снова ими воспользоваться.
На самом деле, похудев, вы скорее купите новые джинсы, чем наденете те, что несколько лет провалялись на дальней полке шкафа, – они к тому времени могут банально выйти из моды. А туфлям, приобретенным только из-за красоты, наверняка найдется не менее привлекательная, зато удобная альтернатива. Не обманывайте себя: вещи, которые не используются годами, уже никогда не станут нужны.
То же самое относится и к книгам. Если у вас на полке пылятся многотомник Маркса и Большая советская энциклопедия, читать которые вы не собираетесь, лучше отнесите их в библиотеку. Не стоит захламлять дом, если у вас нет специального помещения для книг: храните только те издания, которые нравится перечитывать и которые нужны для работы и учебы.
Кстати, психологи утверждают, что привязанность к старым вещам программирует нас на бедность. Позволяя себе оставить на "черный день" порванную кофточку, вы моментально приближаете его наступление – допуская, что такой день настанет и вам действительно придется ходить в драном пуловере.
Вообще, хорошо раз в месяц взять и посмотреть на то, что вас окружает, – одежду, какие-то книги, записки. Нужно понять, насколько все это необходимо именно сейчас: подпитывают эти вещи вашу самооценку или нет.
Наверняка в шкафу найдутся такие вещи, которые не подходят вам в данный момент, не соотносятся с вашей личностью. Какие-то из них вы, может быть, купили, когда не очень хорошо себя чувствовали. Из-за каких-то вы уже "выросли". А может, у вас есть книги, которые свое уже отжили, отслужили. От всего этого нужно избавляться.
Ситуация, когда ты открываешь шкаф, а оттуда вываливается одежда, может доставлять психологические неудобства. Появляется такое ощущение, что у тебя много всего, но ничего особо нужного нет. Непонятно, чего хочется. Из-за этого могут возникать беспомощность, неуверенность.
Вера Радостная
психолог, арт-терапевт
3. Потому что они напоминают о прошлом
Тетради по русскому, дневники, записки, засохшие розы, старые билетики на концерты, самолеты и поезда – все это, конечно, хранит в себе множество историй. Подобные вещи олицетворяют целые эпохи нашей жизни – школьные годы, былые отношения, совершенные путешествия.
Нет ничего плохого в том, чтобы помнить о прошлом, – сложите милые сердцу бумаги и безделушки в коробку и уберите ее под кровать или на шкаф. Только не переусердствуйте: незачем хранить кучу футболок, оставленных бывшей девушкой, бесконечных плюшевых медведей "от поклонников" и десятки старых прописей и студенческих лекций.
Держать в шкафу клешеные джинсы, арафатку с шашечками и кроссовки DC тоже не имеет смысла. В конце концов, у вас наверняка остались фотографии тех времен, когда вы их надевали. Неужели так сильно хочется забивать квартиру вещами, которые уже отслужили свое?
Вещизм может сформироваться как попытка что-то в своей жизни удержать, сохранить. Например, он может развиться после потери близкого человека или в случае расставания. Или, может, стареющая женщина пытается таким образом удержать свою молодость – естественно, бессознательно.
В некоторых случаях с вещизмом можно разобраться самостоятельно. Главное – понять, что именно ты в такой символической форме пытаешься восполнить, чего тебе на самом деле не хватает. С чем на самом деле ты не хочешь расставаться. Следует все же найти в себе силы отпустить это из жизни. Если сделать это не получается самостоятельно, можно обратиться за психологической помощью.
Ирина Соловьева
психолог
4. Потому что кто-то когда-то их подарил
Многим доставляет настоящие мучения необходимость избавляться от вещей, некогда подаренных знакомыми. Громоздкая статуэтка Эйфелевой башни, аляповатая подставка под свечу, ремень, который вы никогда не надевали и не наденете... Вы вообще помните, кто и когда вам это дарил?
Не стесняйтесь очищать дом от подобных вещей: вряд ли близкий человек мог подарить то, чем вы никогда не будете пользоваться. А если друг был не близкий, то почему вы боитесь задеть – даже мысленно – его чувства?
5. Потому что их жалко
Да, этот маленький фарфоровый конь вам совсем не нужен. Но ведь он был куплен в год Лошади – то есть в ваш год! Наверняка фигурка приносит удачу. И вообще, разве крошечная безделушка занимает много места?
Подшивка журнала Cosmopolitan за 1992 год досталась от тети, а вот все номера "Сноба" за 2002-й вы собрали сами. Конечно, их нельзя выбрасывать: это ведь пыльное, но такое живое олицетворение ушедших дней. Вынести старенький деревянный стул тоже рука не поднимается. Именно сидя на нем, вы в студенческие года корпели над курсовыми и проводили бессонные преддипломные ночи. Жалко как-то.
Помните: всякий раз, отказываясь выбросить вещь, объективно ставшую ненужной, вы не позволяете себе обзавестись чем-то новым. Согласно китайской пословице, в жизни никогда не появится что-то новое, пока не уйдет что-то старое ("Старое не уйдет – новое не придет").
Кроме того, по мнению эзотериков и психологов, в вещах, которые лежат и не используются, копится негативная энергия, которая вызывает у обитателей захламленного дома апатию, лень и патологическую усталость. Ну и еще пыль, конечно (аллергикам быть Плюшкиными вообще противопоказано).
Если вы копите вещи и не используете их, то получается, что у энергии нет никакого выхода. Энергия циркулирует только тогда, когда вы что-то изучили и применили, купили и надели. Когда вещи просто лежат, они ничего не приносят.
От старых вещей необходимо избавляться потому, что у нас сразу появляется простор, свободное место. Свободное место, в свою очередь, притягивает что-то новое, с новой энергетикой.
Невозможно привлечь что-то новое, если привлекать физически некуда, если везде все забито, везде что-то лежит. Нужно что-то выбросить, чтобы впустить в жизнь что-то новое. По-другому никак.
Вера Радостная
психолог, арт-терапевт
Как узнать, скоро ли вас поглотят вещи?*
* Консультирует психолог Ирина Соловьева
- Если ваша страсть к собиранию вещей – это проявление психического расстройства, оно обязательно будет сопровождаться и другими тревожными симптомами. Например, неадекватным восприятием реальности, нарушениями памяти и внимания.
- Обратите внимание на масштаб, который принял вещизм. Может, он начал мешать вашей повседневной жизни? Может, вещи уже вытесняют вас из квартиры?
- Важно, что именно вы собираете. Допустим, нет ничего страшного, если механик или инженер коллекционирует детали, которые могут пригодиться ему в работе. Но зачастую, "подхватив" синдром Плюшкина, вы начинаете захламлять дом совершенно ненужными вещами.
- Задумайтесь, сложно ли вам расстаться с вещами – разобрать гардероб, отдать ненужные вещи в детдом или малоимущим? Если да, то пора бить тревогу.
- Помните, что люди пожилого возраста больше подвержены патологическому накопительству. В умеренных масштабах он для них даже нормален. Так что не нужно равняться на бабушку, которая не выбрасывает пластиковые коробочки от курицы, и дедушку, коллекционирующего пузырьки от закончившегося парфюма.
Как не стать заложником собственных вещей?
1. Разбирайте домашние завалы раз в месяц
Когда вы привыкнете избавляться от старых вещей и расставание с ними уже не будет казаться катастрофой, генеральные разборки можно будет проводить пореже.
2. Покупайте новые вещи только после того, как избавитесь от старых
Если вы приобретете новый комод, решив вынести старый "когда-нибудь потом", велика вероятность никогда не исполнить своего намерения.
3. Будьте критичны
Вытащите все из шкафов, с балкона, с антресолей. Отсортируйте вещи, постоянно задавая себе следующие вопросы: "Могу ли я без этого обойтись?", "Пользовался ли я этим в течение последних шести месяцев / года?", "Пригодится ли мне это в ближайшие полгода / год?".
4. Избавляйтесь от вещей постепенно
Разбирая, к примеру, старые детские игрушки, сначала оставьте дома только те, с которыми связано особенно много приятных воспоминаний. Потом переберите игрушки еще раз. Хорошо если в конце концов останется всего один-два милых сердцу зайчика или мишки. Остальные игрушки отдайте в детдом – там они нужнее, чем у вас на антресолях.
Игрушки обычно принимают в тех же пунктах, что и одежду, список мест можно найти .
5. Не делайте из дома склад неработающей или просто уже ненужной техники
Это вредно не только для морального, и физического здоровья. Оставьте один старый, но еще работающий мобильный телефон на случай, если действующий сломается. Всю остальную технику отнесите в специальные пункты приема электроприборов.
Список мест можно найти .
6. Особенно внимательно отнеситесь к разбору своей старой одежды
Хватит хранить джинсы, которые вышли из моды, или кофту, некогда сводившую с ума одноклассников и одноклассниц. Старая одежда, которая пылится в шкафу, может пригодиться еще кому-нибудь – сиротам, малоимущим, престарелым. Постирайте вещи, погладьте и отнесите в секонд-хенд или специальный пункт приема, откуда одежду отдадут в детдома или центры соцподдержки.
Список пунктов, где принимают одежду (естественно, не рваную, не грязную и не мятую), – .
7. Не переусердствуйте, избавляясь от вещей
Антикварная мебель, посуда, фронтовые письма от прадеда, старенькое пианино и работающий кассетный плеер, безусловно, недостойны оказаться на помойке. Ставшее ненужным пианино можно продать, антиквариат – приспособить под интерьер квартиры или дачи. С набором посуды или бокалов можно поступить так же, предварительно узнав его цену.
Самые странные вещи, которые хранят дома москвичи*
Часть ядерного реактора из Чернобыля и наконечник копья. К счастью, "кнопка" реактора "очищена" и не имеет радиационного фона.
Иннокентий : "Элемент ядерного реактора – подарок от человека, бывшего в Чернобыле. Сама штука находится на мнемосхеме щита реактора, но точное название никто не знает. Еще один артефакт – наконечник копья, найденный мною во время похода на Верхневолжские озера в 1980-х".
Рельса. Тимофей : "Эта штука – рельсовое скрепление. Она была найдена в районе платформы Матвеевское. Осталась от строительства железной дороги.
Я ее использую в качестве пресса, когда надо склеить какую-нибудь вещь".
Камень со стройки храма Христа Спасителя. Евлампия : "Когда я была маленькая, мы с родителями прогуливались мимо храма Христа Спасителя – тогда он еще строился. Когда мы проходили вдоль стройки, я отстала от родителей, забежала на нее, взяла там кусочек камня и побежала обратно к маме с папой".
Камень с Андреевского спуска . Агриппина : "Когда я была в Киеве, мы с друзьями пошли гулять на Андреевский спуск. Там продают всякий раритет, безделушки и украшения. Я покупала у одной женщины подвеску на шею, а ее маленькая дочь – ей было годика два с половиной - сказала, что продавать будет она. Я согласилась, отдала ей деньги, забрала пакетик с подвеской и вдогонку она подняла с земли кусок брусчатки – а он красивый такой, красный со слюдой какой-то – и сказала, что это "камень-желание", и она мне его дарит. Вот с тех пор он живет со мной".
Камень с Дворцовой площади . Вениамин : "Мы с другом впервые были в Питере, и уже достаточно навеселе, чтобы захотеть увезти с собой частичку города. Мы взяли и вытащили этот камень прямо на Дворцовой площади".
Фотолаборатория . Агафон : "Я не собираю всякий хлам на улице, у меня добра и дома хватает. Большинство вещей осталось от моего деда – фотолаборатория, редкие фото (в том числе Иосифа Сталина), древнее радио с кнопками "Будапешт", "Берлин", "Милан" и "Москва", морзянки и прочее.
Морзянки . Агафон : "Я пока не наводил должный порядок и периодически нахожу что-то новое – то монету для моей коллекции, то вообще совершенно непонятные для меня вещи, будоражащие воображение. Несмотря на то что чаще всего подобные раритеты выставляют на торги, я этим не буду заниматься. Все-таки эти вещи мне дороги как память".
* Имена респондентов изменены в целях конспирации.
Анна Теплицкая, Дмитрий Кокоулин
1Веллер М. Все о жизни. – С-Пб.: Пароль, 2005.
Человек приходит в этот мир, чтобы познать его. Познавая мир, человек познает себя. И неизбежно обращается к понятию счастья. Прежде всего, он находится в постоянном поиске собственного счастья, ведь его интересует он сам, собственные чувства и переживания. Человеку всегда много чего хочется: любви, здоровья, власти, финансового благополучия и пр. Если привести к общему знаменателю, то можно сказать: человеку хочется, чтобы ему было хорошо. Чтобы осуществить это «хорошо», человек занимается поиском счастья. Почему поиском, спросите вы? Потому что счастье вещь ускользающая, изменчивая. Как определить, сколько именно здоровья, успеха или денег надо для счастья именно этому конкретному человеку? Где эта мера? Кому арбуз, а кому свиной хрящик. Сегодня для меня, например, может быть счастьем победа в этом конкурсе. Но не факт, что я буду чувствовать тоже через месяц или через год. Более того, человек может получить все, чего желал, и все равно ощущать себя несчастным. Здесь можно вспомнить сюжет любой более или менее известной сказки (ну, например, о Царевне-Несмеяне). Почему, вполне заурядный, даже недалекий человек, вечно улыбается, всем доволен, а умному, предприимчивому - все не так, вечный поиск, прямо как в известной песне: «Был я смел и удачлив, но счастья не знал…» Вот о такой непростой, но неотъемлемой составляющей жизни человека, мне и хотелось бы поразмышлять на страницах своей исследовательской работы.
Актуальность
На наш взгляд, вопрос актуальности счастья имеет место быть всегда, во все времена и эпохи. Сущность счастья, его значение в человеческой жизни - все эти вопросы на протяжении столетий будоражат ум человека. Это его потребность - ощущать себя счастливым. Нужно помнить, что счастье человек испытывает посредством самого себя, он должен иметь эту способность - испытывать счастье. То есть, важно не то, что ты имеешь, а что испытываешь от этого, что это для тебя значит. Состояние счастья внутри тебя. Общаясь с близкими или интересными тебе людьми, мы зачастую интересуемся: счастлив ли ты? доволен ли своей жизнью? Человек всегда размышляет по поводу того, что ему нужно для счастья, так как жизнь как комплекс ощущений есть основа жизни как комплекса рассуждений. И в этом нет своевременной актуальности, эти позиции актуальны всегда и, скорее всего, таковыми и останутся. «Над вещами, нужными нам от жизни для счастья, властны и судьба, и обстоятельства, и другие люди» - вторим мы вслед великим философам.
Цель исследования:
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные положения философских школ и направлений постклассического периода античной философии (гедонизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм, скептицизм);
2. Дать собственную оценку каждому направлению, найдя черты сходства или различия с современной социокультурной ситуацией;
3. Проведя анализ, выявить собственную точку зрения на проблему счастья
Объект исследования:
Проблема счастья в жизни человека.
Предмет исследования:
Выявление форм и свойств в развитии категории счастье и его влияние на мировоззрение человека.
Степень изученности проблемы:
Практически каждый значимый философ обязательно касался в своих рассуждениях темы счастья: от древности до наших дней. Это, прежде всего, античные мыслители, которых мы берем для анализа - Эпикур, Диоген, Сенека, Марк Аврелий, Аристипп, Пиррон и пр. В эпоху средневековья счастье человека связывали конечно же с теоцентризмом, с божественной подключенностью к жизни человека - Аврелий Августин, Пьер Абеляр и пр. Эпоха Возрождения счастье понимает как возможность проявления творческой составляющей человека - Пико делла Мирандола, Николай Кузанский и пр. Новое время пытается найти естественнонаучную подоплеку и счастью в том числе - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и пр. В эпоху Просвещения французские философы посвящали проблеме счастья целые трактаты - Вольтер, Дени Дидро, Анри Гольбах и пр. Немецкие классики уделяли очень большое внимание личности человека и всем проявлениям этой личности - Иммануил Кант, Георг Гегель и пр. Практически все современные философские направления так или иначе обращаются к проблеме счастья человека - экзистенциализм, феноменология, психоанализ, постмодерн и пр.
Основная часть
На многие вопросы бытия человек не дано ответить: кто я? зачем и откуда пришел в этот мир? куда исчезну? что останется после меня? Наблюдая за миром вокруг себя, человек понимает, насколько хрупка человеческая жизнь. Но… почему-то из века в век ищет условия стабильности, точку опоры, и возможно ощущает это в момент счастья. Так что же это такое? Этот вопрос человек задавал себе очень давно. Прежде всего, мы должны вспомнить такие древнегреческие философские школы и направления, которые выводили на первый план понятие эвдемонии = счастья, как: гедонизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, кинизм.
Гедонисты (от др. греч. - «наслаждение», «удовольствие») обращаются к поиску счастья через удовольствия, полное удовлетворение желаний, скатываясь к удовлетворению самых низменных, первичных потребностей (еда, секс, сон и пр.) Я думаю, что это тупиковый путь. Очень интересно подобная ситуация в свеем апогее описана в произведении О.Хаксли «О дивный новый мир». В конечном счете, нас убивает то, что мы любим.
Эпикуреизм (от имени основоположника Эпикура) направлен на поиск счастья через покой (= энтелехию), а покой дается человеку через знание. Здесь можно провести такую аналогию: ребенок боится спать в темной комнате, так как не знает, что таится в темноте. Если включить свет и показать, что там нет никакого барабашки, то ребенок познает это, к нему придет покой и он счастливо уснет. Примерно так же рассуждают последователи эпикуреизма. Счастье через покой, покой через знание.
Школа киников (сегодня мы говорим циников) развивает наследие великого Сократа. Диоген и Антисфен голосовали за опрощение, аскетизм - и в этом видели обретение счастья. О! Как это актуально сегодня в эпоху тотального потребления! На самом деле человеку для ощущения счастья нужно не так уж и много. Сегодняшний мир демонстрирует тупиковость безостановочного потребления. Почему в самых экономически развитых странах такой высокий процент самоубийств? Почему не самый богатый человек может порой чувствовать себя намного счастливее, чем самый преуспевающий миллионер? Смысл цинизма еще и в том, что опрощение распространяется и на нравственную сторону бытия. Очень хорошо демонстрирует развитие цинизма в современном контексте некоторые профессии, например, врача или чиновника (например, доктор Быков из «Интернов» или его прототип из иностранного сериала - доктор Хаус).
Стоицизм - еще одно направление, которое поможет нам разобраться в вопросе счастья. Стоики настаивают на том, что мы не можем изменить окружающий мир, но мы можем возвыситься над ним, культивируя покой и терпение. Нужно жить согласно с природой и ориентироваться в своем поведении на добродетели: разумность, доблесть, справедливость и умеренность. Стоики - это те, кто стоически выносит удары судьбы. Ведь страдание, это то, что противоречит и мешает обретению счастья, но без них невозможна жизнь. Так вот счастье стоика в том, что он не желает никакого счастья. Ну как же сложно дойти до этого. А не приведет ли такое отношение к безразличию или апатии? Вот следующие вопросы, которые возникают у меня.
Есть еще одно направление эвдемонизма - скептицизм. Скептики вообще не нацелены на поиск истины, так как считают, что это очень изменчивая категория. Причину того или иного явления объяснить нельзя поэтому должны воздерживаться от любых суждений по этому поводу. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневаются в том, что говорится о нем.
В целом все эти философские школы можно причислить к течению эвдемонизма. Эвдемонизм признает критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. (Таблица 1)
Так как же мне найти это самое счастье, которого так хочется? На что опереться в поиске оного? Знание, аскетизм, сомнение, терпение или удовольствия - что может его дать? Наверное, всего понемногу. Но главное, на мой взгляд, в погоне за счастьем не разучиться прислушиваться к себе, ориентироваться на мнение близких, ценить интимные моменты, пытаться видеть прекрасное в обыденном. Мы не застрахованы от обид и ошибок, но как говорил Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним». Человек меняется сам, меняет мир вокруг себя, меняет жизнь. Сегодня мы ощущаем быстротечность момента как никакое другое поколение. Мы одновременно погружены в безграничную коммуникацию (Интернет, социальные сети и сообщества и пр.) и в то же время остро одиноки.
Заключение
И в качестве заключения мне хотелось бы привести фразу известного писателя Айн Рэнд: «Любой вид счастья - дело очень личное. Величайшие моменты в нашей жизни - очень интимны, мотивированы внутренне и неприкасаемы. Для нас свято и дорого то, что мы отказываемся с кем-либо разделить. Но теперь нас учат, что нужно выставить все личное на публичное обозрение и дать облапать всем» («Концепция эгоизма»). Это высказывание очень точно отражает мое понимание счастья. Поэтому я готова порассуждать на тему счастья, но никогда не смогу открыться до конца.
Таблица 1
Направление |
Представители |
Основные идеи и положения |
Отражение в сегодняшнем дне |
Гедонизм |
Аристипп |
Счастье в удовольствии и наслаждениях |
Современное общество потребления поддерживает эту позицию |
Эпикуреизм |
Счастье в познании и разумных ограничениях |
Современная наука построена на рационализме |
|
Скептицизм |
Пиррон, Секст Эмпирик |
Счастье в сомнении |
Мир разнообразен и противоречив |
Диоген, Антисфен |
Счастье в опрощении и аскетизме |
Сегодня имеет место скорее условный цинизм, проявляющийся в пренебрежении к вечным ценностям |
|
Стоицизм |
Сенека, Марк Аврелий |
Счастье в сближении с природой и терпении |
Современный человек не склонен себя ограничивать |
Библиографическая ссылка
Волохова А.Р. КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?! (ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФИИ И МИРОВОЗЗРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА) // Старт в науке. – 2017. – № 1. – С. 72-74;URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=540 (дата обращения: 24.01.2020).