Во II – X веках нашей эры в южной части Мексики и на территории нынешних Гватемалы, Гондураса и Белиза существовала весьма высокая и чрезвычайно своеобразная культура индейцев майя. Цивилизация майя представляла собой сеть городов-государств, большинство которых было разрушено в конце IX века. В XVI столетии культура майя была уничтожена испанскими колонизаторами, которые, искореняя местную религию, сожгли практически все рукописи, содержавшие и познания, и саму историю народа. Когда в XIX веке начали открывать развалины городов майя, были обнаружены и остатки колоссальных храмов-обсерваторий. Один из наиболее знаменитых городов майя, основанный в VIII столетии, Чичен-Ица (на севере Юкатана) представлял собой развалины уже ко времени испанцев. Но остатки его грандиозных культовых и астрономических сооружений (включая обсерваторию "Караколь") и сейчас поражают исследователей.
В найденных пока всего четырёх рукописях (так называемых кодексах) майя были обнаружены и восходящие к разным эпохам до нашей эры сведения об астрономических, космогонических и космологических знаниях и представлениях этого народа. Некоторая сумбурность сохранившихся астрономо-астрологических сведений может быть объяснена тем, что уцелевшие рукописи неполны, а главное, это в основном упрощённые сельские жреческие "справочники". Ряд текстов обнаружен также на каменных плитах-стелах.
К глубокой древности восходит поклонение майя, инков, ацтеков Солнцу и Луне. Жрецы на своих обсерваториях – площадках, располагавшихся на плоских вершинах грандиозных, в десятки метров высотой, ступенчатых пирамид, вели систематическое слежение за небом, полагая, что все явления на Земле и в государстве определяются его законами.
Особое внимание уделялось затмениям и перемещению подвижных светил – планет, которым приписывалось большое влияние на жизнь и дела людей и государства в целом. Жрецы майя по небесным светилам предсказывали счастливые или несчастливые дни для тех или иных действий не для отдельных лиц, а для определённых общественных слоёв или возрастных групп населения.
В результате систематических наблюдений жрецы-астрологи майя с довольно большой точностью определили синодические периоды всех известных планет. Особое внимание уделялось наблюдениям "Большой звезды" – Венеры (главным образом, в астрологических целях).
Помимо Венеры, особенно сильное влияние на людей, по представлениям майя, оказывали Луна и падающие звёзды.
У майя была принята 20-ричная система счёта, что отразилось и на структуре календаря. Другим, помимо 20, основным числом в астрономии и астрологии майя было число 13. Область неба, по которой среди звёзд проходило в течение года Солнце, майя разделили на 13 участков-созвездий ("Зодиак"): 1. – ?; 2. – ?; 3. Летучая мышь; 4. Лягушка; 5. Попугай; 6. Змей с хоботом; 7. Сова; 8. Скорпион; 9. Черепаха; 10. Гремучая змея; 11. – ?; 12. Ягуар; 13. Обезьяна.
Астрономическая основа классического календаря майя была непростой. Во-первых, это был солнечный тропический год (хааб). Он составлялся из 18 месяцев по 20 дней (360 дней), к которым прибавляли 5 лишних дней без названия для "смены власти основных богов". Майя знали о расхождении 365-дневного календарного года с истинным солнечным, для учёта чего вводили систему вставок дополнительных дней. Эта система давала длину года всего на 20 секунд меньше истинной (ошибка нашего григорианского календаря в полтора раза больше). Согласно исследованиям В.И.Кожанчикова, в календаре майя учитывались и синодические периоды движения всех пяти планет.
Кроме того, в астрологических целях майя использовали "короткий год" из 260 дней, основанный на уже упомянутых ключевых числах 13 и 20. Этот 260-дневный цикл (цолькин), составляющий уникальную особенность мезоамериканской астрологии, сформировался к 200 г. до нашей эры Существует несколько объяснений, почему был выделен именно такой цикл.
Во-первых, средний промежуток времени между зачатием и рождением человека составляет 266 дней,
и женщины майя по сей день связывают цолькин с периодом беременности.
Названия 18 месяцев года хааб майя
(по порядку рисунков в картинке)
поп во сип
соц сек шуль
яшкин мол чен
яш сак кех
мак канкин муан
паш кайяб кумху
Во-вторых, существует по крайней мере четыре небесных события, связанных с 260-дневным циклом:
– средний интервал времени между появлениями Венеры в качестве утренней или вечерней звезды составляет 263 дня;
– средний синодический период обращения Марса равен 780 дням, то есть ровно трём "коротким годам";
– средний промежуток времени между двумя последовательными половинами сезона затмений в 173.5 дня относится к цолькину как 3:2;
– небесный ритм, имеющий смысл только в тропических широтах, связан с промежутками времени, в течение которых полуденное Солнце в своей высшей точке находится на севере и на юге. Эти промежутки изменяются с широтой, однако на параллели 14.5° с.ш., что близко к положению великого майянского города Копан и доклассического города Исапа, годичный цикл чётко подразделяется таким образом на 105- и 260-дневный периоды.
За начало своего летосчисления майя принимали мифическую расчётную дату – 5 041 738 год до нашей эры Но свою хронологию они вели (в европейском счёте) с 3113 года до нашей эры Немалой загадкой является то, что майя в свою систему летосчисления вводили периоды, охватывающие колоссальные промежутки времени. У майя существовала целая иерархия периодов. Начиная с 1 кина (1 день) шли кратные 20 (за единственным исключением) периоды: виналь = 1 кин х 20; тун = 1 виналь х 18 = 360 кинов; к"атун = 20 тунов (около 20 лет); бактун = 20 к"атунов; пиктун = 20 бактунов... алав"тун = 64 миллионов лет! Кратность 20 нарушена один раз, для согласования счёта с реальным солнечным годом. Для чего вводились эти периоды и как рассчитывали майя нулевую дату своего летосчисления, остаётся пока неизвестным. Этот интерес цивилизации майя к особо большим числам и эпохам сближает их с натурфилософами Древней Индии.
Таким образом, майя применяли две календарные системы: длинный год, применявшийся в гражданской жизни, и короткий год из 260 дней, связанный с астрологией и религиозными обрядами. Длинный год делился на два вида. Год в 360 дней ("тун") применялся для особых целей, в быту же майя пользовались годом в 365 дней ("хааб"), состоявшим из 18 месяцев по 20 дней. Пять остальных дней ("дни без имени") помещались в конце года. Они считались роковыми. В коротким 260-дневном году ("цолькин") было 13 месяцев по 20 дней с неделями по 13 дней. Дни недели обозначались числами с 1 по 13. Существовала также 9-дневная неделя. Годы объединялись в циклы: 4-летний (в нём повторялись названия дней и числа месяцев) и 52-летний (комбинация хааба и цолькина, 365 х 52 = 260 х 73 = 18 980).
Согласно представлениям майя, вселенная, так же как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. За нижним "небом Луны" (богини Луны) следовало "небо звёзд и бога Земли", затем "небо Солнца и богини воды", а после него "небо Венеры и бога Солнца". Ещё выше располагалось "небо комет и богини любви". Шестое небо – "чёрное небо ночи и бога смерти", седьмое – "голубое небо дня и бога кукурузы". Над ним "небо бурь и бога дождя", а затем "белое небо бога ветров", "жёлтое небо Ум-цек" (то есть бога смерти) и "красное небо жертвоприношений". Предпоследнее небо было отдано богу зерна, а последнее, тринадцатое, связывалось с богом в виде Совы и в некоторых рукописях расшифровывается как принадлежащее тому, "кто владеет небом". В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели, враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит древо мировое , пронизывающее все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света, – четыре других: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Каждая цветная троица правила годом.
Астрология ацтеков
У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой
и Кецалькоатлем
и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу
должна закончиться страшными катаклизмами.
Каждые 52 года вселенная подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо значительными обрядами. Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении на четыре части света и центр. Над центром господствовал бог огня Шиутекутли. Восток считался страной изобилия и был посвящён Тлалоку и богу туч и звёзд Мишкоатлю. Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла. Запад имел благоприятное значение, так как служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кецалькоатля. Наконец, север был подвластен богу смерти Миктлантекутли. Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определённый бог) и на 9 преисподних. Ко времени испанского завоевания в пантеоне ацтеков существовала особая группа богов звёзд и планет: Тонатиу, бог Луны – Мецтли, Мишкоатль, бог планеты Венера – Тлауискальпантекутли, звёздных богов севера – Сенцон-Мимишкоа и др.
Ацтеки придавали особое внимание культу планеты Венера, связанную Кецалькоатлем. Одновременно утренняя звезда и вечернее светило, Венера была символом жизни и смерти. Ацтекские астрологи установили, что 8 годичных циклов Венеры соответствуют 5 солнечным годам. Каждые 65 солнечных лет (то есть 104 периода Венеры) 13-летний и 5-летний циклы совпадают, и это придаёт особую важность 65-летнему циклу.
Брюс Скофилд отмечает, что астрология индейцев Мезоамерики придавала интервалам времени такое же значение, какое в западной астрологии придаётся участкам пространства. Западный Зодиак, аспекты, дома – это всё пространственные элементы. В мезоамериканской системе интервалы времени, с сутками как основной единицей, имели такое же назначение.
Имеется 20 ключевых знаков, которые перемещаются в чёткой последовательности, управляя интервалами времени длительностью в 1 или 13 суток. 12 зодиакальных знаков западной астрологии соответствуют мезоамериканским деканам, набору знаков внутри знаков. Подобно Зодиаку, 20 ключевых знаков астрологии индейцев Мезоамерики архетипически описывают эволюционную последовательность. Небесные события и рождения людей интерпретировались согласно символизму интервалов времени, в которых они произошли.
20 знаков мезоамериканской астрологии объединены в пять групп по 4 знака. Важную роль в оценке знака играет его связь с определённой стороной света.
ВОСТОК | СЕВЕР | ЗАПАД | ЮГ |
1. Крокодил | 2. Ветер | 3. Дом | 4. Ящерица |
5. Змея | 6. Смерть | 7. Олень | 8. Кролик |
9. Вода | 10.Собака | 11.Обезьяна | 12.Трава |
13.Тростник | 1. Оцелот | 2. Орёл | 3. Гриф |
4. Движение | 5. Нож | 6. Дождь | 7. Цветок |
Каждый из этих знаков, называвшихся у ацтеков "тоналли", управляет одним днём в порядке, показанном выше (слева направо). Через 20 дней цикл таких "суточных знаков" повторяется. Каждые сутки имеют также свой номер – от 1 до 13, этот цикл идёт одновременно с 20-дневным (1- Крокодил, 2 – Ветер... 13 – Тростник, 1 – Оцелот... 7 – Цветок, 8 – Крокодил и т.д.). Знак, имеющий номер 1, считается управителем всей 13-дневки. 20 циклов этих тринадцати чисел, совпадающих с 13 циклами двадцати суточных знаков, образуют 260-дневный календарно-астрологический цикл, который у майя назывался "цолькин", а у ацтеков – "тональпоухалли". Таким образом, в 260-дневном цикле каждый день связан с суточным знаком и при этом входят в 13-дневный знак. Каждая из 20 групп по 13 дней начиналась с числа 1 и нового имени. В зависимости от первого дня каждая группа была благоприятной, неблагоприятной или нейтральной. Таким образом, в цикле было 260 различных сочетаний. Числа, содержащие семёрку, а также 10 и более, считались благоприятными, а девятка предвещала несчастья.
Суточный знак и 13-дневный знак являются фундаментальными понятиями Индейской астрологии и дают ключ к пониманию личности и к анализу небесных событий. В представлении ацтеков знак рождения каждого из людей предопределял всю его судьбу, а также его путь в иной мир. Роль астрологов была огромна, ведь никто не решался предпринять что-то важное,
предварительно не посовещавшись и не получив одобрения одного из специалистов,
которые одновременно выполняли роль учёных, психологов и жрецов.
Индейский гороскоп
Приведём несколько примеров. Рождённые в 1-й день Оцелота больше других подвержены риску попасть в плен и умереть на чужбине;
во 2-й день Кролика – предаться пьянству; 4-й день Собаки сулит новорождённому богатство. Восток был символом плодородия, а Север – наоборот, бесплодия,
Запад связывали с увяданием и смертью, у Юга отчётливо выраженных особенностей не было.
Название дня | Предсказание для родившегося в этот день | |
Майя | Ацтеки | |
Имиш (мировое древо) |
Крокодил | Бесчестный, похотливый грешник, самый скверный человек, нерешительный, сомневающийся |
Ик (ветер) |
Ветер | Очень похотливый, бесчестный человек, плоха его судьба |
Ак"баль (тьма) |
Дом | Жалкий плебей без будущего, бедный, охотник |
К"ан (игуана) |
Ящерица | Мастер на все руки, богатый, мудрый |
Чикчан (облачный змей) |
Змея | Огненная душа, убийца, плохая судьба |
Кими (гибель) |
Смерть | Очень плохая судьба, убийца |
Маник (поедание) |
Олень | Кровавы его когти, очень плохой |
Ламат (сияющая звезда) |
Кролик | Назойливый, пьяница, бесчестный болтун, сеятель раздоров |
Мулук (вода) |
Вода | Из огня его душа, плоха его судьба |
Ок (собака) |
Собака | Безрассудный, бестолковый, сеятель раздоров, прелюбодей |
Чуэн (ремесленник) |
Обезьяна | Искусный плотник и ткач, мастер на все руки, богатая жизнь, удача в делах, рассудительность |
Эб (туман) |
Трава | Богатый, его богатство – община, щедрый, не вздорный, очень хороший человек |
Бен (побеги сорняка) |
Тростник | Жалкий, бедный, плебей |
Иш (ягуар) |
Оцелот | Храбрый ягуар, кровавы его рот и когти, пожиратель мяса, убийца |
Мен (работа) |
Орёл | Мастер на все руки, очень хороший, заговорит скоро |
Киб (клевать) |
Гриф | Вор, характер охотника, храбрый, также убийца, плохая судьба, плохой |
Кабан (землетрясение) |
Движение | Мудрый и благоразумный торговец, пускатель крови и знахарь, хороший, рассудительный |
Эсанаб (кремниевый нож) |
Нож | Знахарь и пускатель крови, здоровый, храбрый |
Кавак (ненастье) |
Дождь | Благородный, очень мечтательный |
Ахау (владыка) |
Цветок | Богатый, благоразумный, храбрый, хороший |
Каждая 13-дневка также имеет своё астрологическое значение, определяемое по первому дню этого периода:
Крокодил
(1. Крокодил – 13. Тростник). У него не бывает конфликта между любовью и работой. Смельчак, но идёт к цели с холодной головой. Приносит счастье окружающим. Личное благополучие для него дорого. Излучает оптимизм и великодушие. Трогательно заботится о партнёре, иногда обожествляя его. Женщины – привлекательные существа,женственны, сочетают работу и семейную жизнь. Рядом с ними мужчина отдыхает от повседневности. Она хозяйка дома, склонна к работе в коллективе, имеет много друзей. Люди этого знака – все удачники, умеют обращаться с деньгами.
Оцелот
(1. Оцелот – 13. Смерть). Охотник, для него нет запрета. Изворотлив, природа наделила его многими способностями, с которыми другой бы достиг многого. Он ищет только своего счастья, удовольствия, не знает угрызений совести. Не любит всяческие обязанности как в любви, так и в работе. Это вольные, беззаботные натуры, которые всегда играют с любовью. Их обожают, они охотно испытывают себя в искусствах, часто с переменным успехом. Точность и аккуратность не являются их сильной стороной. Умеют, однако, скользить по жизни.
Олень
(1. Олень – 13. Дождь). Рога вам не грозят. Эти люди прут на стенку с умом, так как не терпят препятствий. Очень горды. За их темпераментом кроется робкая натура, страх перед обрывом счастья. Ревнивы, влюбляются стремительно и крепко. Ищут такой тип, который им будет поклоняться. Умеют обласкать партнёра. Счастливы в жизни. Им всегда нужен человек, готовый к услугам.
Цветок
(1. Цветок – 13. Трава). Эти люди – прирождённые художественные натуры: музыканты, писатели, специалисты в своём деле. У них весёлый нрав, они счастливы и довольны, даже если нет на то особых причин. Опасно их легкомыслие. Иногда заносчивы и могут оскорбить, обидеть. Выставляют свои заслуги, которые, правда, явны. Если что-то не удаётся сразу, то отступают. Поэтому они или вверху или внизу, но не посередине. Женщины жизнерадостны, любят танцевать, наслаждаться жизнью. Любят одеваться и умеют носить одежду со вкусом. Дельная и верная жена, если найдёт подходящего партнёра.
Тростник
(1. Тростник – 13. Змея). Знак, связанный с ветром. Люди этого знака – вспыльчивые, горячие натуры, внутренне обеспокоены, непостоянны и рассеянны. Они не могут где-то пустить корни. Авантюристы, открыватели, любят путешествия. Крупные ораторы, адвокаты. Любят громкие слова, с ними надо быть осмотрительным, потому что они созданы быть смутьянами и шпионами. Богатство не сыплется на них, но они умеют держаться на воде, иногда за счёт других. Тяжёлый партнёр, хотя может нравиться.
Смерть
(1. Смерть – 13. Нож). Рождённый под этим знаком – баловень судьбы. Жизнь в изобилии. Духовные и материальные богатства, уважение, почёт, но его боятся. Хотя он гостеприимный человек, который любит устраивать пирушки, но дарит свою милость и немилость по настроению. Опасно иметь в нём врага. Верность не сильная его сторона. Друзей мало, он капризен, властолюбив. Из несчастья может извлечь пользу. Должен заботиться о свём хрупком здоровье.
Дождь
(1. Дождь – 13. Обезьяна). Его дни находятся под влиянием грозных богинь – женщин, которые относятся к человеку завистливо. Человек этого знака должен быть изворотливым, чтобы завоевать место под солнцем. Он занимается магическими силами, волшебством, колдовством. Мужчины – бедовые парни, соблазнители, ищут только удовольствий. Женщины – беззаботные, непостоянные, ищут удовольствия и находят их. Они способны к коммерции, так как помимо хитрости имеют потрясающую устойчивость. Опасайтесь их языка, за это им не симпатизируют, но иногда уважают.
Трава
(1. Трава – 13. Ящерица). Ошибочно считают себя неудачниками. Нежные, ласковые, но иногда своей привязанностью душат. Мужчина – надёжный мастеровой "с двумя правыми руками". Женщина – знает много ремёсел, любит детей и жертвует собой ради них. Склонна к пессимизму. Моё и твоё – эти два понятия они не разделяют. Так, они как сороки собирают те сокровища, что им не принадлежат, чтобы радоваться им. Трения с соседями и друзьями.
Змея
(1. Змея – 13. Движение). Знак хороших матерей. Знает, как хорошо подойти к жизни с лёгкой стороны. Забывает часто о долге и обязанности. Ей благоприятствует судьба; карьера – по восходящей к благополучию. Поразительно ленива, может пасть; если это случится, то попадает на надёжное место, и дела пойдут лучше прежнего. Из состояния покоя не выведут даже долги, вина. Ценит чревоугодие, компанию. У неё много друзей, везде ей ради, она весельчак. В юности причиняет много забот, болеет, непослушна. Женщина-Змея ценится как умная сотрудница. В роли жены она надёжный товарищ, как мать выше других. Её роды лёгкие, она и здесь счастливчик.
Нож
(1. Нож – 13. Собака). Это счастливчики с большими способностями. Основные свойства – сила и проницательность. Большая физическая сила, работоспособность. Любят работать и поесть. Могут быть ведущими спортсменами. В любви чувство не является сильнейшей стороной, зато они сильны и изобретательны, плохо находят подход к партнёру. Умеют руководить. Человек этого знака – не средство для механической тяги. Сочетание жизненности с умом. Он прямолинеен и прост. В своей позиции неподкупен, его советы ценны. Нервы как стальной канат. Иногда педантичен. Всегда искренен и порядочен, баловень судьбы, которому всё удаётся.
Обезьяна
(1. Обезьяна – 13. Дом). Беззаботна, весела, легкомысленна. Если надо затратить труд для достижения богатства, она не будет к нему стремиться, так как боится регулярной работы. Её мечта в профессии: танцор, музыкант, певец. Любимое занятие – игра, мечта. Любит кокетство, но на неё невозможно обижаться. Верит сама в воздушные замки, которые сама и сломает. Любит детей, так как сама имеет много детской беззаботности. Людей этого знака любят в обществе. Они приносят хорошее настроение, но в принципе предрасположены к меланхолии. Много заботятся о здоровье. Но за это им не надо опасаться.
Ящерица
(1. Ящерица – 13. Гриф). Она – лучший партнёр. Связана с природой и физически очень ловка. Ненавидит бездеятельность и неподвижность. Всегда на свежем воздухе, поэтому у неё крепкое здоровье. Это садовники, лесники, крестьяне, т.е. "землепашцы" – крепко стоят на земле. Надёжно, с чувством долга исполняет свою работу. Даже лучше, чем требуется, легко переносит потери и поражения. В супружестве надёжна, даёт поддержку. С ней вы в безопасности, она владеет своими нервами. У неё всё идёт хорошо.
Движение
(1. Движение – 13. Вода). Любящий человек, не знает скуки, постоянно деятелен, его одолевают идеи и мысли. Энергичен. Не очень удобный партнёр в браке. Она – красивая, породистая женщина, её чувственное излучение без остатка разрушает мир мужчины. Он – беспощадный сорвиголова, знает свою силу. Всё, что они предпринимают, превращается вскоре в дым. Непостоянны, переменчивы, но могут войти в положение партнёра. Не любой ценой, но по-своему верны. После долгих поисков находят себе постоянного партнёра.
Собака
(1. Собака – 13. Ветер). Его любовь требует жертвы. Счастье падает неожиданно. Не ждёт чуда, не полагается на случай и уж тем более в любви. Умеет бороться за счастье, но делает это не как игрок, а как труженик. Умеет делать крупные дела, вести за собой. Создан быть режиссёром, дирижёром. У него чутьё к существенному, нужному. Верен и надёжен, если его жизнь не превратить в ад. Почти идеальный партнёр в супружестве, но "повенчан" крепко со своей профессией, поэтому может потерять партнёра. Понять его не очень легко. Чтобы его любить, нужно кое-чем жертвовать, что он, правда, щедро и великодушно оплатит. То, что дарят ему, возвращается сторицей назад.
Дом
(1. Дом – 13. Орёл). В любви человек этого знака не домашний. По природе игрок. Склонность к пессимизму, иногда есть на то причина. Играют страстно, в худшем случае рискуют всем, что имеют. Женщины общительны, разговорчивы, любят изливать сердце, ждут новых приключений. Любят страстно и жертвуют в любви всем. Нужна в партнёре твёрдая рука, которая поведёт людей, рождённых под этим знаком.
Гриф
(1. Гриф – 13. Кролик). Любят спокойную жизнь, верны. Обеспечена долгая жизнь. Дети сначала болеют, но живут долго. Не бегут за счастьем. Рассудительны, прирождённые учёные. Из любви делают проблему. Хотят обладать партнёром не только физически, но и его мыслями, хотя сами не любят, когда к ним лезут в душу. Очень верны, домашние, приветливые, но неразговорчивые, бережливые, но бывают щедрыми.
Вода
(1. Вода – 13. Крокодил). Любят в супружестве сюрпризы. Богиня (вода) очень изменчива, она каждый момент показывает новое лицо. Люди этого знака ни добрые, ни злые, ни бедные, ни богатые... Они часто находятся в противоречии с самими собой. Это нелёгкий партнёр, но чаще приносит приятные сюрпризы. Ими легко управлять, нельзя открыто их обижать. Они нежны и ласковы. За счастье должны бороться. От них много требуют, особенно в молодые годы, но зато потом им бывает легче. Они вправе пожинать плоды своих трудов.
Ветер
(1. Ветер – 13. Оцелот). Эти люди выступают за ясные отношения. Не очень дипломатичны. Ценят открытое, прямое слово. Там, где они находятся, создаются ясные отношения, но они достигаются неделикатным способом. Всё продумывают, натура революционера. Умеют увлечь, воодушевить, а иногда заморочить. В любви завоёвывают сразу. Хотят всё или ничего. От партнёра ждут интенсивного участия. Духовное для них важнее секса. Трудный, но великодушный человек.
Орёл
(1. Орёл – 13. Олень). Требователен в любви. Одиночка, трудно даются контакты, эгоистичен, высокомерен. Превосходит многих по уму, мало кто может быть на его уровне. Придаёт большое значение своей внешности, ухаживает за собой. В любви требователен и избирателен. Нелегко идёт на связь. Партнёр для него – украшение его персоны. Умеет истолковывать всё в свою пользу. Не возится с мелочами. Бывает гурманом. Ловец счастья.
Кролик
(1. Кролик – 13. Цветок). Бескорыстны и самоотверженны, прирождённые крестьяне и воспитатели. Думают о других, часто забывая о себе, хотя будущее планируют с холодной головой и деловито. Любят детей. Дают советы. В любви – не активный партнёр, а уступающий, равно как мужчина, так и женщина. Они играют вторую роль добровольно. В работе тоже в тени, не любят свет рампы. В тяжёлые минуты обращаются к искусству, которое для них значит больше, чем деньги, от которых они часто отказываются. Им нужен реалистически мыслящий партнёр, понимающий их.
Север
связан с богом Солнца. Это беспокойство, волнение, смятение, тревога, воинствующий дух, задор и необузданный темперамент.
Восток
связан с богом ветра. У ацтеков он символизирует прогресс, изобретения и открытия, он благоприятен для поэтов, учёных, но также и для любовников.
Юг
связан с богом звёзд. Не всё удаётся сразу, но всё-таки удаётся. В этот период не бывает бурь, но бывают притяжения и спады.
Запад
связан с богом дождя. Его годы плодородны и обильны. Рождённому под его покровительством соответствует успех и здоровье. У него есть богатство и изобилие.
1, 3, 7 – очень хорошо, эти числа сильные, то есть устраняют всё нехорошее из гороскопа.
10, 11, 12, 13 – смягчают все плохие предзнаменования и усиливают хорошие.
4, 5, 6 – ухудшают хорошее, а менее хорошее ещё более ухудшают.
2, 8, 9 – сглаживают всё, что стоит в гороскопе. Они ослабляют и хорошее и плохое.
В то время как очень большая часть соответствий, принятых в астрологии майя, утеряна, сохранились данные об астрологии ацтеков. Каждый из 20 знаков считался находящимся под управлением особого божества ацтекского пантеона. Знание ацтекских богов и богинь является решающим для понимания того, что эти знаки символизируют (так же, как понимание знаков Зодиака требует знания планетных управителей).
У ацтеков был также солнечный календарь (ксихиуитль), в котором было 365 дней: 360 дней составляли 18 месяцев по 20 дней, а пять дополнительных дней считались несчастливыми. Каждый четвёртый год был високосным. Каждый год назывался по имени своего первого дня: год Тростника, год Ножа, год Дома, год Кролика. Год Тростника всегда считался приносящим несчастье. Таким был, например, 1519-й год, когда произошло вторжение испанцев.
Несколько книг, сохранившихся после испанского завоевания, намекают на то, что существовал целый комплекс символических знаний, который использовался жрецами и астрологами. По этим книгам можно предсказывать затмения и соединения планет, а также определять знаки, в которых они должны произойти. Предсказания эффектов различных комбинаций могут быть продлены в будущее с релевантной математической точностью.
Индейская астрология была комплексным предметом: в Мезоамерике разрабатывалась не только индивидуальная, но и мунданная астрология. Она оперировала интервалами времени длительностью в 7200 дней (что близко к продолжительности цикла Юпитера-Сатурна), называемыми "катун". Катун рассматривался майя как фундаментальная единица измерения в политических и культурных вопросах. Катуны объединялись в группы по 13 и 20; 260 катунов составляли эпоху творения. Так как майя были прекрасными математиками и оставили множество дат запечатлёнными на камне, то совершенно точно известно, что текущая эпоха началась 11 августа 3113 года до нашей эры и закончится 21 декабря 2112 года нашей эры Промежуток времени в 5125 лет (260 катунов) – это почти точно одна пятая часть цикла прецессии. В индейской астрологии астрологические эры не измерялись, как в западной астрологии, 1/12 цикла прецессии и не связывались со знаками (как эра Рыб, эра Водолея и т.п.); вместо этого эры в 1/5 цикла прецессии делились таким же образом, как и цолькин, – на 20 частей по 13 и 13 частей по 20. Сейчас человечество вошло в последний катун всей эпохи творения, который начался 6 апреля 1993 года.
Реконструкция мезоамериканской астрологии ещё далека от завершения. Следует принимать во внимание, что подлинные философские и натурфилософские идеи и представления об окружающем мире у майя и других индейских народов, возможно, остались неизвестными для нас в связи с почти полным уничтожением всего их духовного наследия, особенно письменных памятников, завоевателями испанцами. В Мексике сегодня работает ряд практиков, использующих свои системы, в которых, как они полагают, достигнута чистая и совершенная форма индейской астрологии. Во многих случаях они отвергают работу академических исследователей и не обращают внимания на натяжки в корреляции между древним доколумбовым календарём и христианским летосчислением. Однако после большого количества исследований и тщательных сравнений документов колонизаторов, устных традиций и древних надписей, консенсус видится найденным в корреляции Гудмана-Мартинеса-Томпсона, которая считает начало данной эпохи творения 11 августа 3113 года до нашей эры правильной корреляцией. Брюс Скофилд указывает: "Традиция мезоамериканской астрологии представляется наиболее тонкой и сложной из всех основанных на времени астрологических систем мира, и со временем она может стать большой помощью в астрологических исследованиях мирового уровня".
Астрология инков
Среди южноамериканских мифов о происхождении небесных светил выделяются те, герои которых – Солнце и Луна. Они считаются братьями (реже – братом и сестрой) либо супружеской парой. В последнем случае Солнце – обычно мужчина. Распространён миф о любовном треугольнике между Солнцем, Луной и каким-нибудь третьим персонажем (птицей, дочерью Солнца), причём по одним версиям Луна выступает как женщина, по другим (в той же мифологии), – как мужчина. В последнем случае меньшая яркость Луны объясняется его поражением в борьбе с Солнцем. У ботокудов полная Луна – мужчина, ущербная – женщина.
Чрезвычайно разнообразны южноамериканские мифы, объясняющие происхождение пятен на Луне. Чаще других встречается версия, по которой Луна – мужчина спускается к своей возлюбленной на земле, и та, чтобы узнать, с кем она встречается, мажет ему лицо сажей. В других случаях в пятнах видят силуэт живущего на Луне существа. У тоба Луна – мужчина с тонкой, сквозь которую просвечивают внутренности. В мифе племён она Солнце бьет Луну, и у неё на теле остаются шрамы. Движение Солнца и Луны по небу рассматривается как продолжение их земного пути (у кечуа), как преследование одним светилом другого (у она). Затмение
объясняют нападением на светило небесного чудовища, чаще всего ягуара (у тоба, гуарани), либо борьбой между Солнцем и Луной, в которой побеждает то одна, то другая сторона (у юнка, хиваро, ботокудов). У большинства индейских племён есть мифы о наиболее ярких звёздах и созвездиях. Особое внимание индейцев Южной Америки привлекали Плеяды и Пояс Ориона. В массе своей звёзды считаются людьми, попавшими на небо до того, как порвалась его связь с землёй, душами людей, погибших во время катастрофы (у арауканов), женщинами, спускающимися на землю, чтобы вступить в любовную связь с людьми (у тоба, каража). Особенно развита звёздная мифология у племён Чако в восточной Бразилии. Очень популярны мифы о двух братьях-героях, которые, совершив ряд подвигов, превращаются в конце повествования в Солнце, Луну или звёзды.
У многих племён Южной Америки существует представление о верховном божестве. Иногда (гуарани, апинайе) это бог, который воспринимается как старое Солнце, в отличие от своего сына, нового Солнца.
Подобные представления стали почвой, из которой выросла самобытная астрология инков, которые проживали в гористых районах Перу, Чили и Эквадора в XII – XVI веках.
Наиболее важным объектом на небесной сфере инки считали Млечный Путь – Майя (Небесную Реку). Именно на нём, по их представлениям, расположены все более или менее значимые объекты небосвода. Небесная Река продолжалась на земле в виде Вильканоты – земной реки, текущей близ столицы инков, города Куско.
На Млечном Пути инки выделяли не столько созвездия, сколько пятна межзвёздной пыли – угольные мешки, виднеющиеся на нём тёмными силуэтами. Эти "чёрные созвездия" носят названия животных. Поднимаясь из-за горизонта, они как бы преследуют друг друга. А вот эклиптика и связанный с ней Зодиак древнеперуанским астрологам, видимо, известны не были.
Солнце было главным объектом поклонения инков: с ним олицетворялся верховный правитель их государства – Великий Инка.
В древнем Куско на гребне горы стояли каменные столбы, позднее разрушенные конкистадорами. Их было 8, а может быть, даже 16. Одна половина возвышалась над западной, а другая половина – над восточной частью города. По этим столбам, ведя наблюдения из главного храма города, жрецы наблюдали точки восхода и захода Солнца в дни равноденствия и солнцестояния.
У инков был ещё один тип "обсерваторий" – интиуатана, то есть "место, где привязано Солнце", "солнечный причал". Интиуатаны высекались в скалах. Посреди "причала" располагался каменный столбик – гномон. По его тени можно было определить, "который час". Дважды в году (когда Солнце оказывалось в полдень точно в зените) этот столбик совсем не отбрасывал тени и мог служить своеобразным календарём.
Кроме 12 месяцев по 30 дней в году инков были ещё 5 (а в високосные годы – 6) заключительных дней, отводимых на праздники.
Астролого-астрономическая система древних перуанцев служила своим создателям не хуже астрономии майя или вавилонян. Как и повсюду в древности, она определяла, например, сроки полевых работ. Время их начала и завершения указывалось жрецами с точностью до дня. А важнейших сельскохозяйственных работ здесь насчитывалось не менее 18 видов (!). Продолжались они от полутора-двух недель до двух с половиной месяцев и охватывали весь год. К сожалению, мы имеем гораздо более скудные и фрагментарные сведения об астрологии инков, нежели об астрологических концепциях Мезоамерики.
Статья подготовлена на основе материалов сайта
Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
Солнечный камень ацтеков
В 1790 году испанский вице-король приказал замостить улицы Мехико и провести систему сточных канав. На площади Сокало появились беспорядочные на первый взгляд рвы. В юго-восточном углу площади, в тени Национального дворца - официальной резиденции вице-короля, в один из летних вечеров, когда заходящее Солнце освещало все вокруг красноватым отблеском, стояла группа рабочих. Время от времени кто-нибудь из них останавливался, чтобы вытереть пот со лба или посмотреть на стоящий неподалеку кафедральный собор. Дренажные работы и были предприняты для того чтобы уберечь собор, Национальный дворец да и саму площадь от периодического затопления.
Работы продолжались несколько лет, в течение которых были найдены многие памятники давно позабытой религии ацтеков. Среди них статуя со змеиными головами вместо лица, а также темно-зеленая круглая гранитная глыба, весящая 24 тонны и имеющая 1,5 метра в диаметре. На этом камне располагались рельефные изображения, а в центре находилось нечто похожее на человеческое лицо - с высунутым изо рта лезвием ножа вместо языка. Вся остальная поверхность гранитной глыбы была украшена переплетающимися геометрическими фигурами.
Этот монолит ученые назвали впоследствии «Камнем Солнца» - отчасти из-за сходства с солнечными часами, но чаще его называют «Календарным», так как как на нем изображены символы 20-дневного ацтекского календаря.
Позже стало известно, что это не просто календарь. Резные изображения на камне представляют собой общемировые события они указывают не только на прошлое, но и на то, что ожидай Вселенную в будущем.
Надпись на камне гласит, что человечество живет в Пятой эре. Первая эра называлась «Четыре оцелота», по имени оцелотов диких кошек, истребивших племя гигантов. Вторая эра - «Четыре ветра» - закончилась ураганами и превращением людей в обезьян Третья эра - «Четыре дождя» - закончилась всемирным пожаром от огненного дождя. В это время падал с неба каменный дождь, камни кипели и превращались в скалы, люди гибли вместе со своим хозяйством и домами, и даже само солнце кипело. В четвертую эру - «Четыре воды» - небо сошлось с землей, даже горы ушли под воду, и вода оставалась неподвижной в течение 52 весен. Эта эра закончилась всемирным потопом и превращением людей в рыб
К моменту испанского завоевания ацтеки считали, что они живут в Пятой эре (она продолжается до сих пор). Эта эпоха, которую боги сотворили в 986 году, будет последней и завершится страшным землетрясением.
Обо всем этом ученым рассказали геометрические фигуры, обрамляющие внутренний круг и символизирующие разрушительные силы, уничтожившие четыре мира. В квадратах помещены знаки ягуара, урагана, вулканического огня и ливня, а лицо внутри круга принадлежит богу Солнца Тонатиу.
В древнем Теночтитлане (Мехико) главными еще были бог войны Уицилопочтли и бог дождя Тлалок. Два верховных жреца возглавляли отправление культа в их честь, а другие жрецы ведали храмом и культовым ритуалом каждого отдельного бога или богини. Во время совершения священных обрядов они облачались одежды своего божества, как бы воплощая на земле его образ. Эти жрецы в свою очередь имели много подручных, а у последних были помощники из числа кандидатов на жреческие должности.
Жрецы руководили всей духовной жизнью страны, и жизнь ацтеков представляла собой своего рода чередование ритуальных обрядов, которые рассчитывались все теми же жрецами с помощью сложных математических и астрономических вычислений.
Основой религиозного культа являлся календарь, состоявший из двух частей: ритуальной последовательности дней и солнечного календаря. Солнечный календарь разделялся на 18 месяцев (по двадцать дней в каждом) и пятидневный несчастливый период. В этом календаре названия месяцев были связаны с различными сельскохозяйственными культурами и временем их обработки.
Комбинация обеих календарных систем позволяла жрецам вести летоисчисление по системе не бесконечно возрастающих лет (как у нас), а разделять его на 52-летние циклы .
Священный календарь, охватывающий период в 260 дней, складывался из 20 названий дней ацтекского месяца, сочетавшихся с числами от 1 до 13. Когда цифровой ряд кончался, то он тут же начинался снова, так как список дней по окончании повторялся 1аново. Таким образом, в 260-дневном периоде каждый день имел особое обозначение, которое достигалось сочетанием одного из 20 названий с одним из 13 чисел. По окончании одного периода без перерыва наступал следующий.
Кроме того, этот священный период подразделялся еще на 25 недель по тринадцать дней в каждой. Неделя начиналась с первого числа и с того названия дня, которое приходилось в соответствие с периодическим повторением ряда названий дней. Ни один пень священного календаря, таким образом, не мог совпасть с обозначением дня другой недели, так как одинаковое сочетание этих двух элементов никогда не могло повториться.
Может быть, нам такое летоисчисление покажется сложным, но каждый день священного календаря ацтеков, по расчетам, был посвящен определенному богу или богине. Боги недель следовали II том же порядке, что и боги дней, только бог одиннадцатого дня пропускался, так что каждый, следовавший за ним, передвигался на одно место. Свободное место в 20-й неделе заполнялось двумя божествами, которые в эту неделю почитались совместно. Иногда вводились и дополнительные усложнения, и жрецы обязаны были нa всем этим тщательно следить, чтобы чествовать своих богов и богинь в надлежащее время. Простым индейцам, прежде чем предпринимать какое-либо дело, следовало установить, какое божество надо умилостивить в этот день.
Обо всем этом ученым рассказали и найденные при раскопках календари-справочники, которые были сделаны на бумаге из коры дикой смоковницы. После испанского завоевания Мексики последующие календарные списки были сделаны уже на европейской бумаге. Одна из таких древних книг представляла собой длинную полосу бумаги, выделанную и загрунтованную для последующей обработки и для удобства складывания (на манер ширмы).
Каждой неделе в такой книге отводилось обычно две страницы (но бывало и по одной), на которых большой красочный рисунок изображал божество, которому была посвящена данная неделя. Другие фигуры представляли второстепенных богов и предметы их культа (курильницы для ладана, шипы и т.д.). Вся остальная поверхность листа разделялась на квадраты, в которых рисовались названия и числа дней, связанных с каждым днем того или иного бога (или богини), а иногда их науал - те птицы или животные, чей облик могло принять данное божество. Конечно же, таким календарем, в форме картинок без текста, мог пользоваться только посвященный жрец.
Смену 52-летних циклов ацтеки праздновали очень торжественно, так как это была смерть одной жизни и переход к жизни новой. Мысль о том, что природа может не продлить их существование, придавала всей церемонии особую торжественность. Обряд «нового огня» состоял в том, что на храмовом алтаре тушили огонь, беспрерывно горевший 52 года, и зажигали новый.
В течение пяти несчастливых дней последнего года цикла люди гасили очаги и разрушали всю обстановку дома. В эти дни народ постился и горько плакал, ожидая катастрофы. Беременных женщин запирали в сараи, чтобы они не могли превратиться в диких свиней, а детей заставляли бодрствовать и ходить взад-вперед, чтобы сон в эту роковую ночь не превратил их в крыс.
На закате пятого несчастливого дня жрецы в торжественном облачении восходили на «Холм звезды» - кратер потухшего вулкана, который круто поднимается со дна долины Мехико и виден почти с любой ее точки. В храме на вершине холма они всю ночь тревожно вглядывались в небо, пока определенная звезда (Альдебаран) или звезды (Плеяды ) не достигали зенита, возвещая, что мир продолжил свое существование.
В тот момент, когда эти звезды переходили меридиан, жрецы хватали деревянное сверло для получения огня и зажигали «новый огонь» во вскрытой груди человека, принесенного в жертву. Весь народ - жрецы, вожди племен и простые индейцы - ликовал. Скороходы с факелами переносили священный огонь на алтари многочисленных храмов, а люди несли его к своих очагам. На следующее утро в знак признательности богам устраивались особые жертвоприношения: люди пускали себе кровь или умерщвляли пленников.
В честь бога огня Уэуэтеотла ацтеки тоже совершали очень страшный обряд. Сначала военнопленные и взявшие их в плен воины совершали ритуальный танец в честь этого бога, а на следующий пень пленники поднимались на вершину платформы храма, где им Бросали в лицо порошок яутли (индейской конопли), чтобы одурманить перед ожидавшей их участью.
Когда разжигался большой костер, каждый жрец хватал одного пленника и, связав ему руки и ноги, клал себе на спину. Вокруг разгоревшегося костра они танцевали танец смерти, во время которого бросали свои «ноши» в огонь. Но, прежде чем наступала смерть, которая могла бы прервать и без того страшные мучения несчастных пленников, жрецы вытаскивали их из огня большими крюками и вырывали сердца из обожженных тел.
Священные календари рассказали ученым о многих ритуальных праздниках и обрядах ацтеков, даже игры и спорт имели у них религиозное значение, хотя, конечно же, были и забавой, и развлечением.
17 декабря 1790 года был найден Камень Солнца ацтеков - один из старейших памятников ацтекской культуры конца XV века.
Монумент имеет 3,60 метра в диаметре и толщину 1,22 метра и весит 24 тонны. До сих пор нет единой версии о его предназначении. Мы решили рассказать о пяти тайнах ацтеков - цивилизации с богатой мифологией и культурным наследием.
Камень Солнца
Камень Солнца еще называют ацтекским календарем, хотя такое название, по мнению многих исследователей, ошибочно. Этот базальтовый монолит был найден 17 декабря 1790 года на центральной площади Сокало в Мехико, когда испанский вице-король приказал замостить улицы города и построить систему сточных канав. Считается, что на диске в символической форме изображены ацтекские представления о происхождении Вселенной и понятия о времени. По воззрениям ацтеков, человечество пережило четыре солнца (эры).
В настоящее время мы живем в пятой эре, которую боги сотворили в 986 году. Она станет последней и будет разрушена землетрясением. Бог Тонатиу - верховное солнце нашей эры, ему следует регулярно приносить человеческие жертвы, чтобы сохранить непрерывность движения солнца и не допустить гибели мира. Божество изображено на центральном диске с языком в виде кремниевого ножа.
В каждой руке он держит человеческое сердце. Тонатиу окружают четыре квадрата - символы четырех погибших эр. Первая эра погибла из-за ягуаров, появившихся из-под земли; солнце второй эры было разрушено ураганом; третья погибла под огненным ливнем, а четвертую затопил дождь, и все люди превратились в рыб. Некоторые исследователи склонны видеть в гибели четвертой эры аналогию со Всемирным потопом. Между эрами изображены знаки сторон света, а по окружности, что идет вокруг божества, против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного ацтекского календаря.
Во втором кольце - квадраты с пятью точками, которые символизируют дни недели, а во внешнем высечены две змеи, у одной из которых лицо наполовину черное, а у другой красное. Считается, что змеи символизируют вечную смену дня и ночи. Существуют версии, что камень мог использоваться в качестве алтаря, возможно, на нем совершались жертвоприношения или возлагались дары божествам. В настоящее время находится в экспозиции Национального музея антропологии Мексики.
Город Теотиуакан
Доставшийся ацтекам в наследство заброшенный город, названный ими «местом, где люди становятся богами», расположен в 50 километрах к северо-востоку от Мехико. Является одним из самых ценных археологических объектов в мире. Грандиозному строению не было равных во всей древней Латинской Америке, это самый старый город западного полушария, его точный возраст неизвестен. Считается, что в нем проживало около 200 тыс. человек, что сопоставимо по размеру с населением Рима того времени. Однако в 700 году до н. э. люди неожиданно покинули город. По другой версии, люди в нем вообще не проживали.
Но главной загадкой Теотиуакана являются пирамиды, обращенные в одну сторону света. И построены они в соответствии с расположением планет в Солнечной системе. Самая большая из них - пирамида Солнца. Считается, что она была возведена в одно время с римским Колизеем. Чуть поменьше - пирамида Луны, в глубине которой археологи нашли останки 12 человеческих тел. У всех были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры, а двое других аккуратно посажены.
Расстояние между пирамидами соответствуют расстоянию между реальными планетами только в масштабе 1:100 млн. В 2008 году мексиканские археологи приступили к исследованию пещеры, найденной под пирамидой Солнца еще в 1970-х, но закрытой по решению властей до недавнего времени. Ученые надеются обнаружить в ней ключ к разгадке секретов этого таинственного города.
Древние барельефы
Недавно археологи при раскопках возле храма Темпло Майор в центре Мехико обнаружили несколько каменных плит с изображением календаря, а также сцен из ацтекских мифов. Например, на одной плите была изображена сцена рождения бога войны Уицилопочтли, на других - история появления бога солнца и его битва с богиней луны. Некоторые из табличек, помимо мифических сцен, изображали различные фигуры, например, воина со щитом или с приспособлением для метания дротиков, человека со связанными руками и ногами.
Возраст находки - 500 лет. По мнению директора раскопок, мексиканского археолога Рауля Барреры, эти изображения - форма письма. Они рассказывают о войнах, пленных и кровавых ацтекских жертвоприношениях. Археологи надеются, что найденные барельефы помогут разгадать тайные символы и понять смысл малоизученных ритуалов ацтекской цивилизации.
Обработка обсидиана
Ацтеки достигли больших высот в обработке обсидиана - он был необходим прежде всего для производства оружия, ведь ацтеки не умели обрабатывать железо. Из него изготавливали ножи, наконечники для стрел, а также лезвия для макуавитлей - мечей с деревянной рукояткой. Некоторые историки полагают, что без этого оружия доколониальной Центральной Америки, ацтеки никогда бы не построили своей могущественной империи.
В хронике «Правдивая история завоевания Новой Испании» упоминается тот факт, что в схватке один на один ацтек с таким деревянно-обсидиановым мечом практически не уступал испанскому конкистадору со стальным оружием.
Кроме того, благодаря обсидиану ацтекские хирурги могли проводить достаточно сложные операции: инструменты из этого материала не только были острыми, но и обладали антисептическими свойствами. Остается непонятным, как ацтекские мастера могли обрабатывать обсидиан каменными орудиями: этот секрет утерян. Сейчас подобные вещи умеют изготавливать только при помощи алмазных резцов.
Загадочное захоронение
Не так давно при раскопках, проводимых в районе того же Темпло Майор, было найдено почти 2 тыс. человеческих костей. Все они находились в могиле одной единственной женщины. Ее скелет пролежал нетронутым 500 лет. Почему она была погребена именно так, в окружении других людей, и кем была при жизни, ученым еще предстоит выяснить.
Ученые отмечают, что погребение, которое датируется приблизительно 1481-1486 годами, является крайне нетипичным для ацтеков и вызывает множество вопросов. Среди отдельных костей были обнаружены черепа семи взрослых и трех детей. При этом на некоторых костях обнаружены специфические следы, которые говорят о том, что у жертв в ходе ритуала извлекли сердца.
Календарь
Календарь был основой любого действия ацтеков.
Существовали два календаря: ритуальный (тональпоуалли), состоящий из 260 дней, и второй календарь, который представлял собой вид солнечного календаря. Последний состоял из восемнадцати месяцев по двадцать дней в каждом; это была лунная система исчисления, охватывающая 360 дней плюс пять несчитанных, пустых дней немонтеми.
Первый календарь был магическим и священным; он имел мало отношения к астрономическим наблюдениям, и происхождение его цикла так и не получило удовлетворительного объяснения. Он был очень древним; ацтеки не внесли в него ничего, так как он был известен народу майя под названием цолкин на протяжении пятнадцати веков. Прорицательский цикл состоял из двадцати периодов по тринадцать дней в каждом. Существовало двадцать названий дней: калли (дом), коатль (змея), малиналли (трава), точтли (кролик) и т. д., которые в сочетании с цифрами от одного до тринадцати обозначали дни, например, 1-Трава, 2-Тростник, 3-Оцелот и т. д. до 13-Ящерица, когда начинался следующий период. В этом примере название «трава», появляющееся в своем обычном месте, совпало бы с номером 8 в следующем периоде, за чем последовали бы дни: 9-Тростник, 10-Оцелот и т. д. до 13-Движение. Эта модель повторялась снова и снова в непрерывном цикле из пятидесяти двух солнечных лет (или 18 980 дней) таким образом, что ни один день невозможно было спутать с другим, так как название и связанное с ним число исключали повторение в рамках пятидесяти двух лет. Каждый год получал название по дню, в который он начался. Так, год под названием 1-Тростник повторялся каждые пятьдесят два года.
Солнечная «связка лет» (шиумольпилли), как называли этот календарь ацтеки, состояла из 365 дней, поделенных на восемнадцать месяцев по двадцать дней в каждом. Оставшиеся пять «пустых дней» (немонтеми) были несчастливыми днями; они не имели названий, и их не считали точно так же, как в Нью-Йорке во многих домах нет тринадцатого этажа.
Голова смерти
Обезьяна
Тростник
Движение
Кремневый нож
Аллигатор
Рис. 47. Символы для обозначения дней ацтеков. Солнечный календарь был поделен на 18 месяцев по 20 дней в каждом (плюс пять «пустых» дней); священный календарь подразделялся на 20 месяцев по 13 дней в каждом. Эти символы дней использовались в обоих календарях
Наименьшим общим кратным для 260 (20 х13) и 365 (5 х73), как графически показал Франц Боас, являются 18 980 дней. Это составляло 52-летний цикл. После этого повторялась та же самая прорицательская комбинация. В другом выражении ацтекские астрономы– математики (или те, от кого они получили этот чрезвычайно сложный, оригинальный календарь), определили, что 73 года священного календаря (20 умножить на 13 и на 73) дают в результате те же 18 980 дней, что опять-таки составляет магический 52-годичный цикл.
Почему именно 52-летний цикл? Почему быстротечное время было такой навязчивой идеей у ацтеков? Почему оно превратилось в национальный фетиш, и они по-настоящему поверили, что в конце 52-летнего цикла само будущее мира окажется на грани уничтожения? Не ум ли математиков убедил их в этом? Не показался ли им тот факт, что эти два календаря случайно совпали в различных подсчетах, приведших к 52-годичному циклу, магическим настолько, что они решили, будто их домыслы лежат в основе всего сущего? Никто этого не знает.
Отношение ацтеков ко времени было глубоко эмоциональным. Их жрецы-астрономы приложили огромные интеллектуальные усилия к разработке ацтекского календаря. Этот календарь был более совершенным, чем в Египте или Греции. В Египте и Месопотамии был лунный календарь, то есть начало каждого месяца определялось фазой роста или убывания луны. Расхождение между лунным и солнечным циклом компенсировали тем, что были «пустые» и «полные» месяцы. И эта недостаточно совершенная форма календаря существовала до эпохи римлян. Все народы, серьезно занимающиеся сельским хозяйством, придают большое значение солнечному году, но в городах «Благодатного полумесяца» (Ближний Восток) существовали другие расчеты, которые вызывали неразбериху в сравнительном отсчете времени. У египтян (подобно майя и ацтекам) было две системы: религиозный лунный календарь и мирской 365-дневный календарь, а также 25-летний цикл.
Греки во времена Гиппарха (около 190 или 180–125 до н. э.), переняв всю науку Месопотамии, начали применять «шестидесятичные методы вычисления и применять знаки для обозначения веса разряда, включая значок 0». Но ноль так и не нашел широкого применения, пока в V веке индусы не усовершенствовали эту систему. И все же «американские» культуры были гораздо, гораздо более развитыми по сравнению с этим. Майя изобрели ноль и умели вести счет дням на 23 040 000 000 дней в прошлом.
Почему так? Откуда эта необычная озабоченность временем? Может быть, они нашли бесконечно длящееся время столь ужасным, несмотря на то что отмечали его периоды в пространстве обрядами и праздниками? Никто этого не знает. Доминирующей нотой был цикл, состоящий из 52 лет. Все интеллектуальные силы племени были задействованы задолго до наступления этого срока, чтобы смягчить гнев богов.
Жрецам приходилось вычислять время проведения обряда самым запутанным способом; им нужно было точно знать взаимосвязь между каждым конкретным богом и «временем», стоящим в календаре. Сроки совершения жертвоприношения нужно было рассчитать правильно, чтобы оно пошло во благо конкретному богу, к которому они взывают. Весь развитый интеллект ацтеков был обращен к одному: как умилостивить нужного бога в нужное время. Так что жертвоприношение не было простой бойней, это была демонстрация замысловатого обряда с одной-единственной целью: сохранить жизнь человечеству.
Ведь угроза существованию ацтеков возникала не только в конце каждого 52-летнего цикла. Когда жрецы объявляли о конце года, наступали страшные немонтеми, «пять пустых дней». И тогда гасили все огни, для всех начинался пост, прекращались сексуальные контакты, мастера бросали свою работу, все дела стояли. То же самое происходит в австрийском Тироле, когда дует фён, теплый южный ветер: важные дела останавливаются. Никакие сделки, заключенные в эти дни, не имеют законной силы. На заре пятого дня, когда жрецы-астрономы, сверившись со своими календарными книгами, видели на небе восхождение Плеяд и понимали, что конца света не будет, они протягивали руку и находили жертву, распарывали ей грудь, вынимали из нее сердце и в свежей, сочащейся кровью ране зажигали новый огонь. От него зажигались все огни в храмах, а люди во всем Мехико-Теночтитлане получали новый огонь на новый год.
И снова в мире ацтеков все оказывалось в полном порядке.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В защиту науки (Бюллетень 2) автора Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследованийКалендарь, хронология и лженаука ЮЛ. ЕфремовПутаница с календаремВ феврале 2006 г. на последней полосе "Аргументов и фактов" (№ 6) в ответ на письмо читателя "запутанную ситуацию с календарём нам проясняли в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата", но на
Из книги Меридианы и календарь автора Верн ЖюльЖюль Верн МЕРИДИАНЫ И КАЛЕНДАРЬ Сообщение, направленное в Географическое общество (к заседанию 4 апреля 1873 г.) в ответ на запрос гг. Урье и Фараге, пожелавших узнать, на каком меридиане происходит смена дат по гражданскому календарю.Господа!Центральная комиссия
Из книги Трагедия в ущелье Шаеста автора Рамазанов АлескендерЧерный календарь Вместо послесловияНе солдатское дело – бояться примет. Так и войнам конец настанет, поскольку что ни день – найдется причина «вложить меч в ножны» и «перековать мечи на орала». Ну, верить не верить, а знать нелишне. Есть же такая наука астрология, есть у
Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй УорвикСолнечный календарь В повседневной жизни ацтеки пользовались календарем, основанным на солнечном годе, в котором было 365 дней. Год был поделен на 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней, оставалось еще 5 дней, называемых «пустыми», которые считались несчастливыми.
Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок РальфАстрология и священный календарь Священный Календарь, который жрецы использовали при предсказании будущего, назывался «Счет дней». В основе его лежал 260-дневный цикл, базирующийся на комбинации чисел с 1 по 13 с двадцатью названиями дней мексиканского календаря. Каждый
Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи Из книги Абиссинцы [Потомки царя Соломона (litres)] автора Бакстон Дэвид Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон Из книги Компьютерра PDA N148 (03.12.2011-09.12.2011) автора Журнал «Компьютерра»Календарь Календарь был основой любого действия ацтеков.Существовали два календаря: ритуальный (тональпоуалли), состоящий из 260 дней, и второй календарь, который представлял собой вид солнечного календаря. Последний состоял из восемнадцати месяцев по двадцать дней в
Из книги Упрямый Галилей автора Дмитриев Игорь СергеевичКалендарь Мысли Ганса Касторпа в романе Томаса Манна о стремительном беге времени, когда он находится на вершине Волшебной горы, нашли бы сочувственный отклик у майя, так как никакой другой народ в истории не делал из времени такой большой фетиш.Можно сказать, что вся
Из книги Футбол, Днепропетровск, и не только… автора Рыбаков Владислав Из книги Апокалипсис: катастрофы прошлого, сценарии будущего автора Соловьев АлександрПриложение II ТЕОРИЯ КОПЕРНИКА И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Григорианский календарь в действительности не отличался той степенью новизны, которую ему обычно приписывают. Фактически он представлял собой старый юлианский календарь с внесенными в него поправками1787.
Из книги автораФутбольный календарь Говоря о том, что нужно для проведения эффективных футбольных состязаний, мы не можем не сказать о необходимости их проведения во временной последовательности, т.е. о необходимости календаря этих состязаний.Первый календарь первого клубного
Из книги автораРассадники апокалипсиса // Календарь конца света Фильм «2012», недавно вышедший на экраны, описывает, что может случиться с человечеством всего через два года. Подобные апокалиптические сценарии всегда вызывали большой интерес, потому что фактически обещали спасение,
В 1970 году вице-король Испании приказал проложить систему сточных канав, а также несколько облагородить (замостить) улицы Мехико. И вскоре на площади Сокало стали появляться рвы, беспорядочные на первый взгляд. В тени Национального дворца, в юго-восточном углу площади, стояла группа рабочих, освещаемых заходящим солнцем.
Каждый из них периодически останавливался, чтобы взглянуть на кафедральный собор, возвышавшийся неподалёку, или вытереть пот со лба. Дренажные работы должны были уберечь Национальный дворец, собор и саму площадь от затопления, происходившего периодически.
За время работы было найдено много памятников, относящихся к давно позабытой религии инков, майя и ацтеков. Среди них 1,5 метрового диаметра тёмно-зелёная гранитная глыба, весом в 24 тонны и статуя, вместо лица у которой были змеиные головы. Гранитная глыба носила на себе отпечаток культуры ацтеков - она была исписана переплетающимися геометрическими фигурами. Учёные впоследствии назвали этот монолит «Камнем Солнца».
Кто вырезал «Камень Солнца»?
«Камень Солнца» впоследствии начали называть просто календарным, поскольку на нём вырезаны символы 20 - дневного календаря ацтеков. Позже стало известно, что это далеко не простой календарь. Выяснилось, что на камне запечатлены будущие события Вселенской важности.
Согласно надписи на камне, инки, майя и ацтеки считали, что человечество живёт в Пятой эре. Предшествовавшая ей Четвёртая эра ознаменовалась тем, что « , и небо сошлось с землёй на 52 весны». Культура ацтеков и их представления о том, что люди превратились в рыб вследствие всемирного потопа, наверняка покажутся странными современному человеку.
Концом Третьей эры стал великий пожар, т.н. «огонь с неба». Вполне вероятно, что племена инков, майя и ацтеков могли так иносказательно выразиться о падающих на землю метеоритах.
Вторая эра, согласно культуре ацтеков и их учениям, завершилась тем, что люди превратились в обезьян. В это время всё живое на земле было уничтожено сильнейшими ураганами.
Первая эра «Четыре оцелота» названа так в честь диких кошек, полностью истребивших племя гигантов (интересно, не атлантов случайно?)
Пятая эра, в которой мы живём и по сей день, была сотворена богами в 986 году. Ацтеки полагали, что эта эпоха завершится сильнейшим землетрясением.
Культура ацтеков - обряды, ритуалы
(ныне Мехико) были бог дождя Тлалок и бог, посвящённый войне - Уицилопочтли. Отправление культа в их честь совершали два верховных жреца, а другие священнослужители в честь других отдельных богов и богинь. Жрецы имели в своём распоряжении многочисленных подручных, из числа которых выбирали кандидатов на должность священнослужителей.
У таких народностей, как инки, майя, ацтеки жрецы распоряжались всей духовной жизнью страны. Жрецы очень торжественно праздновали смену 52 летних циклов. В это время совершался обряд «нового огня», смысл которого заключался в том, что в храме зажигался новый огонь, взамен старого, горевшего на протяжении предыдущих 52-х лет.
Пять дней последнего цикла объявлялись несчастливыми. В это время следовало разрушить всю обстановку дома и погасить очаг. В культуре ацтеков обряд «нового огня» имел большое значение. В это время народ горько плакал и постился, потому что предполагалось, что природа может не продлить их существование. Детей в этот период заставляли бодрствовать по ночам и ходить, чтобы они не превратились в крыс, а беременных женщин на ночь запирали в сараи, что должно было помешать им обратиться в диких свиней.
На закате пятого дня жрецы торжественно восходили на «Холм звезды» - кратер ныне потухшего вулкана, который виден практически с любой точки долины Мехико. И там они тревожно всю ночь вглядывались в небо, пока звёзды не сообщали им о том, что мир продолжает своё существование.
Древняя культура ацтеков содержит большое количество ритуалов, обрядов и… жертвоприношений. Когда ритуал «нового огня» подходил к завершению жрецы возвещали народу, что жизнь продолжается, но продолжалась она для всех, кроме принесённого в жертву.
Когда звёзды переходили меридиан, жрецы брали деревянное сверло и зажигали «новый огонь» прямо во вскрытой груди принесённого в жертву человека. Затем скороходы с факелами доставляли пламя ко всем алтарям. Инки, майя и ацтеки веселились и ликовали, люди несли пламя к своим очагам. На следующее утро нужно было выразить признательность богам. В этих целях ацтеки умерщвляли пленных или если таковых не было, то пускали себе кровь.
Не менее страшный обряд в культуре ацтеков справлялся в честь бога огня Уэуэтеотла. Сначала в честь этого бога военнопленные и захватившие их воины исполняли . На следующее утро пленных доставляли на вершину платформы храма, где их одурманивали порошком из индейской конопли (яутли).
Разжигался большой костёр, каждый из жрецов хватал одного из пленников на спину, и они танцевали вокруг костра ритуальный танец смерти. Жрецы по очереди сбрасывали в костёр свою ношу, но прежде, чем наступала смерть, пленников вытаскивали обратно большими крюками. Затем жрецы ацтеков вырывали сердца из обожжённых тел несчастных.
Священные календари рассказали учёным, что инки, майа и ацтеки проводили в ритуальных праздниках большую часть своей жизни. Культура ацтеков предполагала религиозное значение даже в спортивных играх, хотя, безусловно, они были также развлечением и забавой.