Ряд рекомендаций для монтажа и эксплуатации. Соблюдая данные рекомендации Вы не только продлеваете срок службы изделий, но и сохраняете гарантию производителя. Сильфонные (волнистые) и сальниковые компенсаторы следует монтировать в собранном виде.
При подземной прокладке тепловых сетей установка компенсаторов в проектное положение допускается только после выполнения предварительных испытаний трубопроводов на прочность и герметичность, обратной засыпки трубопроводов бесканальной прокладки, каналов, камер и щитовых опор.
Осевые сильфонные и сальниковые компенсаторы следует устанавливать на трубопроводы без перелома осей компенсаторов и осей трубопроводов.
Допускаемые отклонения от проектного положения присоединительных патрубков компенсаторов при их установке и сварке должны быть не более указанных в технических условиях на изготовление и поставку компенсаторов.
При монтаже сильфонных компенсаторов не разрешаются их скручивание относительно продольной оси и провисание под действием собственного веса и веса примыкающих трубопроводов. Строповку компенсаторов следует производить только за патрубки.
Пружинное тело компенсатора состоит из тонкостенного материала и должно быть надлежащим образом защищено от внешних силовых воздействий, которые ведут к деформациям пружинного тела. И это особенно в процессе монтаж. Магистрали должны быть точно выверены и хорошо проложены, чтобы избежать прогиба Между 2 опорными точками монтировать только 1 компенсатор. Растяжение этого участка должно быть меньше, чем возможное растяжения компенсатора. Устанавливать компенсатор следует как можно ближе к неподвижной опоре, так как тогда потребуется только одна скользящая опора на противоположной стороне компенсатора; в противном случае скользящая опора необходима с обеих сторон. Расстояние между опорами и компенсатором составляет примерно 2 номинальных внутренних диаметра. Наружные защитные или внутренние направляющие трубы некоторых типов не заменяют неподвижных или скользящих опор.
Компенсаторы создают реактивные силы, которые возникают от внутреннего давления и эффективного поперечного сечения сильфона.
Они должны учитываться при выборе размеров трубопровода (неподвижные, скользящие опоры и т.д.).
Исходя из этого следует, что неподвижные опоры должны быть рассчитаны на все силы, действующие снаружи (в том числе и на реактивные силы)
Монтажная длина зависит от условий эксплуатации (обычно необходима предварительная растяжка; LE> L).
Компенсатор поглощает осевое возвратно - поступательное движение по 50% в направлении давления и направлении растяжения.
Вследствие этого компенсатор нужно монтировать в холодную линию обычно на 50% хода в вытянутом положении.
Компенсаторы не должны подвергаться нагрузке на скручивание. Это особенно необходимо соблюдать при монтаже типов с жёсткими фланцами и у типов с болтовыми соединениями. Принципиально при монтаже любых типов компенсаторов нужно обращать внимание на то, чтобы никакие неблагоприятные натяжения в трубах не отражались на компенсаторах в виде скручивания.
При применении в качестве виброгасителя или шумоглушителя монтировать без предварительного натяжения, т.е. LE - L.
У компенсаторов с внутренней направляющей трубой обращать внимание на направление потока.
Испытание давлением и проверку на герметичность проводить только после соответствующего монтажа неподвижных и направляющих опор.
Испытательное давление следует достичь только в холодном состоянии без нагрузки на длину хода.
При монтаже следить за тем, чтобы не повредить волны компенсаторов, (например, брызги при сварке) и за тем, чтобы инородные тела
не попали между волнами. Они должны оставаться свободными, чтобы компенсаторы смогли выполнять свою функцию.
При монтаже компенсаторов с фланцами нужно следить за тем, чтобы волны металлического сифона не были повреждены применяемыми
инструментами и элементами соединения (например, гаечный ключ, винты, шестигранные гайки). При монтаже компенсатора нужно соблюсти минимальное расстояние в 3 мм между концом элемента соединения и кромкой сильфона. Если это не возможно, то в соответствии с назначением следует выбрать более короткий винт с шестигранной гайкой согласно Германского промышленного стандарта 936 (низкая форма) или установить дополнительную подкладную шайбу на стороне головки винта.
Толчков давления как следствия водяных ударов или процессов переключения следует избегать. Металлические сильфоны компенсаторов
сконструированы по отношению к предусмотренным материалам из высоколегированной стали или особых материалов с высокой коррозионной стойкостью. Отклонения от этого, а также любой другой вид использования или нагрузки нужно избегать, они могут неизбежно привести к потере гарантированного качества. Флюидная группа, выбранная при классификации устройств давления, должна
соблюдаться в рабочем состоянии компенсатора. Путём соответствующих мероприятий следует непременно избегать нагрузок превышающих испытательное давление.
Мы в любое время готовы ответить на Ваши вопросы.
Монтаж компенсаторов, а также их эксплуатация осуществляются при соблюдении всех норм и требований безопасности, которые действуют на объектах, где они применяются.
Эксплуатация компенсаторов
Компенсаторы применяются в строительстве, где расчетная наружная температура не опускается ниже -40 0 С. При этом сейсмичность района строительства может достигать 9-ти баллов. Компенсаторы могут применяться, если содержание хлоридов в воде не больше 200 мг/кг. Устанавливаются они на прямолинейных участках трубопровода между неподвижных опор. Причем осуществляется установка только одного компенсатора, который присоединяется к трубопроводу сваркой. станавливается только у одной из неподвижных опор. А на бесканальных подземных трубопроводах компенсатор устанавливается на середине участка, который ограничен двумя опорами. Перед компенсатором и после него устанавливаются направляющие опоры, которые позволяют избежать радиального перемещения трубопровода. Бесканальная прокладка не подразумевает установку направляющих опор. Стоит отметить, что при установке сильфонных компенсаторов нельзя примять подвесные опоры.
Правильная установка неподвижных и скользящих опор на трубопровод с сильфонными осевыми компенсаторами КСО:
Основная задача при установке осевых сильфонных компенсаторов состоит в том, что бы смонтировать их вблизи неподвижных опор. Как правило, компенсатор КСО устанавливают на расстоянии 2Ду от неподвижной опоры.
L 1 = 4Ду (максимум)
L 2 = 14Ду (максимум)
L 3 определяется по графику.
Максимальное расстояние между осями направляющих опор определяется по приведенному ниже графику в зависимости от давления в технологической системе трубопровода и его диаметра:
На картинке снизу показано правильно расположение компенсаторов сильфонных КСО с неподвижными и скользящими опорами и неправильное.
Монтаж компенсаторов
Монтаж компенсаторов проводится согласно проекту трубопровода. Хранение и транспортировка осуществляется в заводской упаковке, чтобы предупредить механические повреждения, а распакованные компенсаторы на открытых площадках не хранятся - это может привести к потере их эксплуатационных характеристик. Сварочные работы должны проводиться аккуратно, чтобы брызги металла не попали на поверхность сильфона. Для этого его оборачивают асбестовой тканью. Также при монтаже избегают скручивающих и изгибающих нагрузок, не допускается провисание, нагрузка от массы труб, арматуры и других элементов. Температура воздуха при монтаже не должна быть ниже -30 0 С. Перед приваркой заводской консервант с присоединительных патрубков удаляется металлической щеткой или горячей водой.
Перед приваркой обязательно выполняется растяжка компенсаторов. Монтажная длина должна устанавливаться монтажной организацией, она должна соответствовать расстоянию между концами труб, закрепленных между двумя неподвижными опорами. Расстояние между закрепленных концов труб и температура окружающей среды фиксируется актом. Компенсатор приваривается к одному концу участка трубопровода, а затем устанавливается специальное монтажное приспособление, которое крепится на конец патрубка компенсатора и конец участка трубопровода. После этого проводится растяжка компенсаторов до стыка с трубопроводом, и осуществляются сварочные работы. Далее монтажное приспособление снимается, проводятся гидравлические испытания, устанавливаются кожухи, а сверху них - тепловая изоляция. При этом она не должна мешать растяжению и сжатию сильфона.
Если в процессе испытаний обнаруживается, что компенсатор не герметичен, то он демонтируется и устанавливается новый компенсатор, так как ремонту и техническому обслуживанию такие изделия не подлежат.
Таким образом, что бы определить сужение/расширение трубопровода, требуется хотя бы знать параметры из формулы и расстояние между неподвижными опорами. Соответственно, потом можно уже подобрать тип и параметры сильфонных компенсаторов.
Cтраница 1
Растяжка компенсатора достигается вставкой кусков дерева одного размера между фланцами по четырем углам при прямоугольном сечении и в четырех местах по взаимно перпендикулярным диаметрам при круглом сечении компенсатора.
Растяжка компенсатора производится натяжением оставленного для этой цели стыка трубопровода, после варки или закрепления фланцев всех остальных стыков между мертвыми опорами и закрепления до отказа самих неподвижных опор.
Растяжка компенсатора производится на величину, указанную в проекте, с учетом поправки на температуру наружного воздуха при сварке замыкающих стыков.
Растяжка компенсатора непосредственно на месте его установки производится на одном из разъемов трубопровода между двумя фланцевыми соединениями или между двумя торцами труб, подготовленных под сварку. В процессе сборки трубопровода на участке, где будет выполняться холодный натяг, оставляют зазор, равный величине растяжки компенсатора. В этот зазор вставляют временное кольцо из трубы того же диаметра. Чтобы предупредить соскальзывание хомутов, по окружности трубьг делают круговые наплавки или приваривают специальные накладки, так называемые петушки. Если холодный натяг намечен на фланцевом соединении, то временное кольцо располагают между двумя фланцами и зажимают удлиненными шпильками.
Растяжка компенсатора непосредственно на месте его установки производится на одном из разъемов трубопровода между двумя фланцевыми соединениями или между двумя торцами труб, подготовленных под сварку. В процессе сборки трубопровода на участке, где будет выполняться холодный натяг, оставляют зазор, равный величине растяжки компенсатора. В этот зазор вставляют временное кольцо из трубы того же диаметра. Чтобы предупредить соскальзывание хомутов, по окружности трубы делают круговые наплавки или приваривают специальные накладки, так называемые петушки.
Винтовое приспособление для растяжки компенсатора.| Стяжное приспособление для холодного натяга трубопровода. |
Растяжка компенсатора непосредственно на месте его установки производится на одном из разъемов трубопровода между двумя фланцевыми соединениями или между двумя торцами труб, подготовленных под сварку. В процессе сборки трубопровода на участке, где будет выполняться холодный натяг, оставляют зазор, равный величине растяжки компенсатора. В этот зазор вставляют временное кольцо из трубы того же диаметра. Чтобы предупредить соскальзывание хомутов, по окружности трубы делают круговые наплавки или приваривают специальные накладки, так называемые петушки. Если холодный натяг намечен на фланцевом соединении, то временное кольцо располагают между двумя фланцами и зажимают удлиненными шпильками.
Растяжка компенсатора производится путем стягивания хомутов /, закрепленных на стыкуемых концах трубопровода при помощи винтов 3 с ленточной резьбой. Выполнение растяжки компенсаторов должно фиксироваться актом; П - образ-ные компенсаторы, как правило, должны быть установлены в плоскости, наклонной к горизонту, по уклону трубопровода, а плечи вылета должны быть расположены горизонтально.
Растяжку компенсатора производят стягиванием хомутов, закрепленных на стыкуемых концах трубопровода при помощи винтов с ленточной резьбой. Растяжку компенсатора фиксируют актом; П - об-разные компенсаторы, как правило, должны быть установлены в плоскости, наклонной к горизонту, по уклону трубопровода, а плечи вылета должны быть расположены горизонтально.
Пользовательского поиска
Тематические и околотематические публикации статей сайта.
В настоящем разделе сайта представлены публикации тематических статей по теплоснабжению и
теплоэнергетике, а также, околотематических статей по строительству, производству и
промышленному оборудованию.
Установка П-образных компенсаторов.
Теплопровод под действием тепловых удлинений деформируется: удлиняется или укорачивается. Эта способность к деформации в пределах допускаемых напряжений в металле труб называется естественной компенсацией (самокомпенсацией). Деформируется теплопровод за счет упругих свойств металла, изменения своей геометрической формы и эластичности углов поворотов и изгибов. Часть тепловых удлинений компенсируется гибкостью отводов на углах поворота трубопровода, остальная - гибкостью прямого участка. Для более полного использования самокомпенсации повороты выполняются под углом 90°.
В большинстве случаев трасса тепловых сетей проектируется таким образом, чтобы в результате самокомпенсации в металле труб оставались напряжения в пределах допустимых норм. Если при расчете определено, что естественная компенсация не поглощает тепловых удлинений в достаточной степени, и в металле труб остаются недопустимые напряжения, в трубопровод вмонтируются компенсирующие устройства: П-образные сальниковые компенсаторы, реже - линзовые.
П-образные компенсаторы не требуют постоянного надзора во время эксплуатации в отличие от сальниковых, для обслуживания которых устраивают камеры. Однако для устройства П-образных компенсаторов необходимо место, а в городских стесненных условиях такого места порой нет. П-образные компенсаторы располагают, как правило, с правой стороны канала (по ходу теплоносителя - от источника тепла к месту потребления). Если места справа нет, можно, в порядке исключения, расположить компенсатор слева, сохранив его расчетные размеры на подающем трубопроводе. В этом случае с внешней стороны будет располагаться обратный трубопровод, (его размеры будут несколько больше требуемых по расчету).
Как уже отмечалось, при пуске теплоносителя трубы нагреваются и удлиняются. При этом возникают значительные напряжения в металле труб. Чтобы снизить величину этих нагрузок, П-образный компенсатор во время монтажа должен быть растянут, что увеличивает его компенсирующую способность.
1 - опора неподвижная.
2 - опора подвижная.
3 - винтовая растяжка.
Величина растяжки указывается в проекте и равна половине удлинения компенсируемого участка. Компенсирующая способность П-образного компенсатора зависит от его ширины и вылета, а также от радиуса изгибов (отводов): чем больше ширина и вылет, тем выше компенсирующая способность компенсатора.
Растяжку производят после установки и закрепления неподвижных опор с двух сторон от компенсатора. Во время растяжки трубопровод должен оставаться неподвижным в местах его приварки к неподвижным опорам. Несваренным остается лишь один стык - на участке между двумя неподвижными опорами.
П-образный компенсатор, может быть, растянут с помощью уголковых стяжек, домкратов, талей и пр.
Перед подъемом отдельные готовые малогабаритные узлы и элементы должны быть укрупнены в блоки. Укрупнение отдельных элементов и узлов в блоки значительно сокращает объем наиболее трудоемких и опасных операций при подъеме трубопроводов на высоту. Блоки полностью сваривают или соединяют с помощью фланцев и поднимают за один прием. При укрупнении устанавливают арматуру. Габариты узлов и блоков выбирают в каждом отдельном случае, исходя из принятого проекта производства работ, местных условий (возможности прохода через проемы, между цеховыми металлоконструкциями, оборудованием, линиями других трубопроводов), а также с учетом сохранения необходимой жесткости и прочности, чтобы при подъеме и установке избежать поломок и деформаций. При укрупнении узлов следует добиваться минимального количества сварных и разъемных соединений, выполняемых по месту. Если укрупнительная сборка в блоки не предусмотрена проектом производства работ, то в отдельных случаях технические решения принимают непосредственно на монтажном участке.
Укрупнительную сборку блоков трубопроводов выполняют на жестких, хорошо выверенных стеллажах, а иногда непосредственно на площадке, поверхность которой забетонирована или утрамбована. Сборочные площадки обычно располагаются вблизи монтируемого объекта в зоне действия монтажного крана. Укрупнение в блоки вне зоны монтажного крана вызывает трудности, связанные с погрузкой и перевозкой блоков к месту монтажа, что часто приводит к необходимости уменьшать возможные их габариты и вес. Перед укрупнительной сборкой с деталей, элементов и узлов трубопроводов снимают временные заглушки и пробки, предохраняющие их концы от загрязнения в период хранения и транспортирования. Кроме того, при укрупнении тщательно проверяют, нет ли посторонних предметов внутри элементов и узлов; в отдельных случаях детали обезжиривают или продувают.
Сборку узлов в блоки производят после контрольных замеров готовых узлов и строительных размеров здания в местах установки блоков. При необходимости после этого на узлах и элементах отрезают припуски или, наоборот, вваривают патрубки. При сборке все фланцевые соединения должны быть полностью затянуты с установкой прокладки, а сварные стыки заварены до подъема блоков в проектное положение. При сборке должно быть зафиксировано правильное взаимное положение стыкуемых элементов.
П-образные компенсаторы устанавливают в горизонтальном положении и лишь в исключительных случаях, при отсутствии необходимой площади,- вертикально или наклонно. Вертикальное или наклонное расположение компенсаторов нежелательно, так как в нижних точках происходит скопление конденсата, для отбора которого требуется установка дренажных штуцеров. Во всех случаях элементы компенсатора должны располагаться в одной плоскости.
Рис. 130. Приспособление для растяжки компенсатора:
1
- плечо (петля) компенсатора (размер дан с учетом растяжки), 2
- хомут, 3
- винт,
4 -
натяжная гайка, 5
- распорка
К установке допускаются компенсаторы, прошедшие после изготовления контрольную проверку.
Все компенсаторы перед их окончательным креплением к трубопроводу должны быть растянуты или сжаты на величину, указанную в проекте (от 50 до 100% теплового удлинения участка трубопровода). Растяжку применяют для «горячих» линий трубопровода, а сжатие для «холодных». Операция растяжки или сжатия называется холодным натягом трубопровода и производится для того, чтобы уменьшить напряжение в металле при тепловом удлинении трубопровода. Она может быть выполнена предварительно, до установки компенсатора на место или непосредственно на трубопроводе. Для предварительной растяжки применяют винтовое приспособление (рис. 130). Перед растяжкой замеряют длину компенсатора в свободном состоянии, а затем путем вращения гайки разводят его на необходимую величину.
До установки компенсатора трубопровод должен быть уложен на все опоры, а неподвижные опоры его должны быть окончательно затянуты. Компенсаторы необходимо устанавливать не менее чем на трех подвижных опорах. Предварительно растянутый компенсатор вместе с распорным приспособлением устанавливают в проектное положение, после чего его соединяют с линией трубопровода на фланцах или прихваткой сварных стыков. Окончательно сваривают стыки или затягивают фланцевые соединения после сборки и выверки всего участка трубопровода. Распорное приспособление снимают с помощью грузоподъемных средств по окончании всех работ, связанных с монтажом компенсатора.
На растяжку компенсаторов независимо от способа ее выполнения составляют акт, в котором указывают строительные длины компенсаторов до и после растяжки.
При групповом расположении П-образных компенсаторов нескольких параллельных трубопроводов (один внутри другого) их предварительно не растягивают. При установке нерастянутого компенсатора трубопровод собирают обычным способом, но в одном из стыков (сварном или фланцевом) оставляют зазор, равный величине растяжки компенсатора. Стык, у которого будет произведена растяжка компенсатора, указывают в проекте. Если указания нет, то во избежание перекоса для растяжки не следует использовать стык, непосредственно прилегающий к компенсатору. Для этой цели нужно оставлять зазор в соседнем стыке.
После установки компенсатора в проектное положение, сварки всех стыков (кроме одного) и закрепления трубопровода на всех неподвижных опорах по обе стороны компенсатора стык стягивают до требуемого зазора, а затем его сваривают. Стык на фланцевом соединении стягивают с помощью удлиненных (монтажных) болтов или шпилек, устанавливаемых во фланцах в шахматном порядке. Между монтажными болтами или шпильками оставляют отверстия для установки постоянных болтов. Диаметр и количество шпилек для холодного натяга трубопроводов указаны в проекте. После затяжки фланцевых соединений постоянными болтами удлиненные шпильки удаляют и на их место устанавливают постоянные болты или шпильки.
Сальниковые компенсаторы устанавливают строго соосно с трубопроводами и закрепляют на опорах. Несовпадение осей трубопровода и компенсатора может вызвать заедание подвижных частей и нарушение герметичности. Перед установкой компенсатор растягивают на величину, указанную в проекте и определяемую по расстоянию между рисками, нанесенными на его корпусе и стакане. При этом между упорными кольцами на патрубке и в корпусе компенсатора должен быть оставлен зазор на случай понижения температуры в сравнении с температурой воздуха в момент монтажа. Минимальная величина зазора при длине участка трубопровода 100 м должна составлять при температуре наружного воздуха в момент монтажа: ниже - 5° С -30 мм, от -5° до +20° С - 50 мм, свыше +20° С-60 мм.
При установке необходимо предусмотреть, чтобы в случае срыва неподвижных опор движущаяся часть трубы не вырвалась из корпуса компенсатора. В большинстве случаев для этого на скользящую часть трубы приваривают ободок так, чтобы он не мешал работе компенсатора. Перед установкой скользящие поверхности надо смазывать маслом. При установке чугунных сальников компенсаторов по обе стороны их необходимо ставить направляющие опоры; кроме того, должен быть обеспечен хороший дренаж.
Линзовые компенсаторы устанавливают после укладки трубопровода до его закрепления на неподвижных опорах. При этом следят за тем, чтобы направляющий стакан внутри компенсатора был вварен со стороны движения транспортируемой среды. Линзовые компенсаторы на горизонтальных паропроводах устанавливают дренажным штуцером вниз, а на водяных линиях - вверх. Подводку, к каждому дренажному штуцеру выполняют гнутым или крутоизогнутым отводом, чтобы обеспечить перемещение штуцера вместе с компенсатором на расстоянии не менее 10 мм на каждую линзу. Линзовые и волнистые компенсаторы присоединяют к трубопроводу с помощью фланцев или путем сварки. Перед присоединением компенсаторы растягивают или сжимают с помощью приспособления, которое состоит из двух стяжных хомутов, закрепляемых на трубопроводе по обе стороны от компенсатора, и стяжных шпилек. После растяжки или сжатия компенсатора на величину, указанную в проекте, трубопровод закрепляют на неподвижных опорах по обе стороны, от компенсатора и снимают с него хомуты.