B8 «Особенности поэтики Н. Гоголя ярко проявляются в эпизоде из. Особенности поэтики Н.В.Гоголя. Жанровое и стилевое своеобразие (общая ситуация, миражная интрига, фантастика, гротеск, ирония и т.д.) Особенности поэтики гоголя где проявляются ярко

(1) Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2) Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3) Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4) У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки.

(5) Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6) Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7) Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой... (9) В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! (10) «Да это не Иван Петрович, – говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11) Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12) «Эхе-хе!»- думаешь себе…

(Н. В. Гоголь.)

Задания с кратким ответом

1. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.

2. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

3. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

5. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 5-11.

1) гипербола

2) вопросно-ответная форма изложения

3) синтаксический параллелизм

4) инверсия

6) лексический повтор

7) контекстные антонимы

8) сравнение

9) разговорная лексика

6. Запишите текст, раскрыв скобки, выбрав нужные слова (термины).

Особенности поэтики Н.В. Гоголя ярко проявляются в эпизоде из поэмы «Мёртвые души». Обращение к персонажам (древнерусской литературы, античной мифологии), использование таких синтаксических приёмов, как (риторическое обращение, градация, инверсия) и употребление (фразеологизмов, контекстных антонимов, литоты), например, в предложениях 8-9 отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому и создают в тексте особую (ироничную, ироническую) интонацию, характерную для творчества Н.В. Гоголя.

Прочитайте текст. Выделите микротемы, на их основе составьте план. Совпадает ли количество микротем и абзацев? К какому стилю и типу речи относится текст?

Вдумайтесь внимательно в то, что я вам скажу, молодые друзья. И не думайте только, что я хочу вам просто «прочесть мораль».

В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу или городу. Еще одна важная ступень – любовь к своему народу, к своей стране.

Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое - либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или больше того отсутствовало с самого начала.

Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье.

Любовь к Родине дает смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.

Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – всё определять в человеке и всё освещать.

(Д.С.Лихачёв)

Алгоритм работы (вторичный текст)

Сформулируйте проблему, используя вопросительное предложение. (Какую роль в жизни человека играет…? В чем заключается…?)

Выполните текстуальный комментарий. Для этого следует ответить на ряд вопросов:

б) Что вы можете сказать о композиции (строении) текста?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум. Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так...

Художественные особенности в творчестве Гоголя

Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нём новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.

Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.

Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности.

Эта социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет у Гоголя служит лишь поводом для/широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов.

Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.

Имена Хлестакова, Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и других стали нарицательными. Даже второстепенные лица, выведенные Гоголем на страницах его произведений (например, в «Мёртвых душах»): Пелагея, крепостная девочка Коробочки, или Иван Антонович, «кувшинное рыло»,- обладают большой силой обобщения, типичности. Гоголь подчёркивает в характере героя одну-две наиболее существенные его черты. Часто он их гиперболизирует, отчего образ становится ещё более ярким и выпуклым.

Целям яркого, сатирического изображения героев служит у Гоголя тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мёртвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жильё героя.

Если в романтических повестях Гоголя даны подчёркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определённую приподнятость тона, то в реалистических его произведениях, особенно в «Мёртвых душах», пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеристики героев.

Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя.

Два мира, изображаемые Гоголем,- народный коллектив и «существователи» - определили основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах», в «Тарасе Бульбе», в лирических отступлениях «Мёртвых душ»),то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров» или когда повествуется о чиновно-помещичьей России).

Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов. Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь и умело применял все оттенки её для характеристики своих героев и явлений общественной жизни.

1) периодическое строение фразы, когда много предложений соединено в одно целое («Тарас видел, как смутны стали казацкие ряды и как уныние, неприличное храброму, стало тихо обнимать казацкие головы, но молчал: он хотел дать время всему, чтобы пообвыклись они и к унынию, наведённому прощаньем с товарищами, а между тем в тишине готовился разом и вдруг разбудить их всех, гикнувши по-казацки, чтобы вновь и с большею силою, чем прежде, воротилась бодрость каждому в душу, на что способна одна только славянская порода, широкая могучая порода перед другими, что море перед мелководными реками»);

2) введение лирических диалогов и монологов (таков, например, разговор Левко и Ганны в первой главе «Майской ночи», монологи - обращения к казакам Кошевого, Тараса Бульбы, Бовдюга в «Тарасе Бульбе»);

3) обилие восклицательных и вопросительных предложений (например, в описании украинской ночи в «Майской ночи»);

4) эмоциональные эпитеты, передающие силу авторского воодушевления, рождённого любовью к родной природе (описание дня в «Сорочинской ярмарке») или к народному коллективу («Тарас Бульба»).

Народно-бытовой речью Гоголь пользуется по-разному. В ранних произведениях (в «Вечерах») её носителем является рассказчик. В его уста вкладывает автор и просторечие (бытовые слова и обороты), и такие обращения к слушателям, которые носят фамильярно-добродушный, свойственный данной среде характер: «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы ду

Характер человека, его социальное положение, профессия - всё это необычайно отчётливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя.

Сила Гоголя-стилиста - в его юморе. Юмор Гоголя - «смех сквозь слезы»-был обусловлен противоречиями российской действительности его времени, в основном - противоречиями между народом и антинародной сущностью дворянского государства. В своих статьях о «Мёртвых душах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала

жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».

Демонстрационный вариант 3

(Ответы в конце теста)

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) вклЮчим

2) зАсветло

А2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?

1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.

2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.

3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.

4) Русский язык - это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) прочитая рассказ

2) менее значительный

3) в две тысячи пятом году

4) поезжай домой

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения средней полосы,

1) у меня появился интерес к этой проблеме.

2) некоторые из них используются для озеленения участков.

3) они были собраны в гербарий.

4) обратите внимание на их отличия от растений других зон.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.

2) Только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое приведёт к развитию способностей.

3) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.

4) Инженеры постоянно вносят изменения в конструкции отдельных узлов автомобиля, которые позволяют сделать их работу более экономичной и эффективной.

Прочитайте текст и выполните задания А7 - А12.

(1)... (2)А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50-100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5) При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)... цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях.

2) Витамин С необходим для синтеза белка соединительной ткани животных - коллагена.

3) На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешёвого доступного сырья - глюкозы.

4) Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Одним словом,

2) В силу того что

3) Поэтому

4) Вопреки этому

А9. Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) людям необходимо получать (предложение 3)

2) дёсны становятся слабыми [и] начинают кровоточить (предложение 5)

3) не образуются волокна (предложение 5)

4) цинга поражала (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЁННЫХ из шестого (6) предложения текста.

1) страдательное причастие

2) прилагательное

3) деепричастие

4) действительное причастие

А12. Какое слово в тексте имеет значение «система однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности»?

1) пища (предложение 3)

2) витамин (предложение 3)

3) ткань (предложения 4, 5)

4) десна (предложение 5)

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) сх..матический, к..мпонент, предл..гается

2) обн..влённый, сост..вление, проб..раться

3) сист..матизация, ф..рмулировка, ум..лчать

4) обог..щение, сл..гаемое, д..льнейшая

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..красный, пр..тендент, пр..вередливый

2) бе..вкусный, и..пить, чере..чур

3) п..едестал, в..юга, пред..юбилейный

4) поз..вчерашний, р..столковать, пр..дедушка

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) туш..шь, сдерж..нный

2) дыш..шь, движ..мый

3) неж..шься, изуч..нный

4) кудахч..шь, немину..мый

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. ута..вать
Б. фасол..вый
В. повел..вать
Г. назойл..вый

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.

2) Желтоватая мгла, (не)похожая на пыль, поднималась на востоке.

3) Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.

4) Наречия - (не)изменяемые слова.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

4) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Заморосил мелкий дождик () и весь видимый горизонт обложило тучами.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.

2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.

3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.

4) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один - древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой - низкий, пологий, болотистый у воды.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

А27. Прочитайте текст.
За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты - лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. Чтобы спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Природные катастрофы; засухи, наводнения, пыльные бури и лесные пожары, оползни и снежные лавины в горах - зачастую являются результатом деятельности человека, нарушающей законы природы.

2) Ни одна продуманная и хорошо организованная система мер не поможет сохранить природу, если человечество допустит, чтобы произошла техногенная или природная катастрофа.

3) Результатом интенсивной хозяйственной деятельности человека стало разрушение многих природных ландшафтов, обмеление и загрязнение рек и озёр, сокращение площадей лесов, уничтожение сотен видов животных и растений.

4) Последствия разрушения природы в результате бездумной хозяйственной деятельности человека гибельны для человечества, поэтому сегодня необходима система мер по сохранению природы.

Прочитайте текст и выполните задания А28-АЗО; В1-В8; С1.

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (П)Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» - думаешь себе...

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Чинопочитание преображает человека внешне.

2) На Руси обращение к человеку зависело от его социального положения.

3) Преклонение перед чинами переносилось из канцелярий и ведомств в повседневную жизнь.

4) Иностранцы строят своё общение с русскими людьми в зависимости от финансового положения последних.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

2) Предложение 7 подтверждает содержание предложения 6.

3) В предложении 8 представлено повествование.

4) В предложении 10 содержится элемент описания.

А30. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.

В1. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.

В2. Из предложения 8 выпишите все подчинительные союзы.

В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ПОПОДЛИЧАЕТ ПЕРЕД ПЕРВЫМ (предложение 3).

В4. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в состав которого входит(-ят) односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые). Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 3-9 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 2-6 найдите сложное предложение, в котором есть только придаточное уступительное. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 1-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка (цифры вписать через запятую, без пробелов, как они должны идти в тексте).

«Особенности поэтики Н.В. Гоголя ярко проявляются в эпизоде из романа «Мёртвые души». Обращение к персонажам античной мифологии, а также использование таких синтаксических средств, как_______ (например, «пересчитать нельзя» в предложении 2) и_______ (в предложении 6), употребление тропов:_______ («высматривает орлом», «куропаткой спешит» в предложе ниях 7, 8) и_______ («уничтожился в песчинку» в предложении 9) - отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому и создают в тексте особую ироническую интонацию, характерную для творчества Н.В. Гоголя».

Список терминов:
1) риторический вопрос
2) лексический повтор
3) разговорная лексика
4) метонимия
5) литота
6) эпитеты
7) вопросно-ответная форма изложения
8) сравнение
9) инверсия

Ответы.

Поэтика Гоголя

Рассматривая последовательную смену фаз в изображении фантастического Гоголем, Ю.В. Манн выделил три этапа; их диахрония описывается как постепенный переход к принципу умолчания, невнятности, снятия явной мотивировки происходящего, как экспансия сюжетных лакун и амбивалентностей. Причинно-следственная цепочка, раскрывающая смысл мотива, проходит в своем развитии путь от развернутой последовательности эксплицитных формулировок, интегрированных в сюжет и прочитываемых однозначно, к сжатой формуле, порой -- единственному словоупотреблению, утратившему связи с событийным контекстом и сконцентрировавшему весь сюжетообразующий потенциал. Восстановление смысловых возможностей мотива при этом становится задачей читателя, вынуждаемого редукцией повествовательности к заполнению сюжетных пустот наличными в контексте смысловыми парадигмами.

Говоря о проблеме фантастического у Гоголя, Ю.В. Манн, привел многочисленные примеры того, что Д. Фангер удачно назвал «отказом рассказчика от своей авторитетной роли». Все оговорки, запинки, провалы в памяти повествователя получили свое объяснение благодаря концепции автора «Поэтики Гоголя»: вместе с другими странностями повествования и истории они делают повествуемый мир зыбким, неопределенным, словом, фантастическим.

К тому же, повествовательная структура этой группы текстов стала одной из главных тем монографии В. М. Марковича «Петербургские повести Н.В. Гоголя». Автор монографии богато проиллюстрировал свой ключевой тезис: «повествование в петербургских повестях стилистически неоднородно и явно неоднородны здесь позиция и облик повествующего лица» . С его точки зрения, одна из функций (смыслообразующая) этой неоднородности -- подключение к литературной форме возможностей «низовой» культуры, в диапазоне от анекдота до легенды. Будучи связан с мифогенным хронотопом Петербурга, такой нарратив приобретает мифологическое измерение. И в аспекте синтактики (мифогенный рассеянный субъект повествования), и в аспекте семантики (апокалиптическое вторжение хаоса в петербургский «космос») перед нами -- целостная концепция.

Художественный мир Гоголя

Абсурдное в мире Гоголя, по Набокову, имеет несколько специфических особенностей. Во-первых, оно граничит с трагическим, и это главное его свойство. Сочетание трагизма и абсурдности породило такую, по мнению писателя, значимую для Гоголя повесть, как «Шинель», одну из наиболее этапных в его творчестве. Во-вторых, абсурдное не является частью художественного мира писателя, это его непосредственное свойство; мир изначально и бесконечно абсурден. Было бы неправильно утверждать, будто Гоголь ставит своих персонажей в абсурдные положения. Вы не можете поставить человека в абсурдное положение, если весь мир, в котором он живет, абсурден....

Гоголь в своем творчестве совместил «реальность» и «вымысел»: в его текстах они совмещаются в пределах одного конкретного произведения. Здесь принципиальным становится вопрос о соотношении миров и о выборе писателя - что для него становится важнее - вымысел или «объективная реальность». Гоголеведение дает различные ответы на этот вопрос, но принципиальным для нас является ответ Набокова, который не только в своих интервью, но непосредственно в книге, задуманной как биография, но реализованной как художественное произведение, манифестирует свое отношение к писателю и свое же отношение к творчеству, основой которого является вымысел («Помимо личных особенностей Гоголя, роковую роль сыграло для него одно ходячее заблуждение. Писатель погиб, когда его начинают занимать такие вопросы, как «что такое искусство?» и «в чем долг писателя?»). Вторит Набокову и Вайскопф: «Художественный мир Гоголя периода петербургских повестей и «Шинели» так же герметичен и эндогенен, как внутренний мир Акакия Акакиевича. Стремление преодолеть эту замкнутость (II том «Мертвых душ») привело Гоголя к катастрофе». .

B8 № 456. «Автор статьи широко употребляет разнообразные синтаксические средства выразительности: такой приём, как _______ (предложения 20-23), и_______ (предложения 8, 27). Желая убедить читателя, В. Харченко использует такие средства вы разительности, как _______ (предложения 1, 6, 7, 11, 12) и______ («испытать сладость победы», «не позволять властвовать» и т.п.)».

Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) литота
3) синтаксический параллелизм
4) ирония
5) парцелляция
6) диалектизм
7) книжная лексика
8) диалог с читателем
9) восклицательные предложения


(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3) Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность - мудрый педагог - воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9) По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься [...]. (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.

(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» - спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», - ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.

(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же - радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.

(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание - любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30) В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
(По В. Харченко)

Спрятать текст

Пояснение.
Диалог с читателем - в этом тексте в предложениях 20-23 автор задает читателю наводящие вопросы.

Ряды однородных членов - в предложении 8 наблюдаются однородные сказуемые и однородные дополнения, в предложении 27 употребляются однородные определения.

Синтаксический параллелизм - в предложениях 1, 6, 7, 11, 12 используются одинаковые синтаксические конструкции: односоставное предложение, состоящее из сказуемого, дополнения к нему и обстоятельства образа действия.

Книжная лексика - лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.

Ответ: 8,1,3,7

Читайте также: