Как называются предложения по цели высказывания. Какие бывают виды предложений по цели высказывания. Виды вопросительных предложений

Виды простых предложений

Простые предложения делятся на виды по цели высказыва­ния, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (или отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.

Виды простых предложений по цели высказывания

По цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – прос­тые предложения делятся на повествовательные, воп­роситель­ные, побудительные.

В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте: Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зелёным стенам леса (М. Горький).

В устной речи в повествовательном предложении голос повы­шается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительные предложения выражают вопрос: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пуш­кин). Вопрос часто бывает заключён в вопросительных место­имениях, наречиях и частицах: Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (А. Пушкин); Отчего ты печаль­но, вечернее небо? (И. Бунин); “Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь).

Вопросительные предложения произносятся с вопроситель­ной интонацией – повышением голоса на вопросительном сло­ве и к концу предложения.

В побудительных предложениях выражаются раз­личные по­буж­дения к действию – приказ, просьба, призыв, совет и др.: Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызо­вом миру поведай (О. Берггольц); Отец, пойдём! (А. Чехов); Хлеб-соль ешь, а правду режь (пословица).

В побудительные предложения нередко включаются обра­щения. В побудительных предложениях сказуемые выражают­ся глаголами в повелительном наклонении. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряженно.

Виды простых предложений по эмоциональной окраске

Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с осо­бой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за ро­дину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.

Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными.

По цели высказывания восклицательным может быть каж­дое простое предложение: повествовательные восклицательные, вопросительные восклицательные, побудительно-восклица­тельные. Например: Как хорошо в лесу! Разве это хорошо? Пойдём в лес!

В восклицательных предложениях местоимения и наречия, а также междометия используются в роли усилительных частиц: Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут? Ох, признаюсь – хоть это мне и больно – не прав и я! (И. Кры­лов).

По наименованию главных членов (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные)

По наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённые, нераспространённые)

По наличию или отсутствию необходимых членов (полные, неполные)

Синтаксический разбор простого предложения

1.План разбора

2.Простое или сложное

3.Вид по цели высказывания

4.Вид по эмоциональной окраске

5.Вид по составу грамматической основы

6.Вид односоставного предложения

7.Вид по наличию второстепенных членов

8.Вид по наличию или отсутствию необходимого члена предложения

9.Осложнённое или неосложнённое

10.Главные и второстепенные члены предложения

27. Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации .

28. Прочитайте.

      Москва! Как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!
      (А. Пушкин)

  • Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите поэтические строки.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      В тёмный лес дремучий
      Загл..нула ос..нь.
      Сколько свежих ш..шек
      У з..лёных сосен!
      Сколько алых яго..
      У л..сной рябинки!..
      (Е. Трутнева)

  • Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак .
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки .

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      - Что ты ищешь там (? !)
      - Нектар (! ?)
      - А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      - Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Ответы к стр. 6 — 7

1. Прочитай. Соотнеси названия предложений с их видом по цели высказывания и по интонации. Впиши названия видов предложений из слов для справок в нужную группу.

2 ∗ . Прочитай пословицы и загадки. Отгадай загадки. Определи вид предложений по цели высказывания. Впиши номера предложений, которые соответствуют каждому из данных видов предложений.

1) Добрые дела красят человека.
2) Береги нос в большой мороз.
3) Что растёт со шляпкой? Гриб .
4) Кто на своей голове лес носит? Лось .
5) От скуки бери дело в руки.
6) Плохая шутка до добра не доведёт.

Повествовательные: 1 , 6 .
Вопросительные: 3 , 4 .
Побудительные: 2 , 5 .

3 ∗ . Прочитай диалог маленького Енотика и мамы. Подчеркни предложения, которые отличаются от других по интонации. Отметь √ , какие это предложения по интонации и по цели высказывания.

- Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
- А я муравейник ворошил.
- Почему лапы в болотной тине?
- А я за лягушкой гонялся.
- Нос почему в земле?!
- Я жука выкапывал…

(Э. Шим)

повествовательные вопросительные
побудительные восклицательные
невосклицательные

Выпиши из диалога любое вопросительное невосклицательное предложение.

Почему лапы в болотной тине?

4 ∗ . Прочитай загадки об одном и том же растении. Отгадай. Вставь пропущенный знак в конце предложений.

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.

(И. Демьянов)

Конспект урока русского языка в 3-м классе

по теме: «Виды предложений по цели высказывания».

Цели урока:

Дидактические:

Наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;

Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

Формирование элементарных лингвистических представлений.

Развивающие:

Развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

Воспитание навыка самостоятельности;

Формирование чувства языка;

Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

I этап. Организационный момент. Настрой урока.

Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и начнём наш урок.

Как настроение?Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

Откройте тетради.

Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Вспомните, что такое предложение?

Предложение

Слова связаны по смыслу.

Выражает законченную мысль.

Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

Запись на доске

на, созрел, урожай, поля;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, золотая, осень;

Почему вы считаете, что это предложения?

Задайте вопросы по теме «Предложение».

Запишите предложения в тетрадь.

Проверка – два ученика записывают предложения на доске.

Почему разные знаки препинания в конце предложений?

Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

Предложения

по интонации?

Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.

III этап. Сообщение темы и целей урока.

Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.

Проверка на доске: распределить карточки по задачам общения.

сообщитьспроситьповлиять

Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.

Предложения

по интонации?

восклицательныеневосклицательные

Итак, мы знаем, какиебывают предложенияпо интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?

Какая тема урока?

Предложения по цели высказывания.

По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?

Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

Выходите к доске все вместе.

сообщитьспроситьповлиять

повествоватьузнатьпобудить к действию

оповеститьрасспроситьзапретить

обменятьсяопроситьзащитить

(впечатлениями)выяснить(словом)

информироватьразузнатьпроинструктировать

объяснитьвыспроситьприказать

осведомлятьвыпытатьподействовать

объявитьвыведатьвоспретить

рапортоватьразведатьвоздействовать

Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?

Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?

Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?

Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

Сравните наши выводы с таблицей.

Таблица «Предложения по цели высказывания».

Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

V этап. Применение новых знаний на практике.

Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

Как быстро пролетело лето! Наступает золотая осень.

Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

Какие записаны предложения по цели высказывания?Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

Запишите предложения.

Работа по учебнику, стр. 41 упр. №1.

Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите упражнение.

Проверка.

Любите ли вы играть? Такой вопрос покажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, «в войну». Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.

Физминутка

VI этап. Закрепление.

Работа у доски.

Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Приготовьте листочки с квадратиками.

Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

Начинаем работу с верхней левой клетки.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. У народа глаз верен, а ум догадлив.

4. Давай помолчим.

5. Девочка, почему ты плачешь?

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не обижайте маленьких и слабых.

10. Какие книги вы прочитали летом?

11. Как чудесен русский лес!

12. Мы шли по узкой тропе.

13. Лужи покрылись льдом.

14. Под деревьями спрятались грибы.

15. Наступило ясное солнечное утро.

Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?

VIII этап. Рефлексия.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.

IX этап. Домашнее задание.

Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение поцели высказывания и интонации.

Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания».

Цель урока: развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме;

Задачи: Уметь различать предложения по цели высказывания. Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения. Уметь составлять различные по цели высказывания предложения.

Тип урока: изученного нового материала.

Оборудование: распечатка материалов, конверты с заданиями для групп.

Ход урока. Организационный момент. Наш урок я хотела бы начать с притчи.

«Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров. «О, мои подданные!»- обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым министром.» Один за другим пытались открыть дверь и не добившись успеха – отходили. Но один министр внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул ее и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы ».

Ребята, вот и я хочу, чтоб на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь».

Актуализация прошлых знаний.

1). Каллиграфическая минутка.

2) Карточка № 1. Повторение. Найди лишнее слово.

(Машина – это имя существительное, остальные слова-имена прилагательные. Доказывают.)

Шкаф, парта, шофер, окно.

(шофер –это имя существительное одушевленное, остальные – неодушевленные. Доказывают.)

(Ведет – это глагол, остальные – имена существительные. Доказывают)

Шоссе, яма, кошка, ягода.

(шоссе - это имя существительное среднего рода, остальные – женского рода. Доказывают.)

Мы, по, они, я, ты.

(по – это предлог, остальные – местоимения. Доказывают.)

(все «лишние» слова) «машина, шофер, ведет, шоссе, по.»

Что можете сказать о написании этих слов? (Разобрать орфограммы)

Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)

Что такое предложение?

(Получилось предложение: «Шофер ведет машину по шоссе»)

Объясните лексическое значение слов «шофер» и «шоссе».

Справка: эти слова пришли в русский язык из французского языка. Слово «шоссе» - переводится «дорога, мощеная камнем», «шофер» - истопник. До появления автомобиля шофером на железных дорогах называли кочегара, а вовсе не машиниста, который вел состав. Позже этот же «шофер» стал обслуживать машину с мотором, но его все-равно продолжали звать «шофером».

Задания по уровням :

3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение.

Карточка № 2 Спиши. Вставь где надо знаки препинания.

3. Формулирование темы. - Чтобы сформулировать тему урока,дайте характеристику предложения. (повествовательное)

Какой признак предложения? (по цели высказывания)

Назовите тему нашего урока.(дети предполагают) (Открывается на доске). - Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания

Какая цель?

Уметь различать предложения по цели высказывания.

Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения.

Уметь составлять различные по цели высказывания предложения. Учитель подытоживает.)

Карточка№ 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА.

Что такое предложение?

Предложение – это одно или несколько связанных по смыслу слов, которые что – то сообщают или содержат вопрос, просьбу, побуждение к действию.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

Какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

2. Составить модель предложения. На доске:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

по цели высказывания

Повествовательные вопросительные побудительные

по интонации

Восклицательные и невосклицательные

Карточка № 4

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.

Каждое предложение произносится с определенной целью.

Цель одних предложений – сообщить о чем –нибудь или о ком –нибудь - повествовательные предложения.

Цель других предложений – задать вопрос – вопросительные предложения.

Цель некоторых предложений – побудить кого – нибудь или что – нибудь к действию: приказать, призвать, попросить – побудительные предложения.

А помогут вам в этом слова – волшебники. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

оповестить расспросить запретить

обменяться опросить защитить

(впечатлениями) выяснить (словом)

информировать разузнать проинструктировать

объяснить приказать

осведомлять выпытать подействовать

объявить выведать

рапортовать разведать воздействовать

рассказать посоветовать

попросить

Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

Физ.минутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…

Применение новых знаний на практике.

Закрепление.

1.Работа в паре . Карточка № 5.

Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Астане? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Рефлексия.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.

Итог урока:

Кто хорошо разобрался с различными видами предложения по цели высказывания?

Домашнее задание.

Д/З стр.148 № 465

Личностно – ориентированный план работы учащегося.

Задания

Оценивание

1.Каллиграфическая минутка:

1.Пропишите:

Соединение - ом, ал, ор, ик, ев.

2.Записать пословицу

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Карточка № 1. Работа в паре.

1.Найди лишние слова и выпишите их. Докажите.

Быстрый, машина, яркий, веселый.

Шкаф, парта, шофер, окно.

Ведет, ведро, водитель, дерево.

Шоссе, яма, кошка, ягода.

Мы, по, они, я, ты.

2. 1уровень: Разобрать по членам и надписать части речи.

2уровень: К существительным подобрать прилагательные.

3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение. Докажи.

Карточка № 2.Спиши. Вставь где надо знаки препинания.

Уроки Вова делает после отдыха на воздухе в квартире тишина его ничто не отвлекает после выполнения каждого задания он отдыхает

2.Проверь правильность выполнения задания по ключу.

Карточка № 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА

2.Составить модель предложения.

Карточка №4. Слова – волшебники.

Работа в паре. Карточка № 5.

Записать предложения, расставить знаки препинания и указать какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель

Ты был в Астане

Мойте руки перед едой

Сколько грибов в лесу

Д/З стр.148 № 465

Критерии оценок

«5» - полностью доволен своей работой

«4» - не совсем доволен своей работой

«3» - в моей работе было много недостатков

«2» - не доволен совершенно

Читайте также: