Проблема роли детства в судьбе человека. Сборник идеальных эссе по обществознанию Рассказ в пескова суровые требовательные годы

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец… (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)За хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17)Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили. (18)Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует. (По В. Пескову)

Ответ:

В предложенном для анализа тексте В.М.Песков затрагивает проблему воспитания в сложные годы войны. Вопросы воспитания подрастающего поколения в любое время стояли и должны стоять в обществе на первом месте. От того, каким вырастет новое поколение, зависит будущее общества. Во все времена воспитание являлось нелегким делом и сопровождалось многими проблемами.

Размышляя о своем поколении, чье взросление пришлось на военные годы, Песков не только рассказывает о том, какими практическими умениями они владели, эти маленькие «мужички», способные подшить валенки, почистить колодец или отбить косу, но и обращает внимание на их стремление к чтению. Как с жадностью прочитывали книги, пересказывали их друг другу, росли, мужали, узнавая новое, взрослея. Автор считает, что жизненные трудности делали подростков более самостоятельными, пробуждали желание узнать что-то новое и полезное. В.М. Песков уверен в том, что «уроки, мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы».

Вспомним знаменитого Илюшу из романа И.А. Гончарова «Обломов», который привык к тому, что всё делают за него; он не способен заботиться о себе сам. Его детское стремление что-то узнать, постичь, сделать самому постепенно затухало, подавлялось позицией родителей, запрещавших бегать на овраг, самостоятельно одеваться. В итоге в Обломове развелась беспомощность, страх перед любым действием. Это произведение является прекрасной иллюстрацией к данной проблеме.

Полная противоположность Илье Обломову – герои повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца» – Настя и Митраша. Осиротевшие дети всё умели делать сами, жили взрослой жизнью, много работали, как и все в деревне. При этом дети еще и учиться успевали.

Жизнь может складываться по-разному, поэтому нужно стойко относиться к жизненным ситуациям и надеяться, прежде всего, на себя. «В нужное время в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

(1)Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. (2)Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3) (…) крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоев населения.

2) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

3) Тяжелая работа на каменоломнях оплачивалась, поэтому такую работу крестьяне считали благом: она не позволяла им умереть с голода.

4) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

5) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово ( сочетание слов ).

таким образом следовательно потому что причём да и

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру , соответствующую этому значению в словарной статье.

ТРУД, -а, м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.

2) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. 3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н.

4) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.

5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

надОлго надЕленный укрепИт понЯв красИвее

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Для того чтобы домашний квас получился ИГРИСТЫМ, приятным и освежающим, необходимо соблюдать технологию его приготовления.

В июле стояла жара, и, когда по зелёной листве сначала медленно и неуверенно, а затем всё настойчивей застучали капли ЖИВУЧЕЙ влаги, вся природа встрепенулась и потянулась навстречу дождю.

Нефролепис может расти и при ИСКУССТВЕННОМ освещении, но, как и все папоротники, нуждается в повышенной влажности воздуха.

На летние месяцы школьников отправляют в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь, одно из основных направлений деятельности которого - изучение иностранных языков.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

капает со СВЕЧЕЙ НАИБОЛЕЕ удачно СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ помощниками ЕХАЙ прямо ДВЕСТИ четвёртый

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».

2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел.

3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.

4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания

6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль.

7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид.

9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи - собственным выживанием и продолжением рода.


8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

г..рдиться прил..гательное ч..рующий бл..городный сокр..щение

9. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

и..коверкать, бе..жизненный

пр..мудрый, пр..образовать

пр..брежный, пр … кратить

во … хождение, бе … рассудный

н … рекание, пр … гулка

10. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е

памятл...вый обозр … вать перешаг...вать милост..вый раскра..вать

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Я

сруб...шь независ...мая движ … мый разве … нный извлека … мый


12. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

(не)исправленная вовремя ошибка;

(не)вспаханное осенью поле;

(не)дописанный роман

решение (не)продумано

отнюдь (не)громко

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

(В)ДАЛИ показался катер, (ПО)ЭТОМУ встречающие начали подтягиваться к причалу.

Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было невыносимо душно.

КОГДА(ТО) Архип Петрович довольно хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ.

(ДРЕВНЕ)ГРЕЧЕСКИЕ и (СТАРО)СЛАВЯНСКИЕ книги таят в себе ещё много загадок.

На улице было (ПО)ОСЕННЕМУ холодно, (ПО)ЭТОМУ мы все надели тёплые куртки.

14. Укажите цифры , на месте которых пишется Н.

В комнате, обставле(1)ой стари(2)ой мебелью, блестели свежевыкраше(3)ые полы, на столах стояли золочё(4)ые подсвечники


15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.

2) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.

3) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.

4) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.

5) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры

Вера (1) отпрянув от озарённого ярким светом окна(2) испуганно(3) смотрела по сторонам(4)и(5)быстро(6) отошла к столу.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если (1) конечно (2) он возьмётся за ум, из него и вправду (3) может (4) выйти неплохой работник.

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец...

(7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди.

(17)Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили.

(18)Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит.

(21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы.

(23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует .

(По В. Пескову *)

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Казанский собор (1) к фасаду (2) которого примыкает колоннада из 96 колонн(3) выходит на Невский проспект.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Встало солнце (1) и (2) пока люди спали (3) согрело город своими лучами (4) так что день обещал быть тёплым и ясным.

20. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) С детства ребёнка необходимо приучать к труду, к преодолению жизненных трудностей.

2) В военное время ребята не ходили в школу, но много читали.

4) Ребята знали, что через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочным? Укажите номера ответов.

2) В предложениях 1-2 представлено описание.

3) В предложениях 18-20 представлено повествование.

4) В предложениях 23 - 25 представлено рассуждение.

5) Предложения 5 и 6 поясняют содержание предложения 4.


22. Из предложений 23-24 выпишите метафору.(словосочетание)

23. Среди предложений 18 - 25 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. « Описывая прошлое, В. Песков использует лексические средства выразительности: (А)_______( « суровые, требовательные годы » ) и (Б) ________( « прорастало из детства » , « уроки мужества » ). Автор приглашает читателя к совместному размышлению, прибегая к (В) ________(предложения 18-19). Использование такого синтаксического средства, как (Г)__________(предложения 6, 19, 23), позволяет В.Пескову во всей полноте представить читателю мир своего детства » .

Список терминов:

1) эпитеты

2)однородные члены предложения

4) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

5) восклицательные предложения

3) риторические вопросы

8) метафора

6) цитирование


Основные проблемы

1. Проблема роли детства в формировании личности. (Что «прорастает» из детства? Являются ли военные детские годы главной школой жизни?)

I. Именно в детстве закладываются важнейшие качества личности, в том числе уважение к труду, умение преодолевать жизненные трудности.

задания

Ответ

причём

наделённый

живительной

поезжай

прилагательное

премудрыйпреобразовать

обозревать

развеянный

недописанный

когдатопофранцузски

Урокимужества

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы -это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец... (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД1 их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17) Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили (18) Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.

(По В. Пескову*)

Показать текст целиком

Какова роль детства в жизни человека? Именно эту проблему поднимает в тексте Василий Михайлович Песков.

Автор обращается к актуальной социальной проблеме. Советский писатель рассказывает о суровом военном времени, которое оказалось «главной школой жизни» для подростков. Пять сверстников смогли научиться многому на войне , когда была необходима помощь даже от самых малых. Мальчики «умели косить, подшить валенки, вставить в ведерко дно, почистить дымоход в печке». Но журналист не жалеет об этих событиях и о своей судьбе, понимая, как война подготовила младшее поколение к дальнейшей жизни. Также Василий Михайлович рассуждает о том, что дети и в настоящее мирное время должны учиться мужеству, труду, бесстрашию. В.М.Песков отмечает, что «в нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

Автор считает, что с детства ребенка необходимо приучать к преодолению трудностей. Дети должны быть готовы к предстоящим нелегким случаям, ситуациям и уметь находить решения на любую, казалось бы, невозможную задачу.

Я полностью разделяю мнение советского писателя. Именно от воспитания зависит дальнейшее формирование характера, мировоззрения, ценностей, идеалов. Детство отражается в любом из нас и оставляет неизгладимый опечаток на дальнейшую жизнь .

Данная проблема волновала многих велик

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы -это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец... (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД1 их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17) Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили (18) Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.

(По В. Пескову*)

Показать текст целиком

Какова роль детства в жизни человека? Именно эту проблему поднимает в тексте Василий Михайлович Песков.

Автор обращается к актуальной социальной проблеме. Советский писатель рассказывает о суровом военном времени, которое оказалось «главной школой жизни» для подростков. Пять сверстников смогли научиться многому на войне , когда была необходима помощь даже от самых малых. Мальчики «умели косить, подшить валенки, вставить в ведерко дно, почистить дымоход в печке». Но журналист не жалеет об этих событиях и о своей судьбе, понимая, как война подготовила младшее поколение к дальнейшей жизни. Также Василий Михайлович рассуждает о том, что дети и в настоящее мирное время должны учиться мужеству, труду, бесстрашию. В.М.Песков отмечает, что «в нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

Автор считает, что с детства ребенка необходимо приучать к преодолению трудностей. Дети должны быть готовы к предстоящим нелегким случаям, ситуациям и уметь находить решения на любую, казалось бы, невозможную задачу.

Я полностью разделяю мнение советского писателя. Именно от воспитания зависит дальнейшее формирование характера, мировоззрения, ценностей, идеалов. Детство отражается в любом из нас и оставляет неизгладимый опечаток на дальнейшую жизнь .

Данная проблема волновала многих велик

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

ч. рЕУЛПЧ

с РПНОА...

пВЩЮОЩК ЛПТПВПЛ УРЙЮЕЛ. с ОБЫЕМ ЕЗП ОЕПЦЙДБООП, ПФПДЧЙОХЧ СЭЙЛ УФПМБ. уФПМ ЬФПФ Ч ПФГПЧУЛПН ДПНЕ ЪБВЩМЙ. лПЗДБ РЕТЕЕИБМЙ ЦЙФШ ОБ УФБОГЙА ЙЪ УЕМБ, УФБТЩК УФПМ РПУФБЧЙМЙ Ч ХЗПМ ЮХМБОБ. фБН ПО, РПЛТЩФЩК ФТСРШЕН, УЧСЪЛБНЙ УФБТЩИ ЦХТОБМПЧ Й ЧУСЛПК ЧУСЮЙОПК, ПФУМХЦЙЧЫЕК УЧПК ЧЕЛ, РТПУФПСМ НОПЗП МЕФ. лПРБСУШ Ч ФТПОХФПН ЮЕТЧПФПЮЙОПК ЧЩДЧЙЦОПН СЭЙЛЕ, С ПВОБТХЦЙМ ЦЕУФСОЛХ РПИПЦЙИ ОБ ЗЧПЪДЙЛЙ РБФЕЖПООЩИ ЙЗПМПЛ, ПВОБТХЦЙМ ЪОБЮПЛ У ОБДРЙУША «чПТПЫЙМПЧУЛЙК УФТЕМПЛ», ЖХФМСТ ПФГПЧУЛЙИ ЛБТНБООЩИ ЮБУПЧ. ч УФПМЕ МЕЦБМЙ РБЛЕФ РПТПЫЛПЧ «ПФ ЦЕМХДЛБ», ЛБТФПООЩК ЕМПЮОЩК ЪБСГ, ЙЪОПЫЕООЩК ТХВМШ ДПЧПЕООПЗП ПВТБЪГБ, УБНПДЕМШОПЕ ЫЙМП, НПФПЮЕЛ РТПРЙФБООПК ЧБТПН ДТБФЧЩ... й ЬФПФ ЛПТПВПЛ УРЙЮЕЛ.

пВЩЮОЩК ЛПТПВПЛ. пВЩЮОЩК, ДБ ОЕ УПЧУЕН! оБ ЦЕМФПК НПТЭЙОЙУФПК ЬФЙЛЕФЛЕ, Ч ФПН НЕУФЕ, ЗДЕ ВЩЧБЕФ ТЙУХОПЛ, ОБЙУЛПУПЛ УФПСМЙ ФТЙ УФТПЮЛЙ, ПЮЕОШ ЪОБЛПНЩЕ УФТПЮЛЙ:

оБЫЕ ДЕМП РТБЧПЕ!
чТБЗ ВХДЕФ ТБЪВЙФ!
рПВЕДБ ВХДЕФ ЪБ ОБНЙ!

уРЙЮЛЙ УПТПЛ РЕТЧПЗП ЗПДБ! с ДПУФБМ ПДОХ ЙЪ ЛПТПВЛЙ. ъБЦЦЕФУС? ъБЦЗМБУШ.

й ЧПФ ХЦЕ ЧУЕ Ч ДПНЕ — ПФЕГ, НБФШ, УЕУФТБ — ТБЪЗМСДЩЧБАФ ОБИПДЛХ. чУЕН ЙОФЕТЕУОП. оП ФПМШЛП НБНБ НПЦЕФ РТЙРПНОЙФШ... с ЗМСЦХ ОБ ОЕЕ: ОЕХЦЕМЙ ОЕ ЧУРПНОЙФ? чУРПНОЙМБ!

— ьФП Ц У ФПК ПУЕОЙ...

оЕ ЦДЙФЕ ТБУУЛБЪБ П РХЭЕООПН РПД ПФЛПУ РПЕЪДЕ, РБТФЙЪБОУЛПН ЛПУФТЕ ЙМЙ ДБЦЕ П РЕТЕЛХТЕ ЧП ЖТПОФПЧПН ВМЙОДБЦЕ. уРЙЮЛБНЙ ЙЪ ЛПТПВЛЙ ОЕ РПДЦЙЗБМЙ ВЙЛЖПТДПЧ ЫОХТ, Й ЧППВЭЕ ОЙЮЕЗП ЙЪ ТСДБ ЧПО ЧЩИПДСЭЕЗП ОЕ УФПЙФ ЪБ ОБИПДЛПК Ч УФПМЕ.

фПК ПУЕОША РП ДПТПЗЕ ЙЪ чПТПОЕЦБ ОБ фБНВПЧ ЮЕТЕЪ ОБЫЕ УЕМП пТМПЧП ДЧЙЗБМБУШ ВПМШЫБС РЕИПФОБС ЮБУФШ. чУРПНЙОБС УЕКЮБУ ВЕУЛПОЕЮОХА УЕТХА МЕОФХ МАДЕК, ЙДХЭЙИ РПД ПУЕООЙН ДПЦДЕН, ОЕЧПМШОП ЕЦХУШ ПФ ИПМПДБ. зТСЪШ, ОЕРТПМБЪОБС ЮЕТОПЪЕНОБС ИМСВШ, Й РП ОЕК ЗХУШЛПН, ЪБФЛОХЧ ЪБ РПСУ РПМЩ НПЛТЩИ ЫЙОЕМЕК, ДЧЙЦХФУС МАДЙ. хУФБМЩЕ. нПМЮБМЙЧЩЕ. лХДБ? рПЮЕНХ? нБМШЮЙЫЛБН ЪБВПФЩ Й ЗПТЕ ЧЪТПУМЩИ РПОСФОЩ ОЕ Ч РПМОХА НЕТХ. нЩ ВЕЗБМЙ ОБ ВПМШЫБЛ НЕОСФШ ОБ НПТЛПЧЛХ Й МЕЦБМЩЕ ЗТХЫЙ РЙМПФЛЙ, ТЕНОЙ, ЪЧЕЪДПЮЛЙ, РТСЦЛЙ Й ВЩМЙ ДПЧПМШОЩ, ЮФП Ч ЫЛПМХ ИПДЙФШ ОЕ ОБДП, — Ч ОЕК ТБЪНЕУФЙМЙ ВПМШОЩИ УПМДБФ.

оЕ РПНОА ХЦ, УЛПМШЛП ДОЕК ДЧЙЗБМПУШ ЧПКУЛП. оП ФПМШЛП РПЪДОСС УМСЛПФШ УНЕОЙМБУШ ЧДТХЗ ЪЙНОЙН НПТПЪПН. рПНОА УФХЛ Ч ПЛОБ: «иПЪСКЛБ, РХУФЙФЕ ИПФШ Ч УЕОГЩ». «чУЕ ЪБОСФП, ЙДЙФЕ ДБМШЫЕ!» — ПФЧЕЮБМ ЧНЕУФП НБФЕТЙ РПЦЙМПК МЕКФЕОБОФ. й ПО ЗПЧПТЙМ РТБЧДХ. ч ЙЪВЕ Й Ч УЕОГБИ ОБ УПМПНЕ ЧРПЧБМЛХ ПДЙО Л ПДОПНХ МЕЦБМЙ МАДЙ. рМБЛБМБ ОБ ТХЛБИ Х НБФЕТЙ НБМЕОШЛБС УЕУФТЕОЛБ. оЕЮЕН ВЩМП ДЩЫБФШ ПФ ЧЪПРТЕЧЫЙИ Х РЕЮЛЙ НПЛТЩИ РПТФСОПЛ, ЫЙОЕМЕК Й ЗЙНОБУФЕТПЛ. оП ХНПТЕООЩЕ МАДЙ ВЩМЙ ТБДЩ ФЕРМХ Й НЕУФХ. чУЕ УРБМЙ.

зПМПД ФПЦЕ ВЩМ УРХФОЙЛПН ПФИПДЙЧЫЕЗП ЧПКУЛБ. рПНОА, ЛБЛ РЕТЕД УОПН УПМДБФЩ ДЕМЙМЙ ОБ УФПМЕ БЛЛХТБФОП РПТЕЪБООЩК ИМЕВ. «лПНХ?» — ЛТЙЮБМ ЧЕУОХЫЮБФЩК НМБДЫЙК УЕТЦБОФ. уПМДБФ, ПФЧЕТОХЧЫЙКУС Л УФЕОЛЕ, ВЩУФТП ЕНХ ПФЧЕЮБМ: «уХИПЧХ... фЙНПЖЕЕЧХ...»

хФТПН НБФШ ОБНЩМБ ЮХЗХО ЛБТФПЫЛЙ Й ЮХЗХО УЧЕЛМЩ — РПЛПТНЙФШ РПУФПСМШГЕЧ — Й РПУМБМБ НЕОС ДПВЩФШ ПЗПОШЛХ. ьФП ВЩМП РТПУФПЕ ДЕМП: ЧЩИПДЙЫШ ОБ ХМЙГХ, УНПФТЙЫШ, ЙЪ ЮШЕК ФТХВЩ ЙДЕФ ДЩН, — ФХДБ Й ВЕЦЙЫШ У ЦЕМЕЪОПК ВБОПЮЛПК ЪБ ХЗМСНЙ.

— фЩ ЛХДБ? — УРТПУЙМ МЕКФЕОБОФ, ХЧЙДЕЧ НЕОС ОБ ЛТЩМШГЕ.

с ПВЯСУОЙМ. мЕКФЕОБОФ РПМЕЪ Ч ЛЙТЪПЧХА УХНЛХ Й ДПУФБМ УРЙЮЛЙ:

— оБ, ПФДБК НБФЕТЙ.

(дП УЙИ РПТ УПИТБОЙМУС ОБ ЛПТЙЮОЕЧПН ТЕВТЩЫЛЕ ЛПТПВЛБ УМЕД ПФ УРЙЮЛЙ, ЛПФПТПК Ч ФП ХФТП ВЩМБ ТБУФПРМЕОБ РЕЮШ.)

юХЗХО ЛБТФПЫЛЙ Й УЧЕЛМЩ УПМДБФЩ ПРПТПЦОЙМЙ Ч ПДЙО НПНЕОФ. нБФШ УФПСМБ Х РЕЮЛЙ Й ЗПЧПТЙМБ: «еЫШФЕ, ЕЫШФЕ, С ЕЭЕ УЧБТА, ЕЫШФЕ...»

лПТПВПЛ УРЙЮЕЛ У ФПК ПУЕОЙ УПИТБОЙМУС, ЛПОЕЮОП, УМХЮБКОП. еЗП РПМПЦЙМЙ Ч ХЛТПНОПЕ НЕУФП, ЛБЛ ОЕЛХА ОЕРПЪЧПМЙФЕМШОХА ТПУЛПЫШ, ЛБЛ ДТБЗПГЕООЩК ЪБРБУ ПЗОС ОБ ЛБЛПК-ОЙВХДШ УМХЮБК. й ЧПФ НЩ ДЕТЦЙН ЕЗП Ч ТХЛБИ... чУЕ НЩ ЧЪЧПМОПЧБОЩ. рПУМЕ ПЮЕТЕДОПК РЕТЕДБЮЙ П РТЙЛМАЮЕОЙСИ Ч вЕТМЙОЕ йУБЕЧБ-ыФЙТМЙГБ НЩ УПВТБМЙУШ ОБ ЛХИОЕ ПЛПМП РЕЮЛЙ, ОП Ч ЬФПФ ТБЪ ОЕ П ыФЙТМЙГЕ ТБЪЗПЧПТ. у ХДЙЧМЕОЙЕН Й ВПМШЫПК ТБДПУФША ОБВМАДБА, ЛБЛ НОПЗП НПЦЕФ ЧУЛПМЩИОХФШ Ч РБНСФЙ НБМЕОШЛБС ТЕМЙЛЧЙС. пФЕГ ЧУРПНЙОБЕФ. уЕУФТБ. нБНБ ЗПЧПТЙФ ФБЛ, ЮФП С ЦБМЕА: ОЕФ НБЗОЙФПЖПОБ ЪБРЙУБФШ ЧУЕ, ЮФП ПОБ ЗПЧПТЙФ. й НОЕ ФПЦЕ ЕУФШ ЮФП РТЙРПНОЙФШ.

нОПЗП УЛБЪБОП П ЧПКОЕ. оП, НПЦЕФ ВЩФШ, МАВПРЩФОП ХУМЩЫБФШ, ЮФП РПНОЙФ П ОЕК ЮЕМПЧЕЛ, ВЩЧЫЙК ЧУЕЗП МЙЫШ РПДТПУФЛПН...

ъБРПНОЙМПУШ ПЛПОЮБОЙЕ Й ОБЮБМП ЧПКОЩ. оП ФБЛ ЦЕ ИПТПЫП РПНОА ХИПД ПФГБ ОБ ЧПКОХ Й ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ ЕЗП. хИПДЙМ ПО ЧНЕУФЕ У ПДОПУЕМШЮБОБНЙ Ч ЦБТЛЙК ДЕОШ БЧЗХУФБ. лЙМПНЕФТПЧ РСФШ С ЫЕМ, ДЕТЦБУШ ЪБ ТХЛХ ПФГБ, Ч ЗХЭЕ МАДЕК. рПНОА, ПФЕГ УЛБЪБМ: «б ФЕРЕТШ ЧПЪЧТБЭБКУС». пО ДПУФБМ ЙЪ НЕЫЛБ ЛХУПЛ УБИБТХ: «чПЪЧТБЭБКУС. й РПНПЗБК НБФЕТЙ».

пЗМСДЩЧБСУШ, С ЧЙДЕМ, ЛБЛ ПФЕГ УЛПТЩН ЫБЗПН ДПЗПОСМ РЩМЙЧЫЙИ РП ДПТПЗЕ ДСДА уЕНЕОБ, ДСДА еЗПТБ, ДСДА уЕТЗЕС, ДСДА фБТБУБ...

чПЪЧТБЭБМУС ПФЕГ ФПЦЕ МЕФПН. у РТПЕЪЦБЧЫЕК НЙНП РПМХФПТЛЙ ЛФП-ФП ТБДПУФОП ЛТЙЛОХМ: «чУФТЕЮБК ВБФШЛХ!» с РПВЕЦБМ Л УФБОГЙЙ Й Ч РПМЕ ЧУФТЕФЙМ УЙМШОП, ЛБЛ НОЕ РПЛБЪБМПУШ ФПЗДБ, РПУФБТЕЧЫЕЗП ПФГБ. оБ ЗТХДЙ Х ОЕЗП РПЪЧБОЙЧБМЙ НЕДБМЙ. ъБ РМЕЮБНЙ — НЕЫПЛ. ч ПДОПК ТХЛЕ — УФБТЕОШЛЙК ЮЕНПДБО, Б Ч ДТХЗПК — РБФЕЖПО.

оБ ОБЫЕК ХМЙГЕ, ХЧЙДЕЧ ПФГБ, НОПЗЙЕ ВБВЩ ЪБРМБЛБМЙ. с РПОЙНБМ, ЮФП ЬФП ЪОБЮЙФ, — ХИПДЙЧЫЙЕ ЧНЕУФЕ У ПФГПН ОБ ЧПКОХ ДСДС уЕНЕО, ДСДС еЗПТ, ДСДС уЕТЗЕК Й ДСДС фБТБУ ОЕ ЧЕТОХМЙУШ.

йЪ ЗПУФЙОГЕЧ, ЛБЛЙЕ ПФЕГ ТБЪМПЦЙМ ОБ УФПМЕ, НОЕ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП РПОТБЧЙМЙУШ ГЧЕФОЩЕ ВПМЗБТУЛЙЕ ЛБТБОДБЫЙ У ОБДРЙУША ОБ ЛПТПВЛЕ «НПМЙЧЮЕФБ» Й ВПМЗБТУЛЙК ЦЕ ЛХУФБТОПК ТБВПФЩ РБФЕЖПО — ЖБОЕТОЩК СЭЙЛ, ПВФСОХФЩК ВХНБЗПК, ОБРПНЙОБЧЫЕК ПВПЙ.

с РПВЕЦБМ Ч УЕМШУЛХА МБЧЛХ ЛХРЙФШ РМБУФЙОЛЙ. йИ ОЕ ВЩМП ФБН. оП РТПДБЧЭЙГБ, ХЧЙДЕЧ НПЕ ПФЮБСОЙЕ, РПТЩМБУШ ОБ РПМЛБИ Й ПДОХ ТБЪЩУЛБМБ. «нПГБТФ. фХТЕГЛЙК НБТЫ», — РТПЮЕМ С ОБЪЧБОЙЕ НХЪЩЛЙ. оБ ДТХЗПК УФПТПОЕ ФПЦЕ ВЩМ ФХТЕГЛЙК НБТЫ, ОП вЕФИПЧЕОБ... дП РПЪДОЕЗП ЧЕЮЕТБ Ч ОБЫЕК ЙЪВЕ ЗТЕНЕМЙ ДЧБ ЬФЙ НБТЫБ. нЩ У УЕУФТПК ФПЮЙМЙ ОБ ВТХУПЮЛЕ РБФЕЖПООЩЕ ЙЗМЩ, УОПЧБ Й УОПЧБ ЛТХФЙМЙ РМБУФЙОЛХ...

зПДБ ДЧБ ОБЪБД ОБ ЛПОГЕТФЕ, ХУМЩЫБЧ ПВЯСЧМЕОЙЕ ЧЕДХЭЕЗП: «нПГБТФ. фХТЕГЛЙК НБТЫ», С ЧЪДТПЗОХМ. дМС НЕОС ОЕ РТПУФП НХЪЩЛПК ВЩМ ЬФПФ НБТЫ.

вМЙЪЛП ЧПКОХ С ОЕ ЧЙДЕМ. оП ПОБ ВЩМБ ТСДПН. мЕФПН Й ПУЕОША 1942 ЗПДБ ЗПТЕМ ЪБОСФЩК ОЕНГБНЙ чПТПОЕЦ. жТПОФ ВЩМ ЧУЕЗП Ч ДЧБДГБФЙ ЛЙМПНЕФТБИ. дОЕН ОБД «ФЕН НЕУФПН» УФПСМБ ЮЕТОБС РЕМЕОБ ДЩНБ, Б ОПЮША ОЕВП УФБОПЧЙМПУШ ВБЗТПЧЩН. вЩМП ЧЙДОП, ЛБЛ ЧЪМЕФБАФ ТБЛЕФЩ, ЛБЛ РПЧЙУБАФ Й НЕДМЕООП ПРХУЛБАФУС ЧОЙЪ ЛБЛЙЕ-ФП ОЕПВЩЮОП СТЛЙЕ ПЗОЙ, ВЩМЙ ЧЙДОЩ ЛТБУОЩЕ, ЦЕМФЩЕ Й ЪЕМЕОЩЕ ФТБУУЩ РХМШ. нЩ У ДТХЗПН УФЕМЙМЙ РПУФЕМШ ОБ РПМПЗПК ЛТЩЫЕ УБТБС Й ОЕ УП УФТБИПН, Б У МАВПРЩФУФЧПН ОБВМАДБМЙ ЪБ ЬФЙН ПЗОЕООЩН ОЕВПН.

оБД УЕМПН Л ЖТПОФХ РП НОПЗХ ТБЪ Ч ДЕОШ ОЙЪЛП РТПМЕФБМЙ ЫФХТНПЧЙЛЙ — ФТПКЛБНЙ, УБНПМЕФПЧ ДЧЕОБДГБФШ — РСФОБДГБФШ. уРХУФС РПМЮБУБ ФЕН ЦЕ РХФЕН ОЙЪЛП, РТСНП ОБД ЛТЩЫБНЙ, ПОЙ ЧПЪЧТБЭБМЙУШ ОБЪБД. йОПЗДБ ЙИ ВЩМП ХЦЕ ОЕ ДЧЕОБДГБФШ, Б ДЕЧСФШ-ДЕУСФШ...

чПЪДХЫОЩЕ ВПЙ ЙУФТЕВЙФЕМЕК. чЪТЩЧЩ УМХЮБКОЩИ ВПНВ (ПУЛПМПЛ ПДОПК, ХРБЧЫЕК ОПЮША ЪБ ПЗПТПДБНЙ, ЧТЕЪБМУС Ч ОБЫХ ДЧЕТШ). нБУУЙТПЧБООЩЕ ВПНВЕЦЛЙ ЦЕМЕЪОПК ДПТПЗЙ (ПФ УЕМБ Ч РСФЙ ЛЙМПНЕФТБИ), РЕТЕДЧЙЦЕОЙЕ ФБОЛПЧ, БЧФПНПВЙМЕК У РХЫЛБНЙ ОБ РТЙГЕРЕ, УЛПРМЕОЙЕ ЧПКУЛ Ч ЪБРПЧЕДОПН МЕУХ — ФБЛПК ВЩМБ РПМПУБ ЧПЪМЕ ЖТПОФБ. чУРПНЙОБС ФП МЕФП Й ПУЕОШ, ДЙЧМАУШ ПФУХФУФЧЙА Х МАДЕК УФТБИБ. ч РЕТЧЩЕ ДОЙ ЧПКОЩ, ЛПЗДБ ЖТПОФ ВЩМ Х нЙОУЛБ, ВЩМП ЛХДБ ВЕУРПЛПКОЕЕ. мАДЙ ЧСЪБМЙ ХЪМЩ, ЪБЛМЕЙЧБМЙ ПЛОБ ВХНБЦОЩНЙ РПМПУБНЙ, ОПЮША НБУЛЙТПЧБМЙ ЛБЦДХА ЭЕМШ Ч ПЛОБИ. фЕРЕТШ ЦЕ ЧПКОБ ВЩМБ РПЮФЙ Х РПТПЗБ, Й ЦЙЪОШ ФЕН ОЕ НЕОЕЕ РТПФЕЛБМБ УЧПЙН ЮЕТЕДПН — ЛБЦДПЕ ХФТП РБУФХИ рЕФШЛБ лТЙЧПК ЗОБМ РБУФЙ ЛПЪ Й РТЕДУЕДБФЕМШ ЛПМИПЪБ нЙФТПЖБО йЧБОПЧЙЮ УБН ПВИПДЙМ ЙЪВЩ: «вБВЩ, ОЩОЮЕ ОБ НПМПФЙМЛХ!»

еУФШ ФБЛПЕ РПОСФЙЕ: «ПВУФТЕМСООЩК УПМДБФ» Й «ОЕПВУФТЕМСООЩК». еУМЙ ЬФЙ УМПЧБ РПОЙНБФШ ЫЙТЕ, ФП Ч 1942 ЗПДХ ЧУЕ МАДЙ, ЧУС УФТБОБ, УПМДБФЩ Й ЦЕОЭЙОЩ, ДЕФЙ Й УФБТЙЛЙ, ВЩМЙ «ПВУФТЕМСООЩНЙ». чУЕ ФБЛ ЙМЙ ЙОБЮЕ ХЮБУФЧПЧБМЙ Ч ЧПКОЕ, РПОЙНБМЙ, ЮФП УЛПТП ПОБ ОЕ ЛПОЮЙФУС, ЮФП ДЕМП ПЮЕОШ УЕТШЕЪОП Й ЦБМПЧБФШУС ОБ ФТХДОПУФЙ ОЕЛПНХ. нБФШ ОБИПДЙМБ ЧУЕ ЦЕ УМПЧБ ОБУ РПДВПДТЙФШ: «нЩ-ФП Ч ФЕРМЕ. б ЛБЛ ФБН ПФЕГ...»

зМСДС УЕКЮБУ ОБ ЛБТФХ, ЧУРПНЙОБА: ЗЕПЗТБЖЙА ОБЮЙОБМ ЙЪХЮБФШ ОЕ Ч ЫЛПМЕ Й ОЕ РП ЛОЙЦЛБН. вПМШЫБС УФТБОБ ХЪОБЧБМБУШ РП ПУФБЧМЕООЩН Й ПФВЙФЩН РПФПН Х ЧТБЗБ ЗПТПДБН. нЙОУЛ, уНПМЕОУЛ, лЙЕЧ, уЕЧБУФПРПМШ... ч ФХ ПУЕОШ, ЛПЗДБ ЗПТЕМ чПТПОЕЦ, С ХЪОБМ, ЮФП ЗДЕ-ФП УПЧУЕН ОЕДБМЕЛП ЕУФШ уФБМЙОЗТБД. оЕ РПНОА, ЮФПВЩ ЛФП-ОЙВХДШ ОБ ОБЫЕК ХМЙГЕ РПМХЮБМ ЗБЪЕФЩ, ТБДЙП ФПЦЕ ОЕ ВЩМП. й ФПМШЛП Ч ТБЪЗПЧПТБИ ЬФПФ ЗПТПД ХРПНЙОБМУС ЧУЕ ЮБЭЕ Й ЮБЭЕ. у МЕЗЛЙН ТБОЕОЙЕН, ОП УПЧЕТЫЕООП УЕДПК Ч УЕМП НЙНПИПДПН ЙЪ ЗПУРЙФБМС ЪБВЕЦБМ ОБЫ ДБМШОЙК ТПДУФЧЕООЙЛ. пО РПМХЮЙМ ТБОЕОЙЕ РПД уФБМЙОЗТБДПН Й ЧПЪЧТБЭБМУС ПРСФШ ФХДБ. рПНОА ЕЗП УМПЧБ: «фБН БД».

ч РЙУШНБИ ПФГБ ТБЪБ ДЧБ РПНЙОБМБУШ чПМЗБ, Й НЩ ДПЗБДЩЧБМЙУШ: ПО ФПЦЕ ФБН. нБФШ, ЪБЦЙЗБС РП УХВВПФБН МБНРБДЛХ, НПМЙМБУШ. нПЙ РТЕДУФБЧМЕОЙС П ВПЗЕ Ч ФП ЧТЕНС ВЩМЙ ОЕСУОЩНЙ. оБ ЧУСЛЙК УМХЮБК НЩУМЕООП С ФПЦЕ РТПУЙМ ТЙУПЧБООПЗП уРБУЙФЕМС, УФТПЗП ЗМСДЕЧЫЕЗП ЙЪ-ЪБ МБНРБДЩ, ОЕ ЪБВЩФШ РТП ПФГБ.

ч ГЕТЛЧЙ Ч ОБЫЕН УЕМЕ ВЩМБ РЕЛБТОС. пФУАДБ НБЫЙОБНЙ ДПУФБЧМСМЙ ИМЕВ ЖТПОФХ. йЪ ЛПМПДГБ Х ТЕЮЛЙ хУНБОЛЙ ДЧБ ХУБФЩИ УПМДБФБ Ч ВПМШЫЙИ ДЕТЕЧСООЩИ ЮБОБИ ЧПЪЙМЙ Ч РЕЛБТОА ЧПДХ. нЩ, ТЕВСФЙЫЛЙ, РПНПЗБМЙ УПМДБФБН ХРТБЧМСФШУС У ТХЮОЩН ОБУПУПН Й РПМХЮБМЙ ЪБ ЬФП Ч ДЕОШ РПМВХИБОЛЙ РБИХЮЕЗП ФЕРМПЗП ИМЕВБ.

пФ УПМДБФ-ЧПДПЧПЪПЧ С ЧРЕТЧЩЕ ХУМЩЫБМ, ЮФП, ЧПЪНПЦОП, ЧУЕН, ЛФП ЦЙЧЕФ Ч УЕМЕ, РТЙДЕФУС ЬЧБЛХЙТПЧБФШУС. й ЬФПФ УМХИ РПДФЧЕТДЙМУС. 1 УЕОФСВТС ОЕ ПФЛТЩМБУШ ЫЛПМБ. б РПЪЦЕ УЕМП Ч ЛБЛЙЕ-ОЙВХДШ ДЧЕ ОЕДЕМЙ ПРХУФЕМП. дП ЬФПЗП Х ОБУ ЦЙМЙ ВЕЦЕОГЩ ЙЪ чПТПОЕЦБ Й уНПМЕОУЛБ. фЕРЕТШ УБНЙ НЩ ЙУРЩФБМЙ, ЛБЛ ФСЦЕМП ТБУУФБЧБФШУС У ДПНПН. чЩУЕМСМЙ ОБУ, РТБЧДБ, ЧУЕЗП МЙЫШ Ч УПУЕДОЕЕ УЕМП. оП ДЕОШ, ЛПЗДБ ЛМЕЭБНЙ ЪБЛТХФЙМЙ РТПЧПМПЛХ ОБ ДЧЕТОПН ЪБРПТЕ, ВЩМ ДМС НЕОС УБНЩН ФСЦЕМЩН ЪБ ЧУА ЧПКОХ.

оБН ДБМЙ МПЫБДШ. рПНОА ЧПЪПЛ УП УЛБТВПН. оБЧЕТИХ УЙДСФ УЕУФТЩ (УФБТЫЕК — ДЕЧСФШ ЗПДПЧ, НМБДЫЕК — ФТЙ). нБНБ У ВТБФЙЫЛПК ОБ ТХЛБИ РЩФБЕФУС ЧФЙУОХФШ Ч РПЛМБЦХ ПГЙОЛПЧБООЩК ФБЪЙЛ Й ТЕЫЕФП. уЪБДЙ Л ФЕМЕЗЕ РТЙЧСЪБМЙ ЛПЪХ. уФБТЫЕНХ УЩОХ ОБДП ВЩМП РТБЧЙФШ ЬФЙН ЧПЪЛПН.

нЕУФПН ОБЫЕЗП ОБЪОБЮЕОЙС ВЩМП УЕМП «рБТЛПННХОБ» (ПЖЙГЙБМШОП — «рБТЙЦУЛБС ЛПННХОБ», Б УПЧУЕН РТПУФП — «рБТЙЦБ»). у ВМБЗПДБТОПУФША ЧУРПНЙОБА ИПЪСКЛХ ЙЪВЩ ФЕФА лБФА (УФЩДОП, ЪБВЩМ ЖБНЙМЙА), РТЙАФЙЧЫХА ОБЫХ ПТБЧХ. чУЕН ОБН — ИПЪСКЛЕ У УЕНШЕК Й ЕЕ РПУФПСМШГБН — Ч ПДОПК-ЕДЙОУФЧЕООПК ЛПНОБФЕ ВЩМП ФЕУОП. уРБМЙ ОБ РЕЮЛЕ Й ТСДЛПН ОБ РПМХ. рПМЩОША ЗМХЫЙМЙ ВМПИ. рП УХВВПФБН ФПРЙМЙ ВБОА. йЪ ПДОПЗП ВПМШЫПЗП ЮХЗХОБ ЕМЙ ФПМЮЕОХА ЛБТФПЫЛХ, ЪБРЙЧБС ЕЕ ЮХФШ РПДУПМЕООЩН ЛЧБУПН. й ЦДБМЙ РЙУЕН. бИ, ЛБЛ ЦДБМЙ Ч ФЕ ЗПДЩ РЙУЕН!

фЕФС лБФС РПМХЮБМБ ЙИ БЛЛХТБФОП. чУМЕД ЪБ РПЛМПОБНЙ: «б ЕЭЕ РТЙЧЕФ ЛХНЕ дБЫЕ... Б ЕЭЕ РТЙЧЕФ ЛХНЕ чЕТЕ» ВЩМП Й Л ОБН ХЮБУФЙЕ: «б ЕЭЕ РТЙЧЕФ «ЧЩЛХЙТПЧБООЩН». цЙЧЙФЕ ДТХЦОЕЕ». пДОП ЙЪ ТБДПУФОЩИ ЧПУРПНЙОБОЙК П ФЕИ ЧТЕНЕОБИ: ЦЙМЙ, Й РТБЧДБ, УЕТДЕЮОП, УРМПЮЕООП, РПНПЗБМЙ ДТХЗ ДТХЗХ, ДЕМЙМЙУШ ЧУЕН, ЮЕН НПЗМЙ.

п ДПНЕ, ПДОБЛП, С ДХНБМ ЧУЕ ЧТЕНС. пФ «рБТЛПННХОЩ» ДП ТПДОПЗП УЕМБ ВЩМП ЧУЕЗП ЧПУЕНШ ЧЕТУФ. й, ЛПОЕЮОП, ФТХДОП ВЩМП ОЕ УПВМБЪОЙФШУС, ЗМСОХФШ: Б ЮФП ФБН УЕКЮБУ, ЪЙНПК?

рТЙДС Ч УЕМП, С РПТБЪЙМУС ФЙЫЙОЕ Й ВЕЪМАДША. рПЮФЙ ЧП ЧУЕИ ДПНБИ ВЩМЙ ЪБМПЦЕОЩ ПЛОБ, Ч ЛЙТРЙЮОЩИ УФЕОБИ ОЙЪЛП, Х УБНПК ЪЕНМЙ РТПВЙФЩ ВПКОЙГЩ, ПФ ДПНБ Л ДПНХ РТПТЩФЩ ФТБОЫЕЙ. фЕРЕТШ ИПТПЫП РПОЙНБЕЫШ: Ч УЕМЕ ВЩМБ РПДЗПФПЧМЕОБ МЙОЙС ПВПТПОЩ ОБ УМХЮБК, ЕУМЙ ВЩ ЖТПОФ Х чПТПОЕЦБ ОЕ ХУФПСМ.

иПФЕМПУШ ЧЪЗМСОХФШ ОБ ОБЫ ДПНЙЫЛП. оП С ОЕ ДПЫЕМ ДП ОЕЗП. йЪ ИБФЩ ОБ ВПМШЫБЛЕ ЧЩЫЕМ ЧПЕООЩК: ЛХДБ ЬФП НБМШЮЙЛ ЙДЕФ Й ПФЛХДБ? чЩУМХЫБЧ НЕОС, ОЕНПМПДПК ХЦЕ ЛБРЙФБО (ФБДЦЙЛ ЙМЙ ХЪВЕЛ) ЪБДХНЮЙЧП РПИМПРБМ ТХЛБЧЙГЕК ПВ ТХЛБЧЙГХ Й РПНБОЙМ ЪБ УПВПК Ч ДПН. уЙДЕЧЫЕНХ ЧПЪМЕ РЕЮЛЙ УПМДБФХ ПО ЮФП-ФП УЛБЪБМ. фПФ РПУФБЧЙМ ОБ УФПМ ЛПФЕМПЛ ЭЕК, ОБТЕЪБМ ВПМШЫЙНЙ МПНФСНЙ ИМЕВБ. рПЛБ С ЕМ, ЛБРЙФБО НПМЮБ ТБЪЗМСДЩЧБМ НПА ЫБРЛХ Й ЧБТЕЦЛЙ, РПФПН РПМЕЪ Ч УФПСЧЫЙК ОБ МБЧЛЕ НЕЫПЛ, ДПУФБМ ЙЪ ОЕЗП ЪБЧЕТОХФЩК Ч ВХНБЦЛХ ЦЕМФПЧБФЩК НСЗЛЙК ЛПНПЮЕЛ ЛБЛПК-ФП ЕДЩ Й РТПФСОХМ НОЕ: «ьФП РПОТБЧЙФУС. еЫШ». фП ВЩМБ УХЫЕОБС ДЩОС. чФПТПК ТБЪ ЬФП МБЛПНУФЧП С РТПВПЧБМ ДЧБДГБФШ ДЧБ ЗПДБ УРХУФС Ч уБНБТЛБОДЕ Й, ЛПОЕЮОП, УТБЪХ ЦЕ ЧУРПНОЙМ ДПВТПЗП ЛБРЙФБОБ. лБРЙФБО УЛБЪБМ НОЕ ФПЗДБ ЪЙНПК: «иПДЙФШ Ч УЕМП РПЛБ ЪБРТЕЭБЕФУС. чПЪЧТБЭБКУС. нБФЕТЙ НПЦЕЫШ УЛБЪБФШ: УЛПТП ДПНПК!»

фЕРЕТШ С ДХНБА, ЛБРЙФБО ЗПЧПТЙМ УП НОПК ФБЛ РПФПНХ, ЮФП ЪОБМ ИПТПЫЙЕ ОПЧПУФЙ. оПЧПУФЙ ЬФЙ ЫМЙ ЙЪ уФБМЙОЗТБДБ. лБРЙФБОХ ХЦЕ ВЩМП ЙЪЧЕУФОП, «ЛФП ФБН ЛПЗП», Й ПО РПДЕМЙМУС У НБМШЮЙЫЛПК ТБДПУФША.

оБЪБД, Ч «рБТЛПННХОХ», РП УОЕЦОПК ДПТПЗЕ С ОЕ ЫЕМ, Б МЕФЕМ. й ИПФС ОПЧПУФШ НБС — «УЛПТП ДПНПК!» — ВЩМБ ФХНБООБ Й ОЕРПОСФОБ, НБНБ УТБЪХ ЦЕ РПВЕЦБМБ ЧП ДЧПТ, ЗДЕ ФЕФС лБФС ЛПМПМБ ДТПЧБ. рПФПН ЧДЧПЕН ПОЙ РПЫМЙ Л УПУЕДЛЕ. рПФПН НБНБ РПВЕЦБМБ ОБ ДТХЗПК ЛПОЕГ УЕМБ Л ФЕФЕ рПМЕ, ЦЙЧЫЕК ТСДПН У ОБНЙ Ч пТМПЧЕ. б ДОЕК ЮЕТЕЪ ДЕУСФШ ХФТПН ЛФП-ФП ОЕФЕТРЕМЙЧП РПУФХЮБМ Л ОБН Ч ПЛОП: «оЕНГБ ЧЩВЙМЙ ЙЪ чПТПОЕЦБ!» ч ФПФ ЦЕ ЮБУ НЩ У НБФЕТША ОБЗТХЪЙМЙ УБМБЪЛЙ ДТПЧБНЙ Й — УЛПТЕЕ, УЛПТЕЕ Ч пТМПЧЕ!

оБЫ ДПНЙЫЛП ДМС ПВПТПОЩ ОЕ РТЙЗМСОХМУС, ЧУЕ ХГЕМЕМП Ч ОЕН. нЩ РТПФПРЙМЙ РЕЮЛХ. й Л ЧЕЮЕТХ ОБ ФЕИ ЦЕ УБМБЪЛБИ РТЙЧЕЪМЙ ДЧХИ УЕУФЕТ Й ВТБФЙЫЛХ... ьФП ВЩМП 25 СОЧБТС 1943 ЗПДБ — ЕЭЕ ДБЦЕ ОЕ УЕТЕДЙОБ ЧПКОЩ.

чУЕ УБНПЕ ДПТПЗПЕ Ч ЧПУРПНЙОБОЙСИ УЧСЪБОП У ЙНЕОЕН НБФЕТЙ. у ТБУУФПСОШС Ч ДЕУСФЛЙ МЕФ ПУПВЕООП СУОП ЧЙДЙЫШ, ЛБЛБС ОПЫБ МЕЗМБ ЕК ОБ РМЕЮЙ. пВЭЙЕ ОБ ЧУЕИ ЧЪТПУМЩИ ЧПЕООЩЕ ФСЗПФЩ, ОП, ЛТПНЕ ФПЗП, — ЮЕФЧЕТП ТЕВСФЙЫЕЛ! (уФБТЫЕНХ ВЩМП ПДЙООБДГБФШ.) й, РП УМПЦЙЧЫЙНУС ПВУФПСФЕМШУФЧБН, ОЙ ЛБТФПЮЕЛ, ОЙ РБКЛПЧ. пДЕФШ ДЕФЕК, ОБЛПТНЙФШ, ОБХЮЙФШ, ХВЕТЕЮШ ПФ ВПМЕЪОЕК... лБЛХА ЧЕМЙЛХА УЙМХ ДХИБ ОБДП ВЩМП ЙНЕФШ Ч ФЕ ЗПДЩ ЦЕОЭЙОЕ-НБФЕТЙ, ЮФПВЩ ОЕ ЧРБУФШ Ч ПФЮБСОЙЕ, ОЕ ТБУФЕТСФШУС, Ч РЙУШНБИ ОБ ЖТПОФ ОЕ ПВТПОЙФШ ФТЕЧПЦОПЗП УМПЧБ!

чУРПНЙОБА НБНЙОЩ РЙУШНБ Л ПФГХ. пОБ ЙИ РЙУБМБ РЕЮБФОЩНЙ ВХЛЧБНЙ, Й ОБ РЙУШНП ХИПДЙМБ ПВЩЮОП ГЕМБС ОПЮШ. иХДЩЕ ЧЕУФЙ ОБ ЖТПОФ Ч ФЕ ЧТЕНЕОБ ОЕ ЫМЙ. нЩ УППВЭБМЙ ПФГХ, УЛПМШЛП ДБЕФ ЛПЪБ НПМПЛБ, ЛФП РТЙЫЕМ ТБОЕОЩК, ЛБЛЙЕ ПФНЕФЛЙ Ч ЫЛПМЕ... рП РЙУШНБН ЧЩИПДЙМП: ЦЙЧЕН НЩ УОПУОП. дБ Й УБНЙН ОБН ЛБЪБМПУШ: УОПУОП ЦЙЧЕН — Ч ФЕРМЕ, ПДЕФЩ, ПВХФЩ, ОЕ ЗПМПДБЕН. й ФПМШЛП ФЕРЕТШ, РПОЙНБС ГЕОХ ЧУЕНХ, ЪОБЕЫШ, ЛБЛЙНЙ УХТПЧЩНЙ ВЩМЙ ЬФЙ ХТПЛЙ ЦЙЪОЙ ДМС НБФЕТЙ Й ДМС ФЕИ, ЛФП Ч ЧПКОХ ФПМШЛП-ФПМШЛП ХЪОБЧБМ ЦЙЪОШ.

пЗПОШ ДПВЩЧБМЙ МЙВП ВЕЗБС У ВБОПЮЛПК ЪБ ХЗМСНЙ ФХДБ, ЗДЕ РЕЮШ ХЦЕ ЪБФПРЙМЙ, МЙВП У РПНПЭША ЛТЕНОС Й ПВМПНЛБ ОБРЙМШОЙЛБ. пУЧЕЭБМБУШ ЙЪВБ «ЛПРФЙМЛПК». ч ОЕЕ ОБМЙЧБМЙ ВЕОЪЙО, Б ЮФПВЩ ОЕ ЧУРЩИОХМ, РПЮЕНХ-ФП ВТПУБМЙ ЭЕРПФЛХ УПМЙ. оЕ ВПМШЫЕ ЭЕРПФЛЙ — УПМШ ВЩМБ ДТБЗПГЕООПУФША: 100 ТХВМЕК ЪБ УФБЛБО. нЩМБ ОЕ ЪОБМЙ. пДЕЦДХ УФЙТБМЙ ЪПМПК Й ТЕЮОЩН ЙМПН. уБНБ ПДЕЦДБ... оБ ОПЗБИ, С РПНОА, ОПУЙМ УЫЙФЩЕ НБФЕТША ЙЪ УПМДБФУЛПК ЫЙОЕМЙ ВХТЛЙ Й ЛМЕЕООЩЕ ЙЪ БЧФПНПВЙМШОПК ТЕЪЙОЩ ВБИЙМЩ. тХВБЫЛБ ВЩМБ УЫЙФБ ЙЪ ПЛПООПК ЪБОБЧЕУЛЙ, Б ЫФБОЩ — ЙЪ УПМДБФУЛПК ВСЪЙ, ПЛТБЫЕООПК ЧЕФЛБНЙ ЮЕТОПЛМЕООЙЛБ Й ПМШИПЧПК ЛПТПК...

лПТНЙМЙУШ Ч ПУОПЧОПН У ПЗПТПДБ. лБТФПЫЛБ, ПЗХТГЩ Й УЧЕЛМБ ВЩМЙ ОБЫЙН УРБУЕОЙЕН. у ИМЕВПН ЦЕ ВЩМП ФБЛ. йЪ ЛПМИПЪБ ЪЕТОП РПД НЕФЕМЛХ ПФРТБЧМСМЙ ДМС ЖТПОФБ. оБН ДПУФБЧБМЙУШ МЙЫШ ПВТПОЕООЩЕ РТЙ ХВПТЛЕ ЛПМПУШС. гЕМЩК ДЕОШ, ОЕ ТБЪЗЙВБСУШ, УПВЙТБЕЫШ ЛПМПУШС Ч НЕЫПЛ, УХЫЙЫШ, ВЕТЕЦОП ТБУФЙТБЕЫШ Ч МБДПОСИ. ъЕТОП РПФПН ЧЕСМЙ Й НПМПМЙ ОБ УБНПДЕМШОПК НЕМШОЙГЕ — «ФЕТЛЕ». с ХВЕЦДЕО: ФПФ, ЛФП ДЕТЦБМ Ч ТХЛБИ МПНПФШ ФБЛЙН ЧПФ ПВТБЪПН ДПВЩФПЗП ИМЕВБ (ЮБУФП У РТЙНЕУША МЕВЕДЩ, УЧЕЛМЩ, ЦЕМХДЕК), ЙНЕЕФ ЧЕТОХА ФПЮЛХ ПФУЮЕФБ Ч ПРТЕДЕМЕОЙЙ ТБЪОПЗП ТПДБ ЦЙЪОЕООЩИ ГЕООПУФЕК.

фЕРМП Ч ДПНЕ ДПУФБЧБМПУШ ФПЦЕ ВПМШЫЙН ФТХДПН, РП ОЩОЕЫОЙН РТЕДУФБЧМЕОЙСН, РТПУФП ЛБФПТЦОЩН ФТХДПН. рСФШ ЛЙМПНЕФТПЧ ДП МЕУБ РПМЕН, РСФШ — МЕУПН (ЮФПВЩ ОБКФЙ УХИПУФПКОЩК ДХВПЛ ЙМЙ УПУОХ). фБЛЙН ПВТБЪПН, ДЕУСФШ — Ч ПДЙО ЛПОЕГ Й ДЕУСФШ — ПВТБФОП У ФСЦЕМПК ОПЫЕК. юФПВЩ ОЕ УМЙЫЛПН ВПМЕМП РМЕЮП, ЦЕТДЙОХ ЙМЙ ЧСЪБОЛХ ДТПЧ ПВЕТФЩЧБМЙ ФТБЧСОПА РПДХЫЛПК. й ЧУЕ ТБЧОП: УЛЙОЕЫШ Х ДПНБ ОПЫХ — Л РМЕЮХ ОЕМШЪС РТЙЛПУОХФШУС. й ЬФП ВЩМБ ПВЩЮОБС ЪБВПФБ ФТЙОБДГБФЙМЕФОЙИ НБМШЮЙЫЕЛ. пДОБЛП ОЕ ЕДЙОУФЧЕООБС ЪБВПФБ. нБНЕ РТЙИПДЙМПУШ ТБВПФБФШ ОБ РПМЕ. й, ИПФС ДПНБ ТХЛЙ ЕЕ ХДЙЧЙФЕМШОЩН ПВТБЪПН ДП ЧУЕЗП ДПИПДЙМЙ Й ЧУЕ ХУРЕЧБМЙ, ОБН У УЕУФТПК ДПУФБЧБМБУШ ОЕНБМБС ЮБУФШ ЪБВПФ: У ЧЕУОЩ ДП ПУЕОЙ ХИБЦЙЧБФШ ЪБ ПЗПТПДПН (ПФ ОЕЗП ГЕМЙЛПН ЪБЧЙУЕМП ОБЫЕ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ), ЗПФПЧЙФШ УЕОП ЛПЪЕ, ДПВЩЧБФШ ФПРМЙЧП, ОПУЙФШ ЧПДХ, ЧБТЙФШ ЕДХ, УПВЙТБФШ ЛПМПУШС, НПМПФШ ЪЕТОП, ОСОЮЙФШ НБМЕОШЛЙИ. й ДЕМБМПУШ ЬФП ЧУЕ РПНЙНП ХЮЕВЩ Ч ЫЛПМЕ, РПНЙНП ДПНБЫОЙИ ХТПЛПЧ, РПНЙНП ФПЗП, ЮФП ОБУ, ЫЛПМШОЙЛПЧ, ЧПДЙМЙ ОБ ЛПМИПЪОПЕ РПМЕ (РПМПМЙ РТПУП, ХВЙТБМЙ УЧЕЛМХ, НПМПФЙМЙ РПДУПМОХИ). фБЛ ЧПКОБ ДЙЛФПЧБМБ ЪБЛПОЩ ЦЙЪОЙ Й ДМС ДЕФЕК.

нПЦЕФ УФТБООЩН ЛПНХ-ОЙВХДШ РПЛБЪБФШУС, ОП С ОЙЮХФШ ОЕ УЕФХА ОБ УХДШВХ, ЧУРПНЙОБС ЬФЙ ЮЕФЩТЕ ЗПДБ. рТПЛТХЮЙЧБС УЕКЮБУ ОБЪБД МЕОФХ ЦЙЪОЙ, ЧЪЧЕЫЙЧБС, ЗДЕ, ЛПЗДБ Й ЮЕНХ ОБХЮЙМУС, ВЕЪ ЛПМЕВБОЙС ЗПЧПТА: ЗМБЧОБС ЫЛПМБ ЦЙЪОЙ РТЙИПДЙФУС ОБ ЬФЙ ЗПДЩ.

уХТПЧЩЕ, ФТЕВПЧБФЕМШОЩЕ ЗПДЩ УПЧРБМЙ ДМС ОБУ, «ЧПЕООЩИ НБМШЮЙЫЕЛ», У ЧПЪТБУФОЩНЙ ЪБЛПОБНЙ ЧПУРЙФБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ. зМХВПЛП ЧЕТА: ХТПЛЙ НХЦЕУФЧБ, ФТХД Й ФТХДОПУФЙ УЕКЮБУ ДМС РПДТПУФЛПЧ ФБЛЦЕ ОЕПВИПДЙНЩ. йИ ОБДП УПЪОБФЕМШОП ЛХМШФЙЧЙТПЧБФШ (Ч УЕНШЕ, Ч МБЗЕТЕ, Ч ЫЛПМЕ), РПДПВОП ФПНХ, ЛБЛ ЖЙЪЛХМШФХТПК НЩ ЧПУРПМОСЕН ПФУХФУФЧЙЕ ЕУФЕУФЧЕООПЗП ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ФТХДБ. ч ОХЦОПЕ ЧТЕНС, Ч ОХЦОЩИ ДПЪБИ, У ПРТБЧДБООПК УФЕРЕОША ТЙУЛБ ПВСЪБФЕМШОП ОБДП ХЮЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ ФПНХ, ЮФП ЦЙЪОШ ПФ ОЕЗП ОЕРТЕНЕООП РПФТЕВХЕФ.

чПЪНПЦЕО ЧПРТПУ: «ъБЛБМЛБ, ФТХДОПУФЙ... б ДЕФУФЧП? чП ЙНС ЗТСДХЭЙИ МЕФ ОЕ МЙЫЙФУС МЙ ЮЕМПЧЕЛ ДЕФУФЧБ?» пРЩФ ЦЙЪОЙ ЗПЧПТЙФ: ОЕФ! лПОЕЮОП, ВЩМЙ Ч ЧПКОХ УЙФХБГЙЙ (Й ОЕНБМП ЙИ ВЩМП!), ЛПЗДБ РПДТПУФПЛ УФБЧЙМ РПД ОПЗЙ СЭЙЛ, ТСДПН УП ЧЪТПУМЩНЙ ФПЮЙМ ОБ УФБОЛЕ УОБТСДЩ, ЙЪЧЕУФОП: НБМШЮЙЫЛЙ ХЮБУФЧПЧБМЙ Ч РБТФЙЪБОУЛЙИ ВПСИ. фХФ ЧУЕ РТПИПДЙМП РП УЮЕФХ ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, Й УБНБ ЦЙЪОШ ПВТЩЧБМБУШ (ЧУЕ ВЩМП!) Ч ФТЙОБДГБФШ МЕФ.

оП, ЧУРПНЙОБС УЧПЕ, ФПЦЕ ОЕМЕЗЛПЕ ДЕФУФЧП, С ЧУЕ ЦЕ ЧЙЦХ ЕЗП. пОП ВЩМП! вЩМП УП ЧУЕНЙ УЧПКУФЧЕООЩНЙ ЬФПНХ ЧПЪТБУФХ ТБДПУФСНЙ. иЧБФБМП ЧТЕНЕОЙ ОБ ЪБВБЧЩ, ОБ ЧУСЛЙЕ ЧЩДХНЛЙ, ЙЗТЩ. фЕ ЦЕ ИПЦДЕОЙС Ч МЕУ ЪБ ДТПЧБНЙ... лПОЕЮОП, ОЕУМБДЛПЕ ДЕМП — РПДОСФШУС У РПУФЕМЙ Ч ЮЕФЩТЕ ХФТБ, ОЕМЕЗЛБ ВЩМБ ОПЫБ РП РХФЙ Л ДПНХ. оП ВЩМП ЛПЕ-ЮФП Й ДТХЗПЕ. ч МЕУХ ПФЛТЩЧБМУС НБМШЮЙЫЛБН ПЗТПНОЩК ФБЙОУФЧЕООЩК НЙТ. ьФЙН НЙТПН ЧБФБЗБ ЙЪ РСФЙ-ЫЕУФЙ ЮЕМПЧЕЛ РПМШЪПЧБМБУШ Ч РПМОХА НЕТХ ЖБОФБЪЙЙ, МАВПРЩФУФЧБ Й РТЕДРТЙЙНЮЙЧПУФЙ.

й ВЩМБ ЕЭЕ Ч ОБЫЕН ЧМБДЕОЙЙ ТЕЮЛБ. лХРБМЙ МПЫБДЕК, ДПУФБЧБМЙ ТБЛПЧ ЙЪ ОПТ, Ч РПМПЧПДШЕ ЛБФБМЙУШ ОБ МШДЙОБИ (ЪБ ЬФП РЕТЕРБДБМЙ ОБН РПДЪБФЩМШОЙЛЙ), МПЧЙМЙ ТЩВХ. оБ ЪЙНОЙК ОЙЛПМЙО ДЕОШ ДТБМЙУШ «ОБ ЛХМБЮЛЙ» — УФЕОЛБ ОБ УФЕОЛХ РП РТБЧЙМБН — У НБМШЮЙЫЛБНЙ УПУЕДОЕК вПМДЙОПЧЛЙ (ФТБДЙГЙС, ЙУУСЛЫБС ФПМШЛП РПУМЕ ЧПКОЩ). йЪ РЕУОЙ УМПЧБ ОЕ ЧЩЛЙОЕЫШ, РПЪОБЛПНЙМЙУШ ВМЙЪЛП НЩ Й У ПТХЦЙЕН (ОБИПДЛЙ Ч РТЙЖТПОФПЧПН МЕУХ). уФТЕМСМЙ ЙЪ БЧФПНБФБ, ЙЪ ЧЙОФПЧЛЙ, Ч МПЗХ ЧЪТЩЧБМЙ ЗТБОБФЩ Й ЫБЫЛЙ ФПМБ... й ХДЙЧМСАУШ УЕКЮБУ: ОЙЛФП ЙЪ ОБУ ОЕ ХФПОХМ, ОЕ ХРБМ У ДЕТЕЧБ, ОЕ РПДПТЧБМУС, ПРБУОП ОЕ ПВНПТПЪЙМУС, ОЕ ПФВЙМУС ПФ ТХЛ.

й ОЕ УЛБЦХ, ЮФП ТПУМЙ НЩ ДЙЮЛБНЙ. иПДЙМЙ Ч ЫЛПМХ. й НОПЗП, РПТБЪЙФЕМШОП НОПЗП ЮЙФБМЙ. лОЙЗЙ, ЛПОЕЮОП, ВЩМЙ УМХЮБКОЩЕ. оП ЕУМЙ ЗПЧПТЙФШ П лрд ЙИ ТБВПФЩ, ПО ВЩМ ПЗТПНОЩН. юЙФБМЙ У ЦБДОПУФША! ъБ ИПТПЫЕК ЛОЙЦЛПК ЧУЕЗДБ ВЩМБ ПЮЕТЕДШ.

й ВЩМП ЪБЧЕДЕОП: РТПЮЕМ — ТБУУЛБЦЙ! фБЛ НЩ НЕОСМЙУШ ЛОЙЦЛБНЙ Й ФЕН, ЮФП ХЪОБМЙ ЙЪ ЛОЙЦЕЛ. й ВЩЧБМП ЕЭЕ: ЮЙФБМЙ ЧУМХИ, РП ПЮЕТЕДЙ. фБЛ, РПНОА, НЩ РТПЗМПФЙМЙ «рХФЕЫЕУФЧЙЕ зХММЙЧЕТБ», «лБЛ ЪБЛБМСМБУШ УФБМШ», «юЕМПЧЕЛ-БНЖЙВЙС», «бКЧЕОЗП», «дЕТУХ хЪБМБ».

еУМЙ В Ч ФП ЧТЕНС ЛФП-ОЙВХДШ ОБН УЛБЪБМ: ЮЕТЕЪ ДЕУСФШ — РСФОБДГБФШ МЕФ НПЦОП ВХДЕФ ДПНБ УЙДЕФШ Х СЭЙЛБ У ЬЛТБОПН Й ЧЙДЕФШ, ЮФП РТПЙУИПДЙФ ЪБ ФЩУСЮЙ ЛЙМПНЕФТПЧ, НЩ ВЩ ОЙ ЪБ ЮФП ОЕ РПЧЕТЙМЙ. фЕРЕТШ, ОБВМАДБС НБМШЮЙЫЕЛ РТЙ РЕТЕДБЮЕ «лМХВБ ЛЙОПРХФЕЫЕУФЧЙК», С ЪБЧЙДХА ЙН, ОП Й У ВМБЗПДБТОПУФША ЧУРПНЙОБА УЙДЕОЙС Х ЛПРФЙМЛЙ. пОЙ НОПЗПЕ ПУФБЧЙМЙ Ч ОБЫЙИ ДХЫБИ, ЬФЙ ЪЙНОЙЕ ЧЕЮЕТБ Х ЛПРФЙМЛЙ!

юФП ЕЭЕ РТПТБУФБМП ЙЪ ДЕФУФЧБ? дХНБА, ОБВМАДБФЕМШОПУФШ, ЦЕМБОЙЕ ЧУЕ ЙУРТПВПЧБФШ, ЧУЕНХ ОБХЮЙФШУС. ч ФЕ ЧТЕНЕОБ ОЕМШЪС ВЩМП ЦДБФШ, ЮФП ОХЦОХА, ОЕПВИПДЙНХА ЧЕЭШ ЛФП-ОЙВХДШ Ч ДПН РТЙОЕУЕФ Й ЦЙФЕКУЛПЕ ДЕМП ЛФП-ФП ЙУРПМОЙФ.

ъБ ЧУЕ РПДТПУФЛЙ ВТБМЙУШ УБНЙ. хЮЙМЙУШ Х ЧЪТПУМЩИ Й ДТХЗ Х ДТХЗБ, УБНПМАВЙЕ РПДЗПОСМП: рЕФШЛБ НПЦЕФ, Б С РПЮЕНХ ЦЕ?

оЕ ВПЗ ЧЕУФШ ЛБЛЙНЙ УМПЦОЩНЙ ВЩМЙ ОБЫЙ ДЕМБ РП ИПЪСКУФЧХ. й ЧУЕ ЦЕ. чУРПНЙОБА, ЮФП НЩ ХНЕМЙ. нЩ — ЬФП РСФШ ПДОПЗПДЛПЧ Й ПДОПЛМБУУОЙЛПЧ У ПДОПК ХМЙГЩ: рЕФШЛБ вЕМСЕЧ, чПМПДШЛБ уНПМШСОПЧ, чБУШЛБ нЙТПОПЧ, чБОС оЕНЮЙО Й С.

нЩ ХНЕМЙ ЛПУЙФШ, РПДЫЙФШ ЧБМЕОЛЙ, ЧУФБЧЙФШ Ч ЧЕДЕТЛП ДОП, РПЮЙУФЙФШ ДЩНПИПД Ч РЕЮЛЕ, ЪБЛМЕЙФШ ВБИЙМЩ, ХНЕМЙ ОБМБДЙФШ РЙМХ, ПФВЙФШ ЛПУХ, РПДРТБЧЙФШ ЛТЩЫХ, УДЕМБФШ МЕУФОЙГХ, ЗТБВМЙ, УРМЕУФЙ МХЛПЫЛП ЙЪ ИЧПТПУФБ, ОБНЕУЙФШ ЗМЙОХ ДМС ЫФХЛБФХТЛЙ, ОБЧШАЮЙФШ ЧПЪ УЕОБ, УНПМПФШ ЪЕТОП, ПУФТЙЮШ ПЧГХ, РПЮЙУФЙФШ ЛПМПДЕГ, ОБЗОБФШ ОБ ЛБДЛХ МПРОХЧЫЙК ПВТХЮ.

юЕТОЙМБНЙ РП ПВПКОПК ВХНБЗЕ РЙУБМЙ РМБЛБФЩ ДМС ЫЛПМЩ Й УЕМШУПЧЕФБ. ч ЛПМИПЪЕ НЩ ЪОБМЙ, ЛБЛ ОБДП ХРТБЧЙФШУС У НПМПФЙМЛПК. оБХЮЙМЙУШ ИПДЙФШ ЪБ УПИПК Ч ПЗПТПДЕ. й Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ ДПЗБДБМЙУШ УДЕМБФШ ФЕМЕЦЛХ У ЛПМЕУБНЙ ПФ РМХЦЛБ, ПВМЕЗЮЙЧЫХА ОБЫЙ РПИПДЩ Ч МЕУ ЪБ ДТПЧБНЙ... фБЛПЧБ ОЕУМПЦОБС ЗТБНПФБ ЦЙЪОЙ, ЛПФПТХА ОБДП ВЩМП ПУЧПЙФШ.

й ЕУМЙ ХЦ ЧУЕ ЧУРПНЙОБФШ, ФП ОБДП ЧУРПНОЙФШ Й ВБМБМБКЛХ...

бРТЕМШ, 1945 ЗПД. оБ РТПУПИЫЕК РТПФБМЙОЕ ПЛПМП ДПНБ НБМЕОШЛЙК ИПТПЧПД. оЕ ИПТПЧПД ДБЦЕ, Б ФБЛ — УПВТБМБУШ ТЕВСФОС, ФТЙ УФБТХИЙ УЙДСФ ОБ ЪБЧБМЙОЛЕ, РТЙЫЕДЫЙК У ЖТПОФБ ВЕЪ ОПЗЙ РБТЕОШ, ОХ Й, ЛПОЕЮОП, ДЕЧХЫЛЙ, ТПЧЕУОЙГЩ ФЕИ ТЕВСФ, ЮФП ХЫМЙ: ЧПЕЧБФШ. чЕУЕМШС ОЕ ВЩМП. зТЩЪМЙ УЕНЕЮЛЙ. «рПД УХИХА» РЕМЙ ЮБУФХЫЛЙ («РПД УХИХА» — ЬФП ЪОБЮЙФ ВЕЪ НХЪЩЛЙ: ОЕ ВЩМП ОЙ ЗБТНПЫЛЙ, ОЙ ВБМБМБКЛЙ).

— зПУРПДЙ, ОЕХЦЕМЙ ОЕМШЪС ДПВЩФШ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЪБЧБМСЭХА ВБМБМБКЛХ! тЕВСФЙЫЛЙ, ОХ ПФОСМЙ ВЩ Х ВПМДЙОПЧУЛЙИ...

уЛБЦЙ ЬФП ДТХЗПК ЛФП-ОЙВХДШ, С ВЩ УМПЧБ НЙНП ХЫЕК РТПРХУФЙМ. оП ЬФП УЛБЪБМБ ПОБ.

оЕДБЧОП С ЧУФТЕФЙМ ЕЕ УМХЮБКОП Ч чПТПОЕЦЕ. рПЪДПТПЧБМЙУШ, РПЗПЧПТЙМЙ П ОПЧПУФСИ, ЧУРПНОЙМЙ, ЛПЗП ЪОБМЙ. пОБ УЛБЪБМБ:

— б С ЧБУ РП ФЕМЕЧЙЪПТХ ЧЙДЕМБ. ыХНМА УЧПЙН: ЬФП ЦЕ ОБЫ, ПТМПЧУЛЙК!

— б РПНОЙЫШ, — ЗПЧПТА, — ВБМБМБКЛХ? оЕФ, ПОБ ОЕ РПНОЙМБ.

ФПЗДБ, ЧЕУОПК НОЕ ЧДТХЗ УФТБЫОП ЪБИПФЕМПУШ ДПВЩФШ ДМС ОЕЕ ВБМБМБКЛХ. оХ ИПФШ ЙЪ-РПД ЪЕНМЙ, ИПФШ ХЛТБУФШ, ИПФШ Ч УБНПН ДЕМЕ ПФОСФШ Х ВПМДЙОПЧУЛЙИ. с ЧЩВТБМ УБНЩК ФЕТОЙУФЩК РХФШ: ТЕЫЙМ УДЕМБФШ.

пРХУФЙН ОЕДЕМШОХА НХЛХ ОЕПВЩЮОПК ТБВПФЩ... пДОБЦДЩ ЧЕЮЕТПН С РТЙЫЕМ Л ИПТПЧПДХ, ТПВЛП ДЕТЦБ ЪБ УРЙОПК ВБМБМБКЛХ. нПЕ ФЧПТЕОЙЕ УТБВПФБОП ВЩМП ЙЪ УФБТПК ЖБОЕТЩ, ОБ УФТХОЩ РПЫМЙ УФБМШОЩЕ ЦЙМЛЙ ЙЪ РТПЧПДПЧ, МБДЩ ОБ ТХЮЛЕ ВЩМЙ ЙЪ НЕДОПК РТПЧПМПЛЙ. лТБУЛЙ, ЛТПНЕ ЛБЛ БЛЧБТЕМШОПК, С ОЕ ОБЫЕМ. б Ч ПВЭЕН ЧУЕ ВЩМП, ЛБЛ ОБДП. дБ ЙОБЮЕ Й ВЩФШ ОЕ НПЗМП — ФБЛ НОПЗП УФБТБОЙК Й ЛБЛПЗП-ФП ОЕЪОБЛПНПЗП РТЕЦДЕ ЮХЧУФЧБ ЧМПЦЙМ НБМШЮЙЫЛБ Ч ЬФХ ТБВПФХ.

уБН С ЙЗТБФШ ОЕ ХНЕМ Й РЕТЕДБМ ВБМБМБКЛХ УЙДЕЧЫЕНХ ОБ УЛБНЕКЛЕ ЙОЧБМЙДХ-ЖТПОФПЧЙЛХ. фПФ ПЗМСДЕМ «ЙОУФТХНЕОФ», РПВТЕОЮБМ ДМС РТПВЩ, РПДФСОХМ УФТХОЩ. й — ЮХДП-АДП — ВБМБМБКЛБ НПС ЪБЙЗТБМБ. ъБЙЗТБМБ!

рЕТЧПК Ч ЛТХЗ У ПЪПТОПА ЮБУФХЫЛПК ЧЩТЧБМБУШ ПОБ. й РПЫМБ РМСУЛБ РПД ВБМБМБКЛХ.

— фЩ УДЕМБМ?!

с ОЕ ХУРЕМ ПРПНОЙФШУС, ЛБЛ ПОБ, ТБЪЗПТСЮЕООБС РМСУЛПК, УИЧБФЙМБ НПА ЗПМПЧХ ДЧХНС ТХЛБНЙ Й ЪЧХЮОП РТЙ ЧУЕИ РПГЕМПЧБМБ. ьФП ВЩМ ЭЕДТЩК, ОЙ Л ЮЕНХ ОЕ ПВСЪЩЧБАЭЙК РПГЕМХК ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ — ОБЗТБДБ НБМШЮЙЫЛЕ.

б НБМШЮЙЫЛЕ ВЩМП РСФОБДГБФШ. нБМШЮЙЫЛБ, ОЕ РПНОС УЕВС, ЧЩВТБМУС ЙЪ ФПМРЩ Й РПВЕЦБМ Л ТЕЮЛЕ. фБН ПО УФПСМ, РТЙУМПОЙЧЫЙУШ ЗПТСЮЕК ЭЕЛПК Л УФЧПМХ ЙЧЩ, Й ОЕ РПОЙНБМ, ЮФП У ОЙН РТПЙУИПДЙФ. фЕРЕТШ-ФП СУОП: Х ФПК УБНПК ЙЧЩ ЛПОЮЙМПУШ ДЕФУФЧП.

дЕФУФЧП... пОП ЧУЕ-ФБЛЙ ВЩМП Х ОБУ, НБМШЮЙЫЕЛ ЧПЕООЩИ МЕФ. пЗМСДЩЧБСУШ ОБЪБД, С ЧЙЦХ РПД ИНХТЩН ОЕВПН ЬФПФ УЧЕФМЩК ТХЮЕЕЛ ЦЙЪОЙ — ДЕФУФЧП. й ОБЛМПОСАУШ Л ОЕНХ ОБРЙФШУС.

Читайте также: