Оборудование в фотостудию. Предметная съемка в домашних условиях: освещение, оборудование. Секреты предметной фотосъемки. Мебель и программное обеспечение

17769 Студийная фотография 0

Если вас уже не пугают такие слова, как ГРИП, эксповилка или диафрагма, переключение на ручной режим не вызывает паники, а фотографировать своих родственников или друзей на прогулке кажется скучным и хочется развиваться как фотографу дальше, то этот небольшой курс нашей фотошколы именно для вас! Вы узнаете о студии и студийной фотосъемке, изучим вопросы, которые могут возникнуть у вас, если вы никогда не снимали в студии.

Итак, в нашем первом уроке прежде всего давайте выясним, что же такое фотостудия. Фотостудия — не что иное, как мастерская для рисования светом, рабочее место фотографа. Фотограф без студии может работать, а студия без фотографа немыслима. Физически фотостудия представляет собой помещение (комната, зал, павильон) без окон или с закрытыми (непрозрачным материалом) окнами, в котором созданы максимально удобные условия для полного управления светом, размещения снимаемого объекта и удобной работы фотографа. В фотостудии используется специальное осветительное оборудование, фотофоны, отражатели, а также дополняющие аксессуары.

В фотостудии почти всегда можно получить заранее заданный результат очень высокого качества, что не всегда возможно в других условиях. Работа в студии более эффективна, чем за её пределами, так как у фотографа есть возможность на свое усмотрение управлять светом (например, на улице управлять солнечным светом практически невозможно).

Как правило, студия — это помещение, выкрашенное в один цвет, например, белый или серый. Разнообразие в съемочный процесс вносят многочисленные цветные фоны для фотостудии . Есть и так называемые интерьерные студии, которые имитируют различные интерьеры для воплощения различных творческих замыслов. Это могут быть небольшие обособленные друг от друга зоны в одном помещении или несколько больших тематических залов. В подобных студиях вы можете провести фотосессию в разрушенный старый дом, старинную библиотеку или, например, на берег моря.

Фрагмент интерьерной студии

Выбор фотостудии

При выборе фотостудии стоит помнить, что одно из главный значений играют ее размеры и высота потолка. Площадь помещения должна быть не меньше 30 м², если в студии будет сниматься грудной портрет или вестись предметная съемка. Если вы планируете снимать модели "в рост" - помещение должно быть просторнее из расчета, что от объекта съемки до фотографа будет приблизительно 5 метров, а высота потолка — не ниже 4 метров. Вообще, чем просторнее студия, тем проще воплощать свои творческие идеи и комфортнее будет работать.

Определившись с тем, что вы хотите сфотографировать, и поняв, какая студия под эти планы нужна, можно приступать непосредственно к аренде помещения. Вариантов поиска тут множество. Самый простой и логичный способ — поисковые запросы в интернете, где можно посмотреть интерьер, оборудование и цены. Помимо этого, есть своего рода сайты-каталоги, обладающие большой базой фотостудий и располагающие довольно подробной информацией об их местонахождении, интерьере помещений и ценах. Единственный минус в том, что вся информация, как правило, предоставляется всеми пользователями сайта, а потому возможны неточности и ошибки.

При выборе студии первое, на что необходимо обращать внимание - представленное оборудование, а затем на цену и удобство ее расположения. Надежность работы оборудования, удобство работы с ним и эргономика - это одни из главных условий успешной съемки. Во время съемки фотографа не должны отвлекать мысли о том, что источники света могут не сработать, а стойки вот-вот развалятся.

Важно! Выбирая студию, важно обратить внимание на три главные характеристики студийного света:

1. Фирма-производитель осветительных приборов

Условно свет можно разделить на два типа:

Полупрофессиональный
(Хотя я не понимаю, как можно быть чем то наполовину? Полупродавец в полумагазине?!... Но такая классификация принята в фотосообществе, приходится с ней смириться...)

Профессиональный

Эти приборы отличаются от полупрофессионального света быстрой скоростью зарядки, стабильностью работы и более тонко настроенной цветовой температурой. В этом классе самые уважаемые фирмы - Hensel и Bowens.

2. Мощность приборов

Выбирайте студию, где мощности светильников 500 Вт и больше. На что влияет мощность приборов? Если коротко, то чем более мощные приборы стоят в студии, тем больше вы сможете закрыть диафрагму при съемке. А так же вы сможете использовать большие софт-боксы и другие насадки, которые снижают световой поток, а значит требуют больших мощностей от осветительного прибора.

3. Количество приборов в студии

Количество источников света не менее важно, чем их мощность. Для предметной съемки может хватить и двух источников. А вот для хорошего портрета нужно уже три прибора (рисующий, заполняющий и свет на фон). Об этом мы поговорим с вами в наших последующих уроках. Лучше, чтобы светильников было четыре или больше. Но не меньше трех. Конечно, можно воспользоваться отражателями, чтобы компенсировать отсутствующие приборы. Можно сделать хорошую фотографию и с двумя приборами, если очень постараться. Но ведь вы платите за студию, чтобы получить настоящий простор в возможностях. А без достаточного количества осветительных приборов о просторе можно забыть. Например, для нестандартной и интересной схемы постановки света тремя приборами никак не обойтись. Но их вам, скорее всего, предоставят за дополнительную плату.

При выборе помещения нужно также понимать, что чем ближе студия к центру города или, например, станции метро, чем больше площадь студии или ее "нафаршированность" современным оборудованием - тем выше цена. И лучше всего искать компромиссный вариант, пожертвовав центром города в пользу "топовости" оборудования.

Студийное оборудование

Давайте теперь разберемся со студийным оборудованием. Для получения фотографий нам, прежде всего, необходим свет. В студии его получают с помощью осветительных приборов, которые закрепляются на стойках. Их можно перемещать по студии и регулировать по высоте.

Различают два типа осветительных приборов: импульсные и с постоянным освещением. Приборы постоянного света создают непрерывный контролируемый источник освещения, который, в основном, используется в постановке сцены. Постоянный источник света имеет и экономический недостаток: постоянно работающая лампа потребляет много электроэнергии, а так же сильно нагревается. Нас же интересует импульсный свет, который дает мощный, но короткий импульс света. О нем и поговорим подробнее.

Приборы импульсного света имеет два вида ламп: 1. небольшой мощности "пилотный" источник света, который помогает увидеть, какой получается светотеневой рисунок, и позволяет, при необходимости, его подкорректировать; 2. собственно импульсный источник, который дает необходимый нам импульс света.

Моноблок

В свою очередь, источники импульсного света делятся на моноблоки и генераторы. Моноблок — это конструкция, в которой элементы управления, «пилотная» и импульсная лампа располагаются в едином корпусе. Генераторы отличаются тем, что в них заключены только элементы питания, а лампы подключатся к ним с помощью специальных проводов. Перед моноблоками генераторы имеют преимущества в мощностью, более короткой длине импульса и скоростной перезарядкой. Люди, которые не имеют опыта съемки в студии, из-за отсутствия опыта не смогут их оценить. Поэтому для начала лучше начинать работать именно с моноблоками. И это значительно дешевле.

Генератор импульсного света

Чтобы все источники света срабатывали одновременно в тот момент, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора камеры, их необходимо синхронизировать. Первый способ — с помощью инфракрасного трансмиттера, который крепятся на «горячем башмаке» камеры и посылает импульс через инфракрасный порт, или с помощью встроенной вспышки камеры (практически все любительские камеры не имеют такую функцию) в .

Второй, более надежный и точный способ — использование радиосинхронизации. Принцип работы с этим оборудованием такой же, как и с инфракрасным трансмиттером, но при этом нет ограничений по углам расположения источников света и дистанции их размещения относительно камеры.

И наконец, третий вариант синхронизации — использование специального кабеля. В профессиональных камерах есть специальный разъем, по средствам которого она соединяется с одним из приборов и при срабатывании этого оборудования «поджигаются» и остальные источники.


Радиосинхронизатор

Все это оборудование имеется в студии, и ИК-трансмиттер, и радиосинхронизатор всегда предоставляются вместе с источниками света. При необходимости, нормальный администратор студии поможет фотографу настроить каналы синхронизации и подскажет о принципах работы и особенностях предоставляемых передатчиков.

Есть и еще одна особенность оборудования студии — наличие циклорамы. Не пугайтесь этого слова. :) Циклорама - это каркасная фоновая конструкция, у которой плавный переход между горизонтальной и вертикальной плоскостями. Чаще всего циклорамы белые. Циклорама создает иллюзию бесконечности фона и дает возможность сделать красивый мягкий градиент. К тому же она хорошо работает как отражатель, заливая пространство мягким светом.

Циклорама

Для творческой студийной съемки всего вышеперечисленного будет недостаточно. Чтобы получить интересный светотеневой рисунок, необходимо использовать разнообразные насадки: софтбоксы, рефлекторы, портретные тарелки. А также всевозможные дополнения и реквизит: цветные фильтры, отражатели, мебель, вещи, посуда и прочее. Но обо всем этом инвентаре мы поговорим в наших последующих уроках. Для первой же съемки в студии, чтобы понять принципы работы, достаточно будет воспользоваться одним источником света и простой насадкой, например, рефлектором, который за характерную форму фотографы называют «горшком».

В завершение нашего первого урока хотелось бы указать еще одну особенность фототехники для работы студии. Не важно, зеркальную ли камеру вы используете или беззеркальную, главное условие студийной камеры — наличие ручных настроек и разъема «горячий башмак» для подключения синхронизаторов.

На сегодня все.! Всего вам фотографического!

Всеобщая любимая часть изучения искусства фотографии - фотооборудование. Конечно, это шутка, но никто не может отрицать, что для любой съемки необходимо какое-то снаряжение. По крайней мере, вам нужна камера и объектив, а также другие аксессуары. Эта статья поможет определиться в подборе самого необходимого и важного фотооборудования, которое в первую очередь может понадобиться для съемки тем, кто делает первые шаги в изучении фотографии.

Камера

Хорошая камера должна быть похожа на продолжение руки снимающего. Ее следует использовать без усилий, чтобы сделать съемку как можно проще. Итак, какую камеру вы должны выбрать?

Лучший выбор для начала многих фотографов - это DSLR начального уровня (зеркальная камера) или беззеркальный цифровой фотоаппарат. Разница между этими двумя типами камер заключается в том, что у зеркальных камер видоискатель основан на зеркале, расположенном за объективом под углом 45 градусов к его оптической оси. Это позволяет осуществлять визирование непосредственно через съемочный или вспомогательный объектив. У беззеркальных камер нет зеркала, это позволяет им быть меньше и легче.

Зеркальная камера Canon и беззеркальная камера Fujifilm бок о бок для сравнения

Нет ничего плохого в использовании камеры, которая у вас уже есть, даже если это камера на смартфоне. Вы можете снимать отличные фотографии на любое оборудование, если вы четко знаете его пределы и возможности.

Объектив

Вторая важная часть оборудования - объектив. В некоторых случаях линзы являются даже более значимыми для съемки, чем сама камера, потому что с помощью объектива фактически передается свет на светочувствительный элемент камеры.

Некоторые фотоаппараты позволяют вам менять линзы. Такие объективы называют сменными. Можно поменять "простой" портретный объектив на огромный дорогой "спортивный объектив", но использовать при этом ту же камеру. Это большое преимущество, которое делает вашу систему более гибкой для разных типов фотографии.

Какой объектив следует выбрать?

Некоторые фотографы используют линзы, которые поставляются в комплекте с камерами. Другие же покупают свои камеры и отдельно к ним выбирают объективы. Но в любом случае объектив необходим. Есть два (и, возможно, три), которые мы рекомендуем для начинающих. Вам следует рассмотреть варианты и расставить для себя приоритеты: от наиболее до наименее важных.

  • Объективы, которые масштабируются, например, объектив 14-42 мм, 16-50 мм, 18-50 мм, 18-55 мм или 18-105 мм. Это достаточно универсальные объективы, их использование даст четкое представление о том, какие специальные линзы покупать в будущем.
  • Основной объектив, который не масштабируется, например, 25 мм f/1.8, 35 мм f/1.8 или 50 мм f/1.8. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием особенно хороши для портретов и фотографий с эффектом "мелкой фокусировки".
  • Телеобъектив, например, 55-200 мм. Подобный тип объектива позволяет фотографировать удаленные объекты, что может понадобиться при фотографировании дикой природы или спорта, хотя не всем фотографам необходима эта возможность в первую очередь.

Каждый объектив имеет определенную характеристику - числовое значение в миллиметрах, например, 50 мм. Она называется фокусным расстоянием и показывает, насколько сильно объектив увеличивает картинку, какой угол он захватывает. Линзы с большим номером (более 85) можно назвать телеобъективами. По сути похожи на телескопы - увеличивают (приближают) предметы на расстоянии. Линзы с меньшим номером (28 или менее) считаются широкоугольными объективами, которые предоставляют гораздо более широкий обзор.

Все те, которые находятся между ними, подобно объективу размером 50 мм, являются обычными системами линз. Имейте в виду, что важны не цифры, а то, какую картинку вы получите, снимая с объективом с тем или иным фокусным расстоянием. Взгляните на изображение ниже.


Фотографии, сделанные с одной точки, объективами с различным фокусным расстоянием

Существует также важное различие между зум-объективами и объективами с фиксированным фокусным расстоянием.

  • Зум-объективы охватывают несколько фокусных расстояний. Вы можете увеличивать и уменьшать масштаб снимаемой картинки.
  • Объективы с фиксированным фокусным расстоянием не могут масштабироваться вообще.

Масштабирование - отличная функция, но объективы с фиксированным фокусным расстоянием также являются очень хорошим выбором. Они обычно имеют несколько преимуществ, включая вес, цену, резкость, светосилу и другое.

Примером зум-объектива является объектив Nikon 24-120mm f / 4. Примером фикс-объектива является объектив Nikon 50 мм f / 1.8. Легко сказать, что зум - это зум, так как он имеет диапазон миллиметровых номеров от своего имени. Это самый широкий угол и самый увеличенный телеобъектив, который может предложить один объектив. Например, объектив Nikon 24-120mm f / 4 имеет 5-кратный зум.

У всех фотографов разные требования к объективу. Не существует единственного размера, который подходил бы всем, именно поэтому .

Сумка для фотокамеры

В отличие от камер или объективов сумки для фотоаппаратов просты. Выбор делается, в основном, с помощью здравого смысла - если сумка удобная, и она хорошо подходит вашему оборудованию, берите. Тем не менее, вы должны выбрать подходящую с самого начала. Не удивляйтесь, но зависит от типа фотографий, которые вы планируете снимать.

  • Пейзажным фотографам, в первую очередь, нужен походный рюкзак, поскольку они в конечном итоге путешествуют на большие расстояния и несут, помимо личных вещей, еще и фотооборудование.
  • Уличным фотографам, вероятно, больше подойдет сумка на плече, так как фотокамеру из нее просто и быстро достать, а также хорошо служит для небольших комплектов камер.
  • Свадебные фотографы отличаются друг от друга, но большинству понадобится рюкзак для камеры или чемодан для перевозки большого количества снаряжения для съемки свадьбы.
  • Студийные фотографы могут даже не нуждаться в сумке, если они не покидают свою студию, хотя некоторые из них покупают прокатные чемоданы для перевозки своего оборудования на автомобиле или самолете.

Не забудьте про хороший ремешок для камеры. Если вы в конечном итоге носите камеру на себе в течение длительных промежутков времени, стандартный ремешок, который идет в комплекте вместе с вашей камерой, вероятно, будет не очень удобным.

Карта памяти

Следующий элемент - карта памяти. Карты памяти хранят фотографии и позволяют переносить их с камеры на компьютер. Они важны для любого фотографа.

Первой характеристикой, которая влияет на выбор хорошей карты памяти, является ее объем. Вам понадобится карта, в которой можно хранить много фотографий - в идеале более 1000 и больше. Выбирайте карту, объем которой составляет не менее 16 гигабайт, (в идеале 32 ГБ, 64 ГБ и т.д.). Это особенно важно для фотографов дикой природы, спорта и фотографов в путешествиях.

Не менее важной характеристикой является скорость считывания карты. Быстрые карты памяти имеют несколько преимуществ, и одним из самых больших является то, что они минимизируют время, в течение которого ваша камера проводит буферизацию (блокировка для обработки серий фотографий, которые вы только что сделали). Выбор карты с высокой скоростью особенно важен для фотографов живой природы и спорта, а также для использования видео.


Быстрая карта памяти имеет решающее значение для съемки дикой природы, особенно когда вы снимаете длинные серии фотографий, чтобы захватить идеальный момент

На многих камерах есть всплывающие вспышки, но можно также на камеру. Как правило, модели более мощные и с их помощью проще управлять светом.

Некоторым фотографам (например, пейзажным или архитектурным) вспышка может вообще не понадобиться, в отличие от фотографов-портретистов.

Дополнительные батареи

Каждый раз, когда вы покупаете камеру, она будет продаваться с аккумуляторной батареей и зарядным устройством. Тем не менее, одного зарядника может быть недостаточно. Никогда не стоит упускать хороший снимок, потому что ваша батарея мертва, независимо от причины. Возьмите себе хотя бы одну (и даже больше, если вы обнаружите, что двух недостаточно).

Это было прекрасное утро для фотографии, но было так холодно, что батарея умерла менее чем за час. К счастью, было несколько запасных частей

Другие аксессуары

Наряду со всем этим необходимым оборудованием для камеры есть несколько дополнительных аксессуаров, которые нужно также рассмотреть.

Во-первых, чтобы сохранить камеру, линзы, фильтры и другую экипировку, вам понадобится комплект для чистки. Он включает в себя ткань из микрофибры и очищающий спрей для линз. Чистку матрицы все же нужно доверить профессионалам, хотя бы на первых порах.

Наряду с вам также могут понадобиться различные другие аксессуары, например, пульты дистанционного управления спуском затвора, устройства GPS, триггеры движения, принтеры и т.д. Рынок аксессуаров для фотосъемки огромен.

Рекомендуется удержаться от покупки специализированного оборудования до того момента, пока вы не поймете, какой жанр фотографии вам интересен. Например, не стоит покупать набор высококачественных студийных осветителей только для того, чтобы понять, что вы предпочитаете пейзажную фотографию, а не работу в студии.

Не увязните с аксессуарами в самом начале. Лучше начните с основного набора, состоящего из камеры и объектива, и посмотрите, в каком направлении пойдет ваша фотография. По мере необходимости можно будет приобрести дополнительные аксессуары.


Эскспозиция имеет более двух минут выдержки, поэтому звезды в небе выглядят как полосы. Чрезвычайно длительные экспозиции, как в этом случае, легче всего захватывать с помощью дистанционного пульта управления спуска затвора

Выбор подходящего фотооборудования не так прост, в отличии от обычной покупки хорошей камеры. Вам нужно подумать о штативе, фильтрах, аккумуляторах, картах памяти, аксессуарах и т.д. Начинайте с DSLR или системной цифровой камеры, подумайте про объективы, постепенно расширяя свой арсенал, исходя из задач, которые будете ставить во время съемки.

И помните о том, что фотооборудование, безусловно, имеет значение. Но, тем не менее, независимо от того, какое снаряжение у вас есть, не оно является движущей силой для съемки хороших фотографий. Главным будет ваше желание учиться технической и творческой составляющей фотографии.

Сегодня мы поговорим об оборудовании фотостудии.

Как работать со студийном светом? Какие насадки на приборы существуют и для чего их используют? Мы расскажем все то, что необходимо знать для эффективной работы в студии.

Итак, мы пришли в студию. Пока ваша модель будет делать мэйкап, мы займёмся настройкой студийного света.
Сначала узнаем, какие бывают типы приборов.

Типы приборов

Существует два типа осветительных приборов - импульсные и постоянные.

  • Импульсный свет
    Используется только в фотографии. Эти приборы выдают короткий, но очень мощный импульс света во время срабатывания затвора камеры. Для связи между осветительным прибором и фотоаппаратом используется синхронизатор, работу с которым мы рассмотрим ниже.
  • Постоянный свет
    Используется в фото- и видео-съемках. У постоянного света есть два серьёзных недостатка - он потребляет очень много электроэнергии и при этом выделяет огромное количество тепла. То есть человек, которого вы снимаете, может в прямом смысле перегреться. Но, например, в предметной съёмке очень часто используется именно постоянный свет.

Практически во всех фотостудиях стоит импульсный свет. Поэтому, если вы хотите снимать в студии, прежде всего вы должны научиться работать именно с импульсным светом.

В большинстве импульсных приборов встроена обычная лампа «пилотного» света. Для чего она нужна? Что бы вы смогли примерно увидеть, как свет «ложится» на модель. С помощью лампы «пилотного» света намного проще и удобнее выставлять освещение в студии.

Как я сказал выше, синхронизация нужна для одновременного срабатывания осветительного прибора и затвора камеры. В каждом приборе установлено устройство, запускающее вспышку в момент обнаружения импульса. Таким образом, камеру достаточно синхронизировать с одним прибором.

Разумеется, синхронизация происходит в одно мгновение.
Минимальная выдержка, доступная при синхронизации, зависит от возможностей камеры и как правило составляет 1/200.

Синхронизаторы бывают трех типов:

Так же для синхронизации можно использовать вспышку, встроенную в ваш фотоаппарат. Но чтобы свет от встроенной вспышки не вмешался в кадр, необходимо прикрыть саму вспышку (это можно сделать простой бумажкой), а в настройках фотоаппарата поставить минимальную мощность для встроенной вспышки.

Синхронизация через встроеную вспышку крайне не удобный способ, он быстро разряжает аккумулятор. А время которое уходит на подзарядку встроеной вспышки — становится потерянным. Вам не удастся быстро сделать несколько удачных дублей.

Как работать с осветительными приборами

В разных студиях стоят приборы разных фирм и интерфейсы их управления значительно отличаются. Поэтому сделать универсальную «инструкцию по эксплуатации» светильников невозможно.

Hensel Pro - один из самых распространенных осветительных приборов.

Во многом управление приборами разных фирм схоже, но если вы никогда не работали с осветительными приборами, то лучше всего будет приехать в фотостудию со знакомым фотографом, который сможет вам объяснить и показать все тонкости управления. Также в большинстве фотостудий сам владелец студии сможет вкратце рассказать вам об азах работы с осветительными приборами.

Насадки на осветительные приборы

Сам по себе прибор - это просто источник света. Для управления потоком света используются насадки на приборы. Именно используя различные насадки, вы сможете получить тот свет, который вам нужен.

  • Стандартные рефлекторы

    Дают жесткий направленный свет. Чаще всего используются в сочетании с сотами или шторками.
  • Зонты

    Зонты дают мягкий и рассеянный свет. Зонты бывают двух типов - на отражение и на просвет.


  • Софт-боксы - как правило, прямоугольные конструкции, рассеивающие свет. Сегодня именно с софт-боксами работает большинство фотографов, когда необходимо получить мягкий, рассеянный свет. Характер освещения софт-бокса зависит от его формы и размеров. Кроме обычных прямоугольных софт-боксов можно также выделить два отдельных и популярных вида этой насадки:


  • Длинные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину. Стрип-боксы чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях.


  • Восьмиугольные софт-боксы большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.


  • Благодаря конструктивной особенности «портретной тарелки» свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект «портретной тарелки» можно дополнять сотами или софт-насадками.
  • Фоновые рефлекторы

    Эти насадки позволяют равномерно осветить фон, при этом исключая попадание света в объектив камеры.
  • Тубус (другое название «спот»)

    Насадка конической формы. Дает возможность выставлять световые акценты, выделяя светом небольшую деталь сцены. Проще говоря - вы можете направить весь свет прибора в одну точку.
  • Универсальные держатели

    Держатели крепятся на рефлектор, для установки дополнительных насадок — фильтров, сот, шторок.
  • Шторки

    Насадка с 4-мя подвижными кулисами. Позволяет ограничивать распространение света. Совместно со шторками можно установить фильтр или соты.
  • Соты

    Насадки имеющие мелкоячеистую структуру. Используются для получения пучка параллельных лучей. Соты применяются для контрового света, они не дают бликов в сторону объектива и позволяют обходиться без шторок и затенителей. Также соты имитируют солнечный свет - как и солнце, они дают параллельные лучи.
  • Цветные фильтры

    Изменяют цвет светового луча. В отличие от фильтров для объективов, которые действуют на весь кадр, насадки устанавливаются на отдельные светильники и позволяют точечно менять цвет освещения. Например, вы можете поставить красный цвето-фильтр на прибор контрового освещения и получите интересный красный ореол вокруг модели.

Мы разобрались с приборами, направили на модель пару софт-боксов и контровой свет с насадкой сотой. Но как определить, какие настройки выдержки и диафрагмы поставить, чтобы картинка не получилась пересвеченой или недосвеченой?

Замер экспозиции

Как вы понимаете, камерный экспозамер никак не помогает при съемке в студии. Ведь полное освещение модели происходит только в момент срабатывания импульсов приборов, а камера не может за столь короткий промежуток времени просчитать необходимую экспозицию.

Профессиональные фотографы, чтобы оценить степень освещённости, используют экспонометр. Но работа с экспонометром требует определённых навыков и опыта, да и к тому же экспонометр - достаточно дорогое устройство.

Есть более простой способ определить наличие пересветов или недосветов - использовать гистограмму снимка для анализа экспозиции . О том, как научиться «читать» гистограмму, вы можете прочитать в нашей статье, полностью посвященной работе с гистограммой .

Практика съемки

Знания о работе оборудования фотостудии - необходимый базис для съемки в студии. Но вам так же нужна практика!

Теперь нам осталось обсудить только одну, но очень важную тему - схемы постановки света. Именно от того, как вы выставите освещение, зависит атмосфера и настроение вашего кадра.

О световых схемах и их постановке в студии мы поговорим в нашей следующей статье.

Довольно часто фотографу приходится работать в студии. В последнее время очень распространена практика сдачи студии в аренду. Это выглядит следующим образом. Если студия сдаётся в аренду, а обычно на интернет-сайтах, где указывается такая услуга, Вы звоните в студию и договариваетесь с администратором на определённое время, если оно свободно. Потом вносите предоплату, приходите в назначенный час и снимаете положенное количество времени. Оплата студии к примеру в Челябинске, Екатеринбурге или Москве колеблется от трёхсот рублей за час и выше. В других городах цены могут отличаться.

Итак, вы пришли в студию и вкратце нужно познакомится с оборудованием, которое в ней находится. Понять для чего оно нужно и как им пользоваться.
Что в первую очередь должно быть в студии? Первое и основное, конечно же, источники света. Эти источники бывают постоянного света и импульсного.
Источники постоянного света – это обычные прожекторы, лампы накаливания.

Источники импульсного света – это мощные студийные вспышки. Например, вспышка на которую установлен зонт. Большой зонт даёт мягкий широкий поток света. Она установлена на рельсовой системе, прикреплённой к потолку и её удобно перемещать с места на место.
Ещё одним распространённым источником является софтбокс . Точнее, это не источник, а насадка.
Софтбоксы бывают разной формы, но назначение у них одно и то же – смягчить и направить поток света в нужную сторону.
Студийными вспышками необходимо как-то управлять. Что для этого применяется? Просто так фотоаппарат не зажжёт вспышки. Для этого используется специальный прибор, который устанавливается в горячий башмак фотоаппарата и называется синхронизатором.
Синхронизаторы бывают разного типа: инфракрасные и радиосинхронизаторы.
Инфракрасный синхронизатор при нажатии спуска затвора даёт импульс невидимого излучения, на которые реагируют светоловушки вспышек.

Радиосинхронизаторы работают иначе. На фотоаппарат ставится специальная насадка-радиопередатчик, а на вспышку устанавливается приёмник, который даёт импульс для срабатывания вспышки.
Преимущество радиосинхронизатора в том, что он срабатывает на отдалённом расстоянии. Радиус действия инфракрасной вспышки ограничен.

Кроме того в студии обязательно должны быть фоны . Они бывают разные, есть тканевые а так же бумажные.
Тканевые фоны более долговечные. Их можно стирать и использовать заново. Но бумажные фоны гораздо ровнее и если их подсвечивать, получается ровная поверхность. Про тканевые фоны такого сказать нельзя. Их нужно сильно натягивать или использовать дополнительные средства. Либо обрабатывать в графическом редакторе, чтобы фон выглядел ровным.
Фоном может служить выкрашенная в нейтральный серый цвет стена. Фонам можно придать любой цвет.
Кроме того в студии используются различные стойки и крепежи. А так же ширмы и шторки , чтобы направить свет в ту или иную сторону.

?» даже самому опытному фотографу, наверняка, подобное поставит его в тупик. Начнутся рассуждения, непонятные новичку: что, мол, нужны , штуки четыре, а там дальше необходимо смотреть, что фотографировать - от этого зависит, что покупать для использования. И вершиной рассуждений даже может стать то, что начинать, дескать, вообще лучше с одного осветителя. Имея в своем арсенале только один осветитель, начинающий быстро разберется, поймет и определится какое оборудование для фотостудии и какой ему свет нужно купить, и как вообще профессионалы обращаются со студийным светом.

А вот многолетний опыт продаж подсказывает, что требования новичков, желающих приобщиться к , более просты:

  • небольшая, но достаточная мощность приборов;
  • универсальность;
  • невысокая цена.

Редко кто сразу скажет: «Я буду заниматься только предметной съемкой, а портреты мне не интересны». Неофит хочет попробовать все виды студийной съемки. Какой тогда выбирать ? Что предпочесть - комплект импульсного света или постоянного? Главное - задать правильные вопросы. Так вот, главные вопросы, на которые необходимо себе ответить, звучат следующим образом:

  • размер бюджета;
  • какой у вас фотоаппарат;
  • насколько вы умелый пользователь.

Имеющийся бюджет подскажет, какой нужно выбрать класс приборов, качество и количество аксессуаров. Фотоаппарат, и умение им пользоваться, помогает определить какой выбрать - или . Если владение фотографическими навыками можно достаточно быстро улучшить, то сменить фотокамеру при небольшом бюджете - чаще всего критично.

Давайте рассмотрим вопрос подробнее.

Если у вас компактный фотоаппарат, который «не умеет» снимать в ручном режиме и не имеет горячего башмака, то для съемки в студии вам подойдет только постоянный свет. Либо, прежде чем , вам придется поменять фотоаппарат на зеркальный. Не ищите обходных путей, вы не согласуете импульсный свет со своей мыльницей. Это будет мучение!

Если вы пока не знаете что такое выдержка, диафрагма и ручной режим, вас вполне устраивает, что на фотоаппарате все можно сделать с помощью одной кнопки - вашим выбором, опять же, должен стать только постоянный свет.

Если энтузиазма фотографа хватает на изучение инструкции к зеркалке, то уже можно задуматься - а не приобрести ли комплект студийного света для фотостудии с импульсным источником?

И, безусловно, если вы опытный пользователь своего зеркального фотоаппарата, знаете, что такое экспозиция и слово «стоп» у вас вызывает не желание остановиться, а лишь вопрос «сколько стопов?», то для вас открыты все пути студийного дао!

Если вы не можете определиться с выбором, стоит связаться со специалистами магазина Фотогора, здесь вам дадут квалифицированную консультацию по телефону. А мы, команда блога Фотогора, обязательно продолжим делать обзоры, в которых вы сможете прочитать о разных студийных осветителях; сравнивать бренды, комплекты студийного света, чтобы фотографам было проще сделать правильный выбор. Следите за нашими обзорами здесь на сайте. А если вы зарегистрированы в социальных сетях, то подпишитесь на наши группы, чтобы оперативно получать самую свежую информацию.

Давайте рассмотрим основные свойства импульсного и постоянного света.


Как сделать выбор?

На сегодняшний день выбор заключается в двух вещах.

Во-первых, цена/качество студийных осветителей. В принципе, как в любом производстве, и среди производителей студийного оборудования есть: оправданно известные бренды; популярные бренды; есть новые, малоизвестные, но качественные.

Во-вторых, немаловажным фактором является функциональность осветителей. С этой точки зрения есть также масса параметров, которые влияют на функциональность. Достаточно привести простейший пример. Самый известный параметр любого осветителя - регулировка мощности. Так вот даже она бывает не у всех приборов, а ведь это один из основных параметров, который помогает фотографу управлять светом. Будь то импульсный свет или постоянный. Наличие регулировки - несомненный плюс, но также необходимо обращать внимание на глубину регулировки. На простейших, любительских приборах, нередко можно увидеть значение 1/8 от полной мощности, современные профессиональные осветители имеют уже 1/128. И если 1/8 позволит управлять светом в пределах 4 диафрагм, то 1/128 до 8 диафрагм.

Вот поэтому, даже вроде бы мощный, но не имеющий регулировки источник света от известного производителя, может быть для работы в студии не намного интереснее строительного прожектора.

Григорий Васильев , фотограф, специалист направления «Студийное оборудование»

Читайте также: