The Rolling Stones. «Sticky Fingers»
Обложка «Sticky Fingers» обрела скандальную славу, как только появилась на прилавках. Тому виной – ее спорный дизайн, к которому приложил руку сам Энди Уорхол. На обложке изображен торс мужчины и то, что ниже, в очень облегающих джинсах. Они подчеркивают внушительные особенности строения мужского тела, который, судя по всему, очень рад видеть любимую женщину. На задней стороны этой обложки появился знаменитый логотип Роллингов - губы с высунутым языком.
Особенность обложки заключалась в том, что на ширинке находилась самая настоящая молния. Любой желающий мог ее расстегнуть и обнаружить там трусы. Музыкантам так понравилась эта идея, что они были готовы взять на себя дополнительные расходы по производству. Но дело в том, что молния царапала пластинку, из-за чего некоторые записи прослушать было невозможно. В итоге пластинку стали выпускать с обложкой, где молния была уже расстегнута, чтобы на прилавке эта деталь не могла повредить другие пластинки. В Испании обложку заменили и разместили на ней отрезанные пальцы в банке. Это было сделано не из-за цензуры, а чтобы удешевить производство.
The Beatles. «Abbey Road»
Легендарная обложка, где стала поводом для появления мистических теорий. Якобы битлы выстроились в похоронную процессию – потому как Пол Маккартни, как считали сторонники этой теории, на самом деле погиб и заменен двойником. Маккартни на обложке идет босым, как покойник, еще и не в ногу с другими музыкантами: Леннон в белом костюме в образе Христа, Ринго в темной одежде – гробовщик, а Харрисон - могильщик. Съемка заняла десять минут, а слухи об обложке ходят до сих пор. Детали снимка дотошно разбирались – даже номер на машине, которая попала в кадр, обозначает 28IF – «если Маккартни был жив, ему бы тогда стукнуло 28». Однако Пол снял обувь, потому что на улице была ужасная жара. Сам музыкант неоднократно иронизировал на тему таких теорий.
Aerosmith. «Done With Mirrors»
Команда Aerosmith подошла к оформлению обложки с должной рокерам изобретательностью. Весь текст на ней был написан задом наперед, кроме технической информации. Так музыканты обыграли название пластинки – понять, что написано на обложке, можно было, только если слушатель прислонял ее к зеркалу. Текст располагался в прорезях, через которые проглядывала фотография. На ней изображен иллюзионист, который сгибает взглядом вилку.
Сама пластинка, по словам музыкантов, несла в себе иносказательный смысл, а именно – отказ от иллюзий. Джо Перри встретился как-то раз с фанатами, и они сказали, что пластинка им очень нравится. На что Перри назвал ее «полным отстоем», хотя именно на записи этого альбома он триумфально вернулся в команду.
Именно в тот период участники группы Аэросмит по очереди попадали в лечебницы, поэтому и альбом получился коммерчески неуспешным. Однако при переиздании пластинки все надписи были просто напечатаны, и фанаты были возмущены – так ее оформление утратило свою оригинальность.
Fleetwood Mac. «Rumours»
Обложку альбома создал давний друг Стиви Никс – Герберт Уортингтон, который частенько фотографировал группу. На ней изображены Мик Флитвуд и Стиви Никс собственной персоной. Ребята одеты как песонажи валлийской мифологии: все потому, что в свое время на глаза Стиви Никс попалась книга об истории мифологии, и не в последнюю очередь благодаря этому появилась легендарная композиция «Rhiannon » Примечательно, что у Флитвуда между ног подвешены два шарика. Мик в свое время утащил цепочки для них из туалетов тех клубов, в которых он в свое время выступал.
Релиз получил платиновый статус в Великобритании – причем 11 раз подряд. За кадром этого альбома настоящая мыльная опера, и пластинка, как только появилась на свет, обросла слухами. Линдси Бакингем и Стиви Никс были в ужасных отношениях, жена Джона Макви сбежала с осветителем, а сам Флитвуд разругался с женой Дженни – он тогда крутил роман со Стиви Никс. Дженни Бойд была родной сестрой знаменитой Патти Бойд, которая, в свою очередь, была женой Харрисона и затем вышла замуж за его лучшего друга – Эрика Клэптона. Чтобы все это вынести, конечно же, Флитвуду нужно было иметь парочку стальных, а не деревянных шариков – иначе безумные семидесятые было не пережить.
Oasis. «What`s the Story Morning Glory»
Обложка была снята в Лондоне на Бервик-стрит – улице, которая известна магазинчиками, где продаются предметы вожделения всех любителей музыки – редкие диски и пластинки. Двое мужчин, которые идут в кадре – это арт-директор группы и диджей. Предполагалось, что на обложке будут Лиэм и Ноэль Гэллахеры, но братья накануне съемки в очередной раз поругались – как вы понимаете, с такими лицами обложка напугала бы покупателей.
Бервик-стрит в любое время очень оживленная – команде пришлось подняться на съемки в пять утра, и фотограф очень боялся, что ему придется разгонять и машины, и толпы людей, но все обошлось. Ребята два часа ходили друг другу навстречу туда-сюда, пытаясь добиться отличных снимков, хотя в итоге на обложке оказалась одна из первых фотографий.
Долгое время фотограф Брайан Кэнон слонялся без работы, пока не столкнулся за кулисами мероприятия с Ноэлем Гэллахером. Кэнон пришел в новеньких кроссовках, которые он привез из Италии – в Лондоне таких не было. Ноэль увидел эти кроссовки и спросил: «Ты где, черт тебя побери, взял такие кроссовки?» Именно так фотограф познакомился с музыкантами и затем получил свой контракт с Oasis
Nirvana. «Nevermind»
Культовая обложка альбома на момент своего выхода буквально шокировала общественность: голый младенец, который плывет в бассейне за долларом, стал предметом обсуждения по обе стороны океана. По итогу пластинка продавалась с наклейкой, которая скрывала наготу ребенка – Кобейн сказал, что готов пойти только на такой компромисс.
Идея о ребенке в бассейне пришла в голову Гролу и Кобейну, в момент, когда они как раз вспоминали фильм о родах в воде. В 2016 году Элдер Спенсер, так зовут ребенка, повторил ту самую фотосессию, но уже будучи в белье по пожеланию фотографа.
Queen. «Miracle»
Участники группы Queen на обложке пластинки «Miracle» как бы слились своими лицами воедино – во время выхода альбома стало известно, что Фредди Меркьюри серьезно болен. Фанаты предполагали, что обложка была смонтирована таким образом специально – для того, чтобы скрыть худобу Меркьюри.
Для группы эта обложка – символ объединения перед лицом большой беды: так коллектив поддерживал своего лидера. И, кстати, авторство на обложке было обозначено Queen а доходы делились поровну между всеми участниками группы. И само название в действительности отражало чудо – Меркьюри по состоянию здоровья смог записать альбом, хотя врачи рекомендовали ему лечь в больницу.
Обложка стала одним из первых образцов фотомонтажа – четыре портрета музыкантов, лица которых сливаются, были выполнены при помощи техники наложения. Для этого альбома в общей сложности написано более 30 песен – и эту плодотворность легко объяснить: участники группы до этого не ездили в туры, а занимались сольным творчеством. Музыканты набрались сил и вдохновения и создали поистине чудесную пластику, обложка и содержание которой стало легендой рока.
Eagles . «Hotel California»
Идея обложки легендарного альбома принадлежала Дону Хенли, он заставил двух фотографов подняться на 60 футов от земли на специальную платформу. На снимке изображен знаменитый Beverly Hills Hotel на бульваре Сансет, однако даже те, кто бывали в нем – его не признавали. А все потому, что Хенли поставил фотографам такую задачу – сделать снимки, которые отразят атмосферу упадка и потерянной славы. В итоге отель на снимке получился даже зловещим. Фотографы несколько часов сидели, выжидая нужного кадра – точнее, момента, пока солнце опустится за горизонт.
Автором концепции был британский арт-директор Джон Кош, который придумал обложку битловского «Abbey Road». Любопытно, что после выхода пластинки Кош получил от руководства отеля предупреждение, на что его адвокат заметил, что бронирование мест в отеле увеличилось в разы, и тут уж вопросов не было.
Blur. «Parklife»
На обложке альбома Blur изображены две гончие собаки, а на альтернативной версии должен был быть фруктовый ларек на Портобелло-Роуд. Предлагалась и витрина магазина в качестве иллюстрации обложки. Дэймон Албарн в одном из интервью признался, что пластинка могла бы получить название «London» – это идея владельца лейбла Food Records Дэвида Балфа, и поэтому на обложке могли бы красоваться фрукты. Албарн был непреклонен – сказал, что это была последняя идея Балфа, после чего они, как вы понимаете, попрощались.
В общем, ребята все решили по-своему, и «Parklife» до топ-чартов именно в той одежде, в которой его и знают слушатели. Пластинка входит в список под названием «1001 альбом, который необходимо прослушать, перед тем, как умереть». Забавно, что на обложке нет самого Албарна – а ведь британское издание Independent называло его «самым красивым молодым человеком на поп-сцене», что, впрочем, только обидело будущего идейного вдохновителя Gorillaz.
Pink Floyd. «Delicate Sound of Thunder»
К моменту записи этого альбома идейный вдохновитель команды, Роджер Уотерс, уже покинул ее. Более того, он успешно гастролировал уже со своим сольником. У Pink Floyd было не все так удачно – запись концертного альбома с первого раза не сложилась, но в итоге пластинка воплотилась в виниле и облачилась в психоделическую обложку.
На ней изображено двое мужчин, один из которых стоит вдалеке на холме в окружении стаи птиц, а другой повернулся спиной – и весь костюм его покрыт лампочками. Автором обложки стал маэстро Сторм Торгерсон. Стая птиц, которые хлопают крыльями, олицетворяют звук, а лампочки на костюме – это символ света. Торгерсон воплотил две составляющие концертов Pink Floyd в этом образе. Двойственность – это фирменный стиль художника.
«Delicate Sound of Thunder» суждено было стать альбомом-первооткрывателем. Эта пластинка стала первой рок-записью, которая прозвучала в космосе – ее с собой взяли советские космонавты на Союз ТМ-7. Фирма «Мелодия» выпустила эту пластинку, и она стала первой официально выпущенной записью Pink Floyd на территории СССР.
Guns N’Roses. «Appetite for Distruction»
Дебютник команды Guns N’Roses получил широкую известность не только благодаря богатому на хиты содержанию, но и потому, что его первые тиражи имели весьма скандальную обложку. Она отражала нападение злобного скелета на девушку, которая лежала на тротуаре без чувств, а в это время многорукое зубастое существо набрасывалось на обидчика прекрасной дамы. Картина возмездия в качестве иллюстрации обложки и в самом деле выглядит весьма спорно – нет ничего удивительного в том, что она вызвала в свое время большой резонанс.
Автором идеи стал андеграундный художник Роберт Уильямс – он объяснил выбор сюжета тем, что такое искусство было предназначено только для знатоков и ценителей. Сама картина появилась раньше, чем альбом – она очень уж приглянулась Экслу Роузу, и тот попросил у художника разрешение на использование ее в качестве обложки. Он захотел взять и ее название – «Appetite for Distruction». Эксл Роуз приехал к дому художника, вышел из машины, и тот сначала даже подумал, что к нему в гости наведалась девушка – тогда шевелюра у лидера Ганзов была шикарная. Уильямс пытался переубедить музыканта, - мол, обложку запретят, но Эксл настоял на своем.
Художник получил свою долю мировой славы, а музыканты – нагоняй от лейбла, и на обложку поместили крест с четырьмя черепами участников Ганзов – по слухам, у Эксла даже есть точно такая же татуировка.
Начиная с конца 1930-х годов, когда появились первые пластинки дизайнера Алекса Штейнвейса, на обложку стали смотреть не просто как на упаковку, а как на отдельный продукт, а кто-то даже как на произведение искусства. В каком бы формате альбомы ни были выпускались - винил, кассеты, CD или DVD - рисунок на обложке становился главным опознавательным знаком старых и новых альбомов. Сейчас сложно представить группу Velvet Underground без банана Энди Уорхола, а группу Nirvana - без плавающего под водой ребенка, тянущегося за долларом.
В этом посте главные дизайнеры музыкальных обложек рассказывает о своих работах, любимых музыкантах, вдохновении и продаваемых образах.
"Когда я стал работать в Columbia Records, я был по-настоящему открыт музыке. Я уже много знал о Моцарте, Бетховене и Брамсе, стал слушать джаз и фолк-музыку...Я чувствовал, с точки зрения продвижения и продаж, что портрет Моцарта не стимулирует интерес у потребителя и ему нужно что-то абстрактное. Так я пытался проникнуть в суть музыки, понять как и когда жил тот или иной композитор..."
"Те вещи, которые мы делаем, они реалистичны, а не сюрреалистичны. Всё, что мы делаем, мы делаем не на компьютере. Мы строим скульптуры, делаем трюки, создаем ситуации - это всё по-настоящему, на 95% как минимум. Наши обложки могут казаться немного странными, а могут и нет."
"Я думаю, что моя одержимость ядерным апокалипсом, эпидемией вируса Эбола, глобальными катаклизмами и ни на что не похожей, волнительной мелодией в песнях группы Radiohead удачно повлияла на мое творчество. Я уже не могу точно вспомнить, начал работать с группой, я так как сейчас у меня есть дети и их воспитание разлагает мои мозги".
“Я получила степень по математике, но к этому времени меня уже интересовала фотография, поэтому я решила заняться графическими видами искусства...Я рада, когда в своих работах я могу объдинить сразу несколько художественных направлений - иллюстрацию, дизайн и фотографию."
"Мне выпала удача поработать с большинством артистов лейбла Domino - Franz Ferdinand, Arctic Monkeys, To Rococo Rot, Wild Beasts, Four Tet, Villagers, Max Tundra, Adem, Archie Bronson Outfit и многими другими. Но главное - я фанат каждой группы на лейбле. И группы здесь настолько эклектичны - я никогда не знаю, что меня ждет дальше. Мне никогда не становится скучно, и этого достаточно, чтобы меня постоянно вдохновлять и поддерживать во мне интерес к работе".
"Музыка играет важную роль в моем творчестве, и это касается не только проектов для рекорд-лейблов и музыкальных групп. Она мне помогает отключать ту часть мозга, которая анализирует и заставляет логически мыслить. Это помогает делать проекты более естественно. Поэтому я чувствовал себя весьма органично, когда начал работать с музыкантами. Мне всегда нравился дизайн альбомов. Я думаю, что могу с помощью своего творчества повлиять на восприятие альбома в целом."
"Мне повезло, что я начинал свою карьеру с того, что делал обложки для Sonic Youth и Blues Explosion. Когда я видел постеры на Бродвее, я чувствовал: "Вау, я сделал это!". Я давно покинул мир искусства и Бродвей, но мне от этого до сих волнительно. Я недавно сделал обложку для Beastie Boys и увидел её на автобусной остановке. До сих пор каждый раз такие ситуации вызывают самые волнительные чувства у меня."
"Обложка альбома "Power, Corruption & Lies" больше всего из созданных мной обложек отражает мою эстетику и личность. На ней изображена картина викторианской эпохи и разноцветная полоска. И мои вкусы, и интересы находятся где-то посередине между двумя этими элементами картины. Когда я думаю об этой работе, то я вспоминаю комнату для рисования свое матери и заводы на севере Англии. Это также первая работа, в который я использовал свои собственные, оригинальные идеи, а не перерабатывал идеи других. Это очень личная работа."
"Я и мой друг Джим Джапп (Jim Jupp) занимались музыкой какое-то время, вместе и по отдельности, и были одержимы одними и теми же вещами - космическими хоррорами Артура Мейчена (Arthur Machen) и Говарда Лавкрафта (Howard Lovecraft), Radiophonic Workshop, странным фольклором и оккультизмом...Мы решили создать наш собственный мир, где бы могли играть с этими понятиями. Запуск собственного лейбла был единственным выходом."
"У меня был небольшой рекорд-лейбл под названием Catsup Plate . Я начал делать обложки для альбомов, потому что однажды мне нужно было знать, как сделать обложку для релиза. Моим первым проектом была обложка для EP "Peace in the Valley"
группы Black Dice. С того момента как-то всё завертелось..."
"Меня часто наказывали, и поэтому я много времени проводил в своей комнате и слушал музыку. Постепенно я стал присматриваться к обложкам альбомов и смотреть на них с точки зрения искусства. Я играл с упаковкой, перерисовывал логотипы и развешивал их на стенах. В итоге, я стал делать свои собственные постеры, футболки и кассеты... Позже, когда я стал изучать дизайн, я был поражен. Я никогда не чувствовал себя так комфортно, сфокусированно и уверенно, как на классах по дизайну. Это стало моей страстью."
“Мои первые музыкальные воспоминания: "Хей, что за странная пластинка с изображением банана на ней? Именно пластинка The Velvet Underground с бананом, нарисованным Уорхолом (Warhol), открыла мне новый мир музыкальных возможностей. "
"Я чувствую себя круглым гвоздем в квадратном отверстии. Что нужно миру - так это люди, которые не приемлют обычный порядок, экспериментируя, меняя правила и не утруждая себя чтением их в первую очередь... Мне всегда был интересен Тревор Джексон (Trevor Jackson), и, когда я впервые увидел его сайт, я понял, что все эти отдельные части - видео, дизайн, рекорд-лейбл и групп - ведут к одному человеку. Это по-настоящему изменило мой подход к работе, предубеждения по поводу дизайна, работы дизайнером и как это "ограничивало" мою роль в процессе."
"Вдохновение к нам приходит из разных источников. Всё зависит от проекта. В большинстве случаев наши концепты и идеи отталкиваются от названия альбома. Мы рады, когда мы получаем пожелания по проекту от группы или клиента, так как сложно иметь полную свободу и делать всё, что мы хотим. Мы любим ограничения. Так как наша студия работает в нескольких областях, каждый проект требует особого вдохновения и особых действий. Знание своей аудитории - это ключ к созданию правильно продукта. "
"Секрет нашего успеха состоит в том, что наша работа базируется на тесном сотрудничестве с клиентами и креативными партнерами, с которыми мы работаем."
Марк Тэппин (Mark Tappin) и Саймон Гофтон (Simon Gofton), Tappin Gofton
"Обычно всегда присутствует элемент коллаборации в работе над обложкой. Но мне нравится осознавать, что в конце дня я визуально представляю чью-то работу. Мне хочется знать, откуда появляется эта музыка, так как музыкант или группа записывают альбом в студии около года. Я думаю, важно суметь попасть в голову того, с кем ты работаешь."
"Мы - это Gorillaz, а они - это мы. Поэтому всё, что мы делаем или говорим в большинстве своем исходит от нас. Было странно видеть, что люди верят в эти персонажи...Это работает, даже если люди знаюь, что они ненастоящие. Вы до сих верите в Даффи Дака (Duffy Duck) или Гомера Сипсона (Homer Simpson). Я думаю, что это показывает силу анимации. Я люблю анимацию, и некоторые из моих любих героев анимированы. Это идеально!"
"Я в определенном смысле всегда знал, что хочу делать обложки для альбомов, потому что я делал начал делать коллажи еще в детстве. Это была моя мечта, и мне казалось это идеальной комбинацией между искусством и музыкой, моей другой любовью... Если бы это не было для музыки, я не думаю, что я стал бы дизайнером, обложки альбомов - вот, что привлекло меня в этой карьере."
"Я, наверно, прослушала альбом Keane более ста раз, пока работала над обложкой...Я сделала множество иллюстраций, вдохновленная каждой из песен. План был объединить все элементы в сюрреалистичный мир. Здесь нет определенного сюжета, но несколько маленьких историй, перетекающих одна в другую. Я хочу, чтобы зритель замечал новые детали в этой цепочке иллюстраций."
"Меня и участников группы Hot Chip всегда притягивали "мистические объекты"... Для альбома One Life Stand мы стали экспериметировать с классическими скульптурами и яркими тросами, с помощью которых их транспортируют или уставаливают. Здесь чувствуется отсылка к Джорджио дe Кирико (Giorgio de Chirico) и Hipgnosis. Мне кажется, картинка превзошла все наши ождиания и у нас получилось сделать что-то необычное!"
"С большинством групп, с которыми мы работаем, мы общаемся через рекорд-лейблы и менеджеров. Даже когда мы общаемся непосредственно с участниками той или иной группы, то у нас отношения, скорее, рабочие, чем неформальные. Если мы пьем вместе пиво, это не значит, что мы не работаем!"
"Обычно музыканты меня находят сами, что всегда было большим комплиментом для меня. Когда ты сделаешь несколько кампаний, люди начинают тебе больше доверять. Музыка играет важную часть моей креативной жизни, создавая чувство свободы и придавая опрделенное настроение. Но когда я работаю над чем-либо и мне надо сфокусироваться, то я выключаю музыку. Только тишина и покой способствуют плодотворной работк и принятию окончателньх решений. "
"Так как Мишель работал в музыкальном журнале, то естественно, что мы начали работать в музыкальном бизнесе, создавая обложки для групп и музыкантов, которых вы никогда не слышали...До тех пор, поко не появились такие группы, как Air и Daft Punk, французская музыкальная сцена была мертва. C того cамого момента так называемый "Френч тач (French touch)" помог молодым французским графическим дизайнерам начать работать в этом направлении."
Мишель Амзалаг (Michael Amzalag) и Матиас Огустняк (Mathias Augustyniak), M/M (Paris)
"Если ты хочешь с помощью графического дизайна продвигать свою группу или музыку, то подумай о том, что отличает твою музыку от других и как ты можешь придать музыкальной идее визуальную форму. Не дай себе попасть в ловушку технологий! Сфокусируйся на идее".
"С детства я был помешан на рисовании. Я рисовал практически всё время. Так как время шло, я нашла другие источники самовыражения. Я сделал свою первую обложку CD в 1995 году, не используя компьютер. Я уже больше так не делаю, но мне до сих пор интересно что и как это можно сделать таким образом"
Один из старейших и наиболее уважаемых музыкальных журналов в мире, британский New Musical Express (NME) составил список лучших обложек музыкальных альбомов XXI века. Сама музыка и личность музыканта не играла никакого значения в выборе - только эстетическая составляющая обложки, только художественная ценность. В итоге получился топ из 22 альбомов, в котором самым причудливым образом соседствуют Кендрик Ламар и Бьорк, Канье Уэст и Дэвид Боуи.
1
Foals. Альбом Holy Fire
2
Kendrick Lamar. Альбом To Pimp a Butterfly
3
The Streets. Альбом Original Pirate Material
4
Tame Impala. Альбом Currents
5
Run the Jewels. Альбом Run the Jewels 2
6
The Strokes. Альбом Is This It
7
Kanye West. Альбом My Beautiful Dark Twisted Fantasy
Автор - фотограф Джордж Кондо. Изначально фото Канье Уэста в центре обложки действительно было эротическим, но цензура не пропускала его. Тогда Джордж начал «размывать» картинку, предоставляя комиссии все более и более зацензурированный вариант. Таким образом, эта обложка дает понять ту границу, за которой «порнографическое» фото превращается в такое, которое без вопросов можно выставить на полке в Walmart.
8
David Bowie. Альбом The Next Day
9
Frank Ocean. Альбом Blonde
Автор - фотограф Вольфганг Тиллманс. Изначально фото Френка Оушена предназначалось для журнала Fantastic Man, но сам Оушен запретил использовать его и предложил взять в качестве основы для обложки нового альбома.
10
Radiohead. Альбом Hail to the Thief
Автор - Стенли Донвуд, дизайнер, который работал над обложками Radiohead начиная с альбома The Bends. Для того, чтобы проникнуться музыкой группы, Стенли всегда присутствовал на записи альбома, прежде чем сделать для него обложку.
11
Young Thug. Альбом Jeffery
12
Blur. Альбом The Magic Whip
13
Interpol. Альбом Turn on the Bright Lights
14
Grimes. Альбом Visions
15
Lorde. Альбом Melodrama
16
Gorillaz. Альбом Demon Days
17
Kurt Vile. Альбом Wakin on a Pretty Daze
Автор - Стив Пауэрс, уличный художник. Для местных граффити-художников это место стало в своем роде культовым, и количество рисунков на стенах в округе увеличилось раз в десять. Тогда один из местных жителей стер рисунок Пауэрса, так как считал, что тот притягивает вандалов, о чем впоследствии пожалел и даже извинился.
18
St. Vincent. Альбом St. Vincent
19
Björk. Альбом Volta
20
Father John Misty. Альбом Pure Comedy
Автор - Эдвард Стид, который до этого прославился как автор карикатур в The New Yorker. По иронии, для альбома с названием Pure Comedy («Чистая Комедия») он создал свою самую подчеркнуто неюмористичную и апокалиптическую работу.
21
M.I.A. Альбом Kala
Автор - еще один пример того, как музыкант решает создать обложку своего альбома без посторонней помощи. Матханги «Майа» Арулпрагасам, более известная как M.I.A., оформила все самостоятельно, и тот факт, что она оказалась в этом списке, говорит о том, что она не ошиблась.
22
Stormzy. Альбом Gang Signs & Prayer
Для тех, кто не согласен с получившимся списком или просто хочет окунуться в нечто более привычное, но при этом авангардное, существуют работы Сторма Торгерсона, автора классических обложек Pink Floyd, Offspring, Black Sabbath, Styx, Shpongle, Muse и Pendulum.
За 20 лет до того, как The Clash использовали ту же комбинацию цветов, Элвис Пресли знал, насколько убедительным может быть шрифт в сочетании зеленого и розового. Фото для дебютного альбома звезды было сделано 31 июля 1955 года во время концерта в Тампе, штат Флорида. Снимок молодого артиста, готового покорить мир, мгновенно приковывает к себе внимание, воплощая первородную силу сырого рок-н-ролла. И готовит ничего не подозревавшую Америку середины 50-х к молодёжной культурной революции ещё до того, как игла звукоснимателя коснулась винила. Два десятилетия спустя британские панки The Clash использовали тот же шрифт для обложки своего эпохального альбома London Calling.
На запись самого безумного альбома The Beatles, названного Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, ушло 50 тысяч фунтов, почти полгода работы и 700 студийных часов. Для обложки музыканты, одетые в яркие мундиры, сфотографировались 30 марта 1967 года на фоне картонных фигур тех знаменитостей, которых они сами считали для себя важными. На обложке «Сержанта Пеппера» красуются Карл Густав Юнг, Эдгар По, Боб Дилан, Оскар Уайльд, Альберт Эйнштейн, Льюис Кэрролл, Алистер Кроули и другие. На оборотной стороне конверта впервые в истории звукозаписи были помещены тексты песен альбома. Дизайнер, сотворивший это чудо, удостоился высокой чести: в июне 2002 года 70-летний Питер Блейк был посвящен в рыцари Ее величества.
Дебютный альбом сумрачных американских анти-хиппи The Velvet Underground не достиг коммерческого успеха, что не помешало ему занять почётное место среди важнейших пластинок в истории рока. По легенде, каждый обладатель заветного винила, который в 1969 году услышал эту странную, мрачную и тягучую музыку, основал собственную группу. На обложке альбома изображен огромный желтый банан с надписью: «Медленно снимай шкурку и смотри». Это работа знаменитого мастера поп-арта Энди Уорхола, который был менеджером и продюсером The Velvet Underground. На ранних изданиях пластинки стикер в виде банана был наклеен на конверт, и под ним обнаруживалось изображение очищенного банана, напечатанное на самом конверте.
Куда стремятся все битломаны, попав в Лондон? Конечно, на улицу Эбби-Роуд, ту самую, где находится одноимённая студия и которую The Beatles переходят на обложке своего последнего альбома, названного так же – Abbey Road. Культовая фотоссесия состоялась в жаркий день 8 августа 1969 года. У фотографа было десять минут, чтобы сделать снимок: участок оживленной улицы был специально ради музыкантов перекрыт полицией. По сей день прохожие обожают прохаживаться гуськом по знаменитой «зебре», нервируя лондонских водителей. Пародий знаменитой обложки просто не счесть. Самую известную сделали Red Hot Chili Peppers, пройдясь через дорогу нагишом с носками, надетыми на причинные места.
Опять Энди Уорхол! На нью-йоркской вечеринке в 1969 году гуру поп-арта между делом намекнул вокалисту The Rolling Stones Мику Джеггеру, что было бы здорово поместить настоящую молнию от джинсов на обложку очередной пластинки. Через год безумная идея была реализована в оформлении альбома Sticky Fingers. Весь конверт заняла фотография плотно прилегающей к бёдрам мужской ширинки – с настоящей застёжкой-молнией, которую можно было расстегивать. Конечно, с таким радикальным оформлением возникли проблемы: при перевозке молния вдавливалась в альбом, царапала винил и пластинки, лежащие в стопке. Кроме скандальной ширинки, на конверте диска впервые красовался новый логотип группы – нахально высунутый алый язык.
Сюита о рождении, безумии и времени The Dark Side Of The Moon («Темная сторона Луны») в исполнении британских рок-кудесников Pink Floyd давно стала классикой. Обложка диска навсегда вошла в канон современного дизайна. Визионеры студии Hipgnosis поместили на нее призму, преломляющую световой луч (причем для упрощения дизайна из спектра был сознательно удален цвет индиго). На обороте изображена призма, производящая конвергенцию спектра (такого не бывает в природе, но чего не сделаешь ради пущего эффекта!) Помимо роскошного конверта к пластинке прилагались два плаката. На одном были напечатаны концертные снимки группы, на другом – фото пирамид в Гизе, сделанные под полной луной. Участники Pink Floyd настояли на том, чтобы включение плакатов в оформление не повысило цену пластинки.
Альбом Боба Марли 1973 года Catch A Fire превратил его и его группу The Wailers в звёзд международного масштаба. Под стать названию был и конверт пластинки: всё пространство обложки занимало изображение зажигалки Zippo. Но и это еще не все. Верхняя часть картонной зажигалки откидывалась, как у настоящего прикуривателя, открывая саму пластинку. Конечно, производство такой обложки обошлось недёшево, ведь соединять два элемента «зажигалки» приходилось вручную. Поэтому оформить таким образом весь тираж пластинки не удалось. В обложке-«зажигалке» вышли только первые 20 тысяч копий. Дальнейшие допечатки были упакованы в обычный конверт с крупным портретом Боба Марли, курящего огромный косяк.
Десятый альбом Pink Floyd носит название Animals, то бишь «Животные». Идею для оформления диска оформил бас-гитарист Роджер Уотерс. Он каждый день ездил мимо лондонской электростанции Баттерси и предложил снять на обложку именно ее. Однако здания оказалось мало. Альбом ведь назывался «Животные», так что нужно было вписать в конверт какое-нибудь зверье. Была заказана надувная свинья высотой 10 метров. Ее надули гелием и пустили в небо над станцией. Не с первого раза, но нужное фото было сделано. В один из дублей свинья улетела в графство Кент и распугала коров одного фермера. Взбешенный аграрий не знал, что участвует в создании одной из самых выдающихся пластиночных обложек в истории!
Есть ли что-нибудь более панковское, чем поместить мужские гениталии на обложку альбома? Nirvana сделали именно это, правда, моделью для них послужил ребёнок, плавающий в бассейне. Спорную обложку альбома Nevermind можно воспринять в качестве аллегории погони за всемогущим долларом, но на самом деле (если верить арт-директору Geffen Records Роберту Фишеру) это лишь результат увлечения Курта Кобейна документальным фильмом о подводном рождении. Каждые пять лет или около того тот самый мальчик (в 1991 году – четырёхмесячный Спенсер Элден) воссоздает обложку для потомков, а дизайн обложки Nevermind вдохновил бесконечное количество пародий и трибьютов, среди которых отметился даже Гомер Симпсон.
Для оформления обложки седьмого альбома герои брит-попа Blur задействовали таинственного (на тот момент) стрит-арт художника Бэнкси, чьи остроумные трафаретные работы покрывают стены по всему миру от его родного Бристоля до Палестины и Лос-Анджелеса. Для проекта Think Tank Бэнкси изобразил на стенах и дверях Лондона серию граффити, которые немного отличаются от того, что обычно ожидает от него аудитория. В этих работах нет провокационных сообщений, а их героями являются дети и романтические пары. Правда, все они носят на головах громоздкие водолазные шлемы. Верный своим принципам Бэнкси не взял денег за работу, но в 2007 году оригинал обложки был продан на аукционе за 75 тысяч фунтов.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Музыкантам повезло, что именно этот человек создавал обложки для их альбомов. Они шикарны.
Имя Сторма Торгерсона известно каждому меломану. Как так получилось, что без работ этого фотографа, дизайнера и художника невозможно представить себе музыкальную культуру второй половины XX века? Просто он фактически заново придумал, как вообще можно оформлять пластинки.
Его студия Hipgnosis создавала обложки для известнейших рок-групп: Led Zeppelin, Cranberries, 10сс, AC/DC, Black Sabbath, Muse. Но прославился Сторм обложками для легендарной команды Pink Floyd, с участниками которой он дружил с детства.
Торгерсон позволял себе идти против правил и моды, не боялся вступать в споры с гигантами индустрии. Его бесстрашие в сочетании с настоящим талантом дали миру гениальные образы, которые навсегда вошли в культуру.
28 февраля Сторму Торгерсону исполнилось бы 70 лет. Мы выбрали лучшие работы этого гениального человека, которые можно рассматривать бесконечно.
Pink Floyd, альбом «Tree Of Half Life», 1997
«Я люблю шалить с реальностью, искажать реальность. Некоторые из моих работ озадачивают вопросом - это реально или нет?».
Pink Floyd, альбом «Delicate Sound of Thunder», 1988.
Pink Floyd, альбом «Division Bell - Stone Heads», 1994.
Pink Floyd, альбом «A Momentary Lapse of Reason», 1987.
Свои причудливые фотоколлажи Сторм Торгерсон создавал с помощью клея и ножниц задолго до появления фотошопа. Он не изменил своему методу и после того, как на службу дизайнерам обложек пришла компьютерная графика. Когда его спросили, почему он громоздит сотни кроватей на берегу, вместо того чтобы просто размножить на мониторе одну-единственную, он только развел руками и ответил: «Потому что мне разрешают это делать».
Cranberries, альбом «Wake Up and Smell The Coffee», 2001.
Cranberries, альбом «Bury the Hatchet», 1999.
Muse, альбом «Absolution», 2003.
Pink Floyd «Beach Catalogue», 2009.
Pink Floyd, альбом «Dark Side of the Moon», 1973.
«Это красивая и простая идея. Преломление солнечного света мы видим повсюду вокруг нас, например, в радуге. Я бы и рад сказать, что это мое изобретение, но, к сожалению, оно мне не принадлежит!».
Muse, сингл «Uprising», 2009.
The Chakras, альбом «Build me a swan», 2011.
Biffy Clyro, альбом «Puzzle», 2007.
10cc, альбом «Deceptive Bends», 1977.
Pink Floyd, альбом «Wish You Were Here», 1975.
Strawbs, альбом «Deadline», 2012.
Biffy Clyro, альбом «Opposites», 2013.
Biffy Clyro, альбом «Only Revolutions», 2009.
Thornley, альбом «Tiny Pictures», 2009.
Pendulum, сингл «The Island», 2010.
Deepest Blue, альбом «Waves», 2004.
Led Zeppelin, альбом «Houses of the Holy», 1973.
10cc, альбом «Look Hear?», 1980.
Disco Biscuits, альбом «Planet Anthem», 2010.
Плакат к 30-летию группы Pink Floyd, 2004.