Когда-то на Руси в Красную горку окончательно встречали весну. Ту цветущую, зеленую и благоухающую пору года, которая вот-вот перейдет в лето. Всегда этот день приходит на второе воскресение после наступления Пасхи. Однако, Красная горка больше народный праздник, чем церковный.
Это день для радости и веселья. Не стоит ездить на кладбище или печалиться. И церковные, и народные обычаи сходятся в том, что в этот день нужно веселиться и радоваться весне, жизни.
О традициях Красной горки
Этот праздник считается по большей мере молодежным. Молодежь выходит на улицу и собирается вместе, устраиваются веселые гуляния на чистом воздухе. В русских деревнях считалось плохой приметой, если незамужняя девушка или холостой парень в Красную горку оставались дома и не входили на улицу. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц.
Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей — никудышный жених, так как самых самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже - с непослушными случится несчастье.
В старых обычаях, где проходили хороводы и танцы, молодые люди начинали зазывать к себе весну в этот день. Чуть позже одну из девушек выбирали для олицетворения этого периода пробуждения. Девушку-весну украшали и водили по поселку, а она в тот момент радовалась и распевала песни.
Весельем этим и заправляла кума или девица, Лада.
Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр. Чуть позже к этой тематике добавился смысл об урожайности и плодородии грядущего лета.
Так, Красная горка - это первый день после долгого 48 дневного Великого поста, когда уже можно играть свадьбы. Короче говоря - это лучший день в году для венчания. Русские цари, к слову сказать, венчались только в Красную горку и никакой другой день.
Народное название этого второго пасхального воскресенья очень красноречиво, но почему день называется именно так? Все связано с красным цветом, а также обычной горкой (возвышенностью). Ведь "красная" означает "красивая". Так в народе называли весну, а затем и Пасху - "красным праздником".
Игры и веселье в этот день, как правило, проводились на возвышенности. А все возвышенности на Руси, традиционно называли «горка». Дело в том, что именно возвышенность вне зависимости от точной даты праздник все равно освобождалась от снега первой. На ней появляется первая травка, распускаются первые цветы и лучше всего припекает ласковое весеннее солнышко. Что касается «красная», то это не только цвет, но и качество. День всегда радует погодой. Нет никаких причин сомневаться, что Красная горка и на этот раз также порадует погодой и весенним солнышком, которая всем поднимает настроение.
Этот день имеет не мало названий, но самыми популярными в народе остаются Фомин день и Антипасха. Антипасхой этот день называют по той причине, что это подобие или замена Пасхе. В этот день принято снова красить яйца, которые и являются символом торжества. Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.
Праздник Красная горка имеет еще одно название - его еще называют Фоминым воскресением. такое название праздник получил в честь Святого Фомы, который не поверил в воскрешение Христа. А на восьмой день после своего воскрешения Иисус Христос предстал перед Фомой- неверующим. Так объясняется и название праздника и то, почему праздник празднуется через неделю после Пасхи. Отсюда и пошло народное выражение "Фома-неверующий".
О свадьбах на Красную горку
Если же вы решили жениться на Красную горку, а именно - венчаться, то лучшего времени в году также не найти. Есть несколько причин, почему повелось именно так. Во-первых, с началом Великого поста в церкви не венчают молодых. Это период скорби и послушания, когда запрещено веселье, вступление в интимные отношения даже между супругами. Получается, что следующие выходные после окончания поста - это как раз праздник Красной горки.
Если пожениться в этот день, то народные приметы сулят исключительное благополучие и счастье семье. И это не было случайностью, так как свадьбе предшествовала помолвка, которая приходилась на осень. Воздержание во время 40-дневного поста содействовало проверке эмоций, высоконравственному очищению и принятию продуманного решения.
Конечно, счастье в семье зависит не от даты свадьбы, а от того, насколько супруги уважают друг друга и понимают друг друга. Но, если выпадает возможность начать свой семейный путь в столь прекрасный весенний день, то почему бы ей не воспользоваться?
Женихи в этот день обливали водой свою избранницу. Если парень не посватается после такого обливания, то опозорит девушку.
На Красную горку после обряда венчания молодыми принято было посещать кладбища, чтобы отдать дань своим близким родственникам. Другим интересным обрядом в день свадьбы является катание яиц в горку. По ходу движения яиц вниз (рядом или в разные стороны) предсказывалась и будущая жизнь семейной четы. Хорошей приметой считалось, если яйцо, скатившись с горки, не разбивалось. Также существовало поверье, что на Красную горку стоит ездить до ЗАГСа и обратно разными дорогами и наиболее сложными, чтобы запутать нечистую силу.
У крестьян имелся еще один стародавний обряд, которым они привычно каждый год зазывали к себе урожай и плодородие для своих земель. В нем могли принимать участие все женщины села, но только не мужчины! Проведение обряда довольно простое: все девушки и женщины одного села впрягались в один плуг и проводили борозду вокруг всей деревни. Если эта борозда в итоге напоминала крест, то это считалось хорошим знаком и гарантией для будущего плодородия на угодьях. Как только данный ритуал был проведен, все село переходило к гулянью.
В любой год будет несложно подсчитать, какого числа празднуется Красная горка. Важно знать актуальную дату Пасхи для конкретного года, а затем просто посмотреть на дату первого воскресенья, которое идет сразу за Пасхой. Ведь светлый праздник Христова Воскресения не заканчивается в один день. Он продолжается в течение недели, а кульминация наступает именно на Красную горку.
МОСКВА, 15 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов, Сергей Стефанов. Православная церковь завершает Светлую Пасхальную неделю праздником. В народе его называют Красной горкой. С ним связано немало обрядов, в которых легко запутаться. О том, что дозволено делать в этот день православному человеку, а что нет, — в материале РИА Новости.
Не искать чудес
В Церкви этот день называется Антипасхой. Богослужебные книги дают уточнение столь необычному наименованию: Воскресение, подобное Пасхе. Церковь вспоминает также явление воскресшего Христа апостолу Фоме. Отсюда еще одно название праздника — Фомина неделя ("неделя" в церковнославянском языке означает "воскресенье").
Удивительно, но Священное Писание рисует учеников Христа вполне натуралистично, без ореола безусловной праведности. Ведь первыми, кто усомнился в том, что Христос воскрес, были как раз апостолы. Мария Магдалина рассказала им, что Учитель явился ей и велел сообщить им о Его восстании из мертвых. Но они не поверили. И вечером того же дня Христос уже сам явился апостолам и, как повествует евангелист Матфей, "упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили".
Фома, как свидетельствует евангелист Иоанн, по какой-то причине отсутствовал в тот день, и, когда изумленные апостолы рассказали ему о чуде, он не поверил им, как они сами не поверили Марии Магдалине. Мало того, потребовал от них в буквальном смысле ощутимых доказательств.
"Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю", — повествует Иоанн Богослов. Отсюда поговорка: "Фома неверующий".
На восьмой день собравшимся вместе апостолам снова является Христос. И говорит Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!"
Церковь неслучайно выделяет это событие. Господь сказал Фоме: "Ты уверовал, потому что видел, — блаженны не видевшие и уверовавшие". То есть не искавшие внешних чудес, подтверждения своей веры, кто из самых принципов христианского вероучения, из доверия к Церкви, к апостольскому преданию на нем и на собственном религиозном опыте строит свою веру, а не ищет внешних, чудесных ее подтверждений.
"Этот принцип в историческом христианстве всегда считался очень важным. Это один из принципов, отличающих истинное христианство от разного рода сектантских движений", — объясняет профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
Праздник с "высоких гор"
История народного названия праздника уходит в дохристианские времена. В этот день в деревнях устраивали массовые гуляния на окрестных холмах, где земля уже успевала прогреться и подсохнуть.
Священник: православных лучше хоронить рядом с православными Вопрос: Правда ли, что православный христианин может быть похоронен только на таком кладбище, которое уже освящено православным священником и на котором установлен крест? Можно ли хоронить православных рядом с иудеями и мусульманами? Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов."Есть предположение, что отмечали его на высоких горах, откуда снег сходил в первую очередь, и там первыми расцветали цветы. Красная — то есть "красивая", — поясняет Вадим Казаков, жрец Союза славянских общин славянской родной веры.
Вообще-то, строго говоря, Красная горка — это не один, а целый ряд праздников, посвященных весне. "Он состоит из праздника в честь Ярилы Вешнего, Радоницы (поминовение предков. — Прим. ред.), потом 1 мая Живин день, а 10 мая — день Земли. Эти праздники как бы собрались в "кучку", в горку, поэтому мы их так и называем", — подчеркивает родновер.
Потом, по его словам, некоторые из них перекочевали в христианскую традицию и стали отсчитываться от праздника Пасхи.
И, конечно, в это время, которое наши предки связывали с пробуждением природы, принято было играть свадьбы.
Когда жениться?
С Красной горкой связано немало обычаев. Причем порой трудно понять, какие из них христианские, а какие нет.
Например, считается, что в этот день нужно обязательно сыграть свадьбу и обвенчаться. В некоторых регионах даже проходят массовые церемонии бракосочетания. А до Фоминой недели этого делать нельзя.
Протоиерей Максим Козлов поясняет, что обычай венчаться на Красную горку у православных не является собственно церковной традицией или установлением. В данном случае причина прежде всего "практическая".
По церковному уставу венчание не совершается в многодневные посты, а после Великого поста — еще и на неделе после Пасхи. Получается в общей сложности около девяти недель.
"Понятно, что за это время накапливается и число желающих повенчаться. Да и само время весеннее естественным течением жизни располагает к совершению бракосочетаний", — объясняет представитель Церкви.
Есть и еще один нюанс. "Церковь всегда воспринимала приготовления к вступлению в брак как период взаимного воздержания от интимной близости, и Великий пост в этом смысле хорошее время для будущих супругов — как урок жизни в любви, но в воздержании", — говорит священнослужитель.
По его словам, эти два фактора и привели к закреплению народной традиции венчаться на Фомино воскресенье.
Обычай из СССР
Еще принято считать, что на Красную горку нужно обязательно проведать усопших родственников. Поэтому в этот день на кладбищах нет отбоя от посетителей. Например, московские власти из года в год пускают ради этого (как на Пасху, так и на Антипасху) бесплатные автобусы.
В Русской православной церкви подчеркивают, что это сравнительно недавняя практика.
По словам протоиерея Максима Козлова, в годы хрущевских гонений, когда примерно две трети из существовавших в СССР храмов были закрыты и Церковь вновь стала подвергаться разнообразным атакам, религиозные чувства людей "искали выхода в каких-то нормах, которые бы не столь жестко преследовались государством". Правда, уточняет он, речь шла о "людях нецерковных", но "внутренне тяготевших к православию".
"Это выражалось в посещении могил родственников на Пасху — в самый день Пасхи или в Антипасху. Было в этом что-то такое подспудное, может быть, рационально не проговариваемое. А на самом деле — вера в то, что мы расстались со своими родными не навсегда. Такая вот подспудная вера в будущую встречу и в воскресение Христово", — поясняет священнослужитель.
"Если же говорить о церковном уставе, то он предполагает совершать первое после Пасхи поминовение усопших, в том числе и посещение кладбищ, лишь во вторник второй недели по Пасхе, на Радоницу (в этом году она приходится на 17 апреля. — Прим. ред.)", — заключает отец Максим.
А на Красную горку, в день памяти Фомы "неверующего", все православные призываются на праздничную литургию в храм.
15 апреля христиане восточного обряда отмечают праздник Антипасхи, который также называют Фоминой неделей и Красной Горкой.
Слово «Антипасха» означает «противоположный Пасхе», или «вместо Пасхи», то есть повторное обращение к празднику Воскресения Христового.
Главное событие, связанное с этим днем, описано в Евангелии от Иоанна. Спустя неделю после воскресения Иисуса апостолы собрались вместе, но, поскольку боялись преследований, закрыли дверь комнаты изнутри. И вдруг в закрытом помещении появился Христос! Он «стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, он показал им руки и ноги и ребра свои». Ученики пришли в восторг от того, что снова могут видеть учителя.
В тот момент с ними не было апостола Фомы. Когда тот вернулся, апостолы стали наперебой пересказывать ему радостную весть: учитель был здесь! На что Фома резонно ответил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю».
Через несколько дней апостолы снова собрались вместе. На этот раз был с ними и Фома. История повторилась: в запертом изнутри помещении как бы из ниоткуда возник Иисус. В этот раз он снова сказал: «Мир вам!» и сразу обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим».
И только тогда неверующий апостол поверил. Он сказал: «Господь мой и Бог мой!»
Но Христос горько заметил: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
Название «Красная горка» имеет дохристианские корни. В данном случае слово «красный» является синонимом слова «красивый», а слово «горка» означает место гуляний. Речь идет о празднике, в большей степени приуроченном началу весны – с традиционными кострами, хороводами и «ярмарками невест», чем евангельским событиям.
Иногда праздник называют Антипасхой, что не совсем верно раскрывает его суть. Красная горка скорее не противоположность, а своего рода продолжение Пасхи, праздничное завершение пасхальной недели. В православном календаре это воскресенье называется Фоминым, поскольку по Библии в это день Иисус явился Фоме, после чего недоверчивый апостол окончательно уверовал в чудо воскрешения Христа.
Издавна этот праздник ассоциировался с обновлением, возрождением и расцветом природы, вступлением весны в свои полные права. Холмы и пригорки первыми освобождались и высыхали от снега, покрывались зеленой травой. В народе их называли красными, что означало «красивые». Именно на таких горках отмечали начало настоящей весны, устраивали гулянья, которые сопровождались веселыми игрищами, плясками, пением. Люди жгли костры и водили вокруг них хороводы. В этот день наряжались в лучшие одежды, девушки надевали свои украшения и вплетали в косы праздничные ленты.
Во время празднования Красной горки традиционно устраивали шутливую ярмарку невест и сватовство. Наши предки верили, что именно в этот день можно найти себе наиболее удачную пару. Существовала примета, что те девушки и юноши, которые не пришли на празднование, могут надолго остаться без женихов или невест.
Впоследствии православная церковь стала проводить венчания на день Красной горки. Закончился пост и пасхальные обряды, поэтому влюбленные пары могли заключать освещенные церковью семейные союзы. Считались, что такие браки будут счастливыми, особо прочными и долговечными, благословленные небесными и природными силами.
- Посещать церковь. Не просто можно, а желательно. Службы, конечно, пасхальным будут по размаху уступать, но это не повод их игнорировать. Да и любой нормальный христианин должен начинать воскресенье с посещения храма.
- Гадать. Особенно девушкам на суженного. Всеми доступными универсальными способами. Официальная церковь, конечно, любые гадания не одобряет, но в этот день смотрит на нарушение своего запрета сквозь пальцы.
- Назначать свадьбу. Фактически, именно с Красной горки можно проводить абсолютно все христианские обряды. А свадьбы в этот день вообще обещают долгую и счастливую семейную жизнь.
- Проводить обряды на благополучие и привлечение любви. Опять же, церковь против, но особо не зверствует. Всё же весна на дворе, у людей мысли о любви, так почему бы всё это в конструктивное русло не направить?
- Устраивать гулянья. Или даже ярмарки, тут уж от региона зависит. В любом случае, можно веселиться, знакомиться и всячески развлекаться. Ведь скоро настанут более суровые времена, когда основное внимание придётся уделять работе в поле.
- Всячески отдыхать. Работу по дому, конечно, делать можно, но вроде бы и не обязательно, ведь всё основное уже было переделано перед Пасхой. А с готовкой теперь особых проблем нет – пост закончился, можно расслабиться. Команда Joinfo.ua и журналист Артём Костин, кстати, тоже советуют вам научиться нормально расслабляться – всё же это полезное искусство.
Что самое интересное, на Красную горку почти нет запретов. Вообще. Кроме стандартных, касающихся ссор, ругани. Даже алкоголь употреблять можно, в разумных, правда, дозах. Всё же неделя после Пасхи – наиболее лояльное время для всех христиан.
Мы также полагаем, что вам было бы интересно вспомнить, что именно можно делать на Пасху, а что – нельзя. Во многом это совпадает с тем, что можно делать 15 апреля, но есть и некоторые различия.
Праздник имеет языческие корни и традиции - многие из них утеряны со временем, но некоторые - сохранились до наших дней.
На Красную горку знакомились девушки и юноши, так как праздник считали днем любви, зарождения чувств и надежд.
Молодые в этот день, по традиции, в игровой и шутливой форме оглашали суженных, которых выбирали и открыто выказывали им свою симпатию.
На Красную горку, по традиции, наряжались в самые красивые наряды, посему к празднику готовились заранее.
Красная горка считалась девичьим праздником, поэтому девушки старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали яркие ленты в косы и надевали красочные платки.
На Красную горку проводились массовые гуляния, хороводы, песнопения, игры и, конечно же, сватовство. Кстати, для молодых людей считалось плохой приметой в праздник сидеть дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, найти себе пару не сможет.
Обряды, призванные защитить село от невзгод и привлечь хороший урожай, проводились также в этот день.
Обряд, по традиции, проводили только женщины – для этого они собирались затемно на краю села, впрягались в плуг и, читая молитвы, делали вокруг всего селения борозду.
Хорошей приметой считалось, если при замыкании круга образовывался крест, а глубокая борозда указывала на защиту поселения от неурожая, засухи, болезней и других напастей.
Гуляния начинались после проведения обряда - активное участие в них принимала молодежь со всего села.
Девушки и юноши старалась показать свои умения и таланты с наилучшей стороны - девицы пели и танцевали, а юноши - демонстрировали в состязаниях свою ловкость и силу.
Обряд на счастье также проводили на Красную горку – крашенные яйца люди скатывали с небольших пригорков. Если яйцо ровно скатывалось и не разбивалось – владельца ожидало счастье.
Красная горка в 2018-м, как и в прошлом году, благоприятствует свадьбам, так как выпадает на апрель, в отличие от тех лет, когда праздник выпадает на май.
Народное поверье гласит, что худший месяц для брака - май. Подтверждала предание и поговорка: «В мае жениться – всю жизнь маяться».
Антипасха связана с различными приметами, как и многие другие праздники.
Наиболее распространенные приметы связаны с привораживанием счастья, богатства и здоровья – многие люди верят в них по сей день.
Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.
Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.
На Антипасху, по приметам, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.
Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.
Новости СМИ
Новости партнеров
Эта статья - о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Антипасха. У этого термина существуют и другие значения, см. Красная Горка. Тип Иначе Также Значение Отмечается Дата В 2017 году В 2018 году Празднование Связан сКрасная Горка | |
Ф. В. Сычков . Танец. |
|
народно-христианский |
|
Кликушное воскресенье, «Ярылавіца» (белор.) |
|
Антипасха, Фомино воскресенье (церк.) |
|
окончательный приход весны |
|
восточными славянами |
|
первое воскресенье после Пасхи |
|
весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры |
|
Красная горка на Викискладе |
Кра́сная го́рка - народное название первого воскресенья после Пасхи. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны - с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником.
Где-то Красной горкой назывался вторник Радоницкой недели, порой и вся неделя, а кое-где под этим подразумевают весенний Юрьев день или его канун.
Другие названия
рус. Фомино воскресенье, Антипасха , Радостное воскресенье; белор. Ярылавіца, Фаміна нядзеля, Хамова нядзеля, Правадная нядзеля ; укр. Красна гірка, Ляля; серб. Антипасха, Мали васкр, Томина недеља.
Название «Красная горка» известно у всех восточных славян. «Красной», то есть красивой, также называли Весну-красну и Пасху - «красный праздник». Горками называли места сельских гуляний, которые первыми просыхают весной. Красной горкой могло называться и вообще народное гулянье на Пасхальной неделе или в Юрьев день, или в любой день от Фомина понедельника до весеннего Юрьева дня.
Церковные традиции
Подробнее по этой теме см. Антипасха.В православных церквях Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, то Фомы среди них не было, поэтому, услышав весть о воскрешении, он не поверил в это. Через неделю он встретился со Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил самому ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя. В церковной традиции этот день называется также Антипасха, т. е. день, подобный Пасхе, и празднуется столь же радостно, как и Пасха. В церкви в этот день последний раз служится литургия по пасхальному чину и закрываются царские врата.
Народные обычаи
А. Степанов . Хоровод. 1910-е гг. А. А. Бучкури . Свадебный поезд. 1912«Красной горкой» у восточных славян называется первый день Радоницкой недели. Красная горка была днём молодёжных гуляний, хороводов и сватовства.
По мнению Российского этнографического музея, у русских крестьян Красная горка была в большей степени связана не с христианской традицией, а с языческим празднованием начала весны. В Древней Руси в этот день на возвышенностях жгли костры в честь Даждьбога.
Свадьбы
Подробнее по этой теме см. Русские свадебные обряды.В дореволюционной России на Красную горку традиционно праздновалось много свадеб. Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Если в селе была свадьба на Красную горку, то праздничные игрища и свадьба сливались в одно «мероприятие». В Моравии также с этого дня начинали играть свадьбы.
«Окликанье молодых»
Подробнее по этой теме см. Вьюнишник.У русских в Среднем Поволжье (Костромской, Нижегородской, Владимирской, Ярославской губерниях) проходили молодёжные или женские обходы дворов с поздравлением - «окликанием» молодожёнов, называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликальщиков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветёт», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».
Закликание весны
Закликание весны на Благовещенье. Белгородская область, 2014 Подробнее по этой теме см. Закликание весны.В этот день «закликали весну». На Русском Севере на заре на возвышенном красивом месте молодёжь встречала восход солнца. Выбиралась «хороводница», которая при первом проблеске солнца, благословясь, выходила на середину круга и произносила заклинание, сохранившееся на северо-восточной Руси:
Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу - того люблю, кого сама знаю - тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!
Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницей, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку. Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту - третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка.
Поселяне Тульской губернии на Красную горку закликали весну с хороводными песнями. При восхождении солнца они выходили на холм или пригорок, ведомые хороводницей. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входили в круг с хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и пели веснянку:
Весна-красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке,
На бороночке! …
В Калужской губернии поселяне также зазывали весну с песнями. Соломенное чучело, укреплённое на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались как женщины, так и мужчины. После песен садились вокруг горки, угощали друг друга яичницей. Вечером сжигали чучело с песнями и плясками.
В Буйском уезде (Костромская губерния) для встречи весны девушки и холостые ребята при восходе солнца обливали себя водой на открытом воздухе. Самые смелые купались в реках. После сходились вместе и пели песни, некоторые перепрыгивали чрез плетень огорода, взлезали на деревья, водили хороводы вокруг стогов сена. В это время они пели:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью…
У украинцев ещё в начале XX века в этот день ходили дети по домам и славили «ярь и зеленачку». Дети носили в руках деревянную ласточку. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки.
Гулянья
Праздник в деревне. Неизвестный художник, конец XVIII века Подробнее по этой теме см. Народные гулянья.Молодёжь собиралась в компании: плясали, водили хороводы, пели песни («Не бела заря», «По двору-двору», «В саду яблонька лесная», «Расцветала сирень»), играли в игры («Гуси», «Чижик», «Челнок», «Прятки», «Кандалы, раскуйте нас», «А мы просо сеяли», «Зайчик, что с тобой», «Разлуку», «Вдовушки», «Лапту»).
Гулянья проходили на деревенской улице, на площади или за околицей деревни. Каждая девушка и каждый парень, достигшие брачного возраста, обязательно принимали участие во всех деревенских праздниках и молодёжных развлечениях. Уклонение от участия в них порицалось общественным мнением, вызывало насмешки сверстников и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.
Крашеные яйца
Б. Зворыкин . Катание яиц. Дореволюционная открытка. Подробнее по этой теме см. Пасхальное яйцо.В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому дню красили яйца, но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные» цвета. До сих пор во сёлах по могилкам раскладывают крашеные яйца, кое-где они катаются в виде креста и/или их закапывают в могилку, отдают нищим. Существовал также обряд гадания, при котором «катали яйца с горки», скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьётся, то его владельца ожидают в текущем году счастье и удача. На Русском Севере на Красную горку девушка одаривала своего парня крашеным яйцом.
Поминки
Подробнее по этой теме см. Поминальные дни у славян. Русское кладбище. Черниговская губерния. 1817Русские местами в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть предков в этот день («с покойничками похристосоваться»), так же как в Родительские субботы. По могилкам расставляются оставшиеся со Светлой недели еда, напитки, раскладываются крашеные яйца. Это не принято было в церковной традиции, но народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского. Поминовение умерших посвящается всем умершим предкам и включает, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома; в этот день «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо, кутья, блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты.
В конце XIX века в Спасске-Рязанском девушки и женщины в траурном («жаленом») платье шли на кладбище поклониться своим родителям. Сначала они причитали на могилах со словами о житье-бытье покойников, потом раскладывали по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходили по могилам в гости: старики угощали, а молодые катали по могилам крашеные яйца. Остатки вина выливали на могилы. С кладбищ в праздничных платьях шли разыгрывать Красную горку в хороводах.
Другие обычаи
В эти же дни было принято на Руси одаривать родню - делать подарки зятьям и невесткам.
В селе Хомутино на Алтае на Красную горку «Пасху зажигали» - привозили на гору солому и зажигали её, таким образом провожая Пасху.
Поговорки и приметы
- «В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т».
- Красная горка - сватать спо́рко.
- «Сочтёмся весной на брёвнах - на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся».
- На Масленицу - сватовство, на Красную горку - свадьба.
- «Святой Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает».
Какого числа Красная горка в 2017 году | Красная горка - обычаи, приметы и гадания
Особым праздником, который удивительным образом совместил в себе традиции православных людей и ритуалов язычников, является праздник Красная горка. Наши предки считали, что в этот день весна полностью вступает в свои права, а также начинается период, когда юноши идут свататься. В праздник Красной горки прославляли бога Ярило, молодые люди устраивали веселые гуляния. Какие обычаи праздника Красная горка? Какие приметы в этот день? Как можно гадать в Красную горку?
Какого числа будет отмечаться Красная горка в 2017 году. История праздника
Связав Красную горку с рядом христианских событий, православная церковь дала празднику совершенно новый смысл. Отмечается Красная горка (Антипасха или Фомино воскресенье, как его еще называют в народе) в первое воскресенье после Пасхи. Так, в 2017 году православные будут отмечать Красную горку 23 апреля.
Как говориться в Евангелие, один из апостолов по имени Фома не поверил в Воскресение Иисуса Христа, пожелав лично удостовериться в этом. Поэтому, чтобы доказать этот факт, Господь лично явился Фоме и другим десяти апостолам на восьмой день, после того дня, когда произошло его чудесное воскрешение.
Антипасха – это как дополнение к Пасхе, ведь именно в этот день после окончания длительного поста можно венчаться. Этим и объясняется большое количество свадеб в этот день.
Обычаи и гадания праздника Красная горка
Красная горка – это праздник, когда весна вступает в права. Особенно любим этот праздник был среди молодежи, потому что в этот день устраивались веселые гуляния, парни шли свататься. Считалось плохой приметой в это день сидеть дома, потому что кто не выходил гулять, тот останется без пары.
В красную горку проводились различные обряды, которые должны были обеспечить хороший урожай, а селение защитить от различных невзгод.
Когда было еще темно, представительницы прекрасного пола собирались на краю села, плугом делали вокруг села борозду, как бы создавая защитный круг. При этом они читали молитвы. Считалось очень хорошо, когда образовывался крест в месте замыкания борозды. Если борозда была глубокой, это означало, что болезни, засуха, неурожай и другие беды обойдут стороной поселение. Когда обряд завершался, начиналось веселое гуляние, во время которого молодые девушки старались всеми способами привлечь к себе внимание парней. Для этого они надевали самую лучшую свою одежду, яркие платки, вплетали в косу яркие ленты. Самой главной была девушка Лада, которая знала все песни, направляла хороводы и заводила игры.
В Красную горку каждый парень или девушка старались показать все, на что они способны. Кто-то имел шикарный голос, а кому-то не было равных в танце.
Молодые девушки стремились выйти замуж во все времена. А праздничные гадания позволяли узнать имя суженного, и когда они выйдут замуж.
Так, за день до праздника Красной горки девушка выпекала каравай, брала две новые, ни разу не использованные иголки, и заговаривала особыми словами. Иголки втыкались в виде креста в каравай, который предварительно нужно посыпать солью. После этого каравай выносится в коридор. Утром его нужно забрать и положить на самом высоком месте. Считалось, что на протяжении года девушка должна выйти замуж.
Таких гаданий множество, но многие из них остались в далеком прошлом.
Какие существуют приметы праздника Красная горка?
Среди примет праздника Красная горка можно выделить такие:
Чтобы не испытывать недостатка денег, нужно умыться в день Красной горки, стоя лицом перед иконой. Самый старший в семье должен умыть всех остальных, но только не на оборот.
Загадать желание и бросить монетку в какой-либо водоем (реку, озеро, колодец во дворе). Такой ритуал должен привлечь счастье в дом, а желание непременно исполниться.
Помолится Господу, искренне, всем сердцем, попросить о долголетии и крепком здоровье. Наши предки искренне верили, что в этот день слова их молитвы доходят не только до Господа, но и до их умерших родственников.
Сегодня Красная горка празднуется не так весело, как во времена наших предков. Но, тем не менее, этот праздник сейчас – это день свадеб, когда разрешено венчание в храме. По народным приметам брак, заключенный в этот день, будет крепким и на всю жизнь. Однако существуют и сегодня такие поселки, где праздник Красной горки отмечается с большим размахом, в соответствии с традициями далеких лет.
Можно сказать, что Красная горка или Антипасха – невероятно веселый праздник, который несет в себе победу жизни над смертью, возрождение, а также главенство весны над зимой. Многие обычаи и приметы уже утеряно, поэтому нужно хранить и возрождать их.
Красная горка (праздник) это:
Красная горка (праздник) Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Антипасха У этого термина существуют и другие значения, см. Красная Горка. Красная ГоркаФ. В. Сычков. Танец. | |
Тип | народно-православный |
иначе | Кликушное воскресенье, «Ярылавіца» (белор.) |
также | Антипасха, Фомино воскресенье (христ.) |
Значение | окончательный приход весны |
Установлен | вероятно имеет древние дохристианские корни |
Отмечается | восточными славянами, христианами |
Дата | первое воскресенье после Пасхи |
В 2012 году | 22 апреля |
В 2013 году | 12 мая |
Празднование | весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры |
Связан с | Пасхой |
Кра́сная го́рка (белор. Ярылавіца) - народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню ) - первому дню Радоницкой недели.
В некоторых местах праздновался на следующий день - в понедельник, где-то - накануне или в сам весенний Юрьев день.
Народные обряды
Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.
Красная горка - это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.
Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна - это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка - это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.
По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку». Дети носили с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходили по улицам и пели веснянки.
Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Кроме того, Красная горка - это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».
Поговорки и приметы
- В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т.
- Сочтёмся весной на брёвнах - на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся.
- Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся.
- Св. Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
См. также
В Викицитатнике есть страница по темеКрасная горка (праздник)
- Радоницкая неделя
- Антипасха
- Сватовство по-русски
Примечания
- Лозка, 2002, с. 112
- Громыко, 1991
- Сахаров, 1885
Литература
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. - Мн.: Полымя, 2002. - 238 с. - ISBN 98507-0298-2 (белор.)
- Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
Ссылки
- Красная горка // Российский Этнографический Музей.
- Красная Горка // Сахаров И. П. Сказания русского народа - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
- Красна гірка // Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї - К.: Т-во «Знання України», 1993. 112 с. (укр.)
- Лыскин Александр . Усть-Цильма. Фоторепортаж о празднике
- Праздники по алфавиту
- Праздники
- Весенние праздники
- Русские народные праздники
- Пасха
- Переходящие праздники
- Свадьба
- Народное христианство
- Праздники 5 мая
Что значит праздник "красная горка"?
Римма третьякова
Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели
По народному календарю. В этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну) , водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. И оба они, и парень, и девушка, непременно умрут вскоре же после свадьбы.
В Спасске девушки и женщины в траурном платье (черном и белом) шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам. Плакали, причитая, катали яйца на их могилах, а потом ели и пили, выливая остатки вина на могилы. Позже, переодевшись дома в праздничное платье, шли играть на красную горку.
В некоторых селах Владимирской губернии Фомино воскресенье сопровождалось особыми ритуальными обрядами. После обедни где-нибудь на открытом месте деревенской улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь
песни и медленно подходить к “новоженям”, которые и давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье называлась кликушным воскресеньем, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов - окликали молодых, которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.
В Пензенской губернии на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали свои косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг около села и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Эта пирушка продолжалась до третьих петухов (примерно до трех часов утра) , а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.
Красная горка - первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели.
Красная горка - один из народных праздников красной весны, с него начинались хороводные игры на горах и долинах, играются свадьбы на Красную горку.
Из истории. Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища (Капище - языческий храм.) и требища (Требище - жертвенник, место принесения жертв Богу) . В России встречается много старинных мест под названием красных гор, горок, холмов.
В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета.
Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе.
Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.
Марина гришина(гвоздецкая)
Красная Горка - древнерусский народный весенний праздник. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после пасхи (так называемому Фомину дню) . Иногда праздновался на следующий день - в понедельник, иногда - в Юрьев день.
Красная Горка - праздник молодёжи, начинавшийся детскими играми, хороводами, песнями; первое весеннее гулянье девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (т. е. красивая) горка. В некоторых местностях России к Красной Горке приурочивались свадьбы, после чего устраивался народный праздник
Что за праздник "Красная горка", почему так называется?
Красная горка - древнерусский народный весенний праздник. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню) .
Иногда праздновался на следующий день - в понедельник, иногда - в Юрьев день (день весеннего выгона скота) .
Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.
Красная горка - это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.
Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, это праздник поцелуев и начала новой жизни, сродни тому, что весна - это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка - это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище) , после чего устраивался праздник.
В любом случае, Красная горка была одним из самых любимых праздников в России. Кроме того, Красная горка - это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется» .
Радуница - все радуется весне, Ярила-Бог женится на любимой Ладе-Земле, а за ними и молодцы да красны девки влюбляются, создают пары. Красна горка - праздник Любви, Солнца, пробуждающейся Жизни.
«Красная горка» - народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи. Его церковное название - Фомина неделя, поскольку в этот день Церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, который требовал неопровержимых доказательств этого чудесного события. Воскресенье апостола Фомы - первый день, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва (Масленица + Великий пост + Светлая седмица) начинает совершать Таинство Бракосочетания.
Красная горка - 1-e воскресение после Пасхи, по церковному календарю - Антипасха, день памяти апостола Фомы.
Красная Горка известна по всей России и знаменует в общем своем значении весну с ее красным солнышком, с ее Пасхой и весною красною, то есть красивою, веселою, оживленною благоприятным воздухом, водами, получившими свободу и сборосившими ледяные оковы.
В ряде мест к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.
В Калужской губернии в старые времена это воскресенье было отведено для встречи весны. «Соломенное чучело укрепленное на длинном шесту, ставится на горке; кругом его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками» .
«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест) . Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонка-замухрышку» .
Кошка с салом
Это знаменитый праздник, имеющий несколько названий; богослужебное название его – Антипасха ("после Пасхи"): Фома еще не видел воскресшего Господа и не верил, сомневался, что Господь воскрес, поэтому Пасха для него наступит только в это воскресенье, а вместе с ним и мы тоже уверяемся в Воскресении, нам тоже является воскресший Христос, обновляя нашу веру. Второе название это дня – Фомина неделя, и есть еще народное название – Красная горка.
Есть особенные дни в годичном кругу жизни, имеющие сакральное значение, связанные с культурной или религиозной традицией людей. Их называют праздниками.
Некоторые пришли в сегодняшний день из глубины веков, какие-то являются отражением новых веяний времени.
Радость жизни в Воскресении
Красная горка праздник, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи Христовой. В православной христианской традиции, этот важный день называют Антипасхой, то есть вместо Пасхи.
Второе церковное название, которое носит праздник - Фомино воскресенье.
Это, как своеобразный подарок апостолу Фоме. Поверил он в Воскресение своего учителя только после встречи с Ним, в аккурат через неделю. Можно рассматривать этот праздник, как подарок для всех чествующих радость жизни.
Через время
Праздники, имеющие древние корни, связаны с наблюдением наших предков за сменой времен года, силами земных стихий, небесными светилами и их тесной связи и влиянием на условия выживания. В процессе исторического и культурного развития, с зарождением религиозных течений, происходило слияние обычаев и праздников, посвященных силам природы, с новыми убеждениями и верованиями.
Во все времена, человечество почитало приход весны. Существовала такая традиция и у славян, людей, занимавших обширные территории европейской части света.
В день весеннего равноденствия, они, собираясь на первых, обнаживших землю и прогретых яркими лучами солнца местах, славили силы природы, дающие им богатую пищу и тепло.
Как кровь красного цвета дает жизнь человеческому телу, так солнце и весна дают возможность радостного существования. Эти обряды положили основу праздника Красная горка.
Традиции и ритуалы празднования
Несмотря на некоторые территориальные различия в традициях и ритуалах, сутью праздника оставалось величание солнца, как источника жизни и богов, покровительствующих силам стихий. В дохристианские времена, славяне праздновали Красную горку примерно с 22 апреля по 10 мая.
Начинался этот период с девичьего праздника Ляльника - величания богини весны Лады, покровительницы любви и семейного очага и ее дочери Лели, попечительницы молодых дев и зарождающихся отношений. И, дабы они не задерживались в пути, зазывали их веселыми песнями.
По традиции, молодые женщины наряжались в яркие красивые одежды, забирались на самое высокое место в округе, дабы быть ближе к небу и богам и возносили хваления силам природы – Ладе и Лели. Весной и осенью, у славян, по традиции, отмечались свадьбы.
В празднование Красной горки, во время игр, хороводов и гуляний, молодежь приглядывала себе пары. Существовал обычай обливать водой понравившегося парня или девушку, в игровой и шутливой форме высказывать свою привязанность. Незамужние девушки творили любовные заговоры и гадания на встречу и соединение с суженным.
Занимательным занятием для детей и взрослых было катание яиц. Это игра, смысл которой в соревновании. Кто яйцо с горочки пускал, да при движении оно другое задевало, забирал крашенку себе. Яйца, расписанные на разные лады, назывались писанками. Крашеные во всевозможные цвета - крашенки.
Самым популярным цветом признавался красный, как символ возрождающейся жизни. Использовали яйца и в гадании. Считалось, что если яйцо скатиться с горочки или возвышенности и не разобьется, пустившего ждет счастливая семейная жизнь.
В день Ярилы Вешняго, 23 апреля, совершалось Отмыкание Земли - Зарод. Это, своего рода, оплодотворение земли.
Проводились обряды на открытой площадке или холме. Вырывался четырех-крестный Коловрат-Посолонь. Затем, в центре перекрестия лучей, копалась лунка. Предварительно принеся бескровную жертву матушке-Земле и Духам места, в нее засыпалось зерно, наливалась вода, пиво или медовуха.
Под бубны, дуделки, колокольчики и песни, в лунку опускается Ярилин Гой (отесанный ствол небольшого дерева) не мене восьми раз (по числу лучей восьми крестного Коловрата). После, деревянный Ярилов Гой сжигают.
Особый день отводился для поминовения усопших – Радуницу. Угощения готовили и почишвим и живым. Угощение для умерших сродников относилось на могилы, пелись поминальные песни.
В течение всего периода Красной горки, следовал праздник за праздником, имеющий сакральное значение для народа: первый выгон скота, опахивание полей и даже целых деревень, дабы заручиться поддержкой у богов и оберечь себя от неприятностей, неурожая.
После крещения Руси, праздник встречи весны не канул в Лету. В укладе жизни христианской Византии и славянской Руси было много общего.
Поэтому, традиции и обряды, принятые на Руси, достаточно легко слились с христианством и православной верой. Язычество уступило свои позиции, хотя и не искоренилось сразу.
По-прежнему, праздник Красная горка связан с весельем и радостью, с победой жизни над смертью, а также с Воскресением Христовым. В эти дни, принято одаривать друг друга пасхальными праздничными подарками и отправлять открытки.
После долгого перерыва, православная церковь стала возрождаться в России. А молодые люди, вступающие в брак, стараются приурочить свадьбу именно к Красной горке. Многие пары изъявляют желание совершить обряд венчания именно в эту дату.
Приметы, связанные с праздником
Основные приметы:
- для привлечения счастья, люди загадывают желание на монетку и бросают в открытые водоемы;
- чтобы не испытывать недостатка в деньгах, нужно умыться водой, слитой с иконы;
- катание по земле, в этот день, защитит от болезней на целый год;
- солнечная погода, на Красную горку, сулит богатый урожай и удачный год.
Интересные факты:
- считалось, что птицы, слуги богини Лады, в празднование Красной горки приносят весну на крыльях – отсюда пошел обычай украшать утварь и одежду изображениями птиц, призывая в жизнь радость и удачу;
- хоровод - ритуальный танец, во время которого, в некоторых губерниях России, происходил символический переход в круг замужних женщин, недавно вышедших замуж;
- на Смоленщине, место проведения обрядов называли Толпищем.
Праздник Красная горка, пришедший в современный мир из глубины веков и по сей день несет в себе взгляд и понимание наших предков на окружающий их мир.