Древние очаги. Наследие пьяных богов. Обновленные пособия по Эзотерической Философии

Географическая дифференциация

очагов древнейшего земледелия

Из очагов древнейшего земледелия шесть лежат в зоне тропиков (два американских, два на юго-востоке Азии, два африканских). Но в них родились основные культурные растения не только тропиков. Многие из однолетних культур этих очагов и многолетних, могущих возделываться в однолетней культуре, вышли далее за пределы тропического пояса и стали с успехом выращиваться в странах умеренного климата. В горах тропиков на значительных высотах климат приближается к умеренному. И фонд культурных растений отсюда тем более легко мигрировал к северу и югу от тропиков. Особенно много таких растений, распространенных в умеренном поясе, в Эфиопии (пшеница, лен, клещевина, ячмень). Характерны они и для Перу (картофель, томат, американский хлопчатник – сиайленд, Индии (рис, огурец, баклажан, цитрусы), Мексики (маис, хлопчатник-упленд, красный перец). Беднее ими Индонезия и запад Судана. Четыре остальных очага древнего земледелия: Передняя Азия, Средняя Азия, Средиземноморье и север Китая – лежат полностью в умеренном поясе. Отсюда вышли основные фонды культурных растений умеренного пояса и особенно зимующие листопадные культурные растения древесного типа и травянистые растения многолетней культуры. Тропические растения с трудом выдерживают зимовку в более или менее высоких широтах и в многолетней культуре не выходят за пределы субтропиков.

Интересен факт, что лишь земледельческие народы Азии, Европы, Северной Америки и Эфиопии научились в древности использовать для обработки почвы плуг. Отсюда у них родились полевое хозяйство и полевые культурные растения. Земледелие американоидов и суданских негроидов не знало в древности плуга и было земледелием мотыжным с индивидуальным уходом за каждым растением, что соответствует в Евразии приемам огородной и садовой культуры. Эти народы не знали типичного экстенсивного полевого хозяйства, что отразилось и на экологическом характере их культурных растений. Для их выращивания требуется интенсивная культура. В поле они могут возделываться лишь как пропашные. Таковы маис, картофель, томат, фасоль, табак. Интересно отметить в связи с этим, что при миграции маиса, после экспедиции Колумба, в Европу его освоение здесь затруднялось тем, что европейцы сеяли его сплошным посевом по вспаханному полю, подобно пшенице, ячменю, овсу, с соответствующей высокой густотой высева, а это было крайне неблагоприятно для этого огородного по экологии растения.

Г л а в а II

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
В РАСПРОСТРАНЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Культурные растения созданы земледельческой культурой. Развитие их ареалов и расселение по земному шару связаны прежде всего с развитием производительных сил и экономических связей внутри человеческого общества.

Возделывание отдельных культурных растений возникло и стало распространяться, когда для этого создались необходимые экономические предпосылки, а в природе был подходящий для взятия в культуру материал. Сопоставляя ареалы исходных диких видов и географическое расположение районов, где экономика складывалась благоприятно для возделывания соответствующих растений, можно наблюдать три основных типа их взаимоотношений.

В первом случае, когда взятое в культуру в одной из стран, лежащих в пределах естественного ареала, дикое растение, превратившись в культурное, возделывается по всей области распространения исходного дикого вида и выходит за ее пределы. Так, инжир, произрастающий дико в странах Средиземноморья и юго-западной части Азии, возделывается ныне во всех этих странах и как культурное растение вышел за их пределы к югу и далеко продвинулся на восток, достигнув здесь берегов Тихого океана. Причиной расширения ареала отдельных видов в культуре является, с одной стороны, экономическая потребность в них в областях за пределами ареала дикого исходного вида, а с другой – возможность их произрастания за пределами ареала исходных диких форм, благодаря влиянию человека. Культура устраняет конкуренцию с возделываемым растением дикой флоры, ограничивающую их ареал в природе часто далеко от той линии, где выступит непосредственное лимитирующее действие климатических факторов.

В других случаях дикий вид, переходя в культуру в одной из стран, лежащих в пределах естественного ареала, возделывается только в части стран своего естественного распространения в природе, т.е. область его возделывания оказывается уже, чем его распространение в диком состоянии. Хороший пример этому – красный клевер, который распространен в природе на юге Средней Азии и Северной Америки. Возделывание же его ограничено лишь северо-западной частью, лежащей преимущественно в лесной зоне ареала дикого красного клевера. Южнее он не возделывается, вероятно, из-за большей экономической ценности здесь лучшей в мире кормовой травы – люцерны. Цикорий, охватывающий своим ареалом в природе почти всю Европу, Западную Сибирь, Переднюю и Среднюю Азию и север Африки, стал культурным растением лишь в странах Западной Европы и затем распространился на восток до Европейской России включительно.

Известны случаи, когда переход дикого растения в культуру совершается за пределами его естественного ареала. Это обусловлено тем, что уровень экономического развития стран, где встречается определенный дикий вид, еще не толкает их на его возделывание, тогда как народы стран вне ареала данного полезного дикого вида, зная о его использовании в диком состоянии, стремятся к его возделыванию для получения нужного им импортируемого растительного продукта. Трудно сказать, насколько часто были такие случаи в древности, но мы не можем их исключить полностью, поскольку известны случаи экспедиций более культурных древних народов в более отсталые в то время области, что допускает интродукцию в процессе таких экспедиций отдельных диких полезных растений из одних стран в другие и введение их в культуру за пределами ареалов в природе. Основной мировой источник каучука – бразильская гевея – распространена в диком состоянии в бассейне Амазонки, хинное дерево – в высокогорных лесах тропической части Анд. Возделывание обоих этих растений возникло и развилось в Индонезии, Малайзии и Индии – передовых странах тропического земледелия, а не на их родине. Таким же образом дикая мексиканская гваюла как источник каучука стала впервые возделываться в Аризоне и Нью-Мексико. Американский дикий подсолнечник дал начало культурному масличному подсолнечнику, сформировавшемуся в XIX в. как национальное растение русских и украинцев. Венгерский дикий клевер (Trifolium expansum W.K.), будучи занесен в США кем-то из эмигрантов, вошел здесь в культуру и как возделываемое растение стал известен под названием американского клевера.

Понятие агрономического
и экономического ареала

Культурные растения, возникшие в результате изменения диких видов под влиянием их возделывания, были первоначально связанными в своем распространении с племенами, которые начали их возделывать. Поэтому наиболее древний тип распространения отдельных культурных растений был ареал, ограниченный пределами расселения отдельных относительно узких групп земледельческого населения, связанных племенным родством и окруженных более отсталыми еще не земледельческими племенами. Конечно, такое распространение культурных растений не могло в огромном большинстве случаев сохраняться долго, поскольку окружающие земледельческий очаг более отсталые племена постепенно приобщались к земледелию и ареалы культурных растений первичного очага переходили к новым племенам и охватывали новые области расширяющегося земледелия. Однако в некоторых случаях такие типы ареалов культурных растений сохранились и поныне. Это связано с тем, что ареалы жизни создателей определенных культурных видов – совпадали с агрономическими границами культурного вида, т.е. с линиями, за пределами которых продукция данного растения уже недостаточно оплачивает затрачиваемый на его возделывание труд, и это приостанавливало дальнейшее распространение взятой культуры. Играла здесь свою роль и вековая привычка к определенным культурам создавших их народов. Поэтому их возделывание сохраняется в областях их происхождения даже при вторжении сюда более продуктивных культур одинакового или близкого типа использования из других областей. Сохранение первичного ареала можно сейчас наблюдать у андийского картофеля, распространение которого в тропической части Анд примерно совпадает с расселением древних горных земледельческих племен будущего государства инков. Распространению этого картофеля в более низкие вертикальные зоны препятствуют неблагоприятные для его развития более высокие температуры предгорий и конкуренция здесь пришедшей из Мексики кукурузы. В пределах древнего первичного ареала в прилегающих к Средиземному морю областях сохраняет свое основное распространение маслина. Ее продвижению отсюда на север мешает увеличивающаяся суровость зим, а на юг и восток – пустыни.

Созданная русскими и украинцами культура масличного подсолнечника не выходила до 1880 г. за пределы расселения этих народов в степных областях европейской части СССР. Каучуконосная гевея и хинное дерево до сих пор имеют свой основной ареал возделывания там, где их дикие предки начали возделываться. Недавно вошедшее в культуру тунговое дерево (Aleurites fordii Hemsl.) еще в начале ХХ в. возделывалось только в юго-западном Китае, где этот вид был введен в культуру. Относительно недавно возникшие культуры американской голубики (Vaccinlum corymbosum L.) и крупноплодной клюквы (Oxycoccus macrocarpon Ait.) до середины ХХ в. развивались почти исключительно в пределах тех штатов США, где возделывание этих видов возникло.

Культурно-этническая изоляция больших расовых групп сохранялась даже в случаях, когда в результате переселений этнический состав прошлых доменов основных рас частично менялся. Пришельцы воспринимали культуру основных жителей, их связи в пределах определенных национальных групп. Конечно, культурно-экономические связи между народами разных культурно-этнических комплексов постепенно усиливались, но процесс этот на протяжении древней и средней истории шел очень медленно, и лишь в XVI в. морские путешествия европейцев положили конец культурной изоляции Америки и связали оживленными морскими путями страны Европы, Азии и Африки. Но до XVI в. относительная изоляция отдельных культурно-этнических групп человечества еще ясно сохранилась, а ее следы можно наблюдать и в последующие века вплоть до ХХ в.

Поныне мы можем наблюдать в распределении культурных растений следы существования пяти крупных относительно изолированных культурно-этнических групп человечества.

I. Первую из них составили американоиды, почти совершенно изолированные от других групп человечества вплоть до конца XV в. Америка создала культурные маис, картофель, маниок, батат, земляной орех, фасоль, тыкву, томат, папайю, ананас, какао, американские хлопчатники (Gossypium hirsutum L., G. barbadense L.), красный перец, табак и махорку, киноа, кокаиновый куст.

II. Второй такой культурно-этнический комплекс составили европеоиды Передней и Средней Азии, Европы и Северной Африки. Горные хребты и пустыни изолировали эту группу от китайской культуры на востоке, тропических областей Индии и п-ва Индокитай на юго-востоке и негроидных народов Африки на юго-западе. Здесь создался комплекс своих культурных растений, включающий пшеницу, ячмень, овес, рожь, маслину, фигу, виноград, горох, чечевицу, яблоню, грушу, капусту, свеклу. Эта группа растений стала основой земледелия во внетропических областях Передней и Средней Азии и Европы. На юге Передней Азии и в северной Африке основным культурным растением наравне с хлебами стала финиковая пальма.

III. В тропической Африке создался третий культурно-этнический комплекс возделываемых растений. Здесь позднее своих северных соседей перешли к земледелию и могли заимствовать от них готовые культурные растения уже в самый период становления своего земледелия. Но тем не менее этот комплекс имеет специфику как в своих автохтонных культурных видах (масличная пальма, орех кола, либерийский кофе), так и в своеобразном подборе чужих культурных растений. Домен негроидов – это древняя область мотыжного земледелия, тогда как земледелие домена европеоидов базировалось на плуге. Поэтому негроиды очень охотно заимствовали такие культуры, как таро, ямс, банан, а после открытия Америки – кукурузу и земляной орех, наиболее удобные для мотыжной обработки, и избегали типичных для европеоидов хлебных растений (пшеницу, ячмень, овес), более приспособленных к плужной обработке почвы.

IV. Тропические области восточной Азии были издревле доменом австралоидных народов, хотя впоследствии подвергались вторжению монголоидов (на востоке) и европеоидов (на западе). Однако особенности тропического климата этих областей при относительной изоляции их горными хребтами от лежащих к северу долго сохраняли и сохраняют в настоящее время специфические черты этого домена древней земледельческой культуры австралоидов. У австралоидов Индии, п-ва Индокитай и Индонезии земледелие возникло раньше, и стал использоваться впоследствии для обработки почвы плуг, тогда как в Океании до XVI в. почвы обрабатывались лишь заступом. Основными аборигенными культурными растениями здесь являются рис, сорго, таро, ямс, банан, кокосовая пальма, сахарный тростник, хлебное дерево, цитрусы, индийский хлопчатник (Gossypium arboreum L.). Хлебные относительно интенсивные полевые культуры тяготеют здесь к южноазиатской области плужного земледелия, а растения экстенсивной культуры, как хлебное дерево, кокосовая пальма, таро наиболее характерных для Океании с ее обработкой земли заступом.

V. Последней культурно-этнической областью земледелия является домен северных монголоидов, где китайское земледелие создало такие культурные растения, как просо, гречиха, соя, канатник. Это область плужного земледелия, но земледелия крайне интенсивного, что отразилось на эколого-генетических особенностях культурной флоры Китая и народов китайской культуры.

Очаги первичного древнего земледелия

Первичные древние очаги земледелия возникли в зоне, лежащей в основном между тропиком Козерога и 45 0 с.ш. К XVI в. земледелие достигло Северного полярного круга (в Скандинавии), а в южном полушарии зашло выше 45 0 ю.ш. (в Новой Зеландии). Распространение культурных растений при этом подверглось действию климатических факторов, которые не были одинаковыми во всей области расселения отдельных этнических групп. Создавались широтные и высотные границы возделывания отдельных культурных растений и границы конкурентного характера обычных в домене растений аналогичного или близкого использования.

Когда изоляция культурно-этнических доменов перестала непосредственно стеснять распространение культурных растений, наиболее ценные из них вышли на мировую арену, получив зональные ареалы, охватывающие весь земной шар и ограниченные климатическими и экономическими условиям. Однако привычка земледельцев к своим древним культурным растениям продолжает и ныне играть немалую роль в распространении многих возделываемых растений, особенно второстепенного экономического значения, не получивших широкого мирового распространения.

Культурно-этнические факторы в распространении культурных растений являются отголосками прошлой истории. Они отражают прошлую изоляцию народов и ослабляются с развитием международных связей и созданием интернациональной человеческой культуры. Однако, наложенный ею отпечаток на географию культурных растений настолько глубок, что отражается даже на распространении таких культурных растений, которые давно стали мировыми. Основные массивы посевов риса сосредоточены поныне на юго-востоке Азии, а маис остается хлебным растением преимущественно Америки.

Пройдут еще века и тысячелетия, прежде чем этот отпечаток совсем сгладится. Некоторые проблески нового в этом отношении уже складываются. Кофейное дерево, введенное в культуру эфиопами и распространившееся издревле в южной Аравии, имеет ныне главной областью своего возделывания Бразилию. Мексиканское шоколадное дерево возделывается наиболее широко на западе Африки (Гана и соседние с нею территории). Это сигнал того, что в будущем отдельные культурные растения будут возделываться преимущественно там, где для этого имеются более благоприятные для них экономические условия вне зависимости от их исторического прошлого, а физико-географические и экономические факторы будут играть в распространении отдельных культурных видов в будущем гораздо большую роль, чем это было в прошлом и наблюдается сейчас.

Г л а в а III

УЧЕНИЕ Н. И. ВАВИЛОВА О ЦЕНТРАХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Потребность в исходном материале для селекции и улучшения сортов культурных растений обусловила создание учения о центрах их происхождения. В основу учения легла идея Ч. Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. Впервые географические области происхождения важнейших культурных растений были описаны в 1880 г. швейцарским ботаником А. Декандолем. Согласно его представлениям, они охватывали довольно обширные территории, в том числе целые континенты. Важнейшие исследования в этом направлении спустя полвека были выполнены замечательным русским генетиком и ботанико-географом Н.И. Вавиловым (1887-1943), который осуществил изучение центров происхождения культурных растений на научной основе.

Н.И. Вавилов предложил новый, названный им дифференцированным, метод установления исходного центра происхождения культурных растений, заключающийся в следующем. Собранная из всех мест возделывания коллекция интересующего растения исследуется с помощью морфологических, физиологических и генетических методов. Таким образом, определяется область сосредоточения максимального разнообразия форм, признаков и разновидностей данного вида. В конечном итоге можно установить очаги введения в культуру того или иного вида, которые могут не совпадать с территорией его широкого возделывания, а находиться от нее на значительных (несколько тысяч километров) расстояниях. Причем центры возникновения культурных растений, возделываемых в настоящее время на равнинах умеренных широт, оказываются в горных районах.

Стремясь поставить генетику и селекцию на службу народного хозяйства страны, Н.И. Вавилов и его соратники во время многочисленных экспедиций в 1926-1939 г.г. собрали коллекцию, насчитывающую около 250 тыс. образцов культурных растений. Как подчеркивал ученый, его интересовали преимущественно растения умеренных зон, поскольку огромные растительные богатства Южной Азии, Тропической Африки, Центральной Америки и Бразилии, к сожалению, лишь в ограниченном масштабе могут быть использованы в нашей стране.

Важным теоретическим обобщением исследований Н.И. Вавилова является разработанное им учение о гомологических рядах (от греч. homologos – соответственный). Согласно сформулированному им закону гомологических радов наследственной изменчивости, не только близкие в генетическом отношении виды, но и роды растений образуют гомологические ряды форм, т.е. в генетической изменчивости видов и родов существует определенный параллелизм. Близкие виды, благодаря большому сходству их генотипов (почти одинаковому набору генов) обладают сходной наследственной изменчивостью. Если все известные вариации признаков у хорошо изученного вида расположить в определенном порядке, то и у других родственных видов можно обнаружить почти все те же вариации изменчивости признаков. Например, приблизительно одинакова изменчивость остистости колоса у мягкой, твердой пшеницы и ячменя.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости позволяет находить нужные признаки и варианты в почти бесконечном многообразии форм различных видов как культурных растений и домашних животных, так и их диких родичей. Он дает возможность успешно осуществлять поиск новых сортов культурных растений и пород домашних животных с теми или иными требуемыми признаками. В этом заключается огромное практическое значение закона для растениеводства, животноводства и селекции. Его роль в географии культурных растений сопоставима с ролью Периодической системы элементов Д.И. Менделеева в химии. Применяя закон гомологических рядов, можно установить центр происхождения растений по родственным видам со сходными признаками и формами, которые развиваются, вероятно, в одной и той же географической и экологической обстановке.

Для возникновения крупного очага происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал необходимым условием, кроме богатства дикорастущей флоры видами, пригодными для возделывания, наличие древней земледельческой цивилизации.

Центры происхождения культурных растений

по Н.И. Вавилову

Ученый Н.И. Вавилов пришел к выводу, что подавляющее большинство культурных растений связано с семью основными географическими центрами их происхождения: Южно-Азиатским тропическим, Восточно-Азиатским, Юго-Западноазиатским, Средиземноморским, Эфиопским, Центральноамериканским и Андийским (рис. 2). За пределами этих центров оказалась значительная территория, которая требовала дальнейшего изучения с целью выявления новых очагов окультуривания наиболее ценных представителей дикой

флоры. Последователи Н.И. Вавилова – А.И. Купцов и А.М. Жуковский продолжили исследования по изучению центров культурных растений (рис. 2). В конечном итоге число центров и охватываемая ими территория значительно пополнились. Приведем краткие характеристики каждого из центров.

Китайско-Японский. Мировое растениеводство обязано Восточной Азии происхождением многих культурных видов. Среди них – рис, многорядные и голозерные ячмени, просо, чумиза, голозерные овсы, фасоль, соя, редька, многие виды яблонь, груш и лука, абрикосы, очень ценные виды сливы, восточная хурма, возможно, апельсин, тутовое дерево, сахарный тростник китайский, чайное дерево, коротковолокнистый хлопчатник.

Индонезийско-Индокитайский. Это центр многих культурных растений – некоторых сортов риса, бананов, хлебного дерева, кокосовой и сахарной пальм, сахарного тростника, ямса, манильской пеньки, наиболее крупных и высокорослых видов бамбука и др.

Австралийский. Флора Австралии дала миру самые быстрорастущие древесные растений – эвкалипты и акации. Здесь выявлены также 9 дикорастущих видов хлопчатника, 21 вид дикорастущего табака и несколько видов риса. В целом флора этого континента бедно дикими съедобными растениями, особенно с сочными плодами. В настоящее время в растениеводстве Австралии почти полностью используются чужеземные по происхождению культурные растения.

Индостанский. Полуостров Индостан имел огромное значение в развитии растениеводства древних Египта, Шумера и Ассирии. Это родина шарозерной пшеницы, индийского подвида риса, некоторых сортов фасоли, баклажана, огурца, джута, сахарного тростника, конопли индийской и т.д. В горных лесах Гималаев обычны дикие виды яблони, чайного дерева и банана. Индо-Гангская равнина представляет собой огромную плантацию культурных растений мирового значения – риса, сахарного тростника, джута, арахиса, табака, чая, кофе, банана, ананаса, кокосовой пальмы, масличного льна и др. Деканское плоскогорье известно культурой апельсина и лимона.

Среднеазиатский. На территории центра – от Персидского залива, полуострова Индостан и Гималаев на юге до Каспийского и Аральского морей, оз. Балхаш на севере, включая Туранскую низменность, особое значение имеют плодовые деревья. С древних времен здесь возделывали абрикос, грецкий орех, фисташку, лох, миндаль, гранат, инжир, персик, виноград, дикие виды яблонь. Здесь же возникли некоторые сорта пшеницы, лука репчатого, первичные типы моркови и мелкосеменные формы бобовых (горох, чечевица, конские бобы). Древние жители Согдианы (современный Таджикистан) вывели высокосахаристые сорта абрикосов и винограда. Дикий абрикос и сейчас в изобилии растет в горах Средней Азии. Сорта дынь, выведенные в Средней Азии, - лучшие в мире, особенно чарджоуские, сохраняющиеся в подвешенном состоянии в течение года.

Переднеазиатский. В состав центра входят Закавказье, Малая Азия (кроме побережья), историческая область Западной Азии Палестина и Аравийский полуостров. Отсюда происходят пшеницы, двурядный ячмень, овес, первичная культура гороха, культурные формы льна и лука-порея, некоторые виды люцерны и дынь. Это первичный центр финиковой пальмы, родина айвы, алычи, сливы, черешни и кизила. Нигде в мире нет такого обилия видов диких пшениц. В Закавказье завершился процесс происхождения культурной ржи из сорно-полевой, засоряющей и сейчас посевы пшеницы. По мере продвижения пшеницы на север озимая рожь, как более зимостойкое и неприхотливое растение, стала чистой культурой.

Средиземноморский. Этот центр включает территорию Испании, Италии, Югославии, Греции и все северное побережье Африки. Западное и Восточное Средиземноморье – родина дикого винограда и первичный центр его культуры. Здесь эволюционировали пшеницы, бобовые, лен, овсы (в диком состоянии в Испании на песчаных почвах сохранился овес Avena strigosa со стойким иммунитетом к грибковым заболеваниям). В Средиземноморье началось окультуривание люпина, льна, клевера. Типичным элементом флоры стало оливковое дерево, ставшее культурой в древних Палестине и Египте.

Африканский. Для него характерно разнообразие природных условий от влажных вечнозеленых лесов до саванн и пустынь. В растениеводстве сначала использовались только местные виды, а затем уже занесенные из Америки и Азии. Африка – родина всех видов арбуза, центр возделывания риса и проса, ямса, некоторых видов кофе, масличной и финиковой пальм, хлопчатника и других культурных растений. Вызывает вопрос происхождение посудной тыквы кулебасы, возделываемой в Африке повсеместно, но неизвестной в диком состоянии. Особая роль в эволюции пшениц, ячменей и других хлебных растений принадлежит Эфиопии, на территории которой не было их диких предков. Все они были заимствованы земледельцами уже окультуренными из других центров.

Европейско-Сибирский. Он охватывает территорию всей Европы, кроме Пиренейского полуострова, Британских островов и зоны тундры, в Азии доходит до оз. Байкал. С ним связано возникновение культур сахарной свеклы, клеверов красного и белого, люцерн северной, желтой и синей. Главное значение центра заключается в том, что здесь были окультурены европейская и сибирская яблони, груша, черешня, лесной виноград, ежевика, земляника, смородина и крыжовник, дикие сородичи которых и сейчас обычны в местных лесах.

Центральноамериканский. Он занимает территорию Северной Америки, ограниченную северными границами Мексики, Калифорнией и Панамским перешейком. В древней Мексике развивалось интенсивное растениеводство с основой пищевой культурой кукурузой и некоторыми видами фасоли. Здесь же были окультурены тыква, батат, какао, перец, подсолнечник, топинамбир, махорка и агава. В наши дни в центре встречаются дикие виды картофеля.

Южно-Американский. Его основная территория сосредоточена в горной системе Анд с богатыми вулканическими почвами. Анды – родина древнеиндийских видов картофеля и различных видов томатов, культур арахиса, дынного дерева, хинного дерева, ананаса, каучуконоса гевеи, земляники чилийской и т.д. В древней Араукании был окультурен картофель (Solanum tuberosum), который, вероятно, происходит с острова Чилоэ. Ни перуанский, ни чилийский картофель неизвестны в диком состоянии и неизвестно их происхождение. В Южной Америке возникла культура длинноволокнистого хлопчатника. Здесь много диких видов табака.

Северо-Американский. Его территория совпадает с территорией США. Он особенно интересен прежде всего как центр большого числа видов дикого винограда, среди которых многие устойчивы к филлоксере и грибковым заболеваниям. В центре обитают свыше 50 дикорастущих травянистых видов подсолнечника и столько же видов люпина, около 15 видов сливы, были окультурены клюква крупноплодная и голубика высокорослая, первые плантации которых совсем недавно появились в Беларуси.

Проблема происхождения культурных растений – довольно сложная, так как иногда невозможно установить их родину и дикорастущих предков.

Г л а в а IV

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Почвенно-климатические различия внутри территориально ограниченных основных очагов древнего земледелия играли подчиненную роль в дифференциации здесь культурных растений. Распространяясь в широтных, долготных и высотных направлениях, культурные растения, не выходя даже из рамок отдельных культурно-этнических доменов, останавливались у своих агрономических пределов. Границ, за которыми затраты труда на их возделывание становились уже экономически нецелесообразными, вне зависимости от конкуренции других культур. Но экономические границы в ареалах отдельных возделываемых видов отражают в определенной мере и климатические условия. Отдельные культурные растения, будучи вне конкуренции или, наоборот, лишенными достаточной конкурентоспособности в одних климатических условиях, становятся менее или более продуктивными при захождении в другие.

культурных растений как наука. Цели, задачи, значение географии культурных растений в системе географических...

Версия земледелия как дара богов позволяет в качестве “побочного” следствия предложить решение еще одной загадки прошлого, которая непосредственно связана с ранними этапами становления человеческой цивилизации.

“…еще в прошлом веке лингвисты обратили внимание на то, что в языках многих народов… встречается целый ряд общих черт – в лексике, морфологии и грамматике. Из этого был сделан вывод, опровергнуть который пока не удалось никому, – что народы говорящие или говорившие на таких родственных языках и отделенные сегодня друг от друга тысячами километров, когда-то составляли единое целое, а точнее, имели общих предков. Их предложено было называть индоевропейцами (поскольку потомки заселили большую часть Европы и значительную часть Азии, включая Индию)” (И.Данилевский, “Откуда есть пошла Русская земля…”).

“Разработка метода глоттохронологии, позволившего по проценту совпадающих корней в родственных языках установить приблизительное время разделения этих языков, а также соотнесение общих слов, обозначающих технические достижения, с археологическими находками позволили установить время, когда индоевропейская общность начала распадаться. Это произошло приблизительно на рубеже IV-III тысячелетий до новой эры. Начиная с этого времени индоевропейцы стали покидать свою “историческую родину”, постепенно осваивая все новые и новые территории” (там же).

Идея о наличии общих предков оказалась настолько увлекательной, что археологи тут же бросились перекапывать весь упомянутый регион от Атлантического океана до Индийского в поисках родины этих общих предков. В результате, в последние десятилетия наши знания о историческом прошлом обогатились ценнейшим материалом. Но вот беда: чем больше копали, тем больше плодилось версий о родине этих индоевропейцев.

Но и лингвисты “не стояли на месте”… Окрыленные успехом и популярностью своей гипотезы они тоже принялись “копать”, – только не землю, а другие языки. И тут вдруг начало выявляться сходство языков еще большего количества народов, а регион поиска их общей прародины расширился до Тихого океана в Азии и до экваториальных зон Африки.

В итоге, на сегодняшний день уже сложилась достаточно устойчивая версия о том, что и индоевропейцы наряду со множеством других народов были потомками некоего единого сообщества, говорившего на общем праязыке, от которого (по выводам лингвистов) произошли практически все другие известные языки народов, населяющих весь Старый Свет в той его части, которая относится к северному полушарию (ничего себе масштабы!!!).

“На праязыке, который по своему принципиальному устройству ничем не отличался от любого современного или исторически засвидетельствованного языка , говорило какое-то определенное сообщество, жившее в определенное время в определенном месте” (А.Милитарев, “Какими юными мы были двенадцать тысяч лет назад?!”).

Процесс расселения и разделения этих потомков на отдельные народы, говорящие на языках, происшедших от единого корня, в представлении лингвистов образует некое “языковое древо”, один из вариантов которого представлен на Рис. 5 .

К настоящему времени имеются две основные версии лингвистов о месте рождения этих общих предков: И.Дьяконов считает их прародиной Восточную Африку, а А.Милитарев полагает, что “это те этнические группы, которые создали так называемую натуфийскую мезолитическую и ранненеолитическую культуру Палестины и Сирии XI-IX тысячелетий до новой эры”.

Данные выводы лингвистов кажутся опять-таки очень логичными и стройными, причем настолько, что в последнее время в них уже практически никто не сомневается. Мало кто задумывается над “досадными” вопросами, которые чем-то похожи на мелкие занозы – и раздражают, и, в общем-то, не играют особой роли…

А куда, собственно, делись те народы, которые населяли все громадное пространство Евразии и северной части Африки до прихода потомков упомянутого сообщества?.. Их что, – поголовно истребляли?..

А если “аборигены” были поглощены (не в буквальном смысле слова!) “пришельцами”, то каким образом в процессе ассимиляции куда-то пропал без всякого остатка основной понятийный аппарат “аборигенов”?.. Почему основные корни общеупотребительных слов остались лишь в варианте “пришельцев”?.. Насколько возможно такое всеобъемлющее вытеснение одного языка другим?..

Ну, а если попробовать представить себе картину расселения поподробней… Какая же должна быть толпа, вышедшая из начального пункта маршрута (с прародины), чтобы ее хватило на заселение всех пройденных и освоенных регионов?.. Или нужно допустить, что они по дороге плодились как кролики?.. Ведь нужно было не просто осесть каким-нибудь одним родом или племенем, но и подавить (!!!) языковые традиции местного населения (или уничтожить его физически)…

Можно придумать десятки вариантов ответа на эти вопросы. Однако “заноза” все-таки остается…

Но есть один очень примечательный факт: варианты местонахождения “единой семьи-прародительницы языков”, в точности пересекаются с местами, выделенными Н.Вавиловым в Старом Свете в качестве очагов самого древнего земледелия: Абиссиния и Палестина (см. Рис. 6 ). В число этих очагов земледелия входят также: Афганистан (являющийся одним из вариантов родины индоевропейцев) и горный Китай (прародина народов сино-тибетской языковой группы).


Рис. 6. Варианты прародины общих предков единой языковой макросемьи. “Прародина общих предков”: 1 – по И.Дьяконову; 2 – по А.Милитареву. Очаги древнего земледелия: А – Абиссинский; В – Переднеазиатский

При этом напомним, что Н.Вавилов однозначно и категорично приходит к выводу о независимости различных очагов земледелия друг от друга на ранних их этапах .

Две науки приходят к выводам, противоречащим друг другу! (Может быть, в частности, и поэтому подавляющая часть выводов гениального биолога просто “забывается” и игнорируется.)

Противоречие кажется неразрешимым… Но это опять-таки до тех пор, пока мы довольствуемся лишь выводами. А если обратиться к деталям, то картинка серьезно меняется.

Посмотрим более подробно, на чем построены выводы лингвистов… Сравнивая языки (в том числе и давно уже вымершие) разных народов, исследователи на основе сходства этих языков восстановили основной понятийный аппарат праязыка “общих предков”. Этот аппарат явно относится к оседлому образу жизни в довольно крупных поселениях (богатая терминология связана с жилищем; широко распространен термин “город”) с довольно развитыми социальными отношениями. По сходным общим словам можно уверенно установить наличие семейных отношений, имущественного и социального расслоения, определенной иерархии власти.

Примечательно сходство языков в терминологии, относящейся к сфере религиозного мировоззрения. Встречается общность слов “жертвоприношение”, “взывать, молиться”, “искупительная жертва”…

Но самое главное: громадное количество сходных терминов относится непосредственно к земледелию !!! Специалисты даже обозначают целые “разделы” по сходству таких слов: обработка земли; культурные растения; термины, связанные с уборкой урожая; орудия и материал для их изготовления…

При этом (в свете рассматриваемой темы) обращает на себя внимание наличие в праязыке слов “ферментация” и “бродильный напиток”…

Интересно также отметить вывод лингвистов о том, что о рыболовстве прямых и надежных свидетельств в языке нет. Этот вывод находится в полном соответствии с заключением Н.Вавилова о начальном развитии земледелия именно в горных районах (где, естественно, природная база для рыболовства была слабовата)…

Все это дает достаточно обширный материал для реконструкции жизни древнего народа, жившего на заре цивилизации… Но вот, чего не заметили лингвисты: подавляющее большинство терминов, сходных у разных народов, относится как раз к тем сферам деятельности, которым (согласно мифологии) людей обучали боги !!!

И тут напрашивается парадоксальный вывод, который, по сути, является следствием версии “земледелие – дар богов”: а не было никакого родства всех народов, как не было единого их предка с его праязыком !!!

Давая что-то людям, боги, естественно, это что-то называли какими-то терминами. Поскольку же по всем очагам земледелия перечень “дара богов” (согласно данным мифологии) практически один и тот же, постольку логично сделать вывод, что “дарящие боги” в разных местах представляют единую цивилизацию. Следовательно, и термины они используют одни и те же. Таким образом мы получаем сходство понятийного аппарата (связанного с “даром богов”) в регионах, весьма отдаленных друг от друга, и у народов, реально не общавшихся между собой.

При этом, если принять версию, что родства-то на самом деле и не было, то снимается вопрос о непонятной массовости “переселения”, как и вопрос о том, куда делось население, существовавшее до новых “пришельцев”… Оно никуда не девалось, да и переселения не было… просто старое население получило новые слова, схожие для разных регионов…

При всей очередной “невероятности” данная версия объясняет многие загадки, обнаруженные теми же лингвистами. В частности:

“…по лингвистическим данным, материальная культура, общественные и имущественные отношения, даже понятийный аппарат мезолитического и ранненеолитического человеческого сообщества, рисуются более сложными, развитыми, чем можно было ожидать. И совершенно неожиданно – не столь отличными от гораздо лучше изученного раннеписьменного общества конца IV – первой половины III тысячелетия до новой эры, как принято считать” (А.Милитарев, “Какими юными мы были двенадцать тысяч лет назад?!”).

Вывод о высоком уровне развития культуры человеческого общества в мезолите базируется на положении о естественном и постепенном вызревании культуры. Археологических же подтверждений этого вывода нет абсолютно никаких… Если же культура единовременно приносится богами (по археологическим данным, не ранее XIII тысячелетия до н.э.), то в мезолите ничего и не должно быть из перечисленных отношений.

А слабое отличие понятийного аппарата в двух совершенно разных исторических эпохах, разделенных интервалом в 5-7 тысячелетий (!!!), как раз определяется и объясняется той же “внешней” природой земледелия и культуры. Как же может человек, поклоняющийся каким-либо богам, посягнуть на название “божьих даров” ! Вот мы и получаем “консервацию” громадного количества терминов на тысячелетия, не взирая на происходящие за это время изменения на нашей планете…

Версия “дара богов” позволяет снять вопросы не только в области общих выводов лингвистов, но также и в более подробных деталях полученных ими результатов:

“На сегодняшний день более или менее надежно восстановлены большие массивы лексики праязыков трех больших языковых семей – макросемей: ностратической, афразийской и сино-кавказской. Все они имеют примерно одну и ту же глубину древности: по предварительным подсчетам, ностратический и афразийский языки датируются XI-X, сино-кавказский – IX тысячелетием до новой эры… По всей видимости, они родственны между собой и образуют некое “афроевразийское” генетическое единство…” (там же).

“А вместе с тем лексическая ситуация в трех макросемьях неодинакова. Так, в ностратических языках – индоевропейских, уральских, алтайских, дравидийских, картвельских – пока не обнаружено никаких или почти никаких земледельческих или скотоводческих терминов , которые были общими для разных ветвей и могли бы претендовать на общеностратическую древность. Нет или почти нет таких терминов и более поздних праязыках отдельных ветвей – уральской, алтайской” (там же).

Но ведь Урал и Алтай весьма удалены от очагов древнего земледелия, т.е. от регионов “дара богов”. Так откуда взяться тогда терминам, связанным с этим даром…

“В сино-кавказских языках на нынешнем этапе исследования набирается несколько общих слов, которые можно было бы отнести к земледельческо-скотоводческой лексике на праязыковом уровне; в праязыках отдельных ветвей этой макросемьи – северокавказской, сино-тибетской, енисейской – реконструируются уже целые комплексы таких слов, но большинство из них не имеет более глубоких… связей” (там же).

Сино-тибетская ветвь напрямую соотносится с древним очагом земледелия в горном Китае. Но данный очаг (согласно исследования Н.Вавилова) обладает весьма сильной спецификой по составу возделываемых культур, большинство из которых не так легко приживается в других регионах. С учетом этого вполне логичным выглядит и результат: соседние с этим очагом народы обладают в определенной, но весьма ограниченной степени сходным понятийным аппаратом.

“Не так в афразийских языках, где встречается довольно много подобных терминов, генетически связанных, общих для разных ветвей, составляющих семью; при этом каждая из ветвей также обладает развитой земледельческо-скотоводческой терминологией” (там же).

Ну, а эта глубокая общность вообще проста и понятна: речь идет ведь о народах, живших непосредственно в основных регионах “дара богов” или по соседству…

Кстати, в свете высказанной версии можно было бы предложить лингвистам расширить свои исследования и на американские очаги древнего земледелия на предмет поиска “родства” местных языков с изученными языками Старого Света. Если версия “дара богов” верна, то определенное сходство языков должно обнаружиться, хотя и может носить очень ограниченный характер на манер ситуации с сино-тибетской языковой ветвью, поскольку американские очаги также очень специфичны… Но возьмется ли кто-нибудь за такое исследование?..

Понятно, что высказанная здесь гипотеза о земледелии как о “даре богов” вызовет гневное возмущение множества современных ученых: политэкономистов, отвергающих “неестественный” путь развития древнего человечества; лингвистов, защитивших кучу диссертаций на тему установления “родства” разных народов; археологов, пытающихся отыскать следы “прародины” единого “прародителя” этих разных народов и т.д. и т.п. Вряд ли они прекратят свои изыскания…

И дело вовсе не в том, что столь кардинальный пересмотр причинно-следственных связей в нашей древней истории требует и кардинального пересмотра самой этой древней истории (к чему призывал, в частности, и Н.Вавилов). Гораздо более важно, что вопрос возникновения земледелия неотрывно связан с вопросом рождения нашей цивилизации как таковой.

Версия искусственного “внешнего” источника культуры (и земледелия, в частности) напрямую ставит под сомнение способность наших предков – охотников и собирателей – самостоятельно и естественным образом перейти к цивилизованной форме существования. Эта версия просто заставляет нас сделать вывод об искусственном создании нашей цивилизации под неким внешним воздействием .

Она требует настолько снизить самооценку в плане возможностей самостоятельного развития человечества, что вызывает, конечно же, довольно сильный внутренний дискомфорт сторонников взгляда на человека как на “венец природы”. Кто знает, не были бы мы сейчас в том состоянии, что представляли из себя коренные австралийцы до прихода в XIX веке в их заповедную зону “цивилизации”…

Но и абсолютно неизвестно, какие из своих задатков и талантов могло потерять человечество на долгом пути развития цивилизации под подобным внешним воздействием…

Ну, а с другой стороны, мы же не предоставляем, например, своим детям полной свободы действий. Пусть каждый по-своему, но мы их воспитываем и направляем их развитие в определенное русло. Ведь только так ребенок может стать Человеком.

Ясно, что конечный результат очень во многом определяется тем, что представляют из себя сами “родители”… Но мы имеем то, что имеем… Как говорится, что выросло – то выросло…

В конце концов, наш мир вовсе не так уж плох!!!

Фото заголовка: Bacchus and Ariadna by Antoine Coypel, approx. 1720

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Всемирная история. Том 1. Каменный век Бадак Александр Николаевич

Возникновение земледелия и скотоводства

У племен, которые еще в каменном веке, используя окружавшие их благоприятные природные условия, перешли от собирательства к земледелию и от охоты на диких зверей к скотоводству, жизнь сложилась совершенно иначе. Новые формы хозяйства вскоре в корне изменили условия существования этих племен и далеко продвинули их вперед по сравнению с охотниками, собирателями и рыболовами.

Конечно, эти племена испытывали жестокие последствия капризов природы. И неудивительно, ведь они все еще не знали металла, по-прежнему были ограничены в своей технике мезолитическими и неолитическими приемами обработки камня и кости. Зачастую они даже не умели выделывать глиняные горшки.

Но принципиально важное значение для их жизни имело то обстоятельство, что они уже могли смотреть вперед, думать о будущем и заранее обеспечивать себе источники существования, сами производить для себя пищу.

Несомненно, это было важнейшим шагом первобытного человека по пути от бессилия в борьбе с природой к власти над ее силами. Это явилось толчком к множеству других прогрессивных изменений, вызвало глубокие перемены в образе жизни человека, в его мировоззрении и психике, в развитии общественных отношений.

Труд первых земледельцев был очень тяжелым. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на те грубые орудия, которые обнаружены в древнейших земледельческих поселениях. Они убедительно говорят о том, сколько физических усилий, сколько изнурительного труда требовалось для того, чтобы вскопать землю простыми деревянными палками или тяжелыми мотыгами, чтобы срезать жесткие стебли злаков - колос за колосом, пучок за пучком - серпами и кремневыми лезвиями, чтобы, наконец, растереть зерна на каменной плите - зернотерке.

Однако этот труд был необходим, он возмещался его результатами. Тем более, что область трудовой деятельности со временем расширилась, а самый характер ее качественно изменился.

Особо необходимо отметить, что громадным достижением человечества в период первобытно-общинного строя было освоение почти всех известных в настоящее время земледельческих культур и одомашнение важнейших видов животных.

Как уже упоминалось выше, первым животным, которого человеку удалось приручить, была собака. Одомашнение ее, скорее всего, произошло в период верхнего палеолита и было связано с развитием охотничьего хозяйства.

Когда же начало развиваться земледельческое хозяйство, человек приручил овцу, козу, свинью, корову. Позже человек одомашнил лошадь и верблюда.

К сожалению, древнейшие следы разведения домашнего скота можно установить только с большим трудом да и то очень условно.

Важнейшим источником для исследования вопроса являются костные останки, но должно было пройти очень много времени для того, чтобы в результате изменения условий существования сколько-нибудь заметно изменилось строение костяка одомашненных животных в отличие от диких.

И тем не менее, можно считать доказанным, что коровы, овцы, козы, свинья разводились в неолитическом Египте (VI–V тысячелетия до н. э.), Передней и Средней Азии, а также в Индии (V–IV тысячелетия до н. э.), в Китае, а также в Европе (III тысячелетие до н. э.) Уже намного позже был приручен северный олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама (гуанако) в Центральной Америке, где кроме этого животного и собаки, которая появилась здесь вместе со всеми переселенцами из Азии, не было других животных, пригодных для одомашнения.

Наряду с одомашненными животными определенную роль в хозяйстве и жизни продолжали и в дальнейшем играть прирученные животные - например, слоны.

Как правило, первые земледельцы Азии, Европы, Африки вначале использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных. Спустя некоторое время начали использовать и молоко.

Еще через некоторое время животных стали использовать в качестве вьючного и гужевого транспорта, а также как тягловую силу в плужном земледелии.

Таким образом, развитие скотоводства в свою очередь содействовало прогрессу в земледелии.

Однако и это не все. Необходимо отметить, что введение земледелия и скотоводства способствовало росту населения. Ведь сейчас человек мог расширять источники существования, все более эффективно используя освоенные земли и осваивая все новые и новые ее пространства.

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 1: Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода Истории Древнего Мира и проблема путей развития. Предпосылки образования первого классового общества.Род «Человек» (Ноmo) выделился из царства животных свыше двух миллионов лет назад;

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Значение скотоводства Так или иначе, пастухи продолжали трудиться на горных лугах. В августе их начинало беспокоить и появление первых проплешин на пастбищах. Для беременных самок и нездоровых самцов надо было искать более свежие и зеленые места, потому что отныне

Из книги Древние боги - кто они автора Скляров Андрей Юрьевич

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Упадок земледелия Насильственное восстановление отживших сеньориальных порядков приводит к полному упадку –сельского хозяйства. Итальянским землям не хватает собственного хлеба, его начинают ввозить из-за границы. Но крестьяне не в состоянии покупать хлеб.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Появление оседлого земледелия По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения этого обширного района в область почти сплошных пустынь население должно было скапливаться в оазисах и постепенно спускаться в долины рек. Кочевые охотничьи племена

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение земледелия в южном Прикаспии В других местах земного шара также обнаруживаются зачатки новой культуры, выраставшей из мезолита. Подобные процессы происходили в Иране и в Средней Азии.На протяжении многих столетий в пещере Гари Камарбанд (район Бехшехра,

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Развитие земледелия Шумерские племена, поселившиеся в Двуречье, уже в глубокой древности в различных местах долины могли заниматься осушением болотистой почвы и использовать воды Евфрата, а вскоре и нижнего Тигра, создавая этим самым основу ирригационного земледелия.

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1. Возникновение земледелия По-видимому, возникновение очага цивилизации в долине Нила было в значительной степени обусловлено тем, что именно там впервые возникло и стало развиваться ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Заметим, что наша цивилизация – ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ. Все культурные народы

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла Зарождение земледелияЛюди подметили, что зерна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из

Из книги Человек в Африке автора Тернбул Колин М.

Зарождение лесного земледелия В густых экваториальных лесах, простирающихся вдоль западного побережья и тянущихся по экватору почти через половину континента, все еще сохраняются старые традиции. Народы, живущие за пределами леса, относятся к его обитателям с

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 2. Расширение площади пашенного земледелия. «Старые» села и деревни - устойчивые очаги земледелия Я не ставлю своей задачей дать всестороннюю характеристику сельского хозяйства в Северо-Восточной Руси в XIV–XV вв. Это достаточно детально сделано А. Д. Горским. Он

Из книги Творцы и памятники автора Яров Ромэн Ефремович

В министерстве земледелия Огромные окна, огромный кабинет, огромный стол с львиными лапами вместо ножек и витыми - в виде змей - колонками по углам. Окна задернуты шелковыми кремовыми портьерами. В кабинете министра земледелия и государственных имуществ тихо. Ни звука

Из книги Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России автора Ленин Владимир Ильич

III. Район торгового скотоводства. Общие данные о развитии молочного хозяйства Мы переходим теперь к другому важнейшему району земледельческого капитализма в России, именно к области, в которой преобладающее значение имеют не зерновые продукты, а продукты скотоводства.

Из книги Полное собрание сочинений. Том 7. Сентябрь 1902 - сентябрь 1903 автора Ленин Владимир Ильич

О господстве капиталистического земледелия Рента Население капиталистической страны разделяется на 3 класса: 1) наемные рабочие, 2) землевладельцы и 3) капиталисты. При изучении системы приходится игнорировать местные особенности, где такого определившегося разделения

Из книги Полное собрание сочинений. Том 27. Август 1915 - июнь 1916 автора Ленин Владимир Ильич

5. Капиталистический характер земледелия Обыкновенно о капитализме в земледелии судят на основании данных о величине ферм или о числе и значении крупных – по площади земли – ферм. Мы частью рассмотрели, частью рассмотрим еще данные этого рода, но должны заметить, что

Примерно 10 тыс. лет назад в истории человечества произошло величайшее событие, получившее достойное название революции. Эта «седая» революция имела две важнейшие особенности. Во-первых, человек из простого потребителя превратился в производителя (см. статью « «). Во-вторых, продолжительность самой революции необычна. Она протекала в течение нескольких тысяч лет!

Переход к производящему хозяйству стал возможен благодаря формированию важных предпосылок:

  1. К этому времени появились довольно совершенные орудия труда. Человек накопил уже достаточно много знаний об окружающей среде.
  2. «Под рукой» у человека оказались пригодные для культивирования растения и животные для одомашнивания.

Одним из самых сильных стимулов развития производящего хозяйства стало изменение и обеднение окружающей среды, которая становилась все менее благоприятной для традиционной охоты (см. статью « «). К этому времени наступил самый настоящий «охотничий кризис».

Таким образом, производящее хозяйство дало человеку надежные и богатые источники пищи, которые он сам мог контролировать. Взамен охотничьему везению на службу человеку пришли его старания и знания. Человек впервые в истории получил возможность обеспечить себя гарантированной пищей, что в свою очередь способствовало увеличению численности населения и его дальнейшему расселению по земному шару.

При всем огромном положительном значении растениеводства были у него и отрицательные черты. Культурное растениеводство обеспечивало довольно высокие урожаи, но в растительных продуктах по сравнению с животными было гораздо меньше белков и витаминов.

Где же возникли первые очаги земледелия? Казалось бы, там, где самые лучшие природные условия! Но на поверку оказывается, что это совсем не так. Посмотрите на карту древнейших очагов растениеводства в мире. Хорошо видно, что это все исключительно горные районы! Конечно, условия в горах не лучше, а значительно хуже, но именно это и было важнейшим стимулом к развитию растениеводства. Где все благополучно, все есть в достатке, нет нужды изобретать что-то новое. По меткому выражению К. Маркса, «слишком расточительная природа «ведет человека, как ребенка, на помочах». Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью».

Большинство культурных растений происходит от видов, произраставших в горах, где на небольшой территории очень велики различия природных условий (в том числе и климатических). Преобладают далеко не самые благоприятные условия, но это и оказывается самым главным, т.к. произрастающие здесь виды отличаются необыкновенной устойчивостью («жизнеспособностью»), большим многообразием. К тому же горы, как правило, были надежной защитой от агрессивных соседей, что «давало возможности для длительных земледельческих экспериментов».

Многие считают, что именно в этих предгорных районах окружающей среде был нанесен самый большой удар; она была сильно истощена, т. е. человек был вынужден заняться производством, т. к. природные возможности были уже исчерпаны.

С. А. Семенов так описывает причины возникновения производящего хозяйства в Юго-Западной Азии: «Сочетание степных долин, дубрав и фисташковых лесов Юго-Западного Ирана с дикой пшеницей, ячменем, козами и овцами явилось той предпосылкой, которая вела древних охотников и собирателей к постепенному переходу на новый тип хозяйства… Эпоха такого полуземледельческого, полу пастушеского хозяйства при значительной роли охоты и собирательства длилась в течение 3-4 тысячелетий».

Именно отсюда земледелие стало распространяться в Европе. На рисунке 10 показаны его направления и периоды «охвата» отдельных территорий.

В III-II тысячелетии до н. э. в Евразии и Африке произошло разделение возникшего «сельского хозяйства» на земледелие и животноводство.

Оседлый образ жизни нес человеку не только облегчение повседневных забот, но и новые неожиданно возникшие сложности. На человека хлынули массовые заболевания, связанные с авитаминозом, инфекциями. Оседлость привела к резкому ускорению вырубки лесов и вообще загрязнению окружающей среды.

Несмотря на трудности, оседлый образ жизни быстро распространялся и поселений становилось все больше и больше. Конечно, хочется узнать, а какое же поселение было первым. Первым земледельческим поселением обычно называют стоянку Джармо, которая возникла в VII тысячелетии до н. э. в предгорьях северо-западного горного массива Загрос (на северо-востоке современного Ирака). Конечно, это все та же Юго-Западная Азия!

Земледелие и животноводство продолжали развиваться, все новые виды растений и животных «приручались» человеком. Процесс становления раннего «аграрного производства» занимал несколько тысяч лет, и на всем его протяжении шло одомашнивание. На рисунке 12 показаны периоды одомашнивания отдельных видов растений и животных, указаны районы их происхождения. Обратите внимание, что практически большинство растений родом из горной местности.

Последующие несколько тысяч лет привели к большим изменениям в аграрном производстве. По-настоящему революционными моментами можно назвать изобретение плуга, который пришел на смену ручной мотыге, и использование тяглового скота.

Всю историю первичной хозяйственной деятельности человека можно условно разделить на четыре этапа. На первом из них шло зарождение будущего аграрного производства, формирование предпосылок для его развития. Второй этап - это период становления архаичной экономики, когда еще не было специальных орудий труда, т. е. техники. Шло экстенсивное развитие хозяйства за счет использования все новых и новых территорий. Далее следует этап расцвета, когда сложилась земледельческо-животноводческая экономика, занявшая ведущие позиции в экономике мира того времени. Сельское хозяйство постепенно становится многоотраслевым, формируются его разные типы: подсечно-огневое, переложное и поливное земледелие, отгонное (кочевое) и «придомное» (т. е. разведение домашнего скота) животноводство. Этап расцвета продолжался длительное время, вплоть до наступления индустриальной эпохи (т. е. до конца XVIII в.). Четвертый этап развития первичной хозяйственной деятельности человека можно назвать этапом «стабилизации». В XVII-XVIII вв. резко усилилась роль товарного производства. Быстро развивался «непищевой сектор» в экономике. Бурно росли города.

Постепенно, к эпохе средневековья, производящее хозяйство распространилось по всему земному шару (кроме Австралии). Медленно, шаг за шагом, как бы по цепочке шла передача «новых технологий» от более цивилизованных в экономическом отношении групп людей к менее развитым.

Хронология появления первых очагов земледелия и их территориальное расположение дает возможность увидеть много географических закономерностей.

Хорошо видно, что все первые очаги находились в предгорьях и горах и только несколько тысячелетий спустя «земледельческой цивилизацией» были охвачены речные долины. Далее, также с интервалом в несколько тысяч лет, земледелие «шагнуло» на побережье внутренних морей, а еще позднее и океанов.

Особенно большая роль в истории человеческой культуры принадлежит так называемым великим речным цивилизациям, возникшим за несколько тысяч лет до н. э.

Какие же факторы способствовали развитию хозяйства на этих территориях? Более высокий уровень развития человечества привел в действие новые факторы, которые определялись наличием:

  1. плодородных почв (аллювиальных);
  2. естественных рубежей, защищавших новые хозяйственные очаги (горы, моря);
  3. единой относительно компактной территории, удобной для внутренних связей;
  4. с другой стороны, эта же территория давала возможность обеспечить продовольствием значительное население.

На каждой из этих территорий особую роль играли крупные реки, являвшиеся их экономическим «стержнем», мощнейшей объединяющей силой. Специфические природные условия требовали от человека огромных затрат труда (типичная трудоинтенсивная экономика), объединения усилий и разделения труда (для повышения его эффективности).

Несмотря на некоторые географические отличия между ве-ликими речными цивилизациями, сформировавшийся в них тип хозяйства был очень близок.

В земледелии наибольшее развитие получили полеводство, огородничество и садоводство, в животноводстве - разведение племенного и рабочего скота.

Развитие ирригации требовало огромных коллективных усилий (как правило, всей общины) и даже государства.

Как и на протяжении длительного последующего периода, тор-говля была в основном внешняя, и велась она со средиземномор-скими территориями. В странах Востока появились первые ме-таллические деньги в виде различных монет и слитков.

На рубеже прошлой и нашей эры в Средиземноморском бассейне сложился более высокий тип цивилизации, получивший наименование средиземноморской (она постепенно трансформировалась в европейскую). Величие и господство средиземноморской цивилизации продолжалось на протяжении примерно 35 столетий - с XX в. до н. э. и до XV в. н. э., вплоть до эпохи Великих географических открытий. Типичная средиземноморская цивилизация получила развитие в Древней Греции и Риме, хотя на протяжении этого большого периода истории были взлеты Крита, Византии и городов-республик Северной Италии - , Генуи, Флоренции.

В отличие от предыдущих цивилизаций (горных и речных) это была типичная морская цивилизация, сформировавшаяся на побережье внутреннего моря. Ее становление стало возможным лишь тогда, когда был достигнут прогресс в мореплавании (технике, навигации). Не случайно Средиземное море называют «колыбелью мореплавания», т. к. в этом внутреннем море, в «тепличных» условиях шло развитие морского дела. Само название моря говорит о том, что оно со всех сторон окружено сушей. Береговая линия очень сильно изрезана, что давало возможность судам во время плавания не терять берег из вида. Само море было хорошей естественной преградой от набегов извне. На Средиземном море практически отсутствуют приливы и отливы, что позволяло даже небольшим судам в любое время причаливать к берегу.

Характер основных хозяйственных связей в рамках Средиземноморья значительно усложнился по сравнению с более ранними речными цивилизациями. Человек стал мощной производительной силой, активно участвующей во всех процессах, происходивших на этой территории.

Так, получила развитие первая в истории человечества морская цивилизация. Индейцы, африканцы и австралийские аборигены довольно слабо были связаны с морем (за исключением, конечно, Океании). Арабы, индейцы, китайцы и даже японцы (жители островов!) не имели такого развитого мореплавания, как европейцы. Однако европейцы преуспели не только на морях. В период существования Римской империи была создана сеть сухопутных дорог с постоялыми дворами и прочей транспортной « инфраструктурой».

Во времена Римской империи (см. статью « «) производящее хозяйство достигло высокого уровня. Широко применялись различные удобрения, в практику были введены севообороты. В животноводстве сложилось птицеводство, а для скота обустраивались обширные пастбища, высевались кормовые травы. Много внимания уделялось и экономическому обоснованию сельскохозяйственного производства. Так, во II в. до н. э. римский ученый Варрон делал расчеты рентабельности и доходности «аграрного сектора». Он же много говорил и о «духовных достоинствах земледелия, сближающего человека с природой».

Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

Изготовление керамики:
1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству (воспроизводству) с помощью человеческой деятельности. Разумеется, производящее (воспроизводящее) хозяйство на первых порах так или иначе сочеталось с присваивающим, а во многих областях ойкумены высокоорганизованные охота и рыболовство надолго остались основным или даже единственным видом хозяйства. Вообще изобретение земледелия и скотоводства, связанных с определенными условиями природной среды, усилило неравномерность в историческом развитии человечества. Но результаты этого сказались позднее и главным образом уже за рамками эпохи первобытной родовой общины.

В этот день:

Дни рождения 1916 Родился Василий Филиппович Каховский - советский и российский историк и археолог, исследователь Чувашии. 1924 Родился Кристиан Еппесен - датский археолог и историк архитектуры, исследователь руин Галикарнасского мавзолея.

Читайте также: