ГАЗ-53 - это среднетоннажный грузовик, который выпускался в СССР на Горьковском автомобильном заводе. Первые машины сошли с конвейера в 1961 году. Несмотря на свой возраст, эти машины эксплуатируются до сих пор - причина в необычайной живучести узлов и агрегатов этих автомобилей. Инженеры заложили хороший ресурс в детали двигателя. Но даже таким автомобилям нужно обслуживание. Обычная процедура для этих моторов - регулировка клапана ГАЗ-53. Можно отрегулировать тепловые зазоры своими руками. Процедура не слишком сложная.
Двигатель
Производитель оснащал этот грузовик разными двигателями в разные годы. Так, дебютные версии, которые выпускались заводом до 1967 года, укомплектовывались шестицилиндровыми агрегатами ГАЗ-11. Данный двигатель выдавал 82 лошадиных силы и был способен разогнать грузовик до максимальных 74 километров в час. Затем после первого рестайлинга или модернизации, как тогда говорили, советский грузовик получил снова шестицилиндровый двигатель ЗМЗ-53. Его паспортная мощность составляла целых 115 лошадиных сил. Это позволило значительно увеличить максимальную скорость, а также грузоподъемность. В моторе использовалось по два клапана на цилиндр. Далее в 1983-1992 гг. автомобиль ГАЗ-53 стали оснащать восьмицилиндровым силовым агрегатом ГАЗ-53-12. Его мощность составляла 120 лошадиных сил.
Наряду с этими моторами некоторые экземпляры и модификации оснащали и другими двигателями. Так, можно выделить двигатель V8 объемом 4,25 литра с мощностью в 125 сил. На многих автомобилях, доживших до сегодняшнего дня, установлен дизельный V8 ЗМЗ-53. Агрегат отличается алюминиевой головкой и блоком цилиндров. Мотор известен своими слабыми элементами - часто выходил из строя распределитель системы зажигания, а также катушка. Но в целом, мотор мог эксплуатироваться достаточно долго - до капитального ремонта пробег, в среднем, составлял 200 тысяч километров. Также агрегат отличался и своей прожорливостью - расход был серьезный. Также водителям периодически приходилось заниматься обслуживанием. Болезнь этого мотора - клапана ГАЗ-53. Регулировка их была обычной задачей при проведении планового ТО.
Трансмиссия
Двигатели работали в паре с четырехступенчатой механической КПП. Она имела четыре передачи для движения вперед, а также одну заднюю передачу. Данные коробки тоже дожили до наших дней, хотя местами их эксплуатировали в достаточно непростых условиях.
Что касается прочих элементов в системе трансмиссии данного авто, то она построена на базе стандартной схемы. Привод автомобиля задний, а сцепление - самое классическое. Инженеры предусмотрели возможность установки раздаточной коробки, которая могла бы обеспечивать отбор мощности от двигателя.
Карбюратор
Теперь немного о системе питания. Карбюратор на ГАЗ-53 - двухкамерный, эмульсионный. Его особенность в одновременном открытии обеих заслонок при этом поплавковая камера достаточно сбалансированная. Данный карбюратор имеет индекс К-135. Он, если сравнить его с другими моделями, отличается наличием некоторых регулировок. Если неверно настроить или не настроить вовсе, то на двигателях, оснащенных стандартными ГБЦ, эксплуатировать его не удастся. Карбюратор ГАЗ-53 работает следующим образом- первая камера отвечает за подачу топливной смеси в 5, 6, 7, 8 цилиндры. А вторая - в 1, 2, 3, 4.
Зачем регулировать клапана?
Чтобы ДВС мог нормально функционировать, в каждом цилиндре двигателя имеется впускной и выпускной клапан. В процессе нагрева двигателя все его элементы раскаляются. Это касается и клапанов. Из курса физики известно, что при нагревании детали из любых материалов расширяются. Если клапан не будет иметь достаточного теплового зазора, то мотор будет работать нестабильно. Если эксплуатировать двигатель с ненастроенным зазором клапанов, то он не будет развивать своей полной мощности. При этом значительно вырастет расход горючего. Также будут слышны характерные хлопки в карбюратор и выхлопную трубу.
Большие зазоры создают определенные трудности в момент запуска двигателя. Когда удастся все-таки запустить агрегат, можно услышать характерные стуки клапанов и их толкателей. Когда слышны эти стуки, необходима срочная регулировка клапана ГАЗ-53. Но не следует ориентироваться только лишь на шум. Лучше всего своевременно выполнять настройку теплового зазора. Это позволит мотору работать максимально исправно.
Как регулируются клапана на ГАЗ-53? Настройку можно осуществлять двумя способами. Рассмотрим оба. Весь процесс предельно простой для тех, кто немного разбирается в автомобилях. Настраивать клапана нужно только на холодном моторе - когда мотор хорошо прогрет, тепловые зазоры в нем могут вовсе отсутствовать. Это нужно учитывать.
Способ №1
Для начала регулировки клапана на ГАЗ-53 поршень первого цилиндра выставить в самое верхнее положение - это положение верхней мертвой точки. При этом соответствующая метка на шкиве должна совпадать с аналогичной на кожухе. В этом положении и впускной, и выпускной клапан будет закрыт.
Зазоры под заводским данным между стержнем и кольцом на коромысле должны составлять 0,25-0,3 миллиметра. Это паспортные данные. И если автомобиль эксплуатируется продолжительное время, нормы эти будут неэффективными. В таком случае мастера определяют зазор на глаз. Большинство владельцев данных грузовиков сходятся во мнении, что для впускного и выпускного клапана наиболее оптимальный зазор - 0,4 миллиметра.
Далее с помощью отвертки нужно придерживать винт для регулировки клапана и ослабить контргайку. Затем щуп вкладывают в зазор. Регулировочный винт вращают до того положения, когда зазор будет в норме. При этом не стоит спешить при вращении винта. Крутить его следует медленно. Щуп не вытаскивают, а винт заворачивают. Затем щуп можно вытащить. Весь перечень действий проводят и для второго цилиндра.
Существует определенный порядок регулировки клапанов на ГАЗ-53. Коленчатый вал проворачивают на 90 градусов и настраивают зазор на пятом цилиндре двигателя, еще через 90 градусов - на четвертом цилиндре. Далее порядок меняется - 2, 6, 3, 7, 8.
Второй способ
Процесс регулировки клапанов на ГАЗ-53 аналогичен тому, который используется в первом способе. Но когда поршень устанавливается в ВМТ, настраивают впускные клапаны на 1, 3, 7, 8 цилиндрах. А выпускные - на 1, 2, 4, 5. Все прочие клапана регулируют лишь после полного оборота коленчатого вала двигателя на 360 градусов.
Особенности клапанов
Клапана для двигателей ГАЗ-53 - пустотелые, изготовлены из стали. Внутри имеется металлический натрий, который там нужен для лучшего охлаждения. Нередко клапана изготавливают с различным браком. Часто в изделии недостаточное количество натрия.
В результате - повышенный износ элемента. Угадать момент, когда клапан износится, невозможно. Однако регулярный осмотр и ремонт ГАЗ-53 позволит предотвратить проблему. Проводить такие осмотры рекомендуется через каждые 3-5 тысяч километров пути в зависимости от особенностей эксплуатации.
В заключение
Итак, мы выяснили, как и зачем регулировать клапана на 53-м ГАЗоне. При регулярном обслуживании и профилактических ремонтах эти автомобили еще послужат очень долго. Ресурс, заложенный производителем, однозначно не выработался. Главное - делать все по инструкции. Тогда все обязательно получится. Также необходимы специальные инструменты (ключи, щуп) и схема регулировки клапанов ГАЗ-53. Порядок настройки данных механизмов мы указали выше.
Содержание:Немного об истории ГАЗ-53
ГАЗ-53 - отечественный грузовик, который выпускался Горьковским заводом в 1961-1993 годах следующими сериями:- ГАЗ-53Ф (1961-1967);
- ГАЗ-53А (1965-1983);
- ГАЗ-53-12 (1983-1993).
ГАЗ-53 - самый распространенный грузовик в СССР и теперь в России и странах СНГ, а также одна из наиболее узнаваемых марок отечественного автопрома, ставший едва ли не легендой советской автомобильной промышленности. Кроме того, он экспортировался во многие страны соцлагеря, на Кубу, во Вьетнам, в КНДР и т.д.
Виды клапанов в ГАЗ-53:- впусной стальной;
- выпускной стальной.
Частота регулировки клапанов ГАЗ-53
Регулировка клапанов необходима при увеличении расхода топлива и снижении оборотов двигателя или при появлении посторонних шумов в двигатели или около выхлопной трубы. Это происходит из-за появления зазоров клапанов ГАЗ-53, иными словами, вам будет сложно завести автомобиль: либо не с первого раза, либо с шумами, стуками. Регулировать клапаны необходимо в среднем каждые 700 км пробега, - это при условии эксплуатации без дополнительных помех и нагрузок. Если вы едите по бездорожью, то проверять клапаны было бы неплохо через каждые 300 км пути. К тому же важно учитывать и сколько автомобиль находится на ходу в целом. Помочь предотвратить неполадки с автомобилем могут профилактические осмотры самостоятельно или в автосервисе.
Регулировка клапанов ГАЗ 53
Говоря о регулировке клапанов, имеют в виду регулировку зазоров клапанов ГАЗ-53 на холостом ходу. Она осуществляется между носиками коромысел и стержнями клапанов. Если у вас нет опыта и необходимых знаний, то за такой ремонт браться самостоятельно не рекомендуем. Однако же если вы уверены в своих силах, то воспользуйтесь регулировочным винтом и контргайкой.
0,25–0,30 мм (минимум 0,15–0,20 мм) - такой должен быть зазор между клапанами и коромыслами.
Важно помнить: один клапан должен свободно перемещаться, второй - не заходить в зазор.
Убедитесь, что клапаны всех 8 цилиндров закрыты. Установите коленвал в верхней мертвой точке такта сжатия в первом цилиндре. Ослабьте контргайку, щупом выставите нужный зазор. Подкручивайте винт неспешно, постепенно регулируя и проверяя размер зазора, не удаляя щуп. Сначала отрегулируйте один клапан, убедитесь, что все выполнено правильно. Далее продолжайте работать с клапанами в таком порядке: 5–4–2–6–3–7–8. Между цилиндрами прокручивайте коленвал на четверть оборота. Правильность можно оценить и интуитивно, опять-таки, если вы опытный владелец ГАЗ-53.
Удачи!
Технические характеристики ГАЗ-53-12:
- двигатель: 115 л. с. / 3200 об/мин;
- 8-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, карбюраторный, 4254 см3. Диаметр цилиндра / Ход поршня: 92/80 мм;
- коробка передач: 4 вперед + 1 задняя;
- длина: 6395 мм;
- ширина: 2280 мм;
- высота: 2190 мм;
- база: 3700 мм;
- дорожный просвет: 265 мм;
- снаряженная масса: 3 200 кг;
- грузоподъемность: 4 500 кг;
- размер шин: 8,25–20 дюймов;
- емкость топливного бака: 90 л;
- максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 90 км/ч;
- контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч: 24 л/100 км;
- основное топливо - сжиженный нефтяной газ, дублирующее - бензин марки А-76.
Не представляет сложностей. Достаточно разобраться с порядком выполнения регулировки, времени процедура много не займет. Предвестником необходимости отрегулировать клапана, бывает снижение мощности автомобиля, увеличение расхода топлива, слышимость посторонних звуков из карбюратора и выхлопной трубы.
Производится регулировка клапанов ГАЗ 53 двумя простыми способами, при холодном двигателе. Первый способ подразумевает такие действия. Поршень первого цилиндра необходимо установить в ВМТ, обеспечивая совпадение меток на шкиве и ВМТ указателе. Оба клапана данного цилиндра находятся в закрытом состоянии. Требуется определить зазор, он может колебаться в пределах от 0,25мм до 0,4мм, у каждого водителя своя видимость идеального зазора, но за указанный интервал показатели выходить не должны. Далее требуется отверткой придержать регулировочный винт первого клапана, настройка которого проводится, и постепенно ослаблять контргайку. Затем нужно в зазор вложить щуп определенного размера, крутить регулировочный винт пока щуп не будет зажат между стержнем клапана и нажимным концом коромысла. После этого надо затянуть регулировочный винт, вытянуть щуп. Такая же процедура производится на втором клапане. После поворота коленвала на 90 градусов нужно отрегулировать клапана на пятом цилиндре, потом произвести поворот еще на 90 градусов, повторить процедуру на 4 цилиндре. Дальнейший порядок цилиндров будет следующий: 2-6-3-7-8. Перед регулировкой клапанов на каждом цилиндре производится поворот коленвала на 90 градусов.
Второй способ регулировки клапанов ГАЗ 53 идентичный первому. Но есть небольшие отличия. Поршень первого цилиндра устанавливается по указанному выше принципу, производится регулировка впускных клапанов (1, 3 цилиндра, 7 и 8), после чего процедура повторяется с выпускными клапанами (1, 2, 4, 5 цилиндра). Регулировка оставшихся осуществляется только после поворота коленвала на 360 градусов.
Регулировка клапанов на автомобиле ГАЗ 53 очень простая, не требует больших временных затрат, достаточно знать определения и расположение всех упомянутых выше деталей.
Если приложить малейшие усилия, вникнуть в принцип регулировки клапанов на ГАЗ 53, можно успешно произвести ее самостоятельно, в дальнейшем делать это своими руками, не посещая СТО или мастерскую.
Содержание:Немного об истории ГАЗ-53
ГАЗ-53 - отечественный грузовик, который выпускался Горьковским заводом в 1961-1993 годах следующими сериями:- ГАЗ-53Ф (1961-1967);
- ГАЗ-53А (1965-1983);
- ГАЗ-53-12 (1983-1993).
ГАЗ-53 - самый распространенный грузовик в СССР и теперь в России и странах СНГ, а также одна из наиболее узнаваемых марок отечественного автопрома, ставший едва ли не легендой советской автомобильной промышленности. Кроме того, он экспортировался во многие страны соцлагеря, на Кубу, во Вьетнам, в КНДР и т.д.
Виды клапанов в ГАЗ-53:- впусной стальной;
- выпускной стальной.
Частота регулировки клапанов ГАЗ-53
Регулировка клапанов необходима при увеличении расхода топлива и снижении оборотов двигателя или при появлении посторонних шумов в двигатели или около выхлопной трубы. Это происходит из-за появления зазоров клапанов ГАЗ-53, иными словами, вам будет сложно завести автомобиль: либо не с первого раза, либо с шумами, стуками. Регулировать клапаны необходимо в среднем каждые 700 км пробега, - это при условии эксплуатации без дополнительных помех и нагрузок. Если вы едите по бездорожью, то проверять клапаны было бы неплохо через каждые 300 км пути. К тому же важно учитывать и сколько автомобиль находится на ходу в целом. Помочь предотвратить неполадки с автомобилем могут профилактические осмотры самостоятельно или в автосервисе.
Регулировка клапанов ГАЗ 53
Говоря о регулировке клапанов, имеют в виду регулировку зазоров клапанов ГАЗ-53 на холостом ходу. Она осуществляется между носиками коромысел и стержнями клапанов. Если у вас нет опыта и необходимых знаний, то за такой ремонт браться самостоятельно не рекомендуем. Однако же если вы уверены в своих силах, то воспользуйтесь регулировочным винтом и контргайкой.
0,25–0,30 мм (минимум 0,15–0,20 мм) - такой должен быть зазор между клапанами и коромыслами.
Важно помнить: один клапан должен свободно перемещаться, второй - не заходить в зазор.
Убедитесь, что клапаны всех 8 цилиндров закрыты. Установите коленвал в верхней мертвой точке такта сжатия в первом цилиндре. Ослабьте контргайку, щупом выставите нужный зазор. Подкручивайте винт неспешно, постепенно регулируя и проверяя размер зазора, не удаляя щуп. Сначала отрегулируйте один клапан, убедитесь, что все выполнено правильно. Далее продолжайте работать с клапанами в таком порядке: 5–4–2–6–3–7–8. Между цилиндрами прокручивайте коленвал на четверть оборота. Правильность можно оценить и интуитивно, опять-таки, если вы опытный владелец ГАЗ-53.
Удачи!
Технические характеристики ГАЗ-53-12:
- двигатель: 115 л. с. / 3200 об/мин;
- 8-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, карбюраторный, 4254 см3. Диаметр цилиндра / Ход поршня: 92/80 мм;
- коробка передач: 4 вперед + 1 задняя;
- длина: 6395 мм;
- ширина: 2280 мм;
- высота: 2190 мм;
- база: 3700 мм;
- дорожный просвет: 265 мм;
- снаряженная масса: 3 200 кг;
- грузоподъемность: 4 500 кг;
- размер шин: 8,25–20 дюймов;
- емкость топливного бака: 90 л;
- максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 90 км/ч;
- контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч: 24 л/100 км;
- основное топливо - сжиженный нефтяной газ, дублирующее - бензин марки А-76.
«Вам это… клапана надо регулировать, - сказал автослесарь после осмотра моего ГАЗ 53, - из-за этого все болячки и появились у двигателя».
А болячки были серьезные:
- мотор не развивает полной мощности, зато топлива кушает больше;
- карбюратор «чихает» как человек, только намного громче;
- а выхлопная труба издает звуки, точно пистолет при выстреле.
Еще он сказал, что увеличенные зазоры создают трудности для двигателя при запуске. А когда он, наконец, заведется, слышатся стуки – это стучат клапана и толкатели. Но этого у меня не наблюдается. А то, что наблюдается, происходит из-за уменьшенных зазоров.
Подумал: платить за регулировку зазоров, как-то не солидно, ведь занятие в принципе, простое. Главное знать, что делать. Вот об этом и расскажу.
Регулировка клапанов ГАЗ 53 может осуществляться двумя способами. Регулировать нужно только на холодном двигателе. Делается это регулировочным винтом с контргайкой, которые установлены на коротком плече коромысла.
Первый способ
1. Поршень первого цилиндра устанавливаете в ВМТ – метка на шкиве должна совпасть с меткой ВМТ на указателе.
Оба клапана первого цилиндра закрыты. Согласно заводским настройкам – зазор между стержнем клапана и нажимным концом коромысла должен быть равен 0.25 – 0.3 мм (щуп на 0.25 мм должен проходить свободно, а щуп на 0.3 мм – вообще не зализать в зазор).
Однако после продолжительной эксплуатации некоторые элементы ГРМ могут немного деформироваться, и указанные нормы будут неэффективны. В этом случае определяете нужную толщину зазора методом тыка. Большинство владельцев ГАЗ 53 склоняются к мнению, что идеальный вариант, если зазор на впускных и выпускных клапанах будет равняться 0.4 мм.
2. Придерживаете отверткой регулировочный винт клапана и ослабляете контргайку.
3. Вкладываете щуп нужного размера в зазор (0.3 мм).
4. Крутите регулировочный винт, пока зазор не станет нужных размеров – то есть пока стержень клапана и нажимной конец коромысла не зажмут между собой щуп.
5. Не вытаскивая щупа, затягиваете регулировочный винт.
6. Вытаскиваете щуп.
То же самое делаете и со вторым клапаном.
7. Поворачиваете коленвал на 90 градусов и регулируете клапана на 5 цилиндре, потом еще на 90 градусов – и на 4 цилиндре. Дальше порядок цилиндров такой: 2, 6, 3, 7, 8.
Помните: регулировать клапана следующего цилиндра нужно после того, как провернете коленвал на 90 градусов.
Второй способ
Сама регулировка клапанов ГАЗ 53 делается точно так же, как и в первом способе. Только:
1. Когда вы установите поршень первого цилиндра в ВМТ (метка на шкиве совпадает с меткой ВМТ на указателе), регулируете:
- впускные клапаны 1,3,7 и 8 цилиндра;
- выпускные клапаны 1, 2, 4 и 5 цилиндра.
2. Оставшиеся регулируете после того, как провернете коленвал на 360 градусов.
Как видите, все очень просто. Вам только нужно выбрать более удобный вам способ. Советую не затягивать с этим делом. Вы же понимаете, что последствия эксплуатации автомобиля при неправильной регулировке зазоров могут быть плачевными.
Комментарии:
Роберт
2013-04-22 09:33:45
Спасибо!
Алексей
2013-04-30 18:42:09
Просто и понятно. Спасибо
Алексей
2013-05-08 08:59:47
Спасибо, попробую, потом ещё напишу
Сергей
2013-07-10 05:57:30
А как точно провернуть на 90 гр, можно же неугадать?!
александр
2013-07-19 20:23:56
Все получилось, спасибо
Андрей
2013-07-24 04:27:01
В чём причина: ГАЗ 53 на холостом ходу простреливают два цилиндра?
Иван
2013-08-13 21:09:34
Скорей всего, надо делать клапана, то бишь притирать
Александр
2013-08-20 20:47:25
Можно ли отрегулировать клапана, совмещая метки каленвала с меткой на шестерне ГРМ?
денис
2013-08-21 19:01:08
сергей
2013-09-02 06:43:20
Помогли спасибо
Юрий
2013-09-17 11:00:49
Всё замечательно, только вот что-то про шестой цилиндр ничего не сказано (при регулировке клапанов в два захода) вдруг почему-то???
сергей
2013-09-29 23:42:54
Можно и так: разрезать пополам старую крышку распределителя и смотреть по бегунку где находится вмт
Юрий
2013-10-31 10:51:58
Тезка, про шестой не сказано, потому что его клапана входят в "остальные", которые регулируются во второй заход.
алексей
2013-12-05 21:25:51
Просто и понятно
Таалайбек
2013-12-06 09:48:07
Спасибо за совет
Дмитрий
2013-12-08 04:44:14
Я тоже слышал про метод с крышкой распределителя, нужно попробовать его
толик
2013-12-26 12:27:30
Почему у меня 1 и 8 свеча сухая, а другие в бензине? После ремонта не могу завести, совместил риску с риской на колене, но, то в карб, то в глушак чихает.
александр
2014-03-01 20:13:46
В одном выпускном клапане зазор больше допустимого, последствия эксплуатации авто
Максимка
2014-04-07 10:58:47
Я на всех моторах регулирую клапана на горячую и вам советую.
Разогреваете двигатель до температуры охлаждающей жидкости 90-95 градусов.
Важно - клапанные крышки при этом должны быть одеты!!!
И выставляете минимальный зазор при котором клапана еще не зажаты.
При остывании нужные зазоры сами появятся - проверено.
И часто они становятся меньше чем рекомендовано инструкцией.
Такой метод требует сноровки, да и регулировать на горячем моторе неудобно (легко обжечься) но регулировка получается идеальной.
евген
2014-05-30 22:23:56
Найти причину не можем, почему стреляет в глушитель клапана? Выставили зазоры нормальные, метки совпадают, свечи поменяли, контакты новые, стрельба как из пушки
Аман
2014-07-30 20:22:21
Здравствуйте, добрые люди. У меня после регулировки клапана, второй раз, двигатель стал работать жестко и стекает с коллектора. Когда едешь на первом передаче и переключаешь на вторую скорость, машина просто рывками дергается и хочет заглохнуть. До этого звук двигателя был не звук, а музыка. После второй регулировки все хуже стало.
Мурад
2014-10-19 15:35:45
Максимка правильно сказал - на горячем двигателе, но желательно в заведенном виде, чтобы щуп проходил между стержнем клапана и коромысловым валом, если на бензине 03, если на газе 04, еще практически любой нормальный двигатель заводиться на 2 цилиндрах и набирает обороты.
Xачатур
2014-10-21 20:38:53
Сделал по этой схеме, и все получилось! А кто может подсказать, зазор клапанов при полном нагреве увеличивается или станет меньше?... Просто один реально хороший мастер доказывает мне, что он уменьшиться. Я по началу с ним спорить пытался, а потом на своем моте МТ 10 36 убедился сам, что при полном нагреве мотора, мои зазоры и на впуске и на выпуске стали в 2 а то и 3 раза больше! Спасибо жду ответа...
Андрей
2014-10-22 23:27:36
Мужики, собрал движок гильзы, поршневая новая, клапана, сёдла - всё новое. Вкрутил свечи, стал кривым прокручивать двигатель и не пойму: почему очень легко крутиться вал? Из-за клапанов может быть?
Корней
2014-11-02 16:46:47
После регулировки нужно проездить два три дня и по новому отрегулировать
Владимир
2014-12-10 15:02:35
Почему сухарики клапанов 5 и 8 впускных просели в чашечках?
Андрей
2015-01-05 18:10:59
Андрей, смотри наконечники свечей, там есть резистр шумоподавления. Попробуй поменять.
Владимир
2015-01-31 10:05:11
Регулировать нужно на тёплом движке, если нет опыта от руки, то идеальный зазор 0.15(щуп), главное что бы штанга свободно вращалась