Данная статья затронет такую важную тему, как замена поршней на ваз 21083 и других сходных моделей. Рекомендации, приведенные ниже, подходят абсолютно ко всем двигателям Ваз внутреннего сгорания, ведь принцип действия у всех одинаков.
Замена поршневой ваз 21083 проводится для того чтобы продлить жизнь двигателю и усилить мощность. Также, немаловажное значение имеет экономия топлива и масла, которые при изношенных поршневых кольцах расходуются вдвое больше.
Среди симптомов изношенных колец можно выделить следующие:
- двигатель глохнет;
- неустойчиво работает;
- слышны посторонние звуки в двигателе;
- наблюдается большой расход топлива и масла.
Если один из вышеперечисленных симптомов наблюдается, значит пора менять поршни. Для начала попробуем провести обзор поршневых колец, имеющихся на рынке.
Выбор поршневых колец
Как правило, фирм, изготовляющих поршневые кольца, пруд пруди. Но это не значит, что все они выпускают качественную продукцию. Среди массы всевозможных моделей колец немало и подделок.
Рассмотрим мы такие, которые отличаются более высоким качеством. Самыми популярными среди знатоков и специалистов автомобильного мира считают поршневые кольца фирмы «SM».
Данная фирма выпускает кольца, которые идеально подходят для Вазов. Производят их, скорее всего, в стране поднебесной, но существуют и оригинальные версии, стоящие в несколько раз дороже.
Стоит отметить, что даже если это будет продукция из Китая, покупать ее стоит.
Среди преимуществ данных видов колец можно выделить:
- омедненное верхнее компрессионное кольцо;
- чугунное нижнее компрессионное кольцо черного цвета;
- кольца металлические маслосъемные.
Существуют, конечно же, и другие производители, но желательно остановится именно на этой, чтобы уберечь себя от подделок и некачественной продукции.
Диагностика
В принципе, она сводится к следующему: замене старых колец новыми. В процессе работы поршни трутся к цилиндрам, набивая свой след.
Если установить на новые цилиндры старые кольца, то они не будут притираться, что естественно отразится на работе мотора.
Совершенными бывают кольца, имеющие идеальную круглую форму, то бишь новые.
Старые же остается лишь выбросить.
Как провести замену поршневых колец на Ваз
Итак, прежде чем переходить к процессу под названием замена поршневых колец ваз 21083, необходимо разобрать сам двигатель. Для начала его нужно снять с автомобиля, а уже затем приступить к разбору.
На том, как снимать двигатель мы останавливаться не будем, а перейдем непосредственно к его разбору.
Разбор двигателя Ваз
Для начала следует закрепить двигатель к поворотному устройству специального типа, которое поможет нам грамотно и быстро разобрать его.
Итак, начали:
- вынимаем топливный шланг из бензонасоса (для этого следует расслабить хомут отверткой);
- берем ключ на 13 и отворачиваем две гайки, которые фиксируют насос к двигателю;
- извлекаем его;
- действуя отверткой, снимаем также промежуточный толкатель бензонасоса.
- начинаем отсоединять провода свечей зажигания;
- извлекаем также резиновую трубочку вакуумного регулятора;
- ключом на 13 расслабляем крепежи, фиксирующие распределить зажигания и снимаем его (для начала извлекаем фиксационный кронштейн).
- настала очередь генератора;
- откручиваем гайку натяжителя;
- подвигаем генератор к двигателю;
- снимаем ремень;
- откручиваем гайку, находящуюся на нижнем креплении;
- извлекаем болт;
- вынимаем генератор.
- извлекаем водяные патрубки, идущие от карбюратора;
- берем торцевой ключ и отворачиваем болты, фиксирующие помпу;
- извлекаем саму помпу, аккуратно постукивая молоточком (это делается для того чтобы разрушить накипь);
- извлекаем масляный фильтр (можно руками или специальным инструментом);
- ключом на 13 извлекаем крышку сапуна вместе с щупом, который проверяет масло;
- снимаем датчики давления масла (чтобы их не повредить, следует аккуратно отворачивать);
- снимаем приводной шкив коленчатого вала;
- снимаем маховик, перевернув двигатель;
- снимаем пластину.
Продолжаем разборку двигателя:
- головкой на 10 расслабляем три болта крышки двигателя;
- вынимаем крышку;
- откручиваем крышку головки цилиндров;
- снимаем аккуратно фигурные шайбы, после чего снимаем крышку;
- снимаем прокладку (тщательно проверяем ее и если есть повреждения, сразу же сменяем);
- демонтируем цепной привод;
- снимаем звездочки и цепь;
- снимаем шестерню;
- откручивам 9 гаек, фиксирующих пинал;
- снимаем головки цилиндров.
Подгонка новых колец
Замена поршневых колец на ваз 21083 подразумевает их правильную установку. После того, как двигатель будет разобран, необходимо взять кольцо пальцами и развести в разные стороны.
Делается это не сильно, примерно на один сантиметр. После этого, нужно отпустить кольцо и края его должны встать краями напротив друг друга.
Если же края не встают ровно друг против друга, значит кольцо негодное и его место на свалке.
Внимание: Новые кольца, прежде чем их установить, нужно подогнать. Процесс подгонки проводится под цилиндр двигателя.
Зачем это нужно? Чтобы кольца имели идеальную стыковку с поверхностью цилиндра.
Об этом было сказано выше. Одним словом, подгонка подразумевает проверку зазора между кольцом и поверхностью цилиндра.
Для того чтобы провести операцию данного типа, необходимо воспользоваться щупом.
- берем щуп;
- мерим зазор, установив кольцо на цилиндр и придавив сверху поршнем.
Правильный зазор должен быть равен значению в пределах 0,25-0,45 мм. В случае, если зазор больше данного значения, необходимо кольцо заменить на другое.
Если же зазор меньше, кольцо слегка подтачивают. Для подточки используется специальный надфиль, а весь процесс подточки должен проходить довольно аккуратно, чтобы не сточить лишнего.
Вставляем кольца поршневые
Вот мы и подошли к самому главному. Данное видео поможет Вам правильно все увидеть своими глазами всю работу.
Прежде, чем ставить кольца, необходимо посмотреть на надпись, как показано на данном фото:
Внимание: Данная надпись означает верхнюю часть кольца. В некоторых случаях, хотя это бывает редко, вместо надписи используются кромки в некоторых местах.
Установка колец проводится несколькими способами. Первый из них подразумевает установку с помощью металлических пластинок.
Начали:
- своими руками нарезаем несколько пластин из металла листового, имеющего толщину 0.4 мм;
- заводим пластинки под кольцо;
- после установки кольца, как рекомендует инструкция, пластинки вынимаются (метод поможет новичкам-автомобилистам).
Другой способ установки подразумевает разжимание кольца двумя пальцами и непосредственную установку на цилиндр. Существует еще один способ, который потребует определенной практики и железных нервов.
Если недостаточно иметь терпения, то кольцо может легко лопнуть, а цена на них известно какая. Поэтому данный способ подойдет лишь опытным специалистам.
После установки колец их размещают таким образом, чтобы разрезы находились под углом 120 градусов друг от друга. Таким образом, уменьшается прорыв газов в картер.
Вот и все. На этом заканчивается пособие по замене поршневых колец на Ваз.
Дефектовка двигателя
После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали.
  1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.
Рис.1
  2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки
.
Рис.2
  3. Проверьте зазоры между кольцами и ка навками на поршне.
Номинальный зазор, мм:
верхнее компрессионное
кольцо 1 ...................0,04-0,075
нижнее компрессионное
кольцо 1..................0,03-0,065
маслосъемное кольцо 3 ......0,02-0,055
Предельно допустимый зазор для всех колец, мм
.......0,15 мм
Рис.3
  4. Наиболее точно зазоры можно определить промером колец и канавок на поршне.Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности...
Рис.4
  5...затем с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.
  6.Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр (в котором оно работало), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в нем ровно, без перекосов...
  7. ...и щупом измерьте зазор в замке кольца. Номинальный зазор должен быть 0,25-О,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) -1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо.
Рис.5
  8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца,.
  9.Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен О,025-0,О45 мм, предельно допустимый -0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни со ответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днищз в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.
  10.Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (рис 6) (вдоль В и поперек А блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4) Для этого необходим специальный прибор - нутромер.
Рис.6
  11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними.
  12. Для удобства подбора поршней к цилиндрам поршни и цилиндры в зависимости отдиэметров делят на пять классов А, В, С, D, Е (табл. 1).
  В запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов А, С, Е и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный - увеличенный на 0,4 мм, второй — на 0,8 мм.
  Поршни разбиты по массе на три группы нормальная, увеличенная на 5 г и уменьшенная на 5 г На двигатель необходимо устанавливать поршни одной группы.
  Для поршней ремонтных размеров в запча сти поставляютя кольца ремонтных разме ров, увеличенных на 0,4 мм и 0,8 мм На кольцах первого ремонтного размера вы бито число «40», второго - «80».
Рис.7
  13. На блоке цилиндров группа цилиндров выбита на нижней плоскости блока (привалочная поверхность под масляный картер) напротив каждого цилиндра.
Рис.8
  14. На днище поршня выбиты следующие данные:
1
- класс поршня по отверстию под палец;
2
- класс поршня по диаметру;
3
- стрелка показывающяя направление установки поршня;
4
- ремонтный размер(1- й ремонтный - треугольник, 2 - й ремонтный -квадрат);
5
- группа по массе (нормальная - "г", увеличенная на 5г. обозначена "+",
уменьшенная на 5г. обозначена "-").
Рис.9
  15. Пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу (табл. 2).   Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1, 2, 3-й) через 0,004 мм. Маркировка класса пальца нанесена на его торец краской. Класс поршня по пальцу выбит на днище поршня, класс ша туна по пальцу - на крышке шатуна.
  16.Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.
  17.Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.
Таблица 1
Номинальные размеры цилиндров и поршней
Класс Диаметр, мм
Цилиндров поршня
А 82,00 - 82,01 82,00 - 82,01
В 82,01 - 82,02 82,00 - 82,02
С 82,02 - 82,03 82,02 - 82,03
D 82,03 - 82,04 82,03 - 82,04
Е 82,04 - 82,05 82,04 - 82,05
Таблица 2
Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов.
Размерная Диаметр Диаметр
группа цилиндра,мм поршня, мм
Модель двигателя ВАЗ - 2108
А 76,00 - 76,01 75,965 - 75,975
В 76,01 - 76,02 75,975 - 75,985
С 76,02 - 76,03 75,985 - 75,995
D 76,03 - 76,04 75,995 - 76,005
Е 76,04 - 76,05 76,005 - 76,015
Модель двигателя ВАЗ - 21083
А 82,00 - 82,01 81,965 - 81,975
В 82,01 - 82,02 81,975 - 81,985
С 82,02 - 82,03 81,985 - 81,995
D 82,03 - 82,04 81,995 - 82,005
Е 82,04 - 82,05 82,005 - 82,015
Таблица 3
Класс шатуна по массе верхней и нижней головки
Масса головок шатуна, г. Маркировка
Верхний нижний буквой краской
184 ± 2 489 ± 3 Ф Красный
495 ± 3 Л
501 ± 3 Б
188 ± 2 489 ± 3 Х Зеленый
495 ± 3 М
501 ± 3 В
192 ± 2 489 ± 3 Ц Голубой
495 ± 3 Н
501 ± 3 Г
  18. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке верхней головки есть задиры и глубокие царапины.Замените шатун, если при разборке двигателя было обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
Предупреждение
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.
Рис.10
  19. Вставьте палец в верхнюю головку шату на, Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головок разделены на классы (табл 3).
Рис.11
  20. В двигатель надо устанавливать шатуны одного класса. Маркировка шатуна нанесена на его крышку.
1
- класс шатуна по массе (буква или краска),
2
- класс шатуна по пальцу.
  21.Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо за менить.
  22.Промерьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала.
Номинальные диаметры шеек коленча того вала, мм:
коренных..............50,799-50,819
шатунных..............47,830-47,850
  Если износ шеек и овальность шеек превышают 0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.
Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек:
1-й - на 0,25 мм,
2-й - на 0,5 мм,
3-й - на 0,75 мм;
4-й - на 1,00 мм
Рис.12
  23.Если на коренных и шатунных шейках 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Эту работу рекомендуется выполнять в специализирован ной мастерской. После отполируйте шейки и притупите абразивным конусом острые кромки фасок масляных каналов 2. Промойте коленчатый вал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек после шлифовки не должны пре вышать 0,005 мм. После шлифовки шеек установите вкладыши ремонтных размеров.
  24.Если на рабочих поверхностях упорных полуколец появились задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.
Рис.13
  25. Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Для этого установите коленчатый вал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников.
Рис.14
  26. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите стрелку индикатора на ноль. Сдвиньте вал в обратную сторону. Индикатор покажет значение зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого вала равен 0,06-0,26 мм, предельно допустимый - 0,35 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца. В запчасти поставляют упорные полукольца двух размеров: номинального - 2,31-2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) -2,437-2,487 мм
  27.Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Если на них есть трещины, задиры, вы крашивание, замените вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.
Номинальная толщина вкладышей, мм:
коренных..............1,824-1,831
шатунных...........1,723-1,730
  Вкладыши поставляют в запасные части четырех ремонтных размеров увеличенной толщины.
1-й - на 0,25 мм, 2-й - на 0,5 мм; 3-й - на 0,75 мм; 4-й - на 1,00 мм.
  28. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметры шеек и коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами, Вычислите зазор.
  Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала для коренных подшипников, номинальный - 0,026-0,073 мм, предельно допустимый - 0,15 мм.
  Заэоры между вкладышами и шейками ко ленчатого вала для шатунных подшипников, номинальный - 0,02-0,07 мм, предельно допустимый - 0,1 мм.
  Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо прошли фовать под следующий ремонтный размер.
  В специализированной мастерской можно замерить биение шеек коленчатого вала. Биение должно составлять коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса - не более 0,03 мм,посадочнзя поверхность под маховик - не более 0,04 мм, посадочная поверхность под шкивы и сальники - не более 0,05 мм.
Рис.15
  29. Тщательно прочистите и промойте мас ляные каналы коленчатого вала.
  30. При выполнений работа не рекомендуется выпрессовывать заглушки) самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.
Рис.16
  31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышкам коренных подшипников.
Рис.17
  32.Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (устано вив насос с прокладкой) и залейте Тосал-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его надо заменить.
  33.Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, ракови ны, расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мы блок ремонту не подлежит и его надо заменить.
  34.Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если гам образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив их диаметры.
Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от
диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.
В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов:
A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм,
второй – на 0,8 мм.
По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную
на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца
ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного
размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.
Номинальные размеры цилиндров и поршней
Размерная группа |
Модель двигателя ВАЗ-2108 |
Модель двигателя ВАЗ-21083 |
||
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр поршня, мм |
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр поршня, мм |
|
Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.
Примечание 1
Примечание 2
Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.
Размерные классы поршневых пальцев и поршней
Класс |
Диаметр пальца, мм |
Диаметр отверстия в поршне, мм |
Маркировка |
|
пальца |
поршня |
|||
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|