Сотворение мира — библейское сказание и мифы о создании мира. Как Бог создал Землю? Мир был создан за 7 дней

В соответствии с философской мыслью последних лет, поэтический язык представляет наиболее вероятный путь к познанию. Для большего подтверждения этого тезиса ниже я стремился показать связь наиболее древних библейских рассказов с физическими знаниями. Впоследствии читатель сможет, самостоятельно проследить их аналогию путем сравнения двух различных процитированных позиций.

День 1 от сотворения мира

По науке: 15 миллиардов лет тому назад необъяснимо, из одной бесконечно малой точки, происходит гигантский Большой Взрыв энергии, содержащий все совокупности возможных частот и длин волн.

300000 лет спустя Вселенная является темным облаком.

По : «И тьма была выше края бездны».

По науке: С течением времени температура падает, и свет может распространяться.

1 миллиард лет спустя вследствие действия гравитационной силы G появляются галактики, галактические заготовки и суперзаготовки.

По Библии: «И сказал Бог: Да будет свет!»

День 2 от сотворения мира

По науке: 5 миллиардов лет тому назад образовалось Солнце, 4 миллиарда лет тому назад — Земля. Появление первичной атмосферы, богатой паром; планета представлена жидкой магмой.

По Библии: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом…»

День 3 от сотворения мира

По науке: В результате магматического выхода газов, вулканизма, действия тепла, выделяемого при радиоактивном распаде, образовались вторичная атмосфера и стабильная гидросфера — океан. Из субстанции, образованной под воздействием ультрафиолетового излучения (электрослабой силы), внутри океана, куда наиболее опасные лучи не проникают, возникают первые живые клетки, рождаются первые организмы — хемиотропные бактерии. 3,8 миллиарда лет тому назад появились цианобактерии с хлорофиллом.

По Библии: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так».

«И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его».

День 4 от сотворения мира

По науке: Интенсивность солнечного света увеличивается на 10 % за каждый миллиард лет. 3,8 миллиарда лет тому назад, когда была рождена жизнь, солнечное излучение составляло 40 % от сегодняшнего.

По причине притяжения Земли, Луна в то время была совсем вблизи Земли, из-за чего лунный свет на Земле был более интенсивным, по сравнению с нынешним. Впрочем, по причине лунно-солнечного притяжения, длина дня увеличивается на 1,5 миллисекунды за столетие. 3,8 миллиарда лет тому назад дни и ночи чередовались приблизительно с 4-часовым ритмом. Кроме того, наземная атмосфера, богатая метаном, пылью, углекислотой, обогащенная частыми вулканическими извержениями, поглощала большую часть солнечного излучения. Эти условия создавали смешение солнечного и лунного света и, главным образом, стирали грань между днем и ночью, не допуская тот ритм, который физиологически требуется для удовлетворительного развития хлорофильной функции.

По Библии: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов».

День 5 от сотворения мира

По науке: Только после появления (катастрофического) кислорода и озона, способных поглощать часть наиболее опасного для жизни жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, менее интенсивное ультрафиолетовое излучение смогло породить первый вид очень сильных животных. Однако, они могли выживать только в лоне океана, который экранировал опасное остаточное ультрафиолетовое излучение. 200 миллионов лет тому назад вследствие роста концентрации кислорода и озона до уровня, равного нынешнему, появляются млекопитающие, затем приматы — 70 миллионов лет тому назад и обезьяны — 20 миллионов лет тому назад. 1,5 миллиона лет тому назад некоторые субклеточные структуры смогли войти в резонанс с особыми волнами, интенсивность и частота вибрации которых, были способны изменять генетический код клеточных структур (тем же способом, который гипотезируется сегодня для электромагнитных локальных передатчиков и Солнца, полагаемых ответственными за лейкемию и рак кожи).

По Библии: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их».

День 6 от сотворения мира

По науке: 40 тысяч лет тому назад вышеупомянутая резонирующая случайность могла сопровождаться очень высокой диффузионной подвижностью, связанной со скудостью длин волн в наборе, чтобы позволить этой клетке, так радикально измененной, придать интерактивные и созидательные способности.

БИБЛЕЙСКОЕ ВРЕМЯ

В свое время «Илиада» Гомера стала путеводной звездой для археолога Генриха Шлимана, отыскавшего легендарную Трою, руководствуясь исключительно текстами древнегреческого стихотворца. Может быть, и библейское сказание о сотворении мира столь же информативно и правдиво?

— Бог сотворил мир за 6 дней, — рассуждает кандидат геолого-минералогических наук Михаил Бурлешин. — Явная несуразица. Ведь согласно научным фактам Земле — несколько миллиардов лет.

Но библейские аллегории нельзя понимать буквально. Они нуждаются в интерпретации. И некоторые ученые сегодня допускают: под днем сотворения мира подразумевается некий этап историко-геологического развития нашей планеты. А современная геологическая наука делит историю развития Земли как раз на шесть крупных эр — догеологическую, архейскую (древнейшую), протерозойскую (первичной жизни), палеозойскую (древней жизни), мезозойскую (средней жизни) и кайнозойскую (новой жизни).

Чем не 6 «дней»?

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

ПО БИБЛИИ. Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью.

ПО НАУКЕ. По теории Бурлешина и его единомышленников, наша планета существует не менее 7 млрд. лет. То есть на два миллиарда лет больше, чем написано в учебниках. Первый день сотворения мира ученый отождествляет с ранним периодом догеологической эры, которая длилась 2 — 2,5 млрд. лет. Из них от ста до нескольких сотен миллионов лет современные теоретики отводят на формирование Земли, Луны и других планет Солнечной системы из первичного газопылевого облака, вращавшегося вокруг Солнца. С образованием земной тверди возникает понятие неба. А под разделением света (дня) и тьмы (ночи) подразумевается вращение Земли вокруг ее оси и одновременно вокруг светила — Солнца.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

ПО БИБЛИИ. Бог создал твердь небесную «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».

ПО НАУКЕ. На языке науки это соответствует процессам, происходившим в поздний период догеологической эры, когда завершалось формирование земной атмосферы, гидросферы, первичной земной коры, мантии и ядра. Объем планеты постепенно увеличивался за счет поглощения частиц густого газопылевого облака, а разогрев достиг такой степени, что отдельные участки ее поверхности стали плавиться и возникли очаги магмы. Постоянно происходили излияния горячей лавы из недр, землетрясения. Из космоса на земную поверхность обрушивались ливни комет и метеоритов. Молодая, только начавшая формироваться атмосфера была до отказа насыщена электричеством. Мощный слой облаков закрывал солнечный свет, атмосфера была пропитана пылью.

Когда более 5 млрд. лет назад из атмосферы стали выпадать жидкие осадки, они, едва коснувшись раскаленной поверхности земли, тут же испарялись. Земная кора начала коробиться впадинами и возвышенностями, где впоследствии, когда планета стала остывать, заплескались волны океанов и возникли материки.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

ПО БИБЛИИ. Бог собирает поднебесную воду в одно место и являет сушу. Называет сушу землей, а собранные воды — морями. Создает растительность.

ПО НАУКЕ. Совершенно очевидно, что третий день отвечает длительному периоду, охватывающему архейскую эру, а также ранний и средний периоды протерозойской эры.

4,3 млрд. лет назад закончились процессы формирования первичной земной коры, состоящей из базальтов, а также океанов и морей. Появились необходимые предпосылки для зарождения жизни.

В эпоху возникновения первичной жизни атмосфера и воды морей Земли были бескислородными, а солнечный свет не достигал поверхности планеты. Очевидно, древнейшие жизненные формы были вирусоподобными. Их жизненные процессы шли за счет тепла, выделяемого из недр Земли, а также радиоактивного и космического излучений.

Потом появились бактерии, сине-зеленые водоросли, способные жить в условиях острого дефицита кислорода и солнечной радиации. Они оказались способны выделять кислород.

С появлением кислорода в воде и атмосфере зарождаются простейшие насекомые, бурно развиваются водоросли. На Земле резко холодает. На дне мелководных морей появляются черви, кораллы, губки, иглокожие, морские звезды, моллюски, медузы.

В отношении континентов и океана сходство Божьих деяний во время третьего дня сотворения мира и реального этапа истории Земли — идеальное. А в отношении описания растительности есть разночтения. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так».

Ученым же известно, что в девонском периоде палеозойской эры, длившемся 405 — 345 миллионов лет, появились предки плаунов, примитивные папоротники и хвощи. Это были травянистые растения, а представители древесных пород возникли лишь в конце девона. Но Библия использует понятия «семя», «дерево», «плод», из чего любой специалист должен сделать вывод, что имеются в виду высшие голо- и покрытосеменные растения. Первые из них появились в палеозойскую эру, вторые — в мезозойскую, то есть много позже раннего и среднего протерозоя. Они требовали для существования насыщенной кислородом атмосферы, наличия озонового слоя и достаточной солнечной радиации. Поэтому, надо полагать, нельзя понимать применительно к Библии эти термины буквально. Книга книг не научное исследование, а рассказ о развитии жизни на Земле, очень простой рассказ, понятный людям далекого прошлого.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

ПО БИБЛИИ. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды».

ПО НАУКЕ. Четвертый день, по мнению геологов, совпадает с поздним периодом протерозойской эры, который длился примерно 1030 млн. лет. На этом этапе атмосфера Земли становится прозрачной, земная твердь после длительного мрака предыдущих этапов обогревается лучами Солнца, освещается светом Луны и звезд. Поэтому аллегорическое описание божественного деяния четвертого дня становится вполне естественным и понятным. Иначе зачем потребовалось бы Богу заново создавать Солнце, отделять день (свет) от ночи (тьмы)? Ведь это деяние было проделано им в первый день сотворения мира.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

ПО БИБЛИИ. Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю — птицами.

ПО НАУКЕ. Этот день охватывает палеозойскую эру, ранний и средний периоды мезозоя. Палеозой длился 330, а мезозой — 173 млн. лет. Просветление атмосферы и ее азотно-кислородный состав обусловили эволюционный взрыв в развитии земной жизни: появление рыб, рептилий и птиц. До того жизнь 3 млрд. лет «топталась» на уровне вирусов, бактерий и простейших водорослей.

И, наконец, ДЕНЬ ШЕСТОЙ

ПО БИБЛИИ. Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем — человека.

ПО НАУКЕ. Шестой день соответствует позднему периоду мезозойской эры и кайнозойской эре, который длился 67 млн. лет. В позднем мезозое, в меловом периоде, зародились млекопитающие, а затем, в плейстоцене, продолжавшемся 2 млн. лет, появился человек.

И только на СЕДЬМОЙ ДЕНЬ человек разумный заселил Землю. Тогда, собственно, и завершилось библейское сотворение мира. Возможно, с этого времени следует начинать отсчет седьмого библейского дня, когда Бог почил «от всех дел Своих».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

— Михаил Иванович, а каким образом древние люди, не владевшие фундаментальными научными знаниями, могли описать так точно грандиозную картину сотворения мира, что спустя тысячелетия она находит свое подтверждение в исторической геологии?

— Древние ничего не смогли бы описать без помощи Всевышнего, — отвечает Бурлешин. — Все знания, которые поражают нас, когда мы читаем Библию, были даны избранникам путем прямого Его откровения.

Многие люди полагают, что именно наука в первую очередь подтверждает материалистический взгляд на Вселенную и человека. Но соответствует ли это истине? Если обратиться к собственным высказываниям выдающихся ученых последних нескольких столетий, то выясняется, что они никогда не противопоставляли Бога и науку. Бог всегда стоял над Миром, ибо создал его. Об этом пишут те, кто в науке, быть может, «приблизился» к Богу ближе всего: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и многие другие. Ведь великие физики старались понять, по каким законам устроена Вселенная, иначе говоря, по каким законам ее устроил Бог.

А что вы можете сделать за шесть дней?

История сотворения мира в Библии известна практически каждому человеку даже не особенно верящему в Господа. Глубина подобных познаний заключается исключительно в силе веры и изучении деталей священных писаний. Некоторые из сведений передаются нам от поколений к поколению. Так например, все мы знаем, что на последний день недели необходимо отбросить все дела и отдыхать.

Творение мира Господом

Обозначения точного года сотворения мира по Библии нет, но есть упоминания о том, что первый человек был создан 7509 лет назад. Так как в данной книге указано на то, что в это же время происходило и сотворение планеты, то можно предположить, что даты очень близки. При чтении данного рассказа, мы познаем о том, что все чудеса Господние были разделены на несколько дней:

  • В первый Он создал свет и отделил его от тьмы.
  • Во второй день Он сделал твердь и назвал ее небом. Поместил его между водой которая была на земле и над ней.
  • Третий день ушел у Него на открытие морей, океанов, прочих вод, а также материков. Еще тогда же Он и сделал весь растительный мир, чтобы как-то положить начало органического мира на поверхности.
  • На четвертый - были произведены два светила небесных, которые стали называться солнцем и луной. После них явились и звезды.
  • Пятый день Он потратил на творение птиц, рыб и пресмыкающихся. а вот всех остальных – сделал на следующий день.
  • Шестой день также ознаменовался и появлением на свет первых людей. Мужчина был сделан по подобию Бога из праха земельного, а вот женщина – из ребра мужчины, чтобы во всем слушаться его и подчиняться. Поселил они их в райском саду, откуда со временем за непослушание были изгнаны.
  • Последний же день Всевышний решил просто отдохнуть и созерцал на то, что у Него вышло.

Вот такое краткое описание 7 дней сотворения мира в Библии может найти каждый.

История сотворения мира и эволюция

Описание данного творения описано в Книге Бытия. Изложение данного факта приписывают Моисею. Именно первое повествование и говорит о сотворении мира по Библии по дням. Данный текст занимает первую и вторую главу книги. Повествование идет в виде описания рабочей недели. Большое количество из нас думает, что последний день – это воскресенье. Но тут многие из нас заблуждаются. В тексте выходным указывается суббота.

Ученные отмечают о том, что земля изначально была не устроенна и пуста. Она была покрыта мраком и для того, чтобы на ней появилась жизнь – должно было пройти еще некоторое время.

Но не все ученные придерживались мнения о том, что сотворение мира было делом рук Господа. Атеисты, которые достаточно скептически относятся к данному вопросу. Они сопоставляют сотворение мира по Библии и теорию эволюции и находят в них большие различия. Было проведено большое количество исследовании, которые больше склоняют их к точке зрения о том, что жизнь на земле появилась после некоторых изменений, но никак не Божьего вмешательства.

Они не отрицают возможности чего-то высшего, но вряд ли это каким- то образом влияло на развитие жизни на земле. В естественных науках зарождение жизни на планете имело несколько иное развитие. Именно в связи с большими шагами в сфере познания мира, дискуссия этих двух враждующих лагерей несколько обострилась.

Трения по этому поводу длятся уже не одно десятилетие и будут продлеваться еще на протяжении большого количества времени. Ученные будут отстаивать свою точку зрения, а верующие – будут усиленного утверждать о руке Господа, которую он приложил к данному делу.

Как относится к данному факту – это сугубо личное. Но не стоит забывать, что какими бы знаниями мы не обладали и как далеко не зашел бы прогресс, порой стоит преклонится пред величием чуда Творца.

Пусть хранит Вас Господь!

Мир, который окружает нас, устроен Богом так, что ничего в нем не появляется внезапно. Все словно развивается само собой. Иногда бывает нужно долго присматриваться, чтобы увидеть: ничего не происходит в мире без Божией воли.

Так было и в самом начале мира. Всемогущий Бог мог бы сотворить его в одно мгновение, но Он повелел, чтобы одно порождало другое в течение долгого времени. Библия называет это время «днем», только это не такой день, как у нас.

В первый день Бог создал небо и землю и дал им свет. Возможно, этот день длился миллионы лет, если считать время так, как его считаем мы.

Во второй день по велению Божию появились законы, по которым стали жить земля и небо. В первый день были только верх и низ, но еще не было никакого вещества. А во второй день атомы стали собираться в молекулы, и из молекул сложилось вещество. Законы жизни материи, которые Бог установил во второй день творения, до сих пор исследует физика, и окончания этим исследованиям не предвидится. Вещество - творение Божие - бесконечно изменчиво и потому многообразно. И в бесконечной изменчивости творения можно разглядеть бесконечность его Творца и Создателя.

Третий день творения был еще более чудесным и удивительным, чем первые два. Земля казалась совершенно безжизненной, но вот Бог повелел ей произрастить из себя живую зелень, и появились растения. Бог словно посеял семена жизни в Своих творениях и по Его повелению они проросли.

В четвертый день Бог устроил космос. В течение этого дня Он украсил мир светилами и планетами и указал пути, которыми стали двигаться небесные тела.

В пятый день вода по велению Божию породила животных: древних пресмыкающихся - огромных ящеров, моллюсков и гигантских рыб. В течение этого дня некоторые из морских хищных ящеров вышли на сушу и из хищников превратились в травоядных зверей. Они стали питаться большими древними травами - хвощами и папоротниками, которыми к тому времени уже была покрыта земля.

Какова была протяженность каждого из дней творения? В Священном Писании сказано: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3, 8). Ведь и время сотворено Богом, Который не подвластен законам времени. Наоборот, время послушно Ему. Для Бога нет прошлого и настоящего, потому что у Него есть вечность, и Он - Вечен. Вся история земли в сравнении с вечностью покажется одним мгновением. Поэтому каждый день творения - это просто законченный кусочек времени, в который была создана каждая из частей мира.

Когда настал шестой день, Бог повелел:

Да произведет земля душу живую.

До этого земля породила только лишь растения, а древние животные произошли из водной стихии. И хотя они все-таки вышли на сушу и стали на ней жить, они оставались по происхождению водными животными. Динозавры жили в очень жарком и влажном климате, и совершенно не умели приспособиться к изменяющимся условиям жизни на планете. Потомки древних ящеров тоже не могут жить без тепла. В наши дни многие змеи, черепахи и ящерицы обитают в пустынях, но они великолепно чувствуют себя и в воде.

Первых пресмыкающихся, моллюсков и рыб Библия называет «душа живая». Конечно, у этих существ было более развитое сознание и мышление, чем у растений. Растения только лишь способны воспринимать свет и темноту, тепло и холод. Но им совершенно не нужно никакой работы мысли. Ведь растения не добывают себе корм: все нужное для жизни им доставляют свет и вода.

Животным же нужно охотиться или как-то иначе искать пищу. Конечно, это требует более развитого мышления.

Динозавры были очень большие звери. Бог дал им все, что нужно животным-охотникам или травоядным. Но они только лишь паслись или охотились. Их потомки - змеи, черепахи и ящерицы - живут так же, как динозавры. Их невозможно приручить, потому что пресмыкающихся и рыб заботит только одно - корм. И даже прожив многие годы в зоопарке, крокодилы или питоны не могут запомнить человека, который приносит им еду. При случае потомки динозавров съедают любое живое существо, будь это человек, или такой же крокодил или удав, как они сами. У пресмыкающихся так и не появляется привязанности, а привязанность животного к хозяину или к себе подобному - это все-таки немножко любовь.

А любовь - это то, что дает жизненную силу.

В шестой день творения время динозавров закончилось. На земле появились травоядные животные и хищники. Это были совершенно другие, гораздо более развитые существа, более способные к любви, чем ящеры.

И поэтому одни динозавры вымерли, другие - измельчали. Прежде они жили по всей земле, но теперь пресмыкающиеся обитают уже далеко не во всяком месте на планете.

Но зачем же Бог творил мир так сложно? Зачем он создавал одних существ, а потом позволял им исчезнуть? Разве Он не мог сотворить мир окончательным и бесповоротным?

Для Бога нет невозможного. Но мир Он творил не ради Себя Самого. Бог не нуждался в мире тогда и не нуждается в нем теперь. Он создал мир ради своего любимого создания - человека. И в этом объяснение всей сложности творения.

В шестой день, после сотворения животных, Бог называет мир весьма хорошим. Конечно, Всеведущий Бог знал, что мир выйдет хорош. Но не для Себя он называет его хорошим, Он признает его годным для того, чтобы в мире появился человек.

Бог с самого начала задумал сотворить его, но мы понимаем это, когда доходим до шестого дня творения.

В описании этого дня Книга Бытия приоткрывает нам тайну Святой Троицы - Предвечного Совета, в Котором словно собеседуют Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святый.

Прежде Бог просто повелевал и мир появлялся из небытия. Но когда Бог творил человека, Он сказал:

Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему.

Триединый Бог советуется в Себе Самом о человеке и создает его не по образу Одного из Лиц Святой Троицы, но по образу Всех Трех, Существующих неразрывно и неслитно.

Прежде одно творение, по велению Божию, порождало другое, но в шестой день было иначе. Книга Бытия сообщает, что человек был сотворен «из праха земного», то есть из пыли, из совершенно неживой материи. И в эту неживую материю, в прах земной Бог вдохнул жизнь.

Вдунул в лице его дыхание жизни,- говорит Книга Бытия (ср.: Быт. 2, 7).

С самого начала новый обитатель мира был непохож на всех остальных. Сотворенный по образу Божию, он был назначен от Бога владычествовать над всей землей и всеми живыми существами. Об этой власти, врученной Богом, замечательно сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»:

Человек в ответе за тех, кого он приручил.

Человек был сотворен не один - Бог создал мужчину и женщину. Их вдвоем Книга Бытия называет именем человека.

Божественный замысел состоит в том, что человеку дано много любви - больше, чем всему остальному творению. Ведь он - образ Божий, он - существо, которое должно стать подобным Богу.

И весь мир, всех существ одушевленных и неодушевленных человек своей любовью должен тоже привести к соединению с Богом.

Но любовь к самому себе - это не совсем любовь. И поэтому Бог говорит:

Нехорошо человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему.

Бог приводил к человеку всех живых существ, бывших в мире, и человек давал им имена. Это было первым делом, которое совершила человеческая любовь, данная Богом. Ведь наше имя - это самое лучшее ласковое слово, которое мы готовы слышать постоянно. Бог дал человеку слово, и человек поделился им со всем миром, который словом не владел и не владеет.

Но среди живых существ не нашлось для человека подобного, обладавшего даром любви и слова, который бы помогал ему умножать эти бесценные Божественные дары.

И тогда Бог сотворил из ребра человека жену для него. Ребро прилегает к сердцу, а, по древнему верованию в сердце пребывает душа. Жена - это часть души человека.

Когда Бог творил жену, Он навел на человека сон, и человек не помнил, как была сотворена жена.

Но когда Бог привел ее к человеку, тот сказал:

Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей.

Первого человека звали Адам, а жену - Ева. Бог благословил их и заповедовал им:

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею.

Дары любви и слова, данные Богом Адаму и Еве, предстояло умножить так, чтобы вся земля была наполнена любовью и словом. Бог устроил человеку удивительно спокойные условия жизни: земля не знала никаких бурь и потрясений. Согреваемая Дыханием Божиим, она произрастила из себя многие прекрасные растения. Пищей человеку были плоды деревьев и семена полевых растений. А животные не поедали друг друга, но питались полевой зеленью.

Адам и Ева обитали в Эдеме, в райском саду, расположенном между реками Тигр, Евфрат, Фисон и Геон. Там росли многие деревья с великолепными плодами, и здесь было дерево жизни, и дерево познания добра и зла. По Божественному Замыслу, вся земля и весь космос должны стать Эдемом.

Но теперь это должно случиться не по велению Божию, а благодаря действенной любви человека. Так наступил седьмой день творения, когда Бог, устроив прекрасный мир, вверил его дальнейшую жизнь человеку. Конечно, Он не оставил ни мир, ни человека и не перестал заботиться о них.

Но отныне мир устроен, и человек в ответе за него. И только от него зависит: когда наступит восьмой, будущий день мира, и вселенная станет раем.

Творение (часть 1)

Бог творит мир прекрасным и совершенным Бытие 1,1-19

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА

Назовите несколько творений Божи их: земля, море, небо, солнце, луна, звезды, деревья, цветы и др.

Скажите, кто создал все это.

Поблагодарите Бога за Его творения.

Прогуляйтесь.

Спойте хвалебную пснь о творении.

Сделайте холодные закуски из плодов, сотворенных Богом.

Изготовьте картинку о творении.

Разучите рифму о Божьем творении.

Учителю об уроке

Творение!

Бог сказал, и природа под действием чудотворной силы начинает оживать мир в ранней стадии развития, Божье повеление коснулось всего, и родилась прекрасная жизнь. Когда Вы будете размышлять над текстом сегодняшней истории, позвольте Богу вдохновить Вас совершенством Его замысла. Его мир! Его творение! Ваши трехлетние дети еще не могут понять всю глубину Божьего могущества в деле творения мира, окружающего их. Приложите все Ваши усилия к тому, чтобы малыши как можно глубже поняли, что создателем всего прекрасного является только Бог.

Первый урок начинается описанием творения. И хотя мы предлагаем Вам упомянуть о том, что Бог сотворил все из ничего, но согласитесь с тем, что это учение не так уж и важно для маленьких детей. Уделите более внимания тому, что творение Бога совершенно и прекрасно. Тема о том, что зло, уродство и порча пришли в наш мир не от Бога, а возникли из-за непослушания человека и появления греха, будет освещена немного позже (урок 5). Первозданный мир был совершенным и прекрасным. Это понятие доступно Вашим малышам. Этот урок охватывает первые четыре дня творения, когда Творец создал все неживое, хотя многие древние мышления считали солнце, луну и звезды живыми существами. Последовательное развитие событий четырех дней не очень запомнится детям, но, однако постарайтесь дать прочувствовать детям как Божья забота и порядок отражаются в Его творении. Мы должны встречать каждый день благодарностью Богу. Который создал все то, что, окружает нас, а также не бояться ночи, вверяя себя Тому, Кто сотворил ее, и, веря, что Он и сохранит в ней. Таким образом, день и ночь, как и остальное творение, отображают образец мудрости и заботы Творца.

Ход урока

Материалы

1. Букет цветов или ассортимент фруктов (позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы цветок или кусочек фрукта был у каждого ребенка).

2. Ваза или какая-нибудь другая емкость.

Вначале соберите вокруг себя Вашу группу и покажите им все примеры прекрасного Божьего творения цветы или фрукты. Дайте каждому ребенку цветок или кусочек фрукта, чтобы они могли подержать и рассмотреть его. Потом выделите несколько минут для того, чтобы вместе поговорить о прекрасной Божьей работе: ярких красках, запахе, строении цветка, фруктов. Расскажите Вашим детям, что это Бог создал каждый цветок, каждый кусочек фрукта совершенным. Затем соберите их опять вместе и попросите каждого ребенка ПОЛОЖИТЬ СВОЮ наглядность в вазу или другую емкость, которую Вы заранее приготовили. При этом пообещайте детям, что они смогут их забрать после урока домой. В начале не было ничего, совсем ничего! (Дайте время детям закрыть глаза и представить. Очень, очень много лет задолго до того, как вы появились свет, даже ваши мамы и папы, дедушки и бабушки еще не родились, нашего прекрасного мира здесь не было вообще, это, правда, не было всем ничего. Не было ни звезд, солнца, ни деревьев, ни птиц, ни маленьких котят, ни маленьких детей совсем ничего не было, говорит Бог.

Тогда Бог решил сотворить большой прекрасный мир. Он захотел сделать все самое прекрасное для нашего мира животных и цветы, озера и тучи. Бог все так и сделал. А вы знаете, как Бог все это создал? У Него не было лопаты, и Ему не нужен был станок. Бог вообще ни в чем не нуждается. Он только говорил слово! И это было все, что нужно сделать Богу для того, чтобы создать этот огромный и прекрасный мир.

Вначале Бог сказал: «Я хочу, чтобы днем было светло». (Покажите детям солнце). «И Я хочу, чтобы было темно ночью». (Покажите детям ночное небо). И эго все стало так. С тех пор начали длиться дни и ночи, поочередно сменяя друг друга. Так были созданы день и ночь.

Бог посмотрел на прекрасные день и ночь, которые Он создал. Ему понравилось. Все было хорошо и просто замечательно! Но Бог еще не закончил творить. Он хотел большего! Поэтому Он сказал: «Пусть будут земля и небо!» И как только Бог сказал, появилась земля. (Покажите детям землю). А над землей было небо. (Показать небо). Как прекрасно! Но подождите… это было еще и все! «Я хочу, чтобы была вода в море» » сказал Бог, чтобы были голубые озера, журчащие ручейки и волнистые океаны». И стало так. Чистая, свежая вода наполнила все низины на земле» образовав маленькие и большие пруд.(Покажите иллюстрацию море озеро.

Попросите Ваших маленьких детей внимательно выслушать историю о прекрасном Божьем творении. Примечание: Если это Ваша первая встреча с трехлетними детьми, то установите «правила слушания историй из Библии. Для этого Вы можете использовать рифмы, которые будете повторять все вместе или какой-нибудь условный знак, который будет являться сигналом к началу Библейского рассказа.

Библейская история

Материалы

2.Цветные иллюстрации светил (солнце, луна, звезды), суши и моря, различных растений (цветы, деревья).

Покажите детям Библию, указывая, что из нее мы узнаем о прекрасных вещах, которые Бог сотворил для нас. (Дайте детям подержать Библию, и спросите, где они еще ее видели в церкви, дома, у бабушки, у дедушки и др.). Потом начните Библейскую историю. Можете ли вы посмотреть вокруг себя на прекрасный мир, окружающий нас? На небо и облака, на горы и озера, на солнце, луну и звезды, на деревья, кусты и цветы. Закройте на минуту ваши глаза и представьте, что наш прекрасный мир куда-то исчез. Нет гор или реки). И увидел Бог, что все удивительно и хорошо.

Но и это было не все! Бог посмотрел вокруг и повелел растениям покрыть землю. Это были высокие фруктовые деревья, зеленая трава и разноцветные цветы.

И стало так! Каждое растение и каждый цветок Бог сделал неповторимым! И очень красивым. (Покажите детям растения). Думаете, Бог уже закончил? (Дайте детям подумать). Правильно, нет. Бог заговорил опять и сказал: «Я хочу, чтобы были светила на небе… солнце, луна и звезды!». И стало так. Большое круглое солнце поднималось в небо и согревало землю днем. Сияли и мерцали звезды, и месяц освещал спокойную и тихую ночь. Да! Бог сотворил все прекрасным и замечательным. Все было совершенным и именно таким, каким Бог хотел его видеть. Примечание: Когда Вы закончите рассказывать историю, разложите иллюстрации и дайте детям поближе рассмотреть их.

Практическая часть урока

Материалы

1.Несколько емкостей (коробка из под маргарина, целлофановые пакеты, спичечные коробки и т.д.), по одному предмету на ребенка.

2.Длинный кусок веревки с завязанными узелками по количеству детей.

Практическая деятельность обеспечивает закрепление знаний, полученных на уроке, связывая Библейскую историю с определенными действиями. Организуйте прогулку с Вашими детьми. Научите детей познавать удивительный Божий мир на собственном опыте, рассматривая, слушая его, ощущая запахи. Перед тем, как покинуть класс, подготовьте детей, внятно и точно объяснив, что Вы собираетесь делать и, как Вы рассчитываете каждого задействовать. (Если хотите, разделите детей по парам, предложите держаться за руки во время всей вашей прогулки. Или, если Вы принесли с собой длинную веревку, дайте возможность детям потренироваться гулять, держась за узелки. Пройдитесь несколько раз вокруг комнаты колонной по одному. Обязательно объясните детям, что нужно крепко держаться за веревку. Это поможет вам быть вместе, и никто не потеряется!). Затем дайте каждому ребенку по одной маленькой коробке и объясните, что во время прогулки они должны собрать в них как можно больше прекрасных Божиих творений. Предоставьте детям самим догадаться, что это может быть (камешки, веточки, цветочки, листья и т.д.). Собранные вещи пусть они принесут в класс.

После того, как Вы дали детям ясное наставление, отправляйтесь на улицу, если позволяет погода, и выделите время для рассматривания и слушания. Перед тем как Вы начнете показывать иллюстрации Божьей работы, побудите самих детей предложить что либо из того, что они видят. Используя каждую иллюстрацию, делайте особое ударение на то, что Божий мир прекрасен и хорош. Затем выделите время, чтобы собрать несколько отдельных предметов, которые вы возьмете с собой в класс чуть-чуть песка или грязи, листья, веточки, сосновую хвою, цветы, воду, камни. Поговорите о творениях, которые очень большие, и которых нельзя принести в класс солнце, облака, деревья. Перед возвращением в класс найдите место для минутного отдыха. Пригласите Ваших малышей присоединиться к короткой молитве благодарения Богу за все прекрасные вещи, которые вы видели во время прогулки. После возвращения в класс выделите время, чтобы вместе извлечь и разложить вашу коллекцию на столе, где родители смогут увидеть ее, когда придут забирать своих трехлетних малышей, Попросите детей рассказать их мамам и папам о прогулке в Божий прекрасный мир. Примечание: Если Вам невозможно вывести Вашу группу на природу, воспользуйтесь списком «дополнительной деятельности» в конце урока.

Заключение урока

Материалы

Картинка к Библейской истории. (Каждому по одной).

Соберите детей опять возле вазы с цветами и корзинки с фруктами. Попросите их прослушать песню о творении «Сотворить, кто мог?» в Вашем исполнении. (См. раздел <<Песни»). Сегодня спойте только два куплета, и если хотите, Вы можете изменить слова в песне, так чтобы они подходили к иллюстрации Вашего урока. Начните петь песню сначала и попросите, чтобы все помогали Вам. Затем, если позволяет время, повторите песню несколько раз, называя те вещи, которые вы собрали во время прогулки.

Закончите ваше занятие, молитвой благодарения, опять называя те творения, которые вы видели, о которых говорили и вместе пели. Перед тем, как распустить детей, разрешите каждому взять цветок или кусочек фрукта из вазы или корзинки. Если у Вас есть возможность, дайте каждому ребенку картинку по Библейской истории и попросите родителей прочитать историю о прекрасном Божьем творении дома.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Игра: «Окно в прогулку». Если невозможно вывести Вашу группу сегодня на природу, можете организовать «прогулку» в помещении через окно. Каждый раз Вы подходите к окну, останавливаетесь и смотрите на улицу. Попросите детей назвать все, что они могут видеть из окна, уделите особое внимание на вещи, которые создал Бог для Своего прекрасного мира. Если вы не смогли собрать наглядности на улице, сделайте несколько картинок на бумаге 13×18 см. Простыми штрихами изобразите все, что ребенок может видеть из окна: деревья, траву, небо, дождь, птиц, цветы и т.д. Когда вы возвратитесь к вашим столикам или стульчикам, дайте детям просмотреть картинки и сравнивайте их с тем, что они видели из окна.

2. Легкая закуска. Если Вы принесли вазу с фруктами, как пример Божьего прекрасного творения, разделите их между детьми. Это и будет легкой закуской. Позвольте детям, если это возможно, помыть фрукты, снять кожуру и нарезать их (лучше всего работать с бананами). Попросите Ваших помощников раздать салфетки, пластмассовые ложечки и вилочки. Когда Вы раздадите фрукты, вместе с детьми воздайте благодарность Богу за них!

3. Рифма с движением. Предстаньте малышам рифму 1 «Творение». (См. раздел «Рифмы»). Скажите детям, что сегодня вы споете только первый куплет. Пойте рифму и делайте движения вначале сами, а затем попросите детей петь и делать движения вместе с Вами.

4. Картинка о Творении. Принесите в класс следующие материалы: листы голубой бумаги, большие фигурки деревьев, сделанные из коричневой и зеленой бумаги, солнце из желтой бумаги, клей, «плоды» (удобно использовать кукурузные хлопья). Раздайте детям материалы и покажите, как их приклеивать на голубом основании. (Вы можете приготовить модель перед уроком). Когда дети закончат эту работу, раздайте каждому ребенку по горсти хлопьев (чтобы достаточно было для аппликации и еще осталось для еды!). Затем на каждой детской картинке сделайте маленькие точечки клеем на кроне дерева и попросите детей закончить деревья, разместив на них «фрукты».

5. Можешь ли ты мне сказать? Возможно, Вы захотите делать это на ваших еженедельных занятиях в конце урока. Назовите эту игру «Можешь;т ты мне сказать?» Объясните Вашим малышам, что в конце каждого урока, перед тем, как сказать до свидания, вы вместе будете играть в нее. Попросите каждого ребенка очень внимательно выслушать два важных вопроса, которые Вы зададите. Предложите каждому ответить! Вопросы на сегодня: 1. Кто создал этот прекрасный мир? 2. Скажи мне, какие удивительные вещи Бог сотворил для Своего мира?

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

1. Разложите на столе различные предметы прекрасного Божьего творения (камни, цветы, листья, растения, морские ракушки, фрукты и овощи, сосновые шишки). Как только дети закончат их рассматривать, начните беседу об этих предметах и их Творце.

2. Приготовьте загадки, в которых отображаются частицы созданного Богом мира растения, вода, цветы, животные, рыбы, птицы.

3. Принесите в класс материалы, необходимые для выращивания растений: почву, семена, воду, горшки (растения должны быть быстро прорастающие). Позвольте некоторым детям, проявившим особенный интерес к Вашей работе, помочь Вам посадить семена. Полить их и поместить в солнечное место. Предложите детям, каждое воскресенье наблюдать за прорастанием семян и ростом всходов.

4. Разложите на столе цветные карандаши, фломастеры и картинку к Библейскому уроку. (Вы должны перерисовать ее пли снять на ксероксе по количеству детей в группе). Предложите малышам раскрасить картинку. Из заранее приготовленных листьев и нескольких листов тонкой бумаги вы можете сделать гербарий. Конечно же, сначала покажите детям, как разместить листья на бумаге и закрепить их. Во время раскрашивания картинок и изготовления гербария не упускайте удобного случая вновь п вновь указать детям на то, какой удивительно прекрасный и хороший мир создал для нас наш Бог.

Что происходило в каждый день творения?

Вопрос: Что происходило в каждый день творения?
Ответ: О творении говорится в главах 1-2 книги Бытие. Язык этого текста дает понять, что все творение было создано из ничего за шесть буквальных 24-часовых периодов, между которыми не было каких-либо дополнительных временных промежутков. Каждый этап творения описывается таким образом, что при непредвзятом чтении создается впечатление, что он занял буквальный день: «Настал вечер, настало утро – первый день» (Бытие 1:5). Кроме того, каждое предложение на языке оригинала начинается со слова «и». Это свойственно еврейскому языку и указывает, что предложение строится на предыдущем, отчетливо показывая, что дни шли один за другим, не будучи отделенными друг от друга какими-либо периодами времени. Большая часть Божьего творческого труда была осуществлена при помощи слов, что является свидетельством силы и могущества Его Слова. Давайте рассмотрим каждый день творения:
1-й день творения (Бытие 1:1-5)
Бог сотворил небо и землю. «Небо» относится ко всему за пределами земли, космическому пространству. Земля была создана, но не сформирована, хотя на ней присутствовала вода. Затем Бог создает свет и отделяет его от тьмы, назвав свет «днем», а тьму – «ночью». Эта творческая работа происходит с вечера до утра – один день.
2-й день творения (Бытие 1:6-8)
Бог создает небосвод. Он образует барьер между водой на поверхности и влагой в воздухе. В этот момент земля получила атмосферу. Эта творческая работа также произошла за один день.
3-й день творения (Бытие 1:9-13)
Бог создает сушу. Материки и острова подни маются из воды. Крупные водоемы названы «морями», а суша – «землей». Бог называет все это хорошим.
Бог также создает всю растительность, большую и маленькую.

Он создает ее способной к самовоспроизведению. Растения были созданы в большом разнообразии («разных видов»). Земля была зеленой и кишела растительной жизнью. Бог говорит, что это также хорошо. Эта творческая работа занимает один день.
4-й день творения (Бытие 1:14-19)
Бог создает все звезды и небесные тела. Их движение поможет человеку отслеживать время. Два великих небесных тела созданы по отношению к земле. Первое – солнце, которое является основным источником света, и луна, отражающая свет солнца. Движение этих тел будет отделять день от ночи. Эта работа также названа Богом хорошей и также занимает один день.
5-й день творения (Бытие 1:20-23)
Бог создает всю жизнь, обитающую в воде, а также всех птиц. Язык оригинала допускает, что в этот момент Бог также мог создать летающих насекомых (если же нет, тогда они были созданы на шестой день). Все эти существа созданы со способностью продолжать свой род при помощи репродукции. Существа, созданные на 5-й день, являются первыми существами, получившими Божье благословение. Бог объявляет эту работу хорошей, и она занимает один день.
6-й день творения (Бытие 1:24-31)
Бог создает все существа, живущие на суше. Это включает в себя все виды, не упомянутые в предыдущие дни, и человека. Бог называет эту работу хорошей.
Затем Бог советуется между Собой: «Бог сказал: “Создадим человека – Наш образ и Наше подобие“» (Бытие 1:26). Это не является явным откровением о Троице, но есть частью фундамента этой доктрины, поскольку Бог говорит о Себе во множественном числе. Бог создал человека по Своему образу (этот образ несут и мужчины, и женщины), и он является особенным, выше всех других существ. Чтобы подчеркнуть это, Бог ставит человека властвовать над землей и над всеми другими существами. Бог благословляет человека и указывает ему плодиться, наполнять землю и владеть ею. Бог объявляет, что человек и все другие существа должны употреблять в пищу лишь растения. Бог отменит это диетическое ограничение лишь к моменту в Бытие 9:3-4.
Творческая работа Бога завершена в конце шестого дня. Вся вселенная в своей красоте и совершенстве была полностью сформирована за шесть буквальных, последовательных, 24-часовых дней. По завершении Своего творения Бог объявляет, что оно было очень хорошим.
7-й день творения (Бытие 2:1-3)
Бог отдыхает. Это никоим образом не означает, что Он устал от Своих творческих усилий, но указывает, что творение было завершено. Кроме того, Бог дает пример, согласно которому в один из семи дней следует отдыхать. Соблюдение этого дня в конечном итоге будет отличительной чертой избранного Божьего народа (Исход 20:8-11).

Сотворение мира

В начале Бог сотворил землю и небо.

Земля была бесформенная и пустая. Не было её видно. Только вода кругом и тьма.

Ну разве можно что-то сделать в темноте?

И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.

Бог увидел, как это хорошо, когда светло, и отделил свет от тьмы. Свет он назвал днём, а тьму ночью. Так прошёл первый день.

На второй день Бог создал небесный свод.

И разделил воду на две части. Одна часть осталась покрывать всю землю, вторая же часть поднялась к небу, – и тут же образовались облака и тучи.

На третий день Бог сделал так: собрал всю воду, которая оставалась на земле, и пустил ручейки и реки, образовались озёра и моря; а свободную от воды сушу Бог назвал землёй.

Посмотрел Бог на дела рук своих, и ему очень понравилось то, что он сделал. Но всё равно чего-то не хватало.

Земля стала зелёной и красивой.

На четвёртый день он создал светила на небе: Солнце, Луну, звёзды. Чтобы освещали они землю днём и ночью. И чтобы отличать день от ночи и обозначать времена года, дни и месяцы.

Так, по желанию Бога и его трудами возник прекрасный мир: цветущий, яркий, светлый! Но… пустой и безмолвный.

Утром пятого дня в реках и морях заплескалась рыба, самая разная, большая и маленькая. От карасиков до китов. По морскому дну поползли раки. Заквакали в озёрах лягушки.

Запели птички и начали вить себе гнёзда на деревьях.

И вот наступило утро шестого дня. Едва рассвело, как леса и поля наполнились новой жизнью. Это звери появились на земле.

На краю поляны прилёг отдохнуть лев. В лесной чаще притаились тигры. Неторопливо пошли на водопой слоны, с ветки на ветку запрыгали обезьяны.

Ожило всё вокруг. Стало весело.

И тогда же, на шестой день, Бог создал ещё одно существо, самое главное существо на земле. Это был человек.

Как ты думаешь, почему человек считается главным на земле?

Потому что Бог создал его по своему образу и подобию.

И наказал Бог человеку, что тот будет управлять всем на земле и владычествовать над всем живущим и растущим на ней. А чтобы человек мог это делать хорошо, Бог вдохнул в него душу и разум. Первым на земле стал человек по имени Адам.

А на седьмой день Бог отдыхал после трудов своих, и день этот стал праздничным на все времена.

Посчитай дни недели. Шесть дней человек трудится, а на седьмой отдыхает.

Только после усердного и полезного труда бывает настоящий отдых. Не так ли?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сотворение мира В начале всех времен Бог сотворил небо и землю.Земля, исходя из ничтожества, была совер­шенно пуста - без дерев, без плодов, без всякого украшения; тьма была над бездною вод, которы­ми земля была, как бы поглощена, и Дух Божий носился над водами, приготовляя

I Сотворение мира Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Во всей своей необъятности он правильно движется подобно величественным

СОТВОРЕНИЕ МИРА И сказал Бог: Да будет свет!СВЕТВначале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, только Дух проносился над водами.И сказал Бог: да будет свет! И стал свет.И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы.И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.И

Сотворение мира Предание о двух первичных духах - Добра и Зла - наиболее полно изложено в трактате IX века «Бундахишн» («Книга Первотворения»), также основанном на проповедях Заратуштры.Хррмазд (Ахура Мазда) и Ахриман (Ангра Майнью) - два Духа, существовавших вечно. Но

Сотворение мира Первые две главы Книги Бытия - это также первые главы Библии в целом. Неудивительно поэтому, что они всегда привлекали особое внимание читателей. Чтобы их понять, нужно осмыслять их в свете определенных древних литургических традиций, связанных с

Сотворение мира Наиболее известное повествование о сотворении мира находится в Библии в книге Бытия. Здесь встречаем рассказ о 6 днях, в которые Бог создал последовательно свет (первый день), небо и воду (второй день), сушу и растения (третий день), звезды (четвертый день),

§142. Бог и сотворение мира Е. WiLH. M?ller: Geschichte der Kosmologie in der griechischen Kirche bis auf Origenes. Halle I860. P. 112–188; 474–560. Большая часть этого ученого труда посвящена космологическим теориям гностиков.Когда речь заходит о церковных учениях, мы не должны забывать, что христианство вошло в мир не как

Сотворение мира «В начале сотворил Бог небо и землю»[Быт 1:1]Понятия небо и земля – основополагающие для первых глав Библии. Они составляют начало отсчета. И здесь небо и земля – не привычные для нас небо и земля, а абстрактные понятия, обозначающие, соответственно,

Сотворение мира При более широком взгляде на вещи удивительным фактом оказывается уже само существование вселенной. Почему вообще что-то существует, вместо того чтобы ничему не быть? Есть ли удовлетворительное объяснение бытию как таковому? В философских кругах идут

6. СОТВОРЕНИЕ МИРА Бог есть Творец всего, и в Библии Им дано подлинное сообщение о Его творческой деятельности. «В шесть дней создал Господь небо и землю» и все живущее на земле и в седьмой день той первой недели «почил». Таким образом Он установил субботу как постоянный

СОТВОРЕНИЕ МИРА - см. Креационизм библейский; Природа и Библия; Шестоднев; Эволюционизм естественнонаучный и

Сотворение Мира В ту от нас баснословно далекую эру, когда жил и творил Когелет (да и много веков спустя, а в некоторых семьях и в наши дни), каждый еврейский ребенок, достигнув возраста «детских вопросов» и принявшись теребить отца или деда за бороду: «Скажи, откуда все

Сотворение мира 1 В начале сотворил Бог небо и землю a. 2 Земля была пуста и безлика, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами b.3 Бог сказал: «Да будет свет», - и появился свет. 4 Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. 5 Бог назвал свет днем, а тьму - ночью.

Сотворение мира Над нами без границ раскинулось синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые

Сотворение мира В начале Бог сотворил землю и небо.Земля была бесформенная и пустая. Не было её видно. Только вода кругом и тьма.Ну разве можно что-то сделать в темноте?И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.Бог увидел, как это хорошо, когда светло, и отделил свет от тьмы.

Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселенной используется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!

Сотворение Мира. Микеланджело

Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.

Шесть дней сотворения мира.

Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.

Первый день Сотворения мира.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)

Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.

Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.

Второй день сотворения мира.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.

Третий день сотворения мира.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.


Густав Доре. Сотворение мира

Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет - и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

Четвертый день сотворения мира.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.


Сотворение Мира - день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.

Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы - и, в целом, сведены к природной реальности.

Пятый день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.


Сотворение мира. Якопо Тинторетто

И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!

Шестой день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.

Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.

Сотворение мира Богом из ничего.

Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo . Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует . Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что , на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике : Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован . Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …» . В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.

Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль .

Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.

Читайте также: