الحديث الثالث
عَنْ أَبِيْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ عُمَرَ بْن الخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ: سَمِعْتُ النبي صلى الله عليه وسلم يَقُوْلُ: » بُنِيَ الإِسْلامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَأَنَّ مُحَمَّدَاً رَسُوْلُ اللهِ، وَإِقَامِ الصَّلاةِ، وَإِيْتَاءِ الزَّكَاةِ، وَحَجِّ البِيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ «
Третий хадис. Столпы Ислама и его великие основы.
Сообщается что Абу Абдуррахман Абдуллах ибн Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам возведен на пяти столпах :
— свидетельстве, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха,
— выплате закята,
— совершении хаджа ,
— соблюдении поста в месяце Рамадан» .
Абуль-Аббас Аль-Куртуби , да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Это означает, что эти 5 столпов являются основой исламской веры, на которых она строится и посредством которых она держится. Выделение именно этих постулатов без упоминания джихада, который помогает Религии и подавляет упорство неверных, связано с тем, что они являются постоянной обязанностью, а джихад относится к коллективной обязанности и в некоторых случаях отпадает».
В некоторых передачах (риваят) в этом хадисе хадж перечисляется до поста и это является ошибочным предположением (вахм(, и Аллах знает лучше, так как Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, когда услышал того, кто повторяет передачу (риваят) хадиса, перечисляя хадж до поста, запретил ему говорить так и удержал его от этого, перечислив пост до хаджа и сказав: «Так я слышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».
В передаче (риваят) Ибн Умара сказано: «Ислам возведён на том, чтобы ты поклонялся Аллаху и не верил ни во что, кроме Него, в совершении намаза…» . В другой передаче (риваят) сказано: «Поистине, некий мужчина спросил Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «Ты не отправляешься в военный поход?». На что он ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха), говорил: «Поистине, Ислам возведен на пяти » .
В некоторых цепочках передачи хадиса сказано «на пяти» (على خمسة), при этом слово пять использовано в женском роде с буквой «ха» (ة) на конце, в некоторых без неё, но оба варианта правильны.
Этот хадис является великой основой в познании Религии и на него она опирается, так как он объединяет её столпы .
Абдуллах ибн Умар (погиб в 74 г. по хиджре / 693 г.) — Абдуллах ибн Умар ибн Аль-Хаттаб ибн Науфаль Аль-Адави — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из шести сподвижников, передавших наибольшее количество хадисов (1630), 170 из которых относятся к категории «муттафакун илейхи» (достоверность которых подтвердили имам Бухари и Муслим). Отличался набожностью, знаниями и храбростью. Участвовал во многих сражениях как при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так и после его смерти. Умер в 73 г. по хиджре в Мекке, будучи последним сподвижником, умершим в ней. Существует версия, что он был ранен отравленным наконечником по приказу наместника Омеядов Хаджаджа ибн Юсуфа.
Некоторые ученые утверждали, что тот, кто преднамеренно оставил что-либо из пяти столпов Ислама, становится неверным (кафир). Это передается от Саида ибн Джубайра, Нафиа, Аль-Хакама, также это является одним из мнений (риваят) имама Ахмада, которое предпочли некоторые ученые его мазхаба. Также этого мнения придерживался Ибн Хабиб, который был маликитом (см. «Джамиу аль-улюм ва аль-хикам» Ибн Раджаб Аль-Ханбали).
Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, комментируя этот хадис, пишет: «Так пришло в этой передаче (риваят), упомянув хадж до поста. Это лишь порядок перечисления, но не порядок утверждения в Шариате, так как соблюдение поста в месяце Рамадан было вменено в обязанность до хаджа. В другой передаче (риваят) пост перечисляется до хаджа». Так, соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Шабан во 2 году хиджры, а совершение хаджа в 6 или по другой версии в 9 году.
Тот, кто соблюдает все эти столпы в совершенстве, является мусульманином, обладающим совершенной Верой; тот, кто не соблюдает ни один из этих столпов, является неверным (кафир); отрицающий хотя бы один из этих столпов по единодушному мнению ученых не является мусульманином; признающий все столпы, но не соблюдающий хотя бы один из них, за исключением шахады, является нечестивцем (фасик); тот, кто выполняет все деяния и признает языком все по причине угодливости, является лицемером (мунафик) (См. «Аль-Вафи фи шарх аль-арбаин ан-нававия»).
Аль-Куртуби Абуль-Аббас (578-656 г. по хиджре) – крупный исламский правовед (факих) и специалист в области хадисов (мухаддис), похоронен в Александрии.
Фард аль-кифая — коллективная обязанность, предполагающая необходимость её выполнения лишь одной группой лиц, а не всеми.
Т. е. джихад не перечислен среди столпов Ислама.
Эти слова вовсе не означают, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, не участвовал в джихаде. Начиная с битвы у рва, он участвовал во всех военных походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, также он участвовал в войнах и после его смерти. Особенно он внес ощутимый вклад в войну с вероотступниками в период правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
Целью различных видов поклонения в Исламе являются не внешние действия и не их внешний облик, а смысл этих видов поклонения в сочетании с их совершением. К примеру молитва, не удерживающая человека от совершения мерзких и порицаемых поступков, не приносит пользы, также бесполезен и пост, если соблюдающий его не оставит ложь. Также не будут приняты ни хадж, ни закят, если они совершаются напоказ и из желания прославиться. Однако это не означает, что вышеупомянутые виды поклонения нужно оставить, если они не принесут своих плодов. Целью этих слов является побуждение человека к искренности и достижению цели поклонения. В целом этот хадис поясняет нам, что Ислам – это убеждение и деяния, а деяние без Веры (Иман) не приносит пользы, также как нет совершенства Веры (Иман) без совершения деяний (См. «Аль-Вафи фи шарх аль-арбаин ан-нававия»).
Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».
Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.
Важность этого хадиса
Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов.
Так, Абу Дауд сказал: «Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это ‒ дело, либо скрытой, и это ‒ намерение» .
Имамам Ахмаду и аш-Шафи"и принадлежат такие слова: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей ».
Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави ‒ целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин), «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави» (Аль-арба "уна хадисан ан-нававийа). Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.
Абу "Убайд сказал: «Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он».
Причина появления этого хадиса
В своём «Большом словаре » (Аль-му"джаму-ль-кябир) ат-Габарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас"уд , да будет доволен им Аллах, сказал:
Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс» .
Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа"" 1/60.
Что же касается Са"ида бин Мансура , то в своём сборнике под названием "Ас-сунан" он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас"уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирcкому) получит за это такую же награду, как и тот человек, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс». [Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа", 1/60].
Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет
1. Намерение как необходимое условие
По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет.
Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды» , ‒ тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения» .
2. Время и место намерения
Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек уже должен иметь определённое намерение, примером чего может служить произнесение слов «Аллах велик» перед началом молитвы (такбирату-ль-ихрам) или вхождение в состояние ихрама во время хаджжа, что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее в связи с тем, что уследить за появлением зари трудно.
Местом намерения является сердце.
Обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого и отделение его от всего прочего, а поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить ‒ полуденную, послеполуденную и т.д.
3. Обязательность переселения (хиджра)
Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, туда, где это будет возможно, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений. Что же касается слов пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: "Нет необходимости в переселении после победы" , ‒ то здесь имеется в виду, что необходимость в переселении из Мекки после того, как она была завоёвана мусульманами, отпала в связи с тем, что этот город стал территорией распространения ислама.
Кроме того, словом «хиджра » обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«…а мухаджиром является (лишь) оставивший (хаджара) то, что запретил Аллах».
Так, например, мусульманину запрещается покидать своего брата более чем на три дня, а женщине запрещается оставлять ложе своего мужа, но иногда мусульманину действительно следует покинуть своего брата в исламе, совершающего прегрешения, а свою жену, которая проявляет непокорность, ему позволительно покинуть на определённое время в качестве наказания.
4. Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осуществлению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно получит за это награду.
Аль-Байдави сказал: «Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействительными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно так же как тело не может существовать без духа, дух не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом ».
5. Этот хадис направляет нас к искренности в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом - содействие и успех.
6. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать благоволение Аллаха.
Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим на Том свете. Вся хвала Аллаху. Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и последователям.
Хочется уделить время благословенным хадисам Пророка (мир ему и благословение). Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является даром Аллаха мусульманам и всему миру, т.к. Всевышний ниспослал его милостью для миров.
Всевышний сохранил Коран от искажений, также уберёг от исчезновения семейство Пророка (мир ему и благословение) и его Сунну. Учёные до сегодняшнего дня охраняют Сунну от искажений.
Одной из лучших книг в области науки хадисов Пророка (мир ему и благословение) является книга, написанная известным учёным Абу Закария Яхьёй ибн Шарафом, известным как имам ан-Навави.
Имам ан-Навави родился в деревне Нава, в 60 км от г. Дамаска в Сирии. Он прожил в Дамаске 28 лет и был очень набожным человеком и великим учёным, который стал милостью Всевышнего для арабов, для последователей имама аш-Шафии и для всех мусульман.Имам Мухиддин ан-Навави стал примером для всех учёных.
Наш господин Мухиддин ан-Навави является автором книги «40 хадисов ан-Навави». Он передал в ней хадисы с цепочкой передатчиков, доходящих до Пророка (мир ему и благословение).
Имам ан-Навави (да снизойдёт на него милость Аллаха) пишет в своей книге: «Нам передали (вместо «мы передаём»)». На этот момент обратили внимание ибн Салих и другие учёные. Поэтому эти хадисы желательно читать таким же образом: не «мы передали», а «нам было передано».
Нам было передано от "Али ибн Абу Талиб, от АбдуЛлах ибн Мас"уд, от Муаза ибн Джабаля, от Абу-Дарда и ибн "Умара (да будет доволен им Аллах), от ибн "Аббаса, от Анаса ибн Малика, от Абу Хурайры, от Абу Саида (да будет Аллах доволен ими всеми) по многочисленным путям(турук) и различными версиями (риваятами), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кто сохранит для моей общины 40 хадисов, касающихся религии, будет воскрешён в Судный день в числе учёных и факихов». В другой версии передаётся: «будет воскрешён факихом и учёным». В хадисе, переданном от Абу Дарда, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я буду его заступником и свидетелем в Судный День». В версии от ибн Мас"уда, человеку, сохранившему 40 хадисов, скажут: «Войди в Рай через те врата, которые ты желаешь». Согласно передаче ибн Умара: «Его запишут в числе учёных и будет воскрешён вместе с шахидами».
Отношение учёных к слабым хадисам
Учёные хадисов отмечают, что это слабый хадис (заиф), несмотря на многочисленность путей передач, однако было написано множество книг по хадисам, в которых учёные собрали 40 хадисов, чтобы достичь то, о чём говорится в вышеприведённом хадисе и получить радостную весть о заступничестве.
Поступок этих великих учёных и богобоязненных праведных предшественников объясняет нам об их отношении к слабым хадисам. Учёные единогласны в том, что этот хадис является слабым, но тем не менее учёные взяли его основой для того, чтобы составить книги, собрав в них 40 хадисов.
Имам ан-Навави пожелал собрать 40 хадисов, которые поясняют основы Ислама. Для примера, одни из учёных отмечают, что в сборнике имама ан-Навави содержатся три хадиса, которые охватывают весь Ислам:
1. Все деяния оцениваются по намерению, каждому воздастся согласно его намерению…
2. Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное…
3. Красотой человека в Исламе является то, что он оставляет (без внимания) то, что его не касается.
Учёные говорят, что они содержат в себе всю суть Ислама. Совершая поступок, следует иметь искреннее намерение достичь довольства Аллаха, стремясь исправить самого себя, а не других. Мусульманин должен ухватиться за три хадиса, если он желает достичь степени богобоязненности и искренности.
Некоторые учёные прибавляют четвёртый хадис:
4. Тот, кто введёт в религию новшество, которое не относится к религии, то это новшество отвергнуто (этот хадис не относится к дозволенным новшествам).
Имам ан-Навави собрал 40 хадисов (добавив ещё два), которые раскрывают сущность и основы Ислама. Этим хадисам мы обучаем своих детей и студентов исламских заведений, изучаем их, чтобы достичь понимания этих хадисов. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети выучили их, прилагаем усилия, чтобы объяснить их.
Один из учёных написал книгу, добавив к 40 хадисам ещё десять, в результате получилось 50 хадисов. Он написал комментарии к этим хадисам. Немало других учёных написали свои комментарии к 40 хадисам, собранными имамом ан-Навави. Эти комментарии (шархи) различны: кто-то комментировал кратко, кто-то – обширно. Также сам имам ан-Навави составил книгу с комментариями собранных им хадисов.