Рисунок хокку по литературе. Рисование как медитация. Красота японской поэзии

Ирина Климина

Здравствуйте всем!

Дети очень любят рисовать. А еще они любят сочинять разные истории о своих рисунках. А давайте попробуем объединить эти два момента. Только сочинять мы будем не просто так.

Дети необыкновенно умеют эмоционально откликаться на слова и поэтические строки. Вспомните, как успокаивается и засыпает малыш под незамысловатые слова колыбельной… Я знаю одного замечательного ребенка, который моментально убаюкивался под стихи К. Чуковского.

А как дети слушают сказки! Правда, читать их тоже надо умеючи, ведь голос (тембр, интонации) может быть как завораживающим, так и отталкивающим.

Мы отвлеклись немного… Вы обращали внимание на то, что дети всегда с огромным желанием хотят рассказать в конце занятия о своём рисунке? Но, как правило, рассказ бывает очень многословным, ребенку трудно выделить главное. Начиная рассказывать он часто увлекается так, что даже может уйти от самой темы картины… И мы решили познакомить детей с удивительными японскими стихами, которые умещаются всего лишь в три строки.

Вы слышали о хокку (хайку? Это японские лирические трёхстишия, которые отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой.

Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басё:

Слово скажу -

Леденеют губы.

Осенний вихрь!

Как пословица оно означает, что «осторожность иногда заставляет промолчать».

Но чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях.

Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников; подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней. Иногда поэты прибегали к способам изображения, родственным искусству живописи. Таково, например, трехстишие Бусона:

Цветы сурепки вокруг.

На западе гаснет солнце.

Луна на востоке встает.

Иногда все хокку целиком - развернутая метафора, но ее прямое значение обычно скрыто в подтексте.

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела.

О, с какой неохотой!

Басё сложил это стихотворение, расставаясь с гостеприимным домом своего друга.

О хокку можно рассказывать очень долго. Но, думаю, если кого-то заинтересовала эта тема, можно найти и в магазине, и в интернете прекрасные образцы японской поэзии, прочитав которые, их не сможешь уже забыть. Правда их нельзя читать урывками, для этого необходимы уединение и некоторое количество времени. А оно у многих из нас на вес золота…

Хокку располагает к медленному чтению, чтобы лучше увидеть поэтический образ и ощутить мысль, заложенную в словах. Как ни странно, хокку вполне понятны детям, причём, даже может быть, в большей степени, чем нам взрослым, т. к. их мировосприятие ещё открыто всему новому и не переполнено штампами и разными ограничениями. Дети умеют тонко чувствовать красоту слова и строки, и порой лучше нас понимают эмоциональное состояние, переданное в нескольких кратких словах.

Хокку, благодаря своим ярким поэтическим образам, прекрасно подходят для рисования в качестве тем. Особенно, если это касается сезонной тематики. Ярким дополнением могут стать хокку на занятиях по развитию речи, обучению рассказыванию.

Ещё одно направление в работе с хокку – сочинение трёхстиший. Уверяю Вас, это очень интересно и увлекательно. Всего три строки должны донести до нас настроение и чувства. Кажется это так легко! Но не тут-то было…

А можно объединить живопись и хокку, когда по мотивам готовой картины сочиняется трёхстишие. Детям очень нравится это занятие. Ведь, сочинение стихов – это тоже игра. Причем, некоторые из ребят достаточно быстро поняли особенности поэтической формы, а кому-то понадобилось времени много больше…

Итак, ознакомление детей с хокку способствуетет:

- расширению представлений детей о культуре Японии;

Формированию грамматически правильной речи, познавательного интереса к словостроению; умения передавать в речи разные состояния объекта, действия, качества, отношения;

Развитию воображения, логического и ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости к слову и речи в целом;

Воспитанию любви к родному языку, его образности, выразительности и красоте.

Предлагаем Вашему вниманию маленькую выставку наших рисунков и хокку к ним, сочинённых ребятами.

Радужная страна

Встречает пегаса.

Он летит навстречу радуге!

Анна Б. Радужная страна (восковые мелки)

За окном звёзды и месяц…

Рыжий кот мечтает,

Когда же придет Новый год…

Рыжий кот рассматривает ёлочку (акварель, восковой мел)

Лёд блестит и сверкает.

Я поставила сумочку на скамейку.

Сейчас поеду…

Людмила А. История на катке (гуашь)

Снеговики из снега.

Мы сделали их!

Ночью они оживают.

Кирилл Ч. Снеговики (акварель, восковой мел)

Колокольчики синие

Стоят в вазе.

Моя мама их очень любит.

Сергей К. Цветы для мамы (акварель)

Красивая музыка…

Танцоры на сцене!

Им аплодисменты и цветы!

Маша П. Бальные танцы (акварель)

Молодой дуб

Радостно встречает

Розовый восход солнца…

Даша Д. История о деревьях

(акварель)

Старое дерево

Прощается с осенью.

Грустно…

Большими каплями

Дождь догоняет меня.

Я бегу домой…

Ира Н. Дождь (уголь)

Большая кошка

Гуляет в нашем дворе.

Где её дом?.

Галия В. Кошка на прогулке (уголь)

Солнце, бабочки и цветы

Улыбаются нам.

Это радость.

Данил В., Даша Д. Коллаж «Подарю улыбку миру" (акварель,восковые мелки)

На чтение 4 мин.

Рисунок хокку для человека может быть одним из глубоких и активных видов медитации.. А под активной медитацией понимается то самоощущение, при котором мы хоть и погружаемся внутрь себя, но делаем так в том числе для того, чтобы что-то дать миру снаружи. При активной медитации все наши мысли, эмоции и стремления направлены на кого-то. Когда мы рисуем хокку, наша медитация направлена внутрь, при этом успокаивает разум, но и открывает наше сердце к проявлениям благодарности. Для того, чтобы понять, что у тебя на самом деле есть душа, найдите духовность в другом аспекте. Сначала ее можно найти, например, в хокку, а затем уже и в себе. Вы можете оценить совершенство рисунка хокку, которое вовсе не связано с никакой технической стороной - о ней могут судить только озабоченные внешним содержанием люди. Поэтому найдите совершенство в себе самом (самой) и стремитесь улучшать это день за днем. Рисунок как медитация прекрасен тем, что его не...

Рисунок хокку для человека может быть одним из глубоких и активных видов медитации..

А под активной медитацией понимается то самоощущение, при котором мы хоть и погружаемся внутрь себя, но делаем так в том числе для того, чтобы что-то дать миру снаружи. При активной медитации все наши мысли, эмоции и стремления направлены на кого-то.

Когда мы рисуем хокку, наша медитация направлена внутрь, при этом успокаивает разум, но и открывает наше сердце к проявлениям благодарности.

Для того, чтобы понять, что у тебя на самом деле есть душа, найдите духовность в другом аспекте.

Сначала ее можно найти, например, в хокку, а затем уже и в себе.

Вы можете оценить совершенство рисунка хокку, которое вовсе не связано с никакой технической стороной — о ней могут судить только озабоченные внешним содержанием люди. Поэтому найдите совершенство в себе самом (самой) и стремитесь улучшать это день за днем.

Рисунок как медитация прекрасен тем, что его не надо оценивать, достаточно ли он хороший как собственно произведение искусства.

Рисунок хокку должен исходить из вашего подсознания, из вашей души — тем самым может быть лишь выражением вашей духовности — и вас самих.

Помните, что вы рисуете хокку не для того, чтобы стать более добродетельным или повлиять на самоощущение. Вы рисуете для того, чтобы осознать, что вы уже являетесь добродетельной натурой.

Посмотрите на нарисованные вами картинки — и вдохновитесь тем, что там изображено, какую ауру она несет, и помните, что это останется там навсегда, так как было рождено при помощи ваших добрых внутренних помыслов.

Рисунок хокку — это в своем роде интэссенция вашей сущности и отражение вашего внутреннего «Я».

Рисунок как медитация может являться неким выражением божественности, прекрасной эпитафией. Пусть вы сначала это можете не осознавать, однако со временем к вам придет понимание, в чем заключается истинная цель подобных рисунков. А цель эта проста и в то же время высока — это осознание своего божественного начала. Соответственно, каждый рисунок хокку — это проявление божественности, которую вы несете в себе.

Помните, что одной из причин наших страданий нередко является тот факт, что мы не хотим или боимся смотреть в свое подсознание — ибо там может нас встретить нечто негативное, зло, грех или агрессия… Поэтому мы думаем о чем угодно, об утопических вещах, о полете далеко-далеко, или еще о чем- то — и все это вместо того, чтобы совершить совершенно необходимый полет в наше подсознание, чтобы посмотреть глубину нашей сущности. Но страх этого приключения ошибочен. Он базируется лишь на заблуждениях — ведь внутри нашей души находятся только благодетель и совершенные помыслы, и это потому, что мы сами являемся воплощенной Любовью. И когда мы рисуем хокку, и медитируем, мы постепенно становимся на шаг ближе к той сердцевине — тому самому величию, которое изначально нам дарили при нашем рождении.

Важно рисовать рисунки хокку сосредоточенно и с закрытыми глазами — и нарисованное позже совершенно изумит вас. В этом случае вы увидите, насколько необычайно прекрасными получаются рисунки, насколько идеально расположены линии на странице, а их цветовой баланс совершенен.

На листе этих рисунков сплетаются в совершенном расположении одновременно мир и гармония.

Сами линии идеальны, а окружности свободные и завершенные. И с открытыми глазами мы бы вряд ли создали подобные прекрасные картины, потому что открытые глаза не способствуют истинной свободе взгляда на окружающий нас мир и на собственное подсознание.

Попробуйте нарисовать однажды такую картину — и вы не поверите, что нарисовали это сами — так часто случается у людей. Муза поспособствует вам нарисовать то, что действительно восхитит вас, с такими линиями и изображениями, будто их создал кто-то другой, а не вы в вашем подсознании.

Секрет этого прост: когда глаза закрыты, ваше «эго» уходит на задний план, уступая почетное место вашей Музе. При этом вы концентрируетесь на «танце» вашей руки, на сиюминутном порыве, и не возвращаетесь мыслями назад, и не смотрите в будущее, а просто существуете здесь и сейчас.

Рисуя хокку, вы становитесь единым целым с карандашом, ручкой или красками — и тогда рождается Истина…

Post Views: 191

Красота поэзии чарует практически всех людей. Не зря говорят, что музыка сможет укротить даже самого свирепого зверя. Вот и красота творчества западает глубоко в душу. Как же различаются стихотворения? Чем так притягательны японские трехстишия хокку? И как научиться воспринимать их глубокий смысл?

Красота японской поэзии

Свет луны и хрупкая нежность утреннего снега вдохновляют японских поэтов на творения трёхстиший необычной яркости и глубины. Японское хокку - это стихотворение, отличающееся лиричностью изложения. Кроме того, оно может быть незаконченным и оставлять простор для фантазии и глубокомысленных размышлений. Стихи хокку (или хайку) не терпят торопливости или резкости. Философия этих творений души направлена прямо в сердца слушателей и отражает потаённые мысли и тайны сочинителя. Простой народ очень любит создавать эти короткие поэтические формулы, где нет лишних слов, а слог гармонично переходит из народного в литературный, продолжая развиваться и порождать новые поэтические формы.

Появление национальной стихотворной формы

Оригинальные стихотворные формы, столь знаменитые в Японии - пятистишия и трёхстишия (танка и хокку). Танка буквально трактуется как короткая песня. Изначально так называли народные песни, появившиеся на заре японской истории. В танка вытеснили нагаута, которые отличались излишней длиной. В фольклоре сохранились эпические и лирические песни вариативной длины. Спустя много лет японское хокку отделились от танки в период расцвета городской культуры. Хокку вмещает всё богатство В истории поэзии Японии были периоды как расцвета, так и упадка. Бывали и такие моменты, когда японское хокку могло исчезнуть вовсе. Но за большой период времени стало очевидно, что краткие и ёмкие стихотворные формы - это необходимость и актуальная потребность поэзии. Такие формы стихов сочинять можно быстро, под бурей эмоций. Свою горячую мысль можно вложить в метафоры или афоризмы, сделав запоминающейся, отразив ею похвалу или укор.

Характерные черты поэзии Японии

Японская поэзия хокку отличается своим стремлением к лаконичности, сжатости форм, любовью к минимализму, что присуще японскому национальному искусству, которое универсально и может с равной виртуозностью создавать минималистичные и монументальные образы. Чем же так популярно и привлекательно японское хокку? В первую очередь это сжатая мысль, отражённая мыслями простых граждан, настороженно относящихся к традициям классической поэзии. Японское хокку становится носителем ёмкой идеи и больше всего откликается на запросы растущих поколений. Красота японской поэзии - в изображении тех предметов, которые близки каждому человеку. Она показывает жизнь природы и человека в гармоничном единстве на фоне смены времён года. Японская поэзия - силлабическая, с ритмикой, основанной на чередовании количества слогов. Рифма в хокку неважна, но первична звуковая и ритмическая организация трехстишия.

Размер стихотворений

Только непросвещённый думает, что этот оригинальный стих не имеет никаких параметров и ограничений. Японское хокку имеет устойчивый метр с определённым количеством слогов. В каждом стихе их свое количество: в первом - пять, во втором - семь, а в третьем - всего семнадцать слогов. Но поэтическую вольность это никак не ограничивает. Настоящий творец никогда не будет считаться с метром в достижении поэтической выразительности.

Малый размер хокку даже европейский сонет делает монументальным. Искусство писать японское хокку заключается именно в умении выражать мысли в сжатой форме. В этом отношении хокку имеет сходство с народными пословицами. Основные отличия таких пословиц от хокку кроются в жанровых признаках. Японское хокку - это не назидательное изречение, не меткая острота, а поэтическая картина, оформленная в нескольких штрихах. Задача поэта - в лирическом волнении, полёте воображения и детальности картины. Хокку японское примеры имеет даже в произведениях Чехова. В своих письмах он описывает красоту лунных ночей, звёзд и чёрных теней.

Необходимые элементы творчества японских поэтов

Способ сотворения японских трёхстиший требует максимальной активности сочинителя, полной погружённости в творчество. Сборник хокку невозможно просто пробежать глазами, не заостряя внимания. Каждое стихотворение требует вдумчивого прочтения и философского размышления. Пассивный читатель не сможет прочувствовать импульс, заложенный в содержание творения. Лишь при совместной работе мыслей читателя и творца рождается подлинное искусство, подобно тому, как взмах смычка и дрожание струны рождают музыку. Миниатюрный размер хокку вовсе не облегчает задачу творцу, ведь это означает, что в малое количество слов нужно вместить необъятное, а на пространное изложение своих мыслей просто нет времени. Чтобы не излагать смысл торопливо, в каждом явлении сочинитель ищет кульминацию.

Герои японских хокку

Многие поэты выражают свои мысли и эмоции в хокку посредством передачи главной роли конкретному объекту. Некоторые поэты отражают народное мировоззрение с любовным изображением малых форм и утверждением их права на жизнь. Поэты заступаются в своих творениях за насекомых, земноводных, простых крестьян и господ. Поэтому японские трехстишия хокку примеры имеют с социальным звучанием. Акцент на малых формах позволяет нарисовать картину большого масштаба.

Красота природы в стихах

Японское хокку о природе сродни живописи, так как нередко становится передачей сюжета картин и источником вдохновения художников. Иногда хокку - это особый компонент картины, который подаётся в качестве каллиграфически оформленной надписи под ней. Ярким примером подобной работы считается трехстишие Бусона:
"Цветы сурепки вокруг. На западе гаснет солнце. Луна на востоке встает".

Описываются широкие поля, покрытые желтыми цветами сурепки, кажущиеся особенно яркими в лучах заката. Огненный солнечный шар эффектно контрастирует с бледностью восходящей луны. В хокку нет подробностей, демонстрирующих эффект освещения и палитру красок, но зато предлагается новый взгляд на картину. От поэта зависит группировка основных элементов и деталей картины. Лаконичная манера изображения роднит японское хокку с цветной гравюрой укиё-э:

Льет весенний дождь!
По пути беседуют
Зонтик и мино.

Это хокку Бусона является жанровой сценой в духе гравюры укиё-э. Смысл его - в беседе двух прохожих под весенним дождём. Один из них прикрыт зонтом, а второй одет в соломенный плащ - мино. Особенностью этого хокку является свежее дыхание весны и тонкий юмор, близкий к гротеску.

Образы в стихотворениях японских поэтов

Поэт, который создаёт японское хокку, часто отдаёт предпочтение не зрительным, а звуковым образам. Каждый звук наполняется особым смыслом, чувством и настроением. В стихотворении может быть отражён вой ветра, стрекот цикад, крики фазана, пенье соловья и жаворонка, голос кукушки. Так запоминается хокку, описывающее целый оркестр, звучащий в лесу.

Жаворонок поет.
Звонким ударом в чаще
Вторит ему фазан.
(Басё)

Перед читателями не возникает объёмной панорамы ассоциаций и образов, зато пробуждается мысль с определёнными направлениями. Стихотворения напоминают монохромный рисунок тушью, без лишних деталей. Лишь несколько умело подобранных элементов помогают создать гениальную в своей лаконичности картину поздней осени. Ощущается предветренная тишина и грустная неподвижность природы. Лёгкий контур образа тем не менее обладает повышенной ёмкостью и завораживает своей глубиной. И даже если в стихотворении описывается только природа, то чувствуется состояние души поэта, его болезненное одиночество.

Полёт воображения читателя

Привлекательность хокку кроется в обратной связи. Только эта стихотворная форма позволяет обладать равными возможностями с сочинителями. Читатель становится соавтором. И может руководствоваться своим воображением в обрисовке образа. Вместе с поэтом читатель испытывает печаль, разделяет тоску и погружается в глубину личных переживаний. За долгие века существования старинные хокку не стали менее глубокими. Японское хокку скорее не показывает, но намекает и подсказывает. Свою тоску об умершем ребёнке поэт Исса выразил в хокку:

Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и все же...

Роса при этом является метафорой бренности жизни. Буддизм учит краткости и эфемерности человеческой жизни и её малой ценности. Но всё же отец не может смириться с утратой близкого человека и не может относиться к жизни, как философ. Его молчание в конце строфы говорит больше слов.

Недоговорённость в хокку

Обязательным элементом японского хокку является недоговорённость и возможность самостоятельно продолжить линию творца. Чаще всего стих содержит два значимых слова, а остальное - это формальности и восклицания. Все лишние детали отбрасываются, оставляя голые факты без прикрас. Поэтические средства подбираются весьма скупо, так как при возможности не используются метафоры и эпитеты. Бывает и так, что японские стихи хокку являются но при этом прямое значение кроется в подтексте.

Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела...
О, с какой неохотой!

Басё написал это стихотворение в момент расставания с домом своего друга и чётко передал все эмоции.

Японская позия хокку была и остаётся новаторским искусством, принадлежащим простым людям: купцам, ремесленникам, крестьянам и даже нищим. Искренние чувства и естественные эмоции, присущие каждому человеку, роднят представителей самых разных сословий.

Читайте также: