Наследник британской короны принц Уэльский Чарльз имеет "искренние чувства к православию" и регулярно посещает православные монастыри и Святую Гору Афон, заявил глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в интервью, посвященном первому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Великобританию.
"Мне известно о симпатиях принца Чарльза к Православию. Помимо посещения Святой Горы Афон Его Высочество старается бывать и в других святых местах. Совсем недавно, 30 сентября, принц Чарльз, находясь с визитом в Израиле, посетил русский православный женский монастырь в Гефсимании", где "проследовал к раке с мощами преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и возложил живые цветы с родины своей бабушки, которая приходится племянницей святой", - рассказал митрополит Иларион.
"Такие искренние чувства к Православию связаны и с тем обстоятельством, что отец принца Чарльза - герцог Филипп Эдинбургский - является представителем греческой линии Ольденбургской династии и от рождения исповедовал Православие. Лишь после брака с королевой Елизаветой II герцог Филипп, став британским принцем-консортом, принял англиканство. О себе он нередко говорит: "Я стал англиканином, но остался православным", - отметил митрополит Иларион.
Другой известный православный иерарх и богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), близко знакомый с наследником британской короны, ранее в интервью для СМИ также подтвердил искреннее тяготение кронпринца к Православию. "Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к Православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры. Он много раз совершал паломничества на Святую Гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения. Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст", - заявил британский православный архиерей.
По информации британских СМИ, в резиденции принца Чарльза в Хайгроув на стенах висят православные иконы.
Русские корни принца Чарльза
Мало кто знает, что в принце Чарльзе течет императорская кровь Романовых. Наследник Британской короны теоретически мог бы наследовать даже российский престол, поскольку его отец, герцог Эдинбургский Филипп, является праправнуком императора Николая I. А дед Чарльза, греческий принц Андрей, даже был офицером русской армии: в 1908 году он был зачислен в список Невского императорского полка и 1-й роты Российской императорской армии.
Афонский паломник
Одним из любимых мест паломничества принца Чарльза издавна является Святая Гора Афон. Он часто бывает в этом святогрском центре православного монашества и даже является почетным председателем международного британского общества "Друзья Афона" («Friends of Mount Athos»).
По инициативе принца Чарльза возглавляемое им общество оказывало материальную помощь в восстановлении афонских монастырей Ватопед и Хиландарь, ежегодно проводит международные научные конференции, посвященные истории и наследию Афона (очередная такая конференция состоится в Кембридже 3-5 февраля 2017 г.), организовывает паломничества на Афон.
Иногда принц Чарльз, посещая Святую Гору, останавливался здесь более чем на месяц. По информации СМИ, во время паломничеств на Афон он живет в отдельной крошечной келлии и встаёт в 5 часов утра на молитву вместе с монахами. В свободное от молитвы время он рисует здесь акварелью живописные виды Афона. Некоторые из этих картин были проданы на лондонском аукционе, а вырученные от их продажи деньги принц пожертвовал афонским монахам. Как отмечают в окружении принца, «краткий уход от мирских дел и напряженная духовная работа самым положительным образом влияют на принца Чарльза».
Наследник британской короны впервые оказался на Святой Горе в 1960-е гг. со своим отцом, герцогом Филиппом. Один из афонских монахов вспоминает: "Принц Чарльз всегда здесь желанный гость. Это место, в котором он, похоже, обретает спокойствие. Отношение к нему здесь, как к обычному монаху, и живет он, как и мы, начиная от того, что вкушает то же, что и мы".
Один из высоких королевских источников дополняет, что все чаще под бременем лет принц Чарльз ищет ответ на вопросы духовного и философского свойства. "Духовная жизнь весьма важна для него в наши дни... Он - человек теснимый множеством попечений, поэтому живет надеждой на уединение, позволяющее сосредоточиться на духовных вопросах". Ходили даже слухи, что принц тайно принял Православие и подумывает о принятии монашества, пожертвовав британской короной. Скорее всего, это просто слухи. Однако, как отмечает митрополит Каллист (Уэр), при всех сложностях смены вероисповедания, кронпринц остается искренним почитателем Православия.
Дерево на Соловках
В 2003 году принц Чарльз посетил древний православный Соловецкий монастырь. Это событие широко освещалось в СМИ. Как рассказал он сам в интервью журналистам, он всегда мечтал о том, чтобы побывать в Соловецком монастыре, так как считает его "мировой жемчужиной". Здесь, в монастыре, принц Чарльз посадил на Аллее памяти узников сталинских концлагерей саженец сибирской пихты и пообещал, что будет делегировать людей для ухода за деревцем.
Православные иконы на свадьбе сына
29 апреля 2011 года, во время бракосочетания сына принца Чарльза, Уильяма, в Вестминстерском аббатстве, где проходила торжественная церемония, многие наблюдатели и телезрители с удивлением могли увидеть православные иконы. Их появление на торжествах в главном англиканском соборе не случайно. Что это - дань памяти православным предкам или демонстративный жест, который можно сравнить с тем, как дедушка Уильяма, Филипп, продолжал креститься тремя перстами уже после принятия англиканства? Как бы там ни было, само наличие православных икон в аббатстве во время бракосочетания принца Уильяма выглядит довольно показательно. И это в очередной раз демонстрирует отношение к Православию в королевской семье.
Бабушка-монахиня
Отец Чарльза, герцог Филипп, родился и некоторое время жил в Греции. Его отцом был греческий принц Андрей, а бабкой - Ольга Константиновна, великая княжна из дома Романовых.
После свадьбы с будущей королевой Елизаветой Филипп по британским законам принял англиканское вероисповедание, хотя в интервью не раз говорил, что продолжает считать себя православным.
Мать Филиппа, бабушка принца Чарльза, Алиса Баттенберг была православной и активно помогала Православной Церкви. Во время оккупации Греции нацистами она прятала в своём доме евреев, спасая их от отправки в концлагеря. За это впоследствии она была объявлена «праведницей мира».
Свадьба сына стала последним торжественным мероприятием, на котором Алиса Баттенберг появилась в светском платье. Благословив сына и вернувшись в Афины, она навсегда облачилась в монашеское одеяние и осуществила свою давнюю мечту, организовав в память своей тети прпмч. Елизаветы Феодоровны православную сестринскую обитель Марфы и Марии, в которой воспитывались будущие няни и сиделки. Скончалась Алиса Баттенберг в 1969 году в Букингемском дворце. Перед смертью она изъявила желание быть похороненной в русском православном монастыре в Иерусалиме рядом со своей тетей, Елизаветой Фёдоровной. Это желание было исполнено 3 декабря 1988 года, когда её останки были перенесены в православную церковь в Гефсимании (в Иерусалиме).
На Святой земле
30 сентября 2016 г., во время официального визита в Израиль, принц Чарльз посетил русский православный женский монастырь в Гефсимании. Встречал высокого гостя начальник Миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский). При пении тропаря равноапостольной Марии Магдалине принц Чарльз проследовал к раке с мощами преподобномученицы Елизаветы, на которую возложил живые цветы с родины своей бабушки, которая приходится племянницей святой. Затем высокий гость подошел к другим святыням храма и, помолившись, поставил свечи.
Выходя из храма, наследник престола пообщался с насельницами русской Гефсимании и ученицами Вифанской школы, после чего он направился в усыпальницу принцессы Алисы.
Здесь архимандрит Роман совершил заупокойную литию, после которой внук принцессы возложил цветы на ее гроб и поставил свечу. Затем принц пожелал остаться один в крипте.
Почтив память своей бабушки и выразив архимандриту Роману, игумении Елизавете и насельницам обители свою глубокую признательность, принц Чарльз отправился на родину.
Напомним, 15-18 октября 2016 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Великобританию, посвященный 300-летию Русского Православия на Британских островах.
В ходе визита 18 октября в Букингемском дворце в Лондоне состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Королевой Великобритании и Северной Ирландии Елизаветой II. Святейший Патриарх поздравил британскую королеву с 90-летием со дня рождения и подарил ей образ Божией Матери «Скоропослушница», выполненный в русских ювелирных традициях. В ходе встречи был затронут широкий круг тем, в том числе и положение христианства в современной Европе. В тот же день состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой Англиканской Церкви архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби.
Специально для портала «Русский Афон»,
по материалам: РИА-Новости, Patriarchia.ru, Православие.ru, Православие и мир, Russian7.ru
Мало кто знает, что в принце Чарльзе течет кровь Романовых. Наследник Британской короны теоретически мог бы наследовать российский престол – его отец, герцог Эдинбургский Филипп, является праправнуком императора Николая I.
А дед Чарльза, греческий принц Андрей, даже был офицером русской армии: в 1908 году он был зачислен в список Невского императорского полка и 1-й роты Российской армии.
Женатый на Рюриковне
Первая супруга принца Чарльза, мать наследников престола Великобритании, являлась далеким потомком основателя русской государственности Рюрика.
Леди Ди была связана с основателем русской государственности через киевскую княжну Добронегу, дочь Владимира Святого, которая вышла замуж за польского князя Казимира Восстановителя.
Таким образом, брак Чарльза и Дианы был уникальным тем, что в нем соединились потомки двух русских царских домов – Рюриковичей и Романовых. Интересно, что первая «монархическая» брачная связь Рюриковичей и Романовых пришлась на февраль 1547 год, когда семнадцатилетний Иоанн IV взял в жены Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву.
Через 434 года принц Чарльз, наследник британской короны, женился на Диане Спенсер. Первый союз Рюриковичей и Романовых закончился безвременной смертью царицы. Второй – тоже завершился драматично. Возможно, кровь Рюрика плохо уживается с Романовским геном...
Паломник
Показательно, что принц Чарльз регулярно посещает Святую гору Афон и останавливается в монастыре Ватопед. Обитель стала любимым местом уединения для принца еще со времен его брака с Дианой. Принц приезжал в монастырь, где проводил время с братией в молитве и созерцании. На досуге рисовал акварелью живописные виды Афона. Странники, посещающие Афон, обязаны размещаться на ночь в общей почивальне и соблюдать скромный образ жизни, присущий монахам. Единственной уступкой принцу Уэльскому являлось то, что он жил в небольшой отдельной келье, но спал на простой кровати с поролоновым матрасом.
Чарльз впервые оказался на Святой горе со своим отцом, герцогом Филиппом. Один из афонских монахов вспоминает: «Принц Чарльз всегда здесь желанный гость. Это место, в котором он, похоже, обретает спокойствие. Отношение к нему здесь, как к обычному монаху, и живет он, как и мы, начиная от того, что вкушает то же, что и мы».
Один из высоких королевских источников дополняет, что все чаще под бременем лет Чарльз ищет ответ на вопросы духовного и философского свойства. «Духовная жизнь весьма важна для него в наши дни… Он - человек теснимый множеством попечений, поэтому живет надеждой на уединение, позволяющее сосредоточиться на духовных вопросах». Ходят слухи, что принц тайно принял Православие и даже подумывает о принятии монашества, пожертвовав британской короной. Возможно, это просто легенда. Но легенда очень красивая.
Дерево на Соловках
Принц Чарльз в 2003 году посетил Соловецкий монастырь. Это событие освещалось всеми информационными агентствами. Какие только версии не придумывали журналисты о подробностях этого визита! Одни журналисты писали, что принц Чарльз пришёл на Соловки пешком. Откуда он шёл не уточнялось (может, из Лондона?), хотя в действительности принц попал на Соловки менее аскетичным способом: прилетел на самолете АН-24. Ещё газеты писали, что принц Чарльз прибыл на Соловки, чтобы посмотреть местный ботанический сад (в Англии с садами напряженка) и принца возили по островам на уазике-буханке. Как и всегда, истина очевиднее досужих домыслов. Принц Чарльз всегда мечтал о том, чтобы побывать в Соловецком монастыре, так как считает его «мировой жемчужиной». Принц Чарльз посадил на Аллее памяти саженец Сибирской пихты и пообещал, что будет делегировать людей для ухода за деревцем. Что бы ни говорили журналисты по поводу того, что Чарльз прибыл на Соловки, чтобы почтить память узников советских лагерей, нам видится, что причина всё-таки в другом. Близость православию у Чарльза в крови, его живой интерес к православным святыням очевиден.
Русские иконы на свадьбе сына
Во время бракосочетания сына принца Чарльза, Уильяма, российские зрители могли увидеть в Вестминстерском аббатстве, где проходила церемония, православные иконы. Их появление в главном англиканском соборе не случайно. Эти образы, появившиеся в Вестминстерском аббатстве в 1994 году, были написаны иконописцем Сергеем Фёдоровым. Само наличие православных икон в аббатстве во время бракосочетания принца Уильяма выглядит довольно показательно. Что это - дань памяти православным предкам или демонстративный жест, который можно сравнить с тем, как дедушка Уильяма, Филипп, продолжал креститься тремя перстами уже после принятия англиканства.
Бабушка-монахиня
Отец Чарльза, герцог Филипп, родился и некоторое время жил в Греции. Его отцом был греческий принц Андрей, а бабкой – Ольга Константиновна, великая княжна из дома Романовых. После свадьбы с Елизаветой Филипп принял англиканскую веру, хотя в интервью не раз говорил, что продолжает считать себя православным. Мать Филиппа, бабушка принца Чарльза, Алиса Баттенберг была православной и активно помогала православной церкви. Во время оккупации Греции нацистами, она прятала в своём доме евреев, спасая их от отправки в концлагеря.
Свадьба сына стала последним торжественным мероприятием, на котором Алиса Баттенберг появилась в светском платье. Благословив сына и вернувшись в Афины, она навсегда облачилась в монашеское одеяние и осуществила свою мечту, организовав в память тети Эллы орден сестер, в котором воспитывались будущие няни и сиделки. Скончалась Алиса Баттенберг в 1969 году в Букингемском дворце. Перед смертью она изъявила желание быть похороненной в Иерусалиме рядом с тёткой, Елизаветой Фёдоровной. Это желание было исполнено 3 декабря 1988 года, когда её останки были перенесены в церковь в Иерусалиме.
«Возрождение из России»
Уже на протяжении двух десятков лет по миру гуляет высказывание, которое якобы в начале 1990-х принц Чарльз высказал на встрече в одном из закрытых английских клубов. Приводим цитату полностью: «Я не вижу во всем мире ни одной точки, откуда может прийти возрождение, ибо сами вы, джентльмены, понимаете, что все мы катимся в бездну разврата, распутства, грабежа, воровства, аморальности полной, к извращению полному. Единственная точка, которую я вижу, где может быть начало какого-то возрождения, - Россия».
В конце декабря 2019 года власти Черногории приняли закон «О свободе вероисповедания…», на основании которого государство вознамерилось отобрать у Сербской Православной Церкви всю ее недвижимость – храмы и монастыри. Народ, руководимый пастырями, поднялся на защиту своих святынь. В городах Сербии и Черногории второй месяц не прекращаются массовые акции протеста – крестные ходы, молитвенные стояния. Рассказом о происходящих событиях с нами поделилась Радмила Войнович – член Союза писателей Сербии и России, профессор, известный церковный и общественный деятель: – Около 30 лет Черногорию возглавляет Мило Джуканович – то в качестве премьер-министра, то как президент.
Маловерие – один из признаков последних времен. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8), – говорит нам Священное Писание. А вера – это не просто слова. Это праведные дела и поступки. Многие называют себя православными, но немногие соблюдают посты, как этого требует Типикон. Многие считают себя воцерковленными, но немногие понимают истинный смысл этого слова. Воцерковление – это пребывание в Церкви Христовой неотлучно, это жизнь с Богом и в Боге. Не так, что пришел, поставил свечку, отдал дань обряду или Таинству а, вернувшись домой, оставил православный образ и прилепился к греховным сладостям мира сего.
Перед смертью на приеме у папы римского Иоанна Павла I митрополит Никодим (Ротов) успел рассказать понтифику о своих идеях по реформации и модернизации Русской Православной Церкви. Он говорил о том, что Русское Православие в его лице готово преклонить колени перед ватиканским престолом и признать первенство власти римского епископа. Ротов говорил, что как только он станет патриархом (а это неизбежно, потому что советская безбожная власть его всячески поддерживает), то он сразу же примется перекраивать принцип управления в Церкви – утверждая вместо соборности безрассудное повиновение папе-патриарху по примеру папизма...
Принц Уэльский Чарльз питает давний и искренний интерес к православию. Однако, в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской церкви едва ли может сменить вероисповедание. К этому сводилась суть ответа, данного одним из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром) на вопрос об отношении дома Виндзоров к православию на встрече с прихожанами собора святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне.
Один из собравшихся обратил внимание на то, что в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза — принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Этим и был продиктован вопрос.
«Действительно, там вывешены работы русского иконописца», — сказал митрополит Каллист, имея в виду Сергея Федорова. «Я нахожу это существенным», — добавил он, пояснив, что знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а «дом молитвы». И иконы, по его убеждению, «лучше всего создают должную атмосферу» и становятся для многих «окном», через которое люди открывают для себя православие.
Перейдя к сути вопроса, владыка прежде всего подчеркнул, что «сама королева Елизавета — вне всякого сомнения глубоко и искренне верующая христианка». «В своих последних выступлениях, последние год-два, она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере», — добавил он.
Православный иерарх, англичанин по национальности, напомнил, что церемония коронации в Великобритании сопровождается обрядом помазания, сохранившимся не везде. «И я уверен, что сама королева Елизавета очень серьезно относится к тому, что она — христианская государыня», — указал он.
Митрополит также подчеркнул, что британская корона — символ единства страны. «Конечно, и американское президентство может служить таким символом, но так бывает не всегда, поскольку кандидатов в президенты выдвигают конкретные партии», — пояснил он. По его убеждению, наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды; в этом контексте он поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.
Владыка далее напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. «Когда мы с ним встречались, он говорил: «Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным, но при этом я теперь и англиканин», — сказал митрополит под дружный смех собравшихся. «Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески», — признался он.
«Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, — продолжал оратор. — Он много раз совершал паломничества на Святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения (по образу правления Великобритания — конституционная монархия, хотя формально единого основного закона там нет — прим. ИТАР-ТАСС). Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст».
Владыка Каллист — сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. Его спрашивали о перспективах сближения между двумя церквами, но он повторил свою известную точку зрения о том, что это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Как он напомнил, наряду с консервативной и очень близкой к православию «высокой церковью» там есть и «евангелические и крайне либеральные» направления, «представить себе единство» с которыми для православных «никак невозможно». При всем том митрополит — «за продолжение диалога», пусть и без надежды на «немедленное достижение практических результатов».
Принц Уэльский Чарльз питает давний и искренний интерес к православию.
Однако в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской церкви едва ли может сменить вероисповедание.
Такое мнение выразил на встрече с прихожанами собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне один из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр).
В Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза - принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Один из участников встречи с митрополитом Каллистом обратил внимание на это и задал вопрос об отношении дома Виндзоров к православию.
Действительно, там вывешены работы русского иконописца (Сергея Федорова - Прим. ред.), я нахожу это существенным, - сказал митрополит Каллист. - Знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а "дом молитвы".
Владыка подчеркнул, что "сама королева Елизавета - вне всякого сомнения, глубоко и искренне верующая христианка". "Последние год-два она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере", - добавил он.
Православный иерарх, англичанин по национальности отметил, что наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды,и поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы Второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.
Владыка напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. "Когда мы с ним встречались, он говорил: "Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным. Но при этом я теперь и англиканин", - сказал митрополит под дружный смех собравшихся. "Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески", - признался он.
"Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, - рассказал митрополит. - Он много раз совершал паломничества на святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения. Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст".
Поскольку владыка Каллист - сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, его спрашивали о перспективах сближения между двумя церквами. По его мнению это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Наряду с консервативной и очень близкой к православию "высокой церковью" там есть и "евангелические и крайне либеральные" направления, "представить себе единство" с которыми для православных "никак невозможно". При всем том митрополит - "за продолжение диалога", пусть и без надежды на "немедленное достижение практических результатов".
Святитель Иоанн
Интересно, что Иоанно-Предтеченский собор РПЦЗ, где проходила встреча, был основан в 1949 году архиепископом Иоанном (Максимовичем), в 1994 году причисленным к лику святых. В молодости нынешний митрополит - тогда еще неправославный Тимоти Уэр - встречался с владыкой Иоанном. И до сих пор "совершенно отчетливо помнит" свою первую встречу с ним во Франции, в Версале.
Произошло это на литургии, которую архиепископ Иоанн имел обыкновение служить ежедневно. День был будний, в маленькой домашней церкви находились только монах-певчий и какая-то старушка. Вынеся чашу со Святыми Дарами, священник пристально смотрел на незнакомого молодого гостя, пока тот не покачал отрицательно головой. Позже он все же настоял на том, чтобы тот подошел и принял помазание елеем из лампады.
"Позже я размышлял, почему он так на меня смотрел, - словно настаивая, чтобы я подошел к причастию, - сказал митрополит. - Я тогда находился как бы "на перепутье": в своей англиканской церкви уже не причащался, а к православной еще не принадлежал. Наверное, он понял, в каком я положении. И по-своему дал мне понять: не медли слишком долго. Иди в церковь - в нашу православную церковь - и принимай причастие. И я воспринял это как знак..."
"Всякое серьезное знакомство с другим человеком по сути провиденциально", - сказал владыка.
О птицах высокого полета
Через несколько месяцев Уэр принял православие. Произошло это в 1958 году. Затем он подвизался в монастыре на греческом острове Патмос, совершал паломничества в Иерусалим и на Афон, в 1966 г. стал священником и монахом с именем Каллист. С того же времени 35 лет преподает в Оксфордском университете, подготовил целую плеяду богословов и историков церкви.
Среди его подопечных был и нынешний председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев).С широкой улыбкой владыка Каллист заметил, что в этом случае и без всякого провидческого дара было видно "птицу высокого полета".
По его словам, о. Иларион, оставаясь "смиренным монахом", в то же время отличался "чрезвычайной целеустремленностью, ...ясным пониманием того, зачем он приехал в Оксфорд и чему хочет учиться". Свою докторскую диссертацию о преподобном Симеоне Новом Богослове он написал "быстрее любого другого" соискателя на памяти наставника, а позже эта работа была напечатана издательством Оксфордского университета. "Они исключительно редко издают докторские диссертации, только самые лучшие", - пояснил владыка.
Сам он, на его взгляд, не наделен "прозорливостью, свойственной святому Иоанну". Однако и у него бывали ситуации, когда на исповедях в ответ на простой вопрос, все ли они рассказали, кающиеся изумлялись его проницательности.
Для своих преклонных лет иерарх, родившийся в 1934 году, превосходно выглядит. Лекцию о молитве Иисусовой, ради которой и устраивалась встреча, он читал стоя, пошутив: "чтобы не убаюкать самого себя". Хотя такой опасности не было и в помине, живая и образная речь, полная ярких сравнений и любопытных реминисценций, наглядно показала, что он владеет даром просто и доходчиво говорить о самых сложных материях, раскрывая взаимосвязи между бренным и вечным.