Дрейф черной бабочки. «Темная сторона» бабочек: бабочки-убийцы и бабочки-хищники. Чего он хочет

Бабочка относится к классу насекомые, типу членистоногие, отряду чешуекрылые (Lepidóptera).

Русское название «бабочка» произошло от старославянского слова «babъka», обозначавшего понятие «старуха» или «бабка». В верованиях древних славян считалось, что это души умерших, поэтому люди относились к ним почтительно.

Бабочка: описание и фото. Строение и внешний вид бабочек

В строении бабочки выделяются два главных отдела – тело, защищенное твердым хитиновым панцирем и крылья.

Бабочка – насекомое, тело которого состоит из:

  • Головы, малоподвижно соединенной с грудью. Голова бабочки имеет округлую форму с немного приплюснутой затылочной частью. Круглые или овальные выпуклые глаза бабочки в виде полушарий, занимающие большую часть боковой поверхности головы, имеют сложное фасеточное строение. Бабочки обладают цветным зрением, и подвижные объекты воспринимают лучше, чем неподвижные. У многих видов за усиками находятся дополнительные простые теменные глаза. Строение ротового аппарата зависит от видовой принадлежности и может быть сосущего или грызущего типа.

  • Груди, имеющей трехсегментное строение. Передняя часть значительно меньше средней и задней, где располагаются три пары ножек, которые имеют характерное для насекомых строение. На голенях передних лапок бабочки расположены шпоры, предназначенные для поддержания гигиены усиков.
  • Брюшка, имеющего форму удлиненного цилиндра, состоящего из десяти сегментов кольцеобразной формы с находящимися на них дыхальцами.

Строение бабочки

Усики бабочки расположены на границе теменной и лобной части головы. Они помогают бабочкам ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимая колебания воздуха и различные запахи.

Длина и строение усиков зависят от принадлежности к виду.

Две пары крыльев бабочки, покрытых плоскими чешуйками разной формы, имеют перепончатое строение и пронизаны поперечными и продольными жилками. Размер задних крыльев может быть одинаковым с передними или значительно меньше их. Узор крыльев бабочки разнится от вида к виду и очаровывает своей красотой.

При макросъемке очень хорошо видны чешуйки на крыльях бабочек – они могут иметь совершенно разную форму и цвет.

Крылья бабочки – макросъемка

Внешний вид и окраска крыльев бабочки служат не только для внутривидового полового распознавания, но и выступают в качестве защитного камуфляжа, позволяющего слиться с окружающей обстановкой. Поэтому цвета могут быть как монохромными, так и пестрыми со сложным рисунком.

Размер бабочки, или лучше сказать размах крыльев бабочки, может колебаться от 2 мм до 31 см.

Классификация и виды бабочек

В многочисленный отряд чешуекрылых входит более 158 тысяч представителей. Существует несколько систем классификации бабочек, довольно сложных и запутанных, с постоянно происходящими в них изменениями. Наиболее удачной считается схема, разделяющая этот отряд на четыре подотряда:

1) Первичные зубатые моли. Это мелкие бабочки, размах крыльев которых колеблется от 4 до 15 мм, с ротовым аппаратом грызущего типа и усиками, которые достигают в длину до 75% размеров передних крыльев. Семейство состоит из 160 видов бабочек.

Типичными представителями являются:

  • золотистый мелкокрыл (Micropteryx calthella );
  • калужницевый мелкокрыл (Micropteryx calthella ).

2) Бесхоботковые бабочки. Размах крыльев этих насекомых, покрытых темными мелкими чешуйками с кремовыми или черными пятнами, не превышает 25 мм. До 1967 года их относили к первичным зубатым молям, с которыми это семейство имеет много общего.

Самые известные бабочки из этого подотряда:

  • мучная огневка (Asopia farinalis L .),
  • огневка еловых шишек (Dioryctrica abieteila).

3) Гетеробатмии, представленные одним семейством Heterobathmiidae .

4) Хоботковые бабочки, слагающие самый многочисленный подотряд, состоящий из нескольких десятков семейств, в которые входят более 150 тысяч видов бабочек. Внешний облик и размеры представителей этого подотряда очень разнообразны. Ниже представлено несколько семейств, демонстрирующих все разнообразие хоботковых бабочек.

  • Семейство Парусники , представленное средними и крупными бабочками с размахом крыльев от 50 до 280 мм. Рисунок на крыльях бабочек состоит из черных, красных или голубых пятен различной формы, хорошо заметных на белом или желтом фоне. Наиболее известны из них:
    1. Бабочка махаон;
    2. Парусник «Слава Бутана»;
    3. Птицекрыл королевы Александры и другие.

Бабочка махаон

  • Семейство Нимфалиды , характерной чертой которого является отсутствие утолщенных жилок на широких угловатых крыльях с пестрой окраской и разнообразными узорами. Размах крыльев бабочек варьируется от 50 до 130 мм. Представителями этого семейства являются:
    1. Бабочка адмирал;
    2. Бабочка дневной павлиний глаз;
    3. Бабочка крапивница;
    4. Бабочка траурница и т.д.

Бабочка адмирал (Vanessa atalanta)

Бабочка дневной павлиний глаз

Бабочка крапивница (Aglais urticae)

Бабочка траурница

  • , представленное ночными бабочками с узкими крыльями, размах которых не превышает 13 см и отличается характерным рисунком. Брюшко у этих насекомых утолщенное веретенообразное. Самые знаменитые бабочки этого семейства:
    1. Бражник «мертвая голова»;
    2. Бражник олеандровый;
    3. Бражник тополевый.

  • Семейство Совки , в которое входит более 35 000 видов ночных бабочек. Размах серых с металлическим оттенком пушистых крыльев в среднем составляет 35 мм. Однако в Южной Америке существует вид бабочек тизания агриппина с размахом крыльев 31 см или павлиноглазка атлас, размер которой напоминает птицу средней величины.

Где живут бабочки в природе?

Ареал распространения бабочек по планете очень широк. Он не включает в себя только ледяные просторы Антарктиды. Бабочки обитают повсеместно от Северной Америки и Гренландии до побережья Австралии и острова Тасмания. Наибольшее количество видов обнаружили на территории Перу и Индии. Эти порхающие насекомые совершают свои полеты не только в цветущих долинах, но и высоко в горах.

Чем питаются бабочки?

Рацион многих бабочек состоит из пыльцы и нектара цветущих растений. Многие виды бабочек питаются соками деревьев, перезревшими и гниющими фруктами. А бражник мертвая голова является настоящим гурманом, потому что часто залетает в ульи к и лакомится собранным ими медом.

Некоторые бабочки нимфалиды нуждаются в различных микроэлементах и дополнительной влаге. Их источником являются экскременты, моча и пот крупных животных, мокрая глина, а также пот человека.

.

К таким бабочкам относится мадагаскарская комета, размах крыльев которой составляет 14-16 см. Продолжительность жизни этой бабочки составляет 2-3 дня.

Также среди бабочек существуют «вампиры». К примеру, самцы некоторых видов совок поддерживают свои силы благодаря крови и слезной жидкости животных.

Таковой является бабочка-вампир (лат. Calyptra ).

Навоз и слезы: привычное меню. Бабочки не только пьют нектар цветов. В рацион многих из них входят такие неожиданные и отталкивающие «блюда», как помет, моча и разлагающееся мясо животных. Чтобы получить необходимый для них натрий, они пьют слезы рептилий. Это используют ученые в работе с бабочками. Например, чтобы привлечь тропическую бабочку клетчатый шкипер, исследователи плюют на ткань и кладут ее на землю. Бабочек манит пропитанный слюной кусок материи, потому что он напоминает им птичий помет, и присев, они остаются — ведь в слюне содержится натрий и другие питательные вещества. Такой способ привлечения бабочек для исследований называется методом Аренхольца.

Хищные и плотоядные. Не волнуйтесь: вам не грозит стать жертвой атаки бабочек-людоедов. Но некоторые гусеницы действительно убивают других особей, чтобы сохранить себе жизнь. Взять хотя бы Feniseca tarquinius, обитающую в Северной Америке: она откладывает яйца в колонии тлей, и гусеницы растут, пожирая тлей и иногда защищая себя трупами убитых жертв. Недаром Feniseca tarquinius по‑английски в народе зовется harvester, т. е. «жнец», «комбайн».

Бабочки-гурманы. Бабочки бывают крайне придирчивыми в вопросах гастрономии. Положим, вы создали сад, полный благоуханных цветов, и ждете, что его заполнят прекрасные бабочки. И вот они уже порхают над цветами, но погодите! — если вы не озаботитесь правильным выбором растений, многие из них не смогут отложить яйца, и вы заманите их в генетический тупик. Гусеницы некоторых бабочек привередливо питаются только одним видом растений. Например, гусеница Plebejus melissa samuelis питается только диким голубым люпином. А гусеница роскошной данаиды монарх потребляет исключительно род растений ваточников, тогда как Callophrys gryneus выбирает для себя атлантический белый кедр — и только.

«Растение-хозяин» — так называют все эти растения, т. к. они служат основной средой обитания и источником питания для организма. Как только гусеница превращается в бабочку, ее рацион расширяется, и она может выбирать себе и другие места жительства. Но если в нужный момент она не найдет свое растение-хозяина, то не сможет отложить яйца.

Самые большие и самые маленькие. Бабочки могут быть просто огромными. Например, размах крыльев птицекрылки королевы Александры может достигать 27 см. По контрасту, максимальный размах крыльев Brephidium exilis, вида семейства голубянки, не более 2 см. Представьте такую кроху у себя на ладони — ее легко можно не заметить.

Бабочки бывают прозрачными. Мы привыкли, что крылья бабочек словно расписаны ярким и причудливым узором. Однако у некоторых видов цвет крыльев настолько ненасыщенный, что они кажутся прозрачными. Достаточно много бабочек серого или однотонно-коричневого цвета. Эти виды прекрасны в своем минимализме, если вы любите сдержанные и приглушенные тона. Но некоторые бабочки бывают действительно прозрачными. Да, ткань между жилками их крыльев лишена цветных чешуек, и свет спокойно проходит сквозь крылья. Как таким относится, например, Greta oto — вид бабочек из семейства нимфалид.

Ультрафиолетовые крылья. Да, зрение бабочек сильно уступает человеческому: они не способны различать те детали, которые различаем мы. Зато они видят в другом цветовом спектре. Например, они видят ультрафиолет. Многие бабочки имеют ультрафиолет среди основных цветов окраса своих крыльев, но мы этого так и не сможем заметить.

Крылья всему голова. Бабочкам есть кого опасаться: птицы, ящерицы, пауки и другие создания любят на них охотиться. Выбирая из двух зол, бабочка скорее пожертвует своими крыльями, нежели головой: даже если хищник откусит значительную часть крыльев, бабочка все еще сможет летать. Без головы, разумеется, этого не случится. Как заставить противника нападать на крылья? Только обманув его, заманив ложной, фальшивой головой, расположенной на крыльях.

Бабочки-отравительницы. Некоторые бабочки поражают противника классическим средневековым методом: с помощью ядов. Нет, это не яд, который выделяют сами бабочки — они набирают его в растениях и в нужный момент используют против своего врага. Например, бабочка монарх использует токсины ваточника, чтобы быть, скажем, менее аппетитной для птиц.

Бабочки и газовая атака. Бабочки владеют еще одним оружием. Так, у гусениц бабочек семейства парусников и хохлатки есть специальная железа, осметрий (или вилообразная железа). Выглядит она как оранжевые «рожки». В случае приближающейся опасности, гусеница их выдвигает из тела, выделяя при этом крайне неприятный запах, который отпугивает пауков, а муравьев и богомолов может даже убить.

Когда главным действующим лицом фильма становится писатель, то это безусловный шанс для зрителя прикоснуться к творческой кухне, шанс проникнуться процессом сочинительства, посмотрев на ситуацию изнутри. Свою вторую режиссерскую работу известный актер Брайан Гудман («Поймай меня, если сможешь», «Кокаин») снял именно о писателе, который находится в творческом тупике. «Я застрял», - печатает он бесконечно на пишущей машинке в самом начале фильма. Вдохновения нет, денег тоже, любимая жена ушла, уединенное ранчо в Колорадо выставлено на продажу, и очень плохая новость - время от времени в округе бесследно исчезают женщины. Вполне годится в качестве основы для сценария психологического триллера, которым и является «Черная бабочка», снятая как ремейк одноименного французского телефильма 2008 года.

Но Гудман и работавшие с ним сценаристы Марк Фридман (продюсер «Эскадрильи «Лафайет» и «Соломенных псов») и Джастин Стэнли («Что скрывает Лох-Несс», «Люди-тени») выводят «Черную бабочку» к странному и пытающемуся держать в напряжении взаимодействию. В центре ленты - не только писатель Пол Лопес (Антонио Бандерас), но и парень со вполне темной историей - Джек (Джонатан Риз Майерс, «Август Раш», «Матч Поинт»). Джек помог в придорожном ресторанчике Полу решить одну маленькую проблему - наступил на хвост чересчур агрессивному дальнобойщику, который имел зуб на Пола, безудержно лихачевшему на лесной дороге. И, кажется, сама судьба сводит вместе когда-то успешного сочинителя и бродягу перекати-поле. Приглашенный на ранчо Джек оказывается рукастым и деловитым парнем и делает все, чтобы быть максимально полезным и задержаться подольше. Когда дело доходит до грустной истории о неудачных сценариях Пола, Джек предлагает ему написать историю о них двоих.

Очень мало логики в том, что Пол терпит Джека и не выставляет его за порог. История «Черной бабочки» становится рассказом заключения хозяина в его собственном доме, который опирается на вполне традиционную основу триллера - удаленное от активной жизни место и отсутствие каких бы то ни было коммуникаций. В итоге Джек не столько пытается расшевелить писателя, сколько тяготеет к демонстрации силы и реальному насилию. Положительный эффект от этого, конечно, есть, любящий приложиться к бутылке Пол становится вынужденным трезвенником. Это - странная игра, в которую играют решительно настроенный, но все более напуганный Бандерас и Майерс, все-таки не дотягивающий до уровня универсального злодея. В воздухе постоянно витает дух серийного убийцы, который дает зрителю повод подозревать во всем Джека. В определенный момент в доме Пола появляется его агент по продаже недвижимости Лора (Пайпер Перабо, «Вас не догонят», «Бар «Гадкий койот») и становится движущей силой всей экранной истории с этого момента.

Не покидает ощущение, что в «Черной бабочке» Гудман изо всех сил старается создать усиленное, форсированное ощущение тайны, опираясь при этом на лучшие образцы жанра с аналогичным сюжетом типа «Мизери» 1990 года, поставленного по роману Стивена Кинга. Но в итоге все сводится к манипулированию терпением зрителя и предсказуемому трюкачеству сродни тому, когда фокусник в цирке достает кролика из цилиндра. Попытка раскачать развитие сюжета двумя неожиданными твистами на последних 20 минутах ленты настолько неудобоварима, что аннулирует все мало-мальские достоинства истории и столкновения характеров, показанные ранее. Очевидно, что весь фильм проектировался именно под эти повороты в третьем акте, но Гудман не прикладывает никаких усилий, чтобы первые два были насыщены смыслом и не вызывали противоречий с внутренней логикой.

В «Черной бабочке» можно подозревать в умышленных убийствах каждого из двух главных персонажей, поскольку каждый из них стремится к доминированию на протяжении всего разговора о возможном сценарии фильма Пола. Но главным фактом для этой ленты остается то, что создатели настолько очарованы своими хитроумными построениями сюжета, что решительно не обращают внимания на души людей, которых показывают на экране, и отказывают картине в столь необходимом психологизме практически полностью.

У писателя Пола в последнее время дела идут не очень: новая книга не продается, старые гонорары растрачены, экранизация романа не удалась - мужчина заливает джином одиночество в домике, расположенном подальше от людей, и пытается выдавить из себя хотя бы одну новую строчку. Редкая вылазка в близлежащий городок едва не оборачивается для писателя трагедией, он умудрился рассердить дальнобоя, у которого чешутся кулаки, но в последний момент на защиту Пола встает Джек, путешествующий автостопом неразговорчивый парень. Желая отблагодарить Джека за спасение, писатель предлагает молодому человеку несколько дней пожить в его доме, перевести дух и привести себя в порядок перед новым путешествием, однако очень скоро гость почувствовал себя в доме хозяином - напористый малый заставляет писателя вспомнить о том, что в этих местах за последние годы было убито несколько женщин. В то же время с появлением зловещего соседа к Полу вернулось вдохновение - осталось дождаться, что перевесит, опасность или любопытство?

Первые попытки голливудской адаптации французской «Ночной бабочки» предпринимались еще в 2011 году. Тогда главную роль в фильме планировалось отдать Николасу Кейджу

Тайна творческого процесса потому и занимает столь значимое место в произведениях самых разных авторов, что точного объяснения возникновению вдохновения и полному исчезновению любых писательских или художественных навыков до сих пор нет. Это индивидуальные качества, которыми любой может управлять сам? Или же это, по меткому выражению одного из поэтов, дыхание Бога, в котором человек является всего лишь проводником или сосудом? Нет ответов, поэтому и находятся авторы в постоянном поиске, хватаясь за любую возможность погрузиться в новую книгу или фильм.

Кадр из фильма "Черная бабочка"


Иногда для новых ощущений приходится заглянуть и на темную сторону. В 2008 году Карен Оганесян довольно живо описал такой опасный трип в своем незаслуженно забытом сегодня «Домовом » с Машковым и Хабенским , и в то же время с подобной историей к любителям кино обратились французы - режиссер Кристиан Фор снял в триллере «Ночная бабочка » Эрика Кантону и Стефана Фрейсса , закрутив на экране мрачный водоворот, в котором охотник и жертва меняются местами несколько раз за скромные 100 минут. Этот фильм тоже рассказывает о писателе, нашедшем стимул писать в знакомстве с опасным незнакомцем, вот только финальный кульбит здесь был довольно далек от концовки российской ленты.

Кадр из фильма "Черная бабочка"


В культурах многих народов из разных уголков планеты черные бабочки считаются предвестниками неудач или символами приближающейся смерти

Пооблизывавшись на удачный сюжет, Голливуд адаптировал французскую постановку под себя и выдал в прокат «Черную бабочку», картину, в большой степени повторяющую французский оригинал с небольшими правками - действие перенесено из Альп в Колорадо, загадочный незнакомец несколько помолодел, а маньяку скромно урезали «послужной список»: европейская полиция разыскивала убийцу восьми девушек, американцы уменьшили количество жертв вдвое. В остальном от съемочной команды не требовалось какой-то специальной изобретательности, оригинал достаточно точно расставлял акценты и окрашивал персонажи. Но отчего-то именно тут у «Черной бабочки» и начались проблемы…

Кадр из фильма "Черная бабочка"


Прежде всего, американская картина катастрофически ошиблась с кастом. К выбору режиссера Брайана Гудмана предъявлять претензии сложно, имена в его фильме задействованы звучные, но все три главных актера словно не на своих местах. Антонио Бандерас , играющий Пола, умеет быть гораздо более убедительным, здесь же даже отрешенно пить у него получается плохо, в глазах его нет ни малейшего огня, а с лица не сходит выражение невыносимой скуки. Джонатан Риз Майерс , хоть и пытается время от времени брать на себя роли побрутальнее, слабо похож на парня, подобранного на обочине, - слишком утончен, слишком аристократичен. Его Джек даже выглядит так, словно он не пару месяцев пересекает Скалистые горы, а только что вышел из ближайшего барбершопа. Пайпер Перабо же и вовсе не отнесешь к тем женщинам, ради которых творят страшные дела, - а она особенно и не претендует, в любой сцене принимая позу незаметного декоративного куста, случайно попавшего в кадр.

Кадр из фильма "Черная бабочка"


Но самая главная беда картины в том, что режиссер не справляется с ритмом сюжета. Не станем спойлерить развязку, ибо это единственное, из-за чего фильм заслуживает просмотра, но Гудман, кажется, выпустил поводья еще в первой трети фильма, а потому его главный секрет оказался преждевременно раскрыт на исходе первого часа, а дальше начинается весьма несуразная имитация бурной деятельности, больше похожая на сумбур и панику. Жаль, ведь в оригинале авторам удалось собрать в кулак весь мрак, накопившийся в героях, и излить его в финальные четверть часа плотным потоком.

К сожалению, приходится признать, что Голливуд в данном случае оказался бессилен не только улучшить европейскую картину, но и даже дотянуться до ее уровня. И это при том, что французы изначально снимали бюджетную постановку для ТВ, а в главной роли у них был задействован пусть и именитый, но все же непрофессиональный актер, более известный своими финтами на футбольном поле. Проигрыш такому сопернику Гудману, Бандерасу и Майерсу в плюсы никак не запишешь, для всех них неудача должна стать хорошим уроком. И поводом искать вдохновения в другом месте, оно где-то обязательно ждет.

Читайте также: