Какие методы оптимизации есхн можем предложить. Налоговый выбор: оптимизация есхн. Оптимизация налогов при переходе на упрощенную систему налогообложения

Поэтому разработано специальный налоговый режим, который будет удобен таким предприятиям – это ЕСХН. Разберемся, какие специфические черты он имеет и кто попадает под систему налогообложения.

Общие сведения

Сначала приведем расшифровку ЕСХН – это единый сельскохозяйственный налог. Какие нормативные акты регулируют применение такого режима? Поговорим о нюансах налогообложения данной системой.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога являются доходы, что уменьшены не расходы ().

Налогоплательщики

Налогоплательщиками признаются не только изготовители аграрного товара, но и:

Основное требование – прибыли от продажи сельхозпродукции должен составлять от 70% от всей суммы прибыли. Если предприятие занимается рыболовством, оно должно иметь свое или арендованное судно.

Отчетный период

ЕСХН необходимо уплачивать каждые полгода, но налоговым периодом стоит считать год. Аванс стоит перечислять до 25 июля в отчетном году, а остаток суммы вносится до 31 марта в новом году, то есть по окончанию налогового периода.

Доходы и расходы определяются в соответствии с правилами, описанными в . Список затрат закрыт и содержится в ст. 346.5 п. 2 НК.

Компании, деятельность которых облагается сельскохозяйственным налогом, должны вести бухучет на основании порядка .

Стоит помнить такие нюансы:

  1. Если вы находитесь на ЕСХН, то перейти на другую налоговую систему не имеете права до окончания налогового периода.
  2. Если при использовании режима были нарушены необходимые условия, то придется пересчитывать суммы налогов по ОСНО за весь год. Помимо того, будет начислена пеня за опоздание с внесением платежей (ст. 346.3 НК).
  3. Если вы утратили право использовать ЕСХН, то повторно подать уведомление о его использовании можно не ранее чем спустя год работы на другой системе.

Есть определенные преимущества и недостатки перехода на спецрежим. Плюсы использования системы:

  1. Минимум отчетов.
  2. Добровольность перехода.
  3. Снижение налоговой нагрузки.
  4. Упрощенное ведение бухучета.

Минусы:

  1. Ограничения по расходным статьям.
  2. Наличие условий, обязательных для соблюдения.
  3. Наличие дополнительных правил: например, необходимость уплаты подоходного налога, если есть сотрудники.

Стоит указать, в какой бюджет зачисляется ЕСХН: средства поступают в федеральную казну, а затем распределяются.

Налоговая декларация (образец заполнения)

Подать декларацию необходимо в отделение Налоговой:

  • по месторасположению компании;
  • по месту проживания ИП;
  • по месту регистрации плательщика в качестве крупнейшего.

Документ состоит из таких страниц:

Форма отчета регламентирована и предоставляется в бумажном или электронном формате.

На титульном листе стоит указать такие данные:

  1. ИНН и КПП организации.
  2. Корректировочный номер. Если документ подается впервые – «0», если же вносились исправления и отчет предоставляется второй, третий раз – «1», «2» соответственно.
  3. Налоговый период (код выбирают из приложения № 1 к правилам заполнения).
  4. Отчетный год, когда подается документ.
  5. Код налоговой службы, куда подается декларация.
  6. Вид места (код также стоит смотреть в приложении).
  7. Название предприятия.
  8. Код экономической деятельности в соответствии с ОКВЕД.
  9. Контактные данные.
  10. Кол-во страниц декларации.
  11. Количество документов, что подтвердят наличие полномочий действовать от имени компании представителю.
  12. Подтвердите достоверность, указав 1 (при личном заполнении) или 2 (при составлении документа представителем по доверенности).
  13. Если документ предоставлен плательщиком ООО, то указывают ФИО руководителя, если ИП – предприниматель ставит только подпись, если представителем фирмы – указывается ФИО этого лица.

Раздел 1 содержит такую информацию:

В раздел 2 вписывают:

В разделе 2.1 стоит указать:

Образец заполнения налоговой декларации по ЕСХН:

КБК для уплаты

Приведем таблицу применяемых кодов бюджетной классификации:

Налоговый учет (проводки)

Разберемся на примере. Компания, которая является плательщиком ЕСХН, купила землю, которая будет использоваться для выращивания овощей. Цена участка – 7 млн. руб. Сумма за объект уплачена 13.05.2014.

Если имущественный объект не амортизируемый, то затраты на его покупку должны быть включены в материальные расходы в полной мере посте их оплаты, в независимости от того, когда объекты переданы в производство. Используется кассовый метод.

Можно также учесть затраты на покупку семян, рассады, биологических препаратов, корма, а также инструментов, приборов, оборудования и т. д. ().

К материальным расходам стоит отнести и те суммы, что уплачены при предоставлении транспортных услуг (при доставке товара, хранении груза).

Заполнение книги доходов и расходов

Часто возникают вопросы по определению базы доходов. Средства для определения налоговой базы будут учитываться в составе прибыли на протяжении 3 лет. При этом стоит отражаться такие суммы в затратах каждого отчетного периода.

Видео: ЕСХН

Если затраты произведено в полной мере в двух периодах, то выплаты и расходы (что возникли за счет таких выплат) будут отражаться в соответствующем периоде.

При нарушении правил получения выплат (ст. 346.5 п. 5, ), суммы должны отражаться в составе прибыли в том периоде, когда такое нарушение произошло.

Книга учета доходов и расходов утверждена 11 декабря 2006 г. (закон № 169н). В ней стоит отражать суммы полученных выплат в размере затрат (графа 4 1-го раздела), а сумму затрат согласно договорам вписывают в графу 5 1-го раздела.

Платится ли земельный налог?

В перечне тех налогов, которые может заменить единый в соответствии с применением ЕСХН, не указан земельный налог.

А значит, компании и ИП, которые переходят на спецрежим, должны уплачивать такой налог и сдавать декларацию, опираясь на правила .

Как сдать за полугодие?

Компании, перешедшие на ЕСХН, должны по истечению первого полугодия представить заполненную отчетность в ФНС (не позже 25 июля).

Нужен ли кассовый аппарат?

ООО на ЕСХН ведут бухучет в полной мере, сдают все отчеты, а также обязаны использовать ККМ при осуществлении своей деятельности ( в редакции от 5 мая 2014 г.).

О плательщиках, которые могут не применять кассовый аппарат, говорится в ст. 2 п. 3.

Как быть с авансовым платежом?

Плательщики должны перечислять аванс, который рассчитан на основании ставки налога и прибыли, уменьшенной на затраты нарастающим итогом с начала года до конца полугодия.

Авансовые взносы платятся до 25 числа с момента окончания налогового периода. Перечисленные суммы будут засчитаны в счет уплаты ЕСХН по истечению налогового периода.

Совмещение с ЕНВД

Физические и юридические лица могут одновременно работать на ЕСХН и ЕНВД. В таком случае стоит организовать ведение раздельного учета по всем видам осуществляемой деятельности.

Прибыли и затраты по операциям, что попадают под налогообложение ЕНВД, не будут учитываться при определении базы налога по ЕСХН.

Затраты, что могут быть отнесены к видам деятельности, что облагаются разными режимами, должны распределяться в пропорциональном соотношении к доле прибыли, что была получена от каждой операции в общих доходах (ст. 346.6 п. 10 НК).

Величина прибыли на ЕСХН стоит рассчитать с помощью такой формулы:
Правила распределения доходов с целью определения величины затрат компания устанавливает самостоятельно, прописав их в учетной политике.

Расходы рассчитываются так:
При расчете доли прибыли и затрат по определенному виду деятельности стоит использовать значения за месяц, в котором будет осуществляться разделение.

Для того чтобы применять режим ЕСХН было выгодно, стоит учитывать все факторы деятельности. Но не помешает провести и предварительные расчеты налоговой нагрузки.

Если вынесено решение перейти на спецрежим, то опирайтесь на основные правила подготовки отчетов, уплаты налогов и проведения расчетов, что указаны в Налоговом кодексе.

Вы являетесь плательщиков ЕСХН и имеете наемный персонал? Тогда стоит разобраться, какой код тарифа в РСВ-1 стоит отражать в 2020 году. По истечению каждого отчетного периода ИП и организации должны подавать отчет в Пенсионный фонд России о перечисленных суммах взносов на страхование, что рассчитаны с отчислений...

При первичной регистрации субъекта хозяйственной деятельности основным вопросом является выбор подходящей системы налогообложения. Однако нередко возникают ситуации, когда переход необходимо осуществить, после того как предприятие было поставлено на налоговый учет. СодержаниеОбщие сведения Порядок перехода на уплату...

Есть определенные правила исчисления и уплаты ЕСХН в государственные органы, которым стоит строго следовать плательщикам такой системы. Разберемся, какие нормативные акты следует изучить для правильного расчета сумм. Как на любой системе, работая на ЕСХН, налогоплательщики должны выполнить ряд условий не только для...

Индивидуальные предприниматели, а также всевозможные организации, ведущие сельскохозяйственную деятельность, имеют право на использование ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Подобный режим имеет большое количество достоинств. Он заменяет несколько налоговых сборов, которые обязательны для выплаты в бюджет, одним...

Оптимизация налогообложения сегодня проводится во многих экономических направлениях, в том числе в аграрной отрасли. Предусмотренные изменения направлены на исключение существующих недостатков и создание максимально эффективной системы, учитывающей особенности сельскохозяйственного производства.

Сегодня аграрии вправе использовать общий и специальный режимы налогообложения, а также осуществлять их совмещение. Преимуществами особых схем являются не только упрощение отчетности и снижение налогового бремени, но и освобождение производителей от необходимости исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Однако в этом направлении у многих аграриев возникали определенные трудности.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Известно, что в целях упрощения налоговых процедур и уменьшения соответствующей нагрузки на игроков сельхозрынка наряду с другими специальными налоговыми послаблениями в 2002 году был введен единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН. Его появление привело к отсутствию необходимости исчисления и уплаты в бюджетную систему НДС, что, в свою очередь, лишило производителей права на его возмещение при закупках, требуемых для осуществления деятельности, а также создало трудности при экспортной реализации сельскохозяйственной продукции. В данной ситуации контролирующие органы предприняли некоторые попытки придать деятельности игроков рынка наибольшую прозрачность путем оптимизации налогообложения и устранения из цепочки продаж неблагонадежных фирм.

На данном этапе в налоговой сфере аграрной отрасли наблюдается переходный этап, однако с будущего года ситуация должна поменяться. Так, согласно федеральному закону от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты» предусмотрено признание плательщиков единого сельскохозяйственного налога плательщиками НДС с 1 января 2019 года. Данное изменение предусматривает соответствующие исключения из статьи 346.1 Налогового кодекса РФ. В письме Министерства финансов РФ от 24 января 2018 года № 03-07-14/3564 разъясняется, что поправки позволят организациям и индивидуальным предпринимателям, выплачивающим ЕСХН, одновременно признаваться плательщиками НДС без перехода на общий режим налогообложения.

НЕСКОЛЬКО УСЛОВИЙ

Ожидается, что предлагаемая схема будет способствовать повышению спроса на сельскохозяйственные сырье и продукцию, увеличению объемов продаж, а также даст возможность аграриям проводить техническую и технологическую модернизацию предприятий. При этом налогоплательщики получат право на вычет НДС, предъявленного при закупке материально-технических ценностей для выпуска сельскохозяйственных товаров.

При этом компании, работающие по системе ЕСХН, приобретут право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если они перешли на ЕСХН и реализовали данное право в одном и том же календарном году, либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода организации от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС не превысила установленного законом размера. Согласно статье 145 НК РФ, данный показатель составляет не более 100 млн рублей за 2018 год, 90 млн рублей - за 2019 год, 80 млн рублей - за 2020 год, 70 млн рублей - за 2021 год, 60 млн рублей - за 2022 и последующие годы. При этом, согласно изменениям в пункте 1 статьи 145 НК РФ, предприятия, уплачивающие ЕСХН, в отличие от плательщиков других налогов, не смогут отказаться от реализации права на освобождение от уплаты НДС вплоть до превышения лимитов выручки. Однако такие компании получат возможность не платить данный налог при ввозе товара в нашу страну и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

СЛЕДОВАТЬ ЗАКОНУ

Как показывает судебная практика, субъектами экономической деятельности зачастую не принимаются во внимание важные положения налогового законодательства, особенно касающиеся определения статуса производителя сельскохозяйственной продукции. Так, согласно определению Верховного суда РФ от 16 января 2017 года по делу № А65-1372/2016, обществу с ограниченной ответственностью было отказано в отмене обжалуемого судебного решения по эпизоду налогообложения полученной из федерального бюджета компенсации части затрат на строительство цеха по переработке мяса. Налоговым органом было установлено занижение предприятием налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с включением рассматриваемой субсидии в состав доходов от сельскохозяйственной деятельности с использованием ставки в ноль процентов. Суд мотивировал свое решение тем, что данная ставка применятся для аграриев, отвечающих критериям пункта 2 статьи 346.2 НК РФ. При этом заявитель перешел на систему ЕСХН только в части деятельности, связанной с реализацией произведенных им сельскохозяйственных товаров. Подобные выводы были изложены в определении от 29 декабря 2015 года по делу № А03-23536/2014.

Помимо этого, нередко допускаются ошибки при исчислении выплат при переходе с единого сельскохозяйственного налога на общую систему налогообложения. В определении Верховного суда РФ от 4 декабря 2014 года по делу № А71-10073/2013 был отражен прецедент, когда общество с ограниченной ответственностью неправомерно не включило в состав внереализационных доходов прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном периоде, на дату получения. Нарушение привело к доначислению налога и пеней в соответствии с положениями налогового законодательства. Как следует из определения суда, фирма в 2010 году начислила должнику проценты по договорам займов в сумме 32 986 274 рублей, которые не были своевременно оплачены. По результатам налоговой проверки удалось установить, что с 1 января 2011 года предприятие перешло с ЕСХН на общую систему налогообложения, следовательно, проценты по займам, полученные компанией в указанный налоговый период, подлежали включению в сумму внереализационных доходов в соответствии с положениями закона.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В целях выбора оптимальной налоговой системы и исключения возникновения спорных ситуаций, требующих решения в судебном порядке, сельхозпроизводителям следует помнить основные положения единого сельскохозяйственного налога. Его плательщиками могут выступать субъекты, занимающиеся растение- и животноводческой деятельностью, выращиванием рыб и других водных биологических ресурсов, а также лесным хозяйством. Для признания статуса производителя сельскохозяйственной продукции доходы от такого бизнеса должны составлять не менее 70 процентов от оборота. При этом ЕСХН заменяет общий налог, сборы за имущество, прибыль и состоит в уплате совокупного дохода за вычетом расходов, умноженного на ставку в шесть процентов. Налоговую базу возможно уменьшить на сумму убытков прошлых лет. Уплата данного налога происходит авансовым платежом раз в полгода, а при наличии сотрудников начисляется НДФЛ. Датой получения доходов признается день поступления средств на счет в банке или в кассу предприятия. Прибыль, полученная в натуральной форме, принимается в расчет, исходя из цены договора с учетом рыночных цен.

Главные достоинства ЕСХН заключаются в оптимизации налогового бремени, при этом основные средства списываются единовременно с момента их внесения, поэтому необходимость учитывать и выдавать счета-фактуры отсутствует. Недостатки же подобной системы состоят в том, что предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от ведения бухгалтерского учета, а доходы учитываются в кассовом режиме, поэтому аграриям невыгодно использовать отсрочку платежа. Помимо этого, перечень расходов в данном случае оказывается более ограниченным, чем при общем режиме налогообложения. Более того, при реализации права на освобождение от НДС отсутствует возможность предъявить к вычету НДС из бюджета, а за плательщиками ЕСХН сохраняется общий уведомительный порядок избавления от уплаты налога на добавленную стоимость, регламентированный в статье 145 НК РФ.

Таким образом, переход на ЕСХН оправдан в том случае, когда определяющим критерием производства является максимальная доступность оборотных средств. При реализации прав на уплату данного налога и освобождение от НДС также следует принимать во внимание множество факторов. Среди них - необходимость учитывать амортизацию основных средств и расходы на их приобретение с выделенным НДС, его исчисление и возмещение, в том числе при условиях взаимодействия с контрагентами-плательщиками этого налога. Помимо этого, существует потребность в заключении агентских договоров при осуществлении экспортных поставок и реализации права на освобождение от НДС, при этом объем совокупного дохода определяется непосредственно от сельскохозяйственной деятельности. В любом случае каждый сельхозпроизводитель самостоятельно выбирает оптимальную для него систему, исходя из особенностей работы своего предприятия.

Т. А. Чанышев, адвокат, управляющий партнер; К. Р. Султанова, юрист, партнер, Advocate Premium Law Firm

www.agbz.ru

Существует несколько налоговых режимов: УСН, ЕВНД, ЕСХН. Рассмотрим, что представляет собой сельхозналог, насколько он удобен для фермера и каковы его преимущества перед остальными налоговыми режимами.

Для правительства России поддержка сельского хозяйства является одной из приоритетных. Развивать и поднимать сельское хозяйство нужно еще и потому, что треть населения страны живет в сельской местности.

Однако несмотря на довольно щадящий режим (налоговая ставка 6%), эта система не пользуется спросом у предпринимателей.

Дело в том, что само название налога – единый сельхозналогговорит само за себя. Его могут использовать исключительно производители сельского хозяйства, а не переработчики. Значит, большой сектор отросли, от которой напрямую зависит цена закупки и дальнейшая цена в рознице, не может использовать этот режим.

Для производителей сельскохозяйственной продукции выдвинуты очень жесткие требования.Общий доход должен составлять не менее 70% после реализации произведенной продукции. Поэтому чаще предприниматели–фермеры используют другой налоговый режим.

Так в чем же выгода применения этого режима? Если рассматривать с точки зрения налогового бремени, то этот спец. режим выигрывает по отношению с другим режимам налогообложения.

Из таблицы видно, что хоть налоговая ставка у сельхозналога и упрощенца (доходы) одинакова, ЕСХН работает по системе «доходы минус расходы», а у упрощенца («доходы») высчитывается налог с прибыли без вычета расходов. В итоге получается, что сельскохозяйственный режим для налогоплательщика очень выгоден, если претендент на этот режим соответствует всем налоговым требованиям.

Кто может использовать спец. режим

В налоговом кодексе в ст. 346.2 указан полный список лиц, которые могут применять ЕСХН. Ими могут стать:

  • Предприниматели и организации, сельхозкооперативы, которые занимаются производством, переработкой и реализацией собственной продукции.
  • Рыбхозяйственные предприятия, если на предприятии задействовано не менее 50 процентов работников, проживающих в поселке. Само рыболовство должно осуществляться на судах рыбопромыслового флота, находящихся либо в собственности, либо используемых по договору фрахтования.

Не могут использовать сельхоз. режим переработчики и реализаторы продукции сельского хозяйства, производители табака, алкоголя, а также те, кто занимается игорным бизнесом.

Предприниматели или организации, которые бы хотели перейти или сохранить право использовать режим налогообложения ЕСХН, должны выполнять ряд условий:

  • Доход от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова должен составлять не менее процентов.
  • Среднегодовая численность работников на предприятии или у ИП должна не превышать 300 человек.
  • Размер дохода не ограничен, главное, чтобы он был не менее процентов от всей реализованной продукции.

От каких налогов освобождает

При использовании предпринимателем режима ЕСХН он освобождается от уплаты следующих налогов:

  • Налог на прибыль (кроме налога по долговым обязательствам).
  • НДС, если товар не ввозится из-за границы.
  • Имущественный налог организаций и предпринимателей.
  • НДФЛ.

Можно сказать, это наиболее щадящий налоговый режим в России.

Отчетность и уплата налогов

Перейти на ЕСХН могут все участники рынка, которые соответствуют требованиям налогового кодекса. Спец. режим кроме комфортной налоговой ставки предусмотрел минимальные отчетные документы и сроки сдачи.

Отчетными периодами для данного режима являются полгода и год. В июле не позднее числа налогоплательщик уплачивает авансовый взнос. Декларация подается не позднее 31 марта отчетного года.

Предприниматели обязаны вести книгу доходов и расходов. В неё заносятся все сведения по затратам на производстве и выручка от реализации продукции. Организации ведут бухгалтерский учет.

При невыполнении условий сдачи отчетности и несвоевременной оплате налога фермеру придется уплачивать штраф и пени.

Возможные проблемы при использовании ЕСХН

Так как этот налог рассчитывается из «доходы минус расходы» и умножается на налоговую ставку 6%, то может возникнуть ряд проблем с налоговиками. Они могут не признать тот или иной расход, подлежащий к вычету.

Полный перечень расходов (45 позиций) можно увидеть в статье 346.5 НК. Если какой-либо расход не относится к налоговому вычету, то налоговики его не примут и придется пересчитывать налог к уплате.

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) призван решить несколько проблем: во-первых, снижение налогового бремени для сектора; во-вторых, упрощение процедуры расчета и уплаты налога.

Преимущество системы налогообложения сельхозпроизводителей в том, что она заставляет их эффективно использовать землю. Лишь при условии полного и качественного использования земли единый налог выгоден сельхозпроизводителю, ведь, в основе суммы налога не доход, а площадь угодий.

В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ.

Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана.

Идея единого сельскохозяйственного налога в России восходит к новой экономической политике с ее заменой продразверстки продналогом. В те годы введение продналога дало высокий положительный результат. Однако такой налог вводился, во-первых, в мелкокрестьянской стране, где разветвленная форма налоговой системы было принципиально невозможной. Кроме того, продналог давал эффект на фоне отмены убивавшей деревню продразверстки.

Второй всплеск интереса к продналогу возник в конце 1980-х гг. в период активного реформирования советской системы сельского хозяйства, что также отчасти было инспирировано поисками решений в системе нэпа. Тогда для повышения стимулирования сельскохозяйственных производителей государственные поставки были разбиты на государственный заказ и продналог. В отличие от 1920-х гг. эта система не дала абсолютно никакого эффекта кроме нарушения статистической динамики.

Впервые в современной России в августе 1996 г. в Белгородской области введен единый продовольственный налог с сельскохозяйственных производителей. Базовая ставка налога рассчитывалась в продовольственной пшенице с гектара пашни. Остальные продукты пересчитывались по установленным коэффициентам. Ставки варьировали по районам в зависимости от качества земли. Сбором и реализацией продналога занималась Продовольственная корпорация. Для сельскохозяйственных предприятий присоединение к системе продналога не было обязательным – они могли сохранить прежние платежи. В 2000 г. система сельхозналога в области была отменена как противоречащая федеральному законодательству. В 1999 г. в ряде регионов страны также начались эксперименты с единым сельскохозяйственным налогом: в Тюменской области, в Лысогорском районе Саратовской области.

Суть Саратовского опыта состояла в том, что большинство уплачиваемых сельхозпроизводителями налогов, а именно: НДС, налог с продаж, налог на прибыль, на имущество, земельный налог, ресурсные платежи, за загрязнение окружающей среды, платежи в государственные внебюджетные фонды, местные налоги, даже подоходный налог с физических лиц были заменены уплатой единого налога.

Ставка налога начислялась с гектара сельхозугодий с учетом корректировки в зависимости от качества земель. Рассчитывалась ставка на основе суммы начисленных налогов и других обязательных платежей в среднем на три года, предшествующих введению единого налога, отдельно по каждой категории сельхозтоваропроизводителей. Налог уплачивался ежеквартально, но с учетом сезонности. В первый и второй кварталы производители платили по 10 % от годовой суммы налога, а в третий и четвертый – по 40 %. В случае досрочной уплаты годовой суммы налога полностью предоставлялась льгота от 5 до 20 %. За 4 года эксперимента налог показал свою эффективность. Плательщиков удовлетворяла простота расчета налога, резкое сокращение и упрощение отчетности, отсутствие фискальных проверок. За время эксперимента ежегодно уплачиваемая сумма налога в три раза превысила первоначальный базовый уровень. Отсутствовала задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. После прекращения эксперимента сумма уплаченных налогов стала заметно сокращаться.

Практика применения единого сельскохозяйственного налога показывает, что хорошая идея не всегда приводит к увеличению поступлений в бюджет. Например, установленная в Брянской области единая ставка налога (20,53 руб.) способствовала перераспределению налоговой нагрузки с передовых хозяйств на отсталые. Она определялась как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежащих уплате сельхозпроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельхозугодий. Кадастровая оценка земли в области отличалась в разы – от 3927 руб. до 17 622 руб. за гектар. Расчет ставки налога по каждому хозяйству показал, что для крепких хозяйств она превысит 583 руб., а для других составит не более 60 коп. Это поставило сельхозпроизводителей в неравные условия.

Немаловажную роль играет и количество земли, закрепленное за производителем. При переходе на единый сельскохозналог иметь необрабатываемую землю невыгодно. Многие сельхозпроизводители стали отказываться от таких земель, и в области образовался фонд невостребованных земель. В итоге переход на уплату единого сельхозналога для крепких хозяйств явился благом, а для слабых – непосильным бременем. Это не могло не сказаться на собираемости налога. За 1 полугодие 2003 г. из 49,4 млн руб. исчисленного налога поступило в бюджет лишь 10,3 млн руб. (20,8 %).

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При ее разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения.

К первостепенным новшествам и преимуществам, предлагаемым новой редакцией главы 26.1 НК РФ, относятся следующие:

– положения главы носят характер прямого действия (нет необходимости в принятии соответствующих законодательных актов в субъектах РФ);

– переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке января года, в котором осуществляется такой переход.

– на специальный режим налогообложения не вправе переходить организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизной продукции, являющиеся плательщиками ЕНВД, а также организации, имеющие филиалы и представительства;

– уплата ЕСХН заменяет собой уплату налога на прибыль (у индивидуальных предпринимателей – налога на доходы физических лиц), налога на имущество, ЕСН и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

– критерием для отнесения организации или индивидуального предпринимателя к сельхозтоваропроизводителю является доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, который не может быть менее 70 % от общего объема доходов от реализации;

– объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом являются доходы, уменьшенные на величину расходов (доходы определяются в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, а расходы – в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ), так называемые «чистые доходы» со ставкой налога 6 %;

– годовой налоговый период и полугодовой отчетный период: налог уплачивается всего два раза в год, до 25 июля отчетного года и до 31 марта следующего года.

Все это дает основания подробнее остановиться на налоговой оптимизации в рамках последнего, как наиболее мобильного и вариантного специального режима налогообложения.

По данным налоговых органов в России единый сельскохозяйственный налог уплачивают 50,2 тыс. налогоплательщиков, среди них 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. По подсчетам специалистов Минсельхоза России, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на одну треть.

Экономический эффект (потенциальную экономию на налогах) от применения спецрежима при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (НП + НДС + НИ + ЕСН) – ЕСХН,

где Э – экономия на налогах при переходе на уплату ЕСХН; НП – сумма налога на прибыль организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НДС – сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НИ – сумма налога на имущество организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; ЕСН – сумма единого социального налога, начисленная за налоговый период; ЕСХН – сумма единого сельскохозяйственного налога.

Для индивидуальных предпринимателей, в т. ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств в формуле налог на прибыль заменяется налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций – налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности. Кроме того, не облагаются налогом на доходы физических лиц и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п. 14 ст. 217 и подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ). Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью менее 5 лет, в расчете налоговой экономии фактически будут участвовать только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого в коммерческой деятельности) и сумма ЕСХН.

Кроме того, при расчете следует учитывать:

· статус налогоплательщика (организация или предприниматель);

· какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий или упрощенную систему налогообложения);

· хозяйство является планово-убыточным или рентабельным;

· какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т. п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;

· действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;

· насколько существенна доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;

· кто является потребителем производимой продукции – плательщики НДС или нет;

· какова доля дохода от непрофильной деятельности.

Способы оптимизации налогового бремени при ЕСХН заключаются в маневрировании преимуществами сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на уплату ЕСХН, по ряду российских налогов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на имущество организаций. Сравним уплачиваемые налоги по общей системе налогообложения и в рамках специального режима.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, на ближайшие годы установлены льготные ставки налога на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции:

· в 2004–2007 годах – 0 %;

· в 2008–2009 годах – 6 %;

· в 2010–2011 годах – 12 %;

· в 2012–2014 годах – 18 %;

· начиная с 2015 года – 24 %.

Пониженные ставки налога на прибыль не вправе применять те хозяйства, статус которых не соответствует критериям главы 26.1 НК РФ (например, доля дохода ниже 70 %).

Поскольку большинство хозяйств являются убыточными и не платят налог на прибыль организаций, выгоды от перехода на уплату ЕСХН в виде экономии на налоге на прибыль не существенные.

Реализация большинства продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10 %. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ), которые облагаются по ставке 18 %. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС. У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это может быть существенным минусом. При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает проблема ценовой политики. Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, так и организации и предприниматели – плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это может быть невыгодно. В данном случае для сохранения конкурентоспособности продукции предприятие АПК может снизить цену.

С 2005 г. сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают ЕСН по максимальной ставке 20 % (п. 1 ст. 241 НК РФ). При этом статус сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей уплаты ЕСН определяется в соответствии с Законом № 193-ФЗ. В аграрном секторе уровень зарплат традиционно невысок, и экономия на ЕСН при переходе на ЕСХН может оказаться несущественной.

Налог на имущество организаций, измененный с 2004 г., не предусматривает федеральных льгот по налогу на имущество для организаций по производству, переработке и хранению сельхозпродукции. Однако такие льготы могут быть предусмотрены на региональном уровне. Поэтому решение вопроса об экономии на налоге на имущество зависит от конкретных норм соответствующих законов субъектов РФ.

Что касается упрощения отчетности для предприятий, применяющих ЕСХН, то в данном случае организации не освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме, как это установлено, например, для предприятий, применяющих «упрощенку». Причем помимо общих требований, организации обязаны соблюдать и отраслевые рекомендации по бухгалтерскому учету.

Сравним на примере условной организации налоговую нагрузку при применении ЕСХН и общего режима налогообложения.

Пример. ООО «Восход» зарегистрировано и ведет деятельность на территории Саратовской области. Основной вид деятельности – производство сельхозпродукции и ее первичная переработка. Организация выполняет ремонтно-строительные работы для других агропредприятий.

Показатели деятельности ООО «Восход» за 2005 г.

Доля доходов ООО «Восход» от реализации продукции, произведенной из собственной сельхозпродукции, равна 73 % {(500 000 руб. – 45455 руб.): (700 000 руб. – 75963 руб.) х 100 %}. Этот показатель позволяет организации перейти на уплату ЕСХН. Доля дохода от выполнения ремонтно-строительных работ – 27 % (100 % – 73 %).

Налоговая нагрузка при общем режиме налогообложения составляет.

Доход без учета НДС равен 624037 руб. {(500000 руб. – 45455 руб.) + (200000 руб. – 30508 руб.)}. Материальные затраты за вычетом НДС – 448074 руб. {(400000 руб. – 61017 руб.) + (120000 руб.– 10909 руб.)}.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, – 4037 руб. ((45455 руб. + 30508 руб.) – (10909 руб. + 61017 руб.)).

Налоги на фонд оплаты труда составят: 26000 руб. (130000 руб. Х 20 %) – ЕСН начисленный; 13390 руб. (130 000 руб. Х 10,3 %) – взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, сумма ЕСН, уплачиваемая в бюджет, составит 12610 руб. (26000 руб. – 13390 руб.).

Общая сумма расходов – 604074 руб., из них: 404838 руб. – материальные затраты; 130 000 руб. – заработная плата; 12610 руб. – ЕСН; 13390 руб. – взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ организация, получающая прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности, обязана вести раздельный учет затрат по такой деятельности. Поскольку разделить расходы в данном случае невозможно, организация распределяет их по видам деятельности пропорционально доле доходов от сельскохозяйственной деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Расходы по реализации собственной сельхозпродукции равны 453055 руб. (604074 руб. Х 75 %).

Налоговая база по налогу на прибыль от реализации собственной сельхозпродукции – 1490 руб. (454545 руб. – 453055 руб.).

Ставка налога на прибыль от реализации собственной сельхозпродукции в 2005 г. составляла 0 %, поэтому налог на прибыль равен 0 руб.

Расходы на выполнение ремонтно-строительных работ – 151018 руб. (604074 руб. Х 25 %).

Налоговая база по налогу на прибыль по ремонтно-строительным работам сельхозтехники – 18474 руб. (169492 руб. – 151018 руб.).

Ставка налога на прибыль по иным (не сельскохозяйственным) видам деятельности составляет 24 %, поэтому налог на прибыль равен 4433 руб. (18474 руб. Х 24 %).

Налоговая нагрузка при применении ЕСХН составляет следующие значения.

Если организация не предполагает снижать цену при переходе на ЕСХН, доход от реализации, учитываемый при формировании налоговой базы по ЕСХН, равен 700 000 руб.

Затраты организации, учитываемые при формировании налоговой базы, составят 663390 руб.: 448074 руб. – материальные затраты; 71926 руб. (10909 руб. + 61017 руб.) – НДС; 130 000 руб. – заработная плата; 13390 руб. (130 000 руб. Х 10,3 %) – взносы на обязательное пенсионное страхование.

7.3. Оптимизация налогов сельскохозяйственными производителями

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) призван решить несколько проблем: во-первых, снижение налогового бремени для сектора; во-вторых, упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Преимущество системы налогообложения сельхозпроизводителей в том, что она заставляет их эффективно использовать землю. Лишь при условии полного и качественного использования земли единый налог выгоден сельхозпроизводителю, ведь, в основе суммы налога не доход, а площадь угодий.

В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ.

Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана.

Идея единого сельскохозяйственного налога в России восходит к новой экономической политике с ее заменой продразверстки продналогом. В те годы введение продналога дало высокий положительный результат. Однако такой налог вводился, во-первых, в мелкокрестьянской стране, где разветвленная форма налоговой системы было принципиально невозможной. Кроме того, продналог давал эффект на фоне отмены убивавшей деревню продразверстки.

Второй всплеск интереса к продналогу возник в конце 1980-х гг. в период активного реформирования советской системы сельского хозяйства, что также отчасти было инспирировано поисками решений в системе нэпа. Тогда для повышения стимулирования сельскохозяйственных производителей государственные поставки были разбиты на государственный заказ и продналог. В отличие от 1920-х гг. эта система не дала абсолютно никакого эффекта кроме нарушения статистической динамики.

Впервые в современной России в августе 1996 г. в Белгородской области введен единый продовольственный налог с сельскохозяйственных производителей. Базовая ставка налога рассчитывалась в продовольственной пшенице с гектара пашни. Остальные продукты пересчитывались по установленным коэффициентам. Ставки варьировали по районам в зависимости от качества земли. Сбором и реализацией продналога занималась Продовольственная корпорация. Для сельскохозяйственных предприятий присоединение к системе продналога не было обязательным – они могли сохранить прежние платежи. В 2000 г. система сельхозналога в области была отменена как противоречащая федеральному законодательству. В 1999 г. в ряде регионов страны также начались эксперименты с единым сельскохозяйственным налогом: в Тюменской области, в Лысогорском районе Саратовской области.

Суть Саратовского опыта состояла в том, что большинство уплачиваемых сельхозпроизводителями налогов, а именно: НДС, налог с продаж, налог на прибыль, на имущество, земельный налог, ресурсные платежи, за загрязнение окружающей среды, платежи в государственные внебюджетные фонды, местные налоги, даже подоходный налог с физических лиц были заменены уплатой единого налога. Ставка налога начислялась с гектара сельхозугодий с учетом корректировки в зависимости от качества земель. Рассчитывалась ставка на основе суммы начисленных налогов и других обязательных платежей в среднем на три года, предшествующих введению единого налога, отдельно по каждой категории сельхозтоваропроизводителей. Налог уплачивался ежеквартально, но с учетом сезонности. В первый и второй кварталы производители платили по 10 % от годовой суммы налога, а в третий и четвертый – по 40 %. В случае досрочной уплаты годовой суммы налога полностью предоставлялась льгота от 5 до 20 %. За 4 года эксперимента налог показал свою эффективность. Плательщиков удовлетворяла простота расчета налога, резкое сокращение и упрощение отчетности, отсутствие фискальных проверок. За время эксперимента ежегодно уплачиваемая сумма налога в три раза превысила первоначальный базовый уровень. Отсутствовала задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. После прекращения эксперимента сумма уплаченных налогов стала заметно сокращаться.

Практика применения единого сельскохозяйственного налога показывает, что хорошая идея не всегда приводит к увеличению поступлений в бюджет. Например, установленная в Брянской области единая ставка налога (20,53 руб.) способствовала перераспределению налоговой нагрузки с передовых хозяйств на отсталые. Она определялась как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежащих уплате сельхозпроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельхозугодий. Кадастровая оценка земли в области отличалась в разы – от 3927 руб. до 17 622 руб. за гектар. Расчет ставки налога по каждому хозяйству показал, что для крепких хозяйств она превысит 583 руб., а для других составит не более 60 коп. Это поставило сельхозпроизводителей в неравные условия.

Немаловажную роль играет и количество земли, закрепленное за производителем. При переходе на единый сельскохозналог иметь необрабатываемую землю невыгодно. Многие сельхозпроизводители стали отказываться от таких земель, и в области образовался фонд невостребованных земель. В итоге переход на уплату единого сельхозналога для крепких хозяйств явился благом, а для слабых – непосильным бременем. Это не могло не сказаться на собираемости налога. За 1 полугодие 2003 г. из 49,4 млн руб. исчисленного налога поступило в бюджет лишь 10,3 млн руб. (20,8 %) .

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При ее разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения.

К первостепенным новшествам и преимуществам, предлагаемым новой редакцией главы 26.1 НК РФ, относятся следующие:

– положения главы носят характер прямого действия (нет необходимости в принятии соответствующих законодательных актов в субъектах РФ);

– переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке января года, в котором осуществляется такой переход.

– на специальный режим налогообложения не вправе переходить организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизной продукции, являющиеся плательщиками ЕНВД, а также организации, имеющие филиалы и представительства;

– уплата ЕСХН заменяет собой уплату налога на прибыль (у индивидуальных предпринимателей – налога на доходы физических лиц), налога на имущество, ЕСН и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

– критерием для отнесения организации или индивидуального предпринимателя к сельхозтоваропроизводителю является доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, который не может быть менее 70 % от общего объема доходов от реализации;

– объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом являются доходы, уменьшенные на величину расходов (доходы определяются в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, а расходы – в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ), так называемые «чистые доходы» со ставкой налога 6 %;

– годовой налоговый период и полугодовой отчетный период: налог уплачивается всего два раза в год, до 25 июля отчетного года и до 31 марта следующего года.

Все это дает основания подробнее остановиться на налоговой оптимизации в рамках последнего, как наиболее мобильного и вариантного специального режима налогообложения.

По данным налоговых органов в России единый сельскохозяйственный налог уплачивают 50,2 тыс. налогоплательщиков, среди них 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств . По подсчетам специалистов Минсельхоза России, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на одну треть .

Экономический эффект (потенциальную экономию на налогах) от применения спецрежима при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН можно рассчитать по следующей формуле:

Читайте также: