Город бухара ехать на автобусе. Четвертый день в Узбекистане. Бухара. Сувениры. Что привезти в подарок

Весной 2011 года я побывал в Узбекистане. За месяц я пересек его с запада на восток, посетил Муйнак, Хиву, Бухару, Самарканд, Шахрисабз, Термез, Ташкент, Фергану, Маргилан, Коканд и Андижан. Предлагаю вашему вниманию свой мини-путеводитель по этой стране.

География

Узбекистан находится в центре Средней Азии. Он граничит на северо-востоке с Киргизией, на севере и северо-западе — с Казахстаном, на юго-западе — с Туркменией, на юго-востоке — с Таджикистаном, на юге — с Афганистаном. На востоке Узбекистан ограничен предгорьями Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая на юге — рекой Амударьей.

Интересно, что Узбекистан — одна из двух стран мира (вторая — Лихтенштейн), которые не только не имеют выхода к Мировому океану, но и не граничат ни с одной страной, имеющей такой выход. Чтобы попасть из Узбекистана к берегу океана, нужно пересечь минимум две границы.

Большая часть страны — равнины. Только у границы с Таджикистаном расположены хребты Гиссаро-Алая: Зеравшанский хребет между Самаркандом и Шахрисабзом и Гиссарский хребет к югу и востоку от Шахрисабза. А к северо-востоку и востоку от Ташкента, на границе с Киргизией и Казахстаном, находятся Пскемский и Чаткальский хребты (относятся к системе Тянь-Шаня), более известные как Чимганские горы. На самом востоке страны, отделенная от Ташкента Кураминским хребтом, раскинулась большая и плодородная Ферганская долина — крупнейшая межгорная впадина Средней Азии, почти со всех сторон окруженная горами.

Климат Узбекистана

Климат в Узбекистане резко континентальный. Лето здесь жаркое, сухое и солнечное, зима прохладная, но не слишком длинная. В январе обычно от +4 до −8 градусов по Цельсию, в июле — от +22 до +42. Лучше всего приезжать сюда поздней весной (с апреля по май) или ранней осенью (с сентября по октябрь), когда стоит температура от +20 до +25. Самая холодная и ветреная часть страны — Каракалпакстан, самая теплая — Термез и окрестности. Разница в температуре между ними может достигать 10-20 градусов.

Сорокадневный период с конца июня до начала августа в Узбекистане называют "чилля". В это время днем температура может быть выше +50, а ночью не падает ниже +30. В это время страну лучше не посещать.

Население Узбекистана

Население Узбекистана — 29 млн. человек. Из них 51,4% живут в городах, а 48,6% в сельской местности.

В советские годы в Узбекистан приезжали люди из других союзных республик (в основном, русские). В 1990-е годы многие из них уехали из страны. Сегодня узбеки составляют 84% населения, русские и другие славяне — 4,5%, таджики — 4,5%, казахи — 2,5%. Много русских живет в Ташкенте и Фергане, много таджиков — в Самарканде и Бухаре. На западе Узбекистана живут каракалпаки — тюркоязычный народ, близкий к казахам. У них есть своя национальная автономия — Республика Каракалпакстан. Общая численность каракалпаков в стране невелика — всего 2%.

Языки

Государственный язык страны — узбекский. Он относится к тюркским языкам и ближе всего к уйгурскому языку, распространенному в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе Китая. Первоначально узбекский язык использовал арабский алфавит, в советские годы его перевели вначале на латиницу, а потом на кириллицу. С обретением независимости в начале 1990-х годов власти начали переводить язык обратно на латиницу, однако этот процесс затянулся. Сегодня в стране параллельно действуют два алфавита — кириллический и латинский. Официальных надписей (таблички с названиями улиц, дорожные указатели, карты городов) больше на латинице, а народных (надписи на маршрутках, ценники на рынках, вывески магазинов и ресторанов) на кириллице. Немало вывесок и надписей есть и на русском языке. Примерно 2/3 жителей Узбекистана свободно говорят на русском, а остальные знают отдельные слова и фразы. Лучше всего русский язык знают в Ташкенте, хуже всего — в сельской местности и небольших городах.

Поскольку в стране живет много таджиков, их язык тоже весьма популярен. Например, в Бухаре и Самарканде таджикский почти вытеснил русский в качестве языка межнационального общения: его знают многие узбеки и русские.

Религии

В Узбекистане традиционно исповедуют ислам суннитского толка. После обретения независимости число приверженцев ислама выросло, однако до сих пор религия не оказывает серьезного влияния на жизнь общества. Самые светские города страны — Ташкент и Фергана, самые религиозные — небольшие города и села Ферганской долины и Центрального Узбекистана. Русские в Узбекистане не слишком религиозны, хотя многие придерживаются православия. В некоторых городах сохранились церкви дореволюционной постройки.

Въезд в Узбекистан

Гражданам России виза для посещения Узбекистана виза не нужна, однако необходим заграничный паспорт. Также без визы в страну могут въехать граждане Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана и Украины.

В Узбекистан можно без ограничений ввозить иностранную валюту. Узбекские сумы перемещать через границу (ввозить и вывозить) можно лишь в пределах 50 минимальных размеров зарплаты (50 тыс. сумов x 50 = 2,5 млн. сумов). Вывозить валюту можно в пределах суммы, ввезенной в страну.

Кроме того, вы можете ввозить в страну не больше 1 тысячи сигарет и 1,5 литров алкогольных напитков.

Любую имеющуюся у вас валюту, будь то рубли, доллары, узбекские сумы и любые другие деньги при въезде нужно декларировать.

Возьмите у таможенников два бланка декларации и заполните их, указав валюту и наиболее ценные вещи (ноутбук, фото- или видеокамеру и т. д. — желательно с указанием конкретной модели, а также примерной стоимости). Один экземпляр останется у таможенника при въезде, второй (на который он поставит печать) вы сохраните до конца путешествия. При выезде нужно будет заполнить еще один бланк декларации и отдать таможеннику два экземпляра для сравнения.

Будьте внимательны и вносите в декларацию всю сумму вплоть до копеек, центов и т. д. Таможенники часто придираются к путешественникам, забывшим указать какую-либо имеющуюся у них валюту. Проблема в том, что в бланке всего три строчки для указания валюты. Если у вас их больше, допишите внизу номера 4, 5, 6 и т. д. и укажите соответствующие виды валюты. При отсутствии места в этом разделе можно использовать раздел "Другие ценности и изделия".

Как правило, таможенники на въезде и на выезде просвечивают вещи рентгеном, просят показать содержимое рюкзака и пересчитывают имеющуюся валюту. Все это может занять несколько часов, так что не надейтесь пройти узбекскую границу быстро.

Раньше узбекские таможенники отличались крайне вольным отношением к закону: они могли вымогать деньги, пытаться "изымать" ценные вещи и иным образом нарушать законодательство. К счастью, в последние годы их вредная активность уменьшилась, однако на границе все же нужно быть начеку. Внимательно и серьезно отнеситесь к прохождению узбекской таможни.

Регистрация

Иностранец должен зарегистрироваться в Узбекистане, если находится в стране более трех рабочих дней (праздники и выходные дни не считаются). Порядок регистрации регулирует постановление кабинета министров Республики Узбекистан, где есть приложение "Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан". Оно довольно расплывчатое и неконкретное, но в Узбекистане сложилась определенная традиция выдач этой самой регистрации.

Итак, сделать регистрацию можно несколькими путями.

Самый сложный способ — пойти с гражданином Узбекистана в миграционную службу. Необходимо будет принести копии вашего паспорта и паспорта хозяина жилья, ряд документов (список лучше уточнить заранее), заполнить несколько бланков и оплатить пошлину (около $5 для граждан СНГ). Не забудьте сделать копию загранпаспорта для себя, поскольку миграционная служба заберет оригинал и никаких справок не выдаст. Через несколько дней вы получите вожделенную регистрацию, которая представляет собой штамп в паспорте.

Второй способ — ночевать в гостиницах, которые сами оформляют регистрацию. Этот способ выбирает большинство путешественников. Принимать и регистрировать иностранцев могут не все гостиницы, а только те, что имеют специальную лицензию, но, к счастью, почти во всех крупных городах есть "лицензированные" гостиницы, в том числе недорогие, где вас могут разместить и зарегистрировать. Работники гостиницы должны выдать вам квитанцию об оплате, которая и будет вашей регистрацией. В большинстве гостиниц регистрацию делают бесплатно.

Если у вас будет незарегистрированный перерыв в путешествии (например, ваша последняя регистрация истекла 15-го числа, а новую вы получили только 17-го), вроде бы в этом нет ничего страшного. Хотя закон однозначного толкования на этот счет не дает, милиционеры обычно к этому не придираются. Однако заготовьте на всякий случай убедительно объяснение. Мол, "ехал всю ночь на машине", "ночевал на берегу озера в палатке", "ждал до утра на вокзале поезда" и т. д.

Третий способ — построить свою поездку так, чтобы выезжать за пределы страны каждые три рабочих дня. Можно и вовсе проскочить Узбекистан за этот срок, но для полноценного осмотра этой страны, конечно, трех рабочих дней будет мало.

Закон четко не говорит, с какого дня начинается отсчет суток, необходимых для получения регистрации, но по сложившейся практике пограничники и милиционеры день въезда не считают. То есть если вы въехали в понедельник, можно выехать в четверг, а если вы въехали в четверг, можно выехать во вторник (выходные не считаются).

Сторонники ультрабюджетных поездок, которые не хотят тратить деньги на гостиницы, могут каждые три рабочих дня пересекать границу и тут же заходить обратно. Это можно сделать в Андижане (рядом — киргизская граница), Коканде (граница с Таджикистаном), Денау (граница с Таджикистаном), а удобнее всего — в Ташкенте (граница с Казахстаном находится на северной окраине города).

Ну, и добавлю, что отсутствие регистрации — это "несоблюдение установленного порядка временной или постоянной прописки". Оно наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров заработной платы, либо выдворением за пределы страны (кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, ст. 225). Минимальный размер заработной платы в Узбекистане с 1 декабря 2010 г. составляет почти 50 тыс. сумов, соответственно, за отсутствие регистрации с вас официально могут содрать 2,5-5 млн. сумов (около 1000-2000 долларов). Будьте осторожны, известны случаи, когда люди действительно были вынуждены платить такие гигантские суммы!


Как добраться в Узбекистан

Самолетом. Из Москвы проще всего улететь в Ташкент. На этом направлении работает сразу несколько авиакомпаний, так что найти билет на нужную дату будет несложно. В Ташкент из Москвы летают "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Узбекские авиалинии" (Uzbekistan Airways). Билеты из Москвы в Ташкент и обратно стоят примерно 20 тыс. рублей.

"Узбекские авиалинии" не продают билеты напрямую через Интернет. Контакты представительств в Москве и других городах смотрите на их официальном сайте www.uzairways.com

Поездом. В Ташкент ходят поезда из Москвы, Челябинска, Уфы, Новосибирска, Харькова, Саратова и Санкт-Петербурга. Последние два поезда следуют через западный Узбекистан и проходят через Нукус и Самарканд.

Кроме того, по территории Узбекистана проходят таджикские поезда Москва — Душанбе, Москва — Куляб и Саратов — Худжанд. Правда, в Узбекистане они делают "технические остановки", поэтому купить билет до узбекских станций нельзя, однако можно приобрести билеты до Таджикистана и просто сойти в Узбекистане. В этом случае вы, конечно, сильно переплатите, но при отсутствии других возможностей такой вариант подойдет. Из Москвы в Ташкент поезд идёт почти трое суток. Билет в плацкартный вагон стоит почти 7 тысяч рублей, что ненамного дешевле, чем билет на самолет.

Все поезда идут через территорию Казахстана, так что приготовьтесь к долгим ожиданиям на границе, визитам пограничников и таможенников и прочим неприятностям.

На автобусе или автомобиле. Россия не граничит с Узбекистаном, но туда по территории Казахстана идут две главные дороги: первая — Атырау (куда можно попасть из Саратова или Самары через Уральск, либо напрямую из Астрахани) — Бейнеу — Кунград; вторая — Актюбинск (куда можно попасть из Оренбурга или Орска) — Кызылорда — Туркестан — Чимкент — Ташкент. Первая выводит в западную часть страны, вторая в столицу Узбекистана. Из Западной Сибири можно ехать через основную казахскую трассу Астана (или Павлодар) — Караганда — Алма-Ата. Только, не доезжая до Алма-Аты, в районе поселка Бурубайтал (южная оконечность озера Балхаш) надо будет свернуть налево на Тараз и Чимкент.

Официально прямых автобусных рейсов из России в Узбекистан нет, но есть нерегулярно курсирующие частные автобусы для гастарбайтеров и челноков, которые можно поискать на рынке своего города.

По стране

Самолетом. Ташкент соединен авиасообщением со всеми областными центрами страны. Рейсы выполняет государственная компания-монополист "Узбекские авиалинии" (Uzbekistan Airways, O’zbekiston havo yo’llari). Официальный сайт авиакомпании — www.uzairways.com. Правда, для путешественника он не особо полезен: там нельзя ни купить билет, ни даже узнать тарифы, можно лишь посмотреть актуальное расписание.

Из Ташкента самолеты летают в следующие города: Андижан, Бухара, Фергана, Карши, Наманган, Навои, Нукус, Самарканд, Термез, Ургенч. Вот примерные расценки на полеты из Ташкента (цены в один конец): Андижан — 70 тыс. сумов (30 долларов), Бухара — 77 тыс. сумов (32 доллара), Термез — 87 тыс. сумов (36 долларов), Ургенч — 120 тыс. сумов (50 долларов), Нукус — 110 тыс. сумов (46 долларов). Билет туда-обратно стоит в два раза дороже билета в один конец.

Билеты на внутренние рейсы можно купить как в любом офисе авиакомпании в стране, так и в представительстве авиакомпании за рубежом. В Ташкенте билеты продаются в главном агентстве воздушных сообщений недалеко от ж/д вокзала (ул. Amir Temur ko’chasi, 51, тел. 140 48 10, 8.00-13.00, 14.00-19.00). Контакты представительств "Узбекских авиалиний" в других городах смотрите на сайте компании.

Поездом. В Узбекистане хорошо развито железнодорожное сообщение: почти все крупные города страны соединены железными дорогами. После распада Советского Союза некоторые ветки оказались за границей. Например, участки на линиях Кунград — Навои и Карши — Термез остались на территории Туркмении, а дорога из центральной части страны в Ферганскую долину на территории Таджикистана. Однако власти построили новые железные дороги, так что из центрального Узбекистана в Кунград и Термез можно проехать, не заезжая в Туркмению. Только железной дороги в Ферганскую долину пока нет, и из-за сложного рельефа вряд ли она будет построена в обозримом будущем. Поезда Ташкент — Андижан и Бухара — Андижан, ходившие через Таджикистан, были отменены в 2010 году, так что в Ферганскую долину на поезде попасть невозможно.

Официальный сайт "Узбекских железных дорог" — www.uzrailway.uz. Для путешественника он почти бесполезен, поскольку купить билеты там нельзя. Впрочем, можно посмотреть расписание всех узбекских поездов по адресу www.uzrailway.uz/rus_p_6.html. Кроме того, туристу может пригодиться сайт www.uzrailpass.uz, где выложены актуальные цены на проезд в узбекских поездах.

Цены на поезда в Узбекистане привязаны к курсу швейцарского франка и меняются (как правило, растут) каждую неделю. Стоимость проезда в плацкартном вагоне составляет примерно 4000-6000 сумов (1,7-2,5 доллара) за 100 км пути.

В кассах на вокзалах или офисах по продаже ж/д билетов (продают с небольшой наценкой) билет можно купить прямо в день отправления, но если вы собираетесь ехать в выходные, лучше позаботьтесь об этом заранее. "Узбекские железные дороги" входят в систему "Экспресс", и теоретически билеты на них можно купить и в России: в железнодорожных кассах и по Интернету (на сайте ticket.rzd.ru). Правда, билеты на узбекские поезда продают в России с наценкой в 30-50%. Как и в России, билеты на поезда в Узбекистане именные. Их можно купить только по паспорту, а проводник проверяет документы пассажиров при посадке.

Внутренние интерьеры узбекских вагонов мало чем отличаются от российских. Как и в России, есть купейные, плацкартные и общие вагоны. Существуют экспресс-поезда "Регистан" (Ташкент — Самарканд), "Шарк" (Ташкент — Бухара) и "Насаф" (Ташкент — Карши), которые едут со средней скоростью больше 100 км/ч. В них обычно сидячие места и две категории вагонов: первого и второго класса. Классы отличаются только наличием телевизора и некоторыми другими бесполезными удобствами. Стоимость проезда во втором классе примерно такая же, как в плацкартном вагоне поезда дальнего следования.

На автобусе и такси. Узбекские автобусы — самые дешевые во всем бывшем Союзе. Это свойство с лихвой компенсирует царящие в автобусном сообщении бардак и неразбериху.

На дальние расстояния (больше 200 км) курсируют большие и достаточно комфортабельные автобусы (чаще всего "Мерседесы"). Благодаря равнинному рельефу ходят они довольно быстро: например, из Ташкента в Самарканд (310 км) можно доехать за 4 часа, а из Ташкента в Бухару (620 км) за 8 часов. На некоторых участках (например, между Бухарой и Нукусом) скорость заметно снижается. Поскольку в Узбекистане автобусам запрещено ехать ночью, отправляются они, как правило, утром, чтобы к вечеру быть на месте. Если же расстояние не слишком дальнее (например, от Ташкента до Самарканда), как правило, есть несколько рейсов в течение дня. Здания автовокзалов в Узбекистане пусты и заброшены, и только на площадке перед ними стоят автобусы в ожидании пассажиров.

Существует что-то вроде официального расписания, однако оно часто не соблюдается. Иногда есть дополнительный транспорт, который не указан ни в каком расписании: просто владелец автобуса приезжает на автовокзал, вешает на автобус табличку с названием города и зазывает клиентов. Только рейсы Ташкент — Самарканд уходят строго по расписанию, и билеты на них можно даже купить в кассе. Во всех прочих случаях оплата происходит прямо в автобусе.

На ближних и пригородных маршрутах (в понятие ближние и пригородные перевозки входят все расстояния меньше 200 км — например, по Ферганской долине ходят только маршрутки, а больших автобусов нет) курсируют небольшие автобусы Isuzu и микроавтобусы Damas. Отправляются они по мере наполнения с утра до середины дня (после 15-16 часов их уже будет сложно найти). Damas — символ узбекского автопрома, дешевого, но очень некомфортного. Это микроавтобус длиной меньше трех с половиной метров и шириной меньше полутора метров. В нем помещаются водитель и семь пассажиров. Даже худой человек без багажа будет чувствовать себя здесь тесно. Двери открываются с обеих сторон.

Цены на перевозки в больших автобусах — 3000-3500 сумов (1,25 — 1,5 доллара) за 100 км пути. На маршрутках стоимость проезда варьируется от 2000 до 4000 сумов (0,8 — 1,7 доллара) за 100 км пути.

Еще один популярный способ передвижения по Узбекистану — междугородние групповые такси. Если вы хотите быстро куда-то доехать, лучше пользоваться этим транспортом. А на некоторых направлениях (например, там, где дорога идет через горный перевал) им нет никакой альтернативы: скажем, из Самарканда в Шахрисабз или из Ташкента в Ферганскую долину можно попасть только с помощью такого такси.

Отправляются групповые такси от места, которое в народе называют "пятак". Например, во всех городах Ферганской долины есть ташкентский пятак — место, откуда отправляются такси в столицу. Стоимость проезда в групповом такси составляет 5-10 тыс. сумов (2-4 доллара) за 100 км пути. Это дороже, чем на узбекском автобусе, но по российским меркам все равно недорого (дешевле, например, чем ехать на междугороднем автобусе в России). Если в одном и том же направлении ходят маршрутки и такси, стоимость их обычно отличается в два раза.

Нужно иметь в виду, что такси не ездят на большие расстояния. Скажем, от Ташкента до Бухары нужно будет ехать на трех такси: Ташкент — Самарканд, Самарканд — Навои и Навои — Бухара. Выезжать лучше утром: тогда и выбор такси больше, и пассажиры быстро набираются. После обеда придется долго ждать других пассажиров, а таксист, пользуясь ситуацией, может запросить большую сумму.

Городской транспорт. В большинстве городов цивилизованное автобусное сообщение отсутствует. Большие городские автобусы есть только в Ташкенте. Основной же вид городского транспорта в Узбекистане — маршрутки Isuzu и Damas. Стоимость проезда — 300-600 сумов. Оплата водителю, либо кондуктору.

Ташкент — единственный город Средней Азии, в котором есть метрополитен. Действует он с 1977 года и состоит из трех линий.

Электротранспорт во всей стране существует только в двух местах: в Ташкенте есть несколько маршрутов трамвая, а между Ургенчем и Хивой есть троллейбусная линия, созданная в 1997 году.

"...но есть нерегулярно курсирующие частные автобусы для гастарбайтеров и челноков" - этот вид передвижения я бы вообще не стала советовать, потому как 3 дня в поезде это еще пережить надо, а нелегальный автобус...это жесть...
"Городское такси в Узбекистане довольно дешево"- но цена как ни странно для всех разная, для иностранцев или прилично одетых- она будет выше...
А в общем Самарканд и Бухара там действительно есть что посмотреть.
И ехать туда все же лучше весной. уже с середины марта все в цвету.
Осенью же по большей части Узбекистан выглядит безжизненно

Познавательно! Спасибо! О некоторых моментах даже не догадывался...)

Планируя поездку в Узбекистан, мы не особо задумывались о том, как будем преодолевать расстояния между городами. То, что дорога в 200 километров (между Самаркандом и Бухарой) заняла 6 часов, стало для нас сюрпризом. Расстояние между Бухарой и Хивой равняется 600 км.
Местные на вопрос о времени в пути отвечали:
- Как повезет.
- Ну, если, скажем повезет?
- Ну часов 6, - прикидывали местные
- А если не повезет?
Местные разводили руками.
Главными аргументами в пользу поехать стали, во-первых, уже имевшиеся на руках авиабилеты Ургенч - Ташкент (Ургенч - это город в 20 км. от Хивы, в самой Хиве аэропорта нет), во-вторых, тот факт, что мы вряд ли когда-либо еще окажемся в Узбекистане и, соответственно, третью "жемчужину Шелкового пути" увидим сейчас или никогда.
Изначально мы планировали выехать в 6 утра с тем, чтобы в разумное время добраться до Хивы и по дороге увидеть пасущихся в пустыне драмодеров (одногорбых верблюдов). 6 утра мы проспали и прибыли на стоянку междугородних такси к полудню. Опять плотно окружившая нас толпа узбекских водил, торгуемся, договорились, что, помимо нас двоих, водитель берет максимум одного пассажира на переднее сиденье. Как только выехали из города, стрелка спидометра "УзНексии" не опускалась ниже 120. У нас зародилась надежда на реализацию сценария "если повезет".

Через полчаса, посреди пустыни, нас остановило узбекское ГАИ. После недолгих споров с гайцами, водителю пришлось отогнать машину на штрафную стоянку, располагавшуюся здесь же, за постом ГАИ. Почему - мы пытались выяснить, но так и не поняли. По одной из версий у таксиста не было водительских прав (!), по другой - техпаспорта на "Узнексию", по третьей - ... да, впрочем, какая разница, - с таким же успехом можно выяснять у льва, на каком основании он ест антилопу-гну.
На посту ГАИ мы провели ближайшие 4 часа - ждали другое такси. Фотографировать мне запретили, то, что успел снять - заставили удалить. Пока мы ждали, гайцы тормозили каждую третью машину, с некоторыми договаривались на месте, некоторые, как мы, оставались чего-то ждать. Нами гайцы особенно не интересовались (не считая того, что запретили снимать), иногда подзывали, спрашивали меня "Откуда? Чем занимаешься? Сколько заплатил таксисту?"
Наконец, за нами приехало следующее такси, и мы продолжили путь, уже в менее комфортных условиях - с тремя попутчиками. Один из них (на фото - на правом переднем сидении) не знал русского, но, когда в радиоэфире поймал станцию с русскоязычным репертуаром, прибавил звук на максимум и заорал в унисон с исполнителем: "Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем", потом спел еще какую-то хрень типа "Черные глаза", потом была песня (опять на русском) про узбека Рахмана, который уехал в Москву гастарбайтером, там стал "большим человеком" и вот к нему приехали узбекские друзья, и они в белых пиджаках сидят в самом дорогом ресторане. Потом, мы попросили выключить радио. Поющий попутчик (в силу незнания разговорного русского) не понял, а водитель искренне удивился: "Они же по-русски поют. Как вам может это не нравится?"

По дороге водитель несколько раз заруливал в кишлаки, развозил "передачки" самого разного свойства. Больше всего впечатлила огромная запчасть для камаза, неизвестно как умещавшаяся под водительским сиденьем. В 7 вечера стемнело, и еще 6 часов мы ехали в кромешной тьме. Узбеки, включая водителя, захрапели, мы заскучали.

В полночь добрались до Ургенча (именно туда нужно было нашим попутчикам), и водила сказал, что дальше нас повезет за отдельную плату. Я начал вялое "мы так не договаривались", он - энергичное "ты меня тоже пойми: бензин, семья и еще какой-то аргумент привел. Пришлось доплатить, чтобы он провез нас оставшиеся 20 километров. В Хиве мы были доставлены в какой-то клоповник, принадлежавший другу таксиста, но нам уже было все равно.

Да, и верблюдов-драмодеров в пустыне мы так и не увидели. Только осликов.

Читайте также: