Что значит мыслить концептуально. Успокаиваем мысли. Концептуальные и неконцептуальные состояния ума Arrow down Arrow up


Концептуальное мышление уже затрагивалось нами на предыдущих вебинарах: и «Интеллект-карты для школьников, слабо мотивированных на обучение» . Настало время поговорить об этом подробнее. На этом вебинаре мы рассмотрим мышление более высокого уровня, которое помогает добиваться феноменальных результатов. Это концептуальное мышление. В чем его отличие от других видов? В том, что здесь структурируется сам процесс мышления. То есть перед началом мыслительного процесса мы задаем порядок того, о чем мы будем думать.

На вебинаре рассматриваются те составляющие, на которые опирается концептуальное мышление. Конечно, каждая составляющая нужна лишь в той части, которая требуется в концептуальном мышлении, а далеко не в полном объеме. Это ознакомительный вебинар по новому онлайн-курсу «Концертуальное мышление для школьников»

Сразу после вебинара каждый участник получит на почту небольшое практическое задание из теории множеств. Это пример того, с чего может начинаться концептуальное проектирование. С другой стороны Вы поймете насколько Ваш ребенок готов воспринимать абстрактные понятия. Задание желательно выполнить и прислать нам результаты. По результатам его выполнения мы оценим, а не «завышена ли нами планка». Возможно уровень сложности изложения материала следует упростить.

Основной элемент концептуального мышления называется концепцией . Концепция – это согласованный набор понятий, которые позволяют влиять на окружающий мир. Или, иначе, концепция – это некоторая модель мира, которая рассматривает ситуацию с определенного ракурса.

В концептуальном мышлении наше внимание будет последовательно переходить от одного важного элемента ситуации к другому, что позволит мыслить намного эффективнее.

Отличительные особенности концептуального мышления :

  1. Единицей мышления выступает концептуальная схема - система взаимосвязанных по определенным правилам понятий (а не единичное понятие).
  2. В концептуальной схеме понятия связываются отношениями (а не операциями).
  3. Используемые понятия обозначают классы объектов (а не единичные объекты).

Концептуальное мышление направлено на проникновение в суть вещей. Подход использует конкретную интеллектуальную технологию, оснащенную к тому же удобным аппаратом структурной математики и при необходимости поддерживается программно-компьютерными средствами.

На вебинаре Вы:

  • узнаете о том, чем концептуальное представление решений отличается от обычного;
  • познакомитесь с логикой построения концептов и концепций;
  • ощутите богатые возможности представления сложного через простое;
  • поймете какие преимущества дает концептуальное мышление;
  • узнаете в каком возрасте ребенок может заниматься концептуальным проектированием и
  • поймете почему необходимо развивать концептуальное мышление.

В качестве примера рассматривается несложный концепт выбора лучшей модели автомобиля при покупке. Концепт претендует на некую универсальность. Такие концепты называют конструктами и они могут быть использованы в других предметных областях.

Мы уже начали рассматривать "территорию" вокруг нашего предмета, но еще не подошли к самому предмету. О нем будет вся книга. И все же вначале уместно сказать, что феномен мышления – еще во многом загадка для людей. И тем более загадка – феномен "концептуального мышления". Успехи концептуального мышления, особенно ярко проявившиеся в последние 30 лет, придают ему ряд свойств, таких, например, как универсальность, всепроникновение, оригинальность, перспективность, креативность и другие. Все это возбуждает сознание непосвященных и, как ни жаль, способствует вульгаризации концептуального мышления. Однако у него действительно есть ряд свойств, ради которых оно заслуживает глубокого изучения.

По разным поводам вопросы концептуальных решений и умопостроений отражаются в публичной риторике весьма широко. Наверное, можно составить список более чем из 300 наименований публикаций, где прилагательное "концептуальный" встречается осмысленно и профессионально, а не ради украшательства текстов. Однако эти публикации носят аспектный или прикладной характер в отношении самого феномена "концептуальное мышление". Мы же попытаемся взглянуть на него целостно и философски.

Становление концептуального мышления во мне происходило в среде научной школы Спартака Петровича Никанорова. Я изучал и практиковал его "Метод концептуального анализа и синтеза систем организационного управления". Впоследствии мне стало ясно, что этот метод существенно шире той области, для которой он применяется. Я постараюсь показать, что это и есть тот самый метод принятия решений, которым пользуются глубокие и успешные менеджеры и аналитики в сложных, размытых ситуациях по отношению к малопонятным предметным областям практики. Одновременно это и метод порождения смыслов, и метод постижения сложной реальности, и метод упорядочивания самого мышления. Это и многое другое я объединяю здесь и рассматриваю как концептуальное мышление – особенную и могучую форму мышления, обладающую силами подлинно философского уровня.

Такой взгляд "заставил" меня исследовать суть, корни, приемы и возможности концептуального мышления. Этой работой я надеюсь послужить освобождению нашего сознания от ослабляющих его сил. Мне видится, что действительное "мышление по понятиям" может стать способом распознавания по ее отзвукам, доступным каждому из нас.

В процессе написания книги мне неожиданно понадобилось создать некую параллель между свойствами концептуального мышления и других форм освоения действительности и самовыражения. Я выбрал художественное искусство – фотографию. Там, где слагаемые мастерства фотохудожника подобны мастерству концептуалиста или, напротив, расходятся с ним, я искал примеры, которые могли бы усилить, подчеркнуть линии моего предмета. Этот поиск привел меня к встрече с замечательным фотомастером из Магнитогорска Валерием Миняевым – членом Союза фотохудожников России. Благодарю его за возможность использовать его личный архив для выбора нужных мне примеров.

Выражаю глубокую благодарность своим первым наставникам в лабиринтах концептуального мышления. Это были С. П. Никаноров, 3. А. Кучкаров, С. В. Солнцев, Н. К. Никитина. Благодарю Владимира Разумова за мягкое введение меня в круг философии, придавшей моим концептуальным упражнениям оттенки свободы, глубины и… незавершенности. Я искренне признателен тем, кто в разные периоды написания книги и по разным поводам выступал в роли слушателя, доброжелательного критика и оппонента: В. Михееву С. Неретину, Ю. Троицкому, Ю. Шатину. Благодарю своих друзей и коллег Галину Горшкову, Сергея Сидоренко, Татьяну Мунину Игоря Башкатова, Виктора Носкова, Людмилу и Дмитрия Бутенко, Николая Акатова и многих других, чье радостное ожидание появления книги придавало мне душевных сил.

1. Феномен "концептуальное мышление"

Здесь обсуждаются внешние признаки решений и других умопостроений, которые отражают концептуальное мышление. На примерах показывается, что высокий менеджмент концептуального уровня может поддерживаться только мышлением, натренированным в концептуальных практиках. Проводится поучительная "линия" становления концептуального проектирования решений как интеллектуальной технологии работы со сложностями, равной которой по мощности пока нет в зарубежной практике. Показываются возможности концептуально выстроенных решений.

Свидетельства концептуального мышления

Верно говорят люди вслед за мудрецами, что "удивление – начало мышления". Всякое диво, чудо, невидаль, диковина, всякая редкость оживляют наше мышление, приводят нас в из-ум- ление, обнаруживая именно то, что до этого момента мышления-то и не было вовсе. Было разве что простое прикосновение привыкшего к "вещи" ума.

Но не всякий "изумленный" заметит, что здесь мог состояться еще и факт концептуального мышления. Он состоялся бы, если б вместе с удивлением возникла примерно такая мысль: "Стало быть, до сих пор я имел ложное представление об этой вещи, в которое не "помещалось" то, что удивило меня. Но теперь мое представление иное. В нем возможно и то, что меня удивило, и, наверное, еще многое другое, чего я не вижу, но о чем я могу подумать…".

Факт человеческого предательства или, скажем, супружеской измены дает нам ту же возможность обнаружить или проявить концептуальное мышление. Если бы обида не затуманила рассудок, то обманутый смог бы понять, что произошло всего лишь разоблачение неверного представления о любимом. Это было представление, в котором измена воспринималась как невозможное.

Вот известный пример.

Компании так называемой "Большой детройтской тройки" ("Дженерал-Моторс", "Форд", "Крайслер") долгие годы были мировыми лидерами в производстве автомобилей. Известный провал успеха этих концернов в 1986 год из-за наплыва надежной японской техники способствовал проявлению феномена концептуального мышления. "Оказалось", что успех был основан на представлении менеджеров этих концернов примерно такого рода:

– в автомобилях главное – стиль и отделка, а надежность – не так важна;

– наши компании делают не автомобили, а деньги;

– автомобиль – символ статуса, значит, он важнее качества;

– американский рынок автомобилей закрыт от всех;

– от рабочих мало зависит производительность труда и качество;

– каждый, связанный с системой производства, должен знать о бизнесе только то, что надо ему.

В этом примере концептуальное мышление проявляется в признании некоторой концепции (лат. conceptio – понимание, система, взгляд, представление), через которую то или иное явление осознается нами. Правда, это важное признание в приведенном примере состоялось стихийно, в критической ситуации, то есть непрофессионально.

Вот другой пример.

Известно, что в IV веке до нашей эры ученик Платона по имени Аристотель разработал учение о правилах построения умозаключений, при которых гарантируется удержание истины в ходе рассуждений – силлогистику. Это учение о том, как формы речи могут обеспечить истинность познавательного процесса, живет до сих пор. Силлогистика с той поры является неким когнитивным (познавательным) нормативом для ведения логически непротиворечивых рассуждений. С этим нормативом можно познакомиться в любом учебнике формальной логики.

Попробуйте ответить на такой вопрос: как мог бы выглядеть когнитивный норматив доаристотелевского типа рассуждений искателей истины? То, что сейчас происходит в вашей голове, когда вы пытаетесь ответить на этот вопрос, имеет признак концептуального мышления, поскольку вы пытаетесь определить так называемый "конструкт" – некую конструкцию из понятий, которая бы определяла целый класс явлений. Сейчас речь идет о классе способов умозаключений, которыми пользовались до появления силлогистики .

Вот еще простенький пример – упражнение.

Сейчас вы держите в руках книгу какого-то определенного жанра. Скорее всего, это жанр монографии. А по какому основанию выделяют этот вид книжной продукции среди других? В поиске ответа на этот вопрос ваше мышление выполняет концептуальную работу – оно ищет логические основания суждений.

Здесь будет много примеров, но для начала пусть появится еще один из задачника концептуалистов.

Типы мышления

Что такое мышление — имеют представление все. Как же: «Я мыслю — значит я существую»… Но если любознательный читатель поробует найти четкое определение мышления в библиотеке или на просторах интернета, его ждёт неприятный сюрприз. Научных определений процессов мышления — десятки.

Все эти определения науки сводятся к трем видам:

  1. философские;
  2. психологические;
  3. физиологические.

Конечно, в них есть логика, и все они достаточно верно отражают ту или иную сторону процессов мышления. Но не рекомендую простому читателю окунаться в дебри всех этих научных рассуждений. Без серьезной специальной подготовки и ангельского терпения в них попросту «утонешь».

Более того, и самый серьезный специалист, с самым ангельским терпением, не даст вам четкого ответа: что же это такое — процессы мышления?

— Ибо в науке нет четкого единого мнения о процессах мышления.

Вывод напрашивается сам собой: если, при таком высоком уровне своего развития, наука не может дать четкого определения процессам мышления, то это означает одно: не там ищет .

Предлагаю принципиально иной взгляд на процессы мышления. А, именно: с позиции наличия души человека.

И, как увидит читатель, при таком подходе куда-то улетучивается весь тот громадный лабиринт чрезвычайно запутанных научных рассуждений. Процессы мышления становятся очень простыми и понятными — как и должно быть в науке.

Наличие двух «ипостасей» человека: тела и души, и разума – коммутатора между ними, подразумевает наличие и разных типов мышления:

  • Мышления тела,
  • Мышления души,
  • Мышления разума — «коммутатора» между душой и телом.

Если быть более точным, у человека существует четыре типа мышления:

  • Рефлекторное мышление – мышление тела.
  • Концептуальное мышление – мышление души.
  • Абстрактное мышление — мышление разума.
  • Речевое мышление — мышление разума.

1. Первый тип: рефлекторное мышление . Это мышление тела. Рефлекторное мышление мы подробно рассмотрели в книге второй: «». Некоторые положения:

  • Тело человека представляет собой только биомеханизм. Чрезвычайно тонкий, сложный и высокоорганизованный, великолепно отрегулированный, но все равно: только биомеханизм.
  • Управляет этим биомеханизмом великолепнейший, совершеннейший, отточенный многомиллионолетним естественным отбором, «биокомпьютер» — головной мозг человека.
  • Единственной «компьютерной программой», вложенной в этот «биокомпьютер» природой, является система рефлексов. Только и только рефлекс — есть единственный механизм взаимоотношения биоорганизма с внешней средой. Иного природой не дано.
  • Единственной и главной целью этой «компьютерной программы» является: защита и сохранение жизнедеятельности биоорганизма. Проще говоря: закон выживания. Выжить в любых условиях и чего бы это ни стоило — вот главная задача «компьютерной программы» головного мозга.

Отсюда понятно, что способ «мышления» тела человека единственный: рефлекс .

Процесс анализа и синтеза информации в рефлекторном мышлении — есть процесс прохождения электрических импульсов по ячейками памяти головного мозга в процессе обычной рефлекторной деятельности. Таким образом, мысль — в рефлекторном мышлении — есть цепочка электрических импульсов, проходящих по нейронам головного мозга.

Рефлекторное мышление есть прерогатива биологической основы — тела человека. И создано природой для единственной цели: обеспечить максимальное этого самого тела в пространстве и времени.

2. Второй тип: концептуальное мышление . Это есть мышление души. — это ячейка памяти души (- первой и главной «половины» человека). Душа — или духовная сущность — в процессах мышления оперирует концептами. Возникакт концептуальная мысль .

Концептуальная мысль — это мысль без образов, без слов, без ощущений органов чувств… Главное отличие: в процессе концептуального мышления не происходит возбуждения сенсорных нервных центров головного мозга .

Концептуальная мысль — это просто то, что мы «знаем» — знаем непонятно «откуда». В своем подавляющем большинстве концептуальное мышление проходит мимо сознания человека. Человек даже не подозревает, какой глубины и масштаба в его душе происходят процессы мышления: объем памяти его души многократно превышает объем памяти его головного мозга. Максимум, как человек может «почувствовать» концептуальную мысль — как

3. Третий тип: абстрактное мышление . Это мышление разума. Абстрактное мышление — это процессы рефлекторного мышления, инициируемые и проходящие под контролем души — духовной сущности.

В процессе абстрактного мышления человек оперирует образами, ощущениями -«картинками» органов чувств. Но только не словами.

Абстрактное мышление присуще всем высшим животным. Животные так же, как человек, умеют мыслить образами, «картинками», сопоставлять эти образы, делать выводы… Высшие животные полуразумны .

4. Четвертый тип: речевое мышление . Это также мышление разума.

Речевое мышление осуществляется по тому же принципу, что и абстрактное мышление. Его отличие: в речевом мышлении участвуют только слуховые сенсорные нервные центры, несущие информацию только о воздействии СЛОВА на органы слуха.

В процессе речевого мышления человек оперирует только словами.

Концептуальное мышление

Душа — духовная сущность — оперирует, в процессе мышления, концептами.

В своем генезисе, концепт, концептуальная мысль, представляет собой «след», «отпечаток», «пространственную матрицу» рефлекторной мысли в некой нематериальной субстанции. Представим, что в мироздании, кроме материи, энергии и пространства существует ещё нематериальная «четвертая субстанция «. Эта субстанция способна «отпечатывать» и сохранять в себе следы, «пространственные матрицы» от прохождения электрических импульсов по нервным путям. Эти «отпечатки» — концепты мыслей — способны накапливаться и взаимодействовать между собой.

Концепт – это оперативная единица мышления души — духовной сущности. Концепт – это мысль без образов, слов, других ощущений органов чувств. Это то, что мы просто чувствуем своим « » — «шестым чувством». Это то, что мы просто «знаем» — знаем непонятно откуда.

Каждый из вас, наверное, помнит внезапное, мгновенное чувство, которое вдруг возникло, когда вам предложили выгодную сделку, или какое-то совместное предприятие, или еще что-нибудь. Это внезапное мгновенное чувство будто подсказывало: «Этого не надо делать». Причем, ни мысли (в виде слов), ни какого воспоминания, ни какого – нибудь образа («картинки», любого другого ощущения органа чувств), не возникало вообще.

Вот это мгновенное чувство и есть ощущение человеком концептуальной мысли. Отсутствие образов, слов, ощущений органов чувств говорит о том, что никаких сенсорных НЦ, касающихся именно этой информации, в этот момент, не было возбуждено. То есть, концептуальное мышление происходит без участия процессов рефлекторного мышления.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ – это мысль, несущая информацию, без слов, образов, ощущений, то есть мысль, осуществляемая только духовной сущностью, без посредства головного мозга, без возбуждения сенсорных НЦ, вне тела человека .

Возбуждение данного концепта, из всей громады информационного банка, было вызвано получением духовной сущностью информации о выгодной сделке. Эта информация, например, в виде звуковых колебаний (речи) поступила в органы слуха. Затем она, в виде нервных импульсов, была направлена в соответствующие слуховые анализаторы головного мозга, и так далее: происходит рефлекторное мышление. Одновременно, эта информация поступает и в духовную сущность.

В ней уже существует информация о подобных сделках. Духовная сущность проанализировала поступившую информацию и выдала безошибочный ответ. Но ввиду отсутствия сенсорного НЦ концепта–ответа, концепт–ответ не может «пробиться» в головной мозг. Поэтому этот ответ человек чувствует в виде мгновенного интуитивного ощущения: «Этого делать нельзя».

Итак, мышление духовной сущности – это концептуальное мышление.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процесс оперирования, духовной сущностью (душой), концептами своего информационного банка без участия головного мозга, с целью нахождения концепта, адекватного поступившей информации .

В процессе концептуального мышления духовная сущность не создает новый концепт, а находит в своем информационном банке уже существующий концепт, адекватный поступившей информации.

Здесь, точно так же, как и при рефлекторном мышлении, не существует процесса синтеза новой информации . Духовная сущность (душа), также как и соматический ум (головной мозг), не способна к созданию новой информации. Она только находит готовые ответы, уже существующие в ее громадном информационном банке.

Концептуальную мысль человек часто ощущает — как интуицию. ИНТУИЦИЯ – концептуальная мысль, ощущаемая человеком без посреднического участия оловного мозга и разума .

Но, в подавляющем большинстве, человек вообще не испытает никаких субъективных ощущений. Концептуальная мысль проходит мимо его сознания, и человек даже не подозревает, какой глубины и масштаба мыслительные процессы происходят в его духовной сущности.

Люди редко обращают внимание на интуицию. А зря. Как правило, информация, поставляемая духовной сущностью, безошибочная. Следуя предупреждениям своей интуиции, человек может избежать многих неприятностей в своей жизни.

Абстрактное мышление

Теперь мы подошли к способу мышления . Чтобы лучше понять процессы мышления, происходящие в разуме, вспомним определение разума (смотри книгу вторую: «Физиологические основы психологии»).

РАЗУМ– это процесс взаимодействия духовной сущности и соматического ума (головного мозга), это область их совместной деятельности.

Разум — это «коммутатор» между духовной сущностью и соматическим умом.

Разум — это просто функция, момент соединения концептуальной и рефлекторной мысли.

Разум проявляется как абстрактное и речевое мышление.

Морфологически, разум «привязан» к центральной нервной системе .

Итак, разум – это область, где осуществляется контакт, взаимодействие соматического ума (головного мозга) и духовной сущности. Но взаимодействие соматического ума (головного мозга) и духовной сущности — есть взаимодействие рефлекторного и концептуального мышления. И это взаимодействие порождает в разуме новые процессы: абстрактное и речевое мышление.

Начнем с того, что попроще. Вспомним процесс рефлекторного мышления — мышление соматического ума (смотри книгу вторую: «Физиологические основы психологии»).

  • Воздействие одиночного раздражителя на органы чувств создает в ЦНС свой, индивидуальный НЦ раздражителя (прикосновение материнской руки, вспышка света, звук упавшей капли воды, запах розы, вкус земляники во рту, боль от укола иглой… и так далее, тому подобное). Этот одиночный НЦ раздражителя только одного из органов чувств – есть (головного мозга) .
  • В каждое мгновение своего существования, ЦНС человека одновременно получает информацию сразу ото всех пяти органов чувств. В данный момент перед вашими глазами компьютер, вы слышите звуки работающего в соседней комнате телевизора, чувствуете восхитительные запахи, доносящиеся из кухни, под пальцами «мышка» управления компьютером, во рту вкус выкуренной сигареты. Вся эта, одномоментно поступающая информация есть, как бы «хроносрез» -«сенсорная фотография момента». Поступившая, одновременно, информация сразу ото всех пяти органов чувств образует в ЦНС единый сенсорный НЦ данного мгновения. Каждая такая сенсорная фотография момента есть . По сути, вся жизнь человека – есть непрерывная череда таких «сенсорных фотографий момента» — единых сенсорных НЦ мгновения.
  • Каждое следующее мгновение своей жизни человек получает очередную «сенсорную фотографию момента». Но в этих «фотографиях» часто встречаются совпадения. Вы, например, каждый день возвращаетесь в свою квартиру, в которой вы проводите солидную часть своей жизни. Это означает, что во многих тысячах и миллионах сенсорных фотографий момента есть наиболее часто повторяемые образы первого порядка вашей квартиры (неповтооримый запах вашей квартиры, ощущение обоев под пальцами, очень красивый рисунок обоев в спальне…). Эти, наиболее часто повторяемые образы первого порядка, благодаря процессам генерализации, объединяются в объединяются в общий образ. Это есть единый, генерализированный образ вашей квартиры, с ее неповторимым запахом, звуками, ощущениями. Это образ каждого человека, автомобиля, комбайна, трактора, дерева, леса, ручейка, и так далее… Такой генерализированный сенсорный НЦ любого материального явления или даже целого рода явлений – есть .

В процессе рефлекторного мышления соматический ум (головной мозг) оперирует образами первого, второго и третьего порядка. Но новой информации не создает. Соматический ум только вытаскивает из глубин своей памяти уже существующие образы в соответствии с воздействующим раздражителем. Максимум его творческих способностей – это генерализация информации в наиболее типичные образы третьего порядка.

Абстрактное мышление осуществляется по следующей схеме:

  • Духовная сущность получает информацию от сенсорных НЦ человека.
  • Эта информация возбуждает соответствующие концепты.
  • Происходит процесс концептуального мышления и находится соответствующий, поступившей информации, ответ – концептуальная мысль.
  • Ответ — концептуальная мысль возбуждает «свои» сенсорные НЦ в головном мозге. «Свои» сенсорные НЦ — это нервные центры, несущие ту же информацию, что и концепт .
  • А дальше в дело вступает соматический ум (головной мозг), поскольку возбуждение сенсорных НЦ — есть начало процесса рефлекторного мышления.
  • Возбуждение сенсорных НЦ абстрактной мысли человек почувствует как цепочку своих ощущений (зрительных, слуховых, тактильных…)

В процессе абстрактного мышления концепты возбуждают «свои» сенсорные НЦ. А дальше в дело вступает соматический ум, поскольку возбуждение сенсорных НЦ — есть начало процесса рефлекторного мышления.

Этот многоступенчатый процесс: воздействие информации → возбуждение концепта → концептуальное мышление →возбуждение сенсорных НЦ концептов → рефлекторное мышление, — и есть абстрактное мышление .

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процессы рефлекторного мышления, инициируемые и управляемые процессами концептуального мышления духовной сущности .

Процесс абстрактного мышления возможен только при наличии, в головном мозге, сенсорных НЦ, несущих такую же информацию, что и концепты. Пусть даже информацию не всех концептов: концептуальной мысли нужно за что-то «зацепиться». Чем больше таких сенсорных НЦ, тем активнее и легче происходит процесс абстрактного мышления. Полное отсутствие сенсорных НЦ концептуальной мысли вговном мозге делает процесс абстрактного мышления невозможным.

Появление способности к абстрактному мышлению у биоорганизмов, в историческом плане, означаетначало формирования головного мозга, и начало формирования совершенно нового качества – « « . До появления абстрактного мышления, духовная сущность не могла вмешиваться в поведенческие реакции биологической основы – все поведенческие реакции животных диктовались соматическим умом и были чисто рефлекторными.

Только после того, как духовная сущность развилась и стала достаточно сильной – получила способность к возбуждению сенсорных нервных центров в головном мозге — она стала способной вмешиваться в поведенческие реакции живых организмов. Это произошло после того, как количество энергии, накопленной концептами, стало превышать энергетику межнейронных связей, и концепты стали «прорываться» к сенсорным НЦ.

Если до этого обмен информацией осуществлялся в одностороннем порядке: от соматического ума (головного мозга) – к духовной сущности, то теперь этот обмен стал двухсторонним: духовная сущность стала способной сообщать информацию соматическому уму (в головной мозг). Так появилось абстрактное мышление, так появился . Так появились высшие животные.

Да, высшие животные обладают абстрактным мышлением. Пусть оно и не так совершенно, но это ничуть не умаляет его достоинства: духовная сущность высших животных способна управлять поведенческими реакциями, осуществляет их самосознание, ощущение собственного «Я». Высшие животные полуразумны .

Простой пример. В соматическом уме охотничьей собаки физически не может быть информации, куда упадет подстреленная утка: в кусты, над которыми застал утку меткий выстрел, в заросли камыша на берегу небольшого озера, или в озерцо. В памяти ее соматического ума есть сенсорные НЦ, содержащие информацию о траектории падающего камня, траектории падения другой утки. Но там была совершенно иная обстановка: не было ни кустов, ни озера, ни камышей. А, значит, нет сенсорных НЦ вида утки, падающей в кусты, озеро или камыши. Однако собака всегда безошибочно бежит к месту предполагаемого падения дичи, пока она падает. То есть, собака создает информацию, куда упадет подстреленная утка. Иначе, чем абстрактным мышлением такое поведение собаки не объяснить.

Существует еще одно, важнейшее отличие абстрактного мышления, ставящее его на особую ступень, по сравнению и с рефлекторным, и с концептуальным мышлением.

Воздействие концептуальной мысли ведет к одновременному возбуждению разных сенсорных НЦ, часто совершенно не связанных между собой. Возбужденные концептами, эти сенсорные НЦ объединяются, по законам , в единый сенсорный НЦ – НЦ абстрактной мысли .

И, самое важное, все эти возбужденные сенсорные НЦ иррадиируют возбуждение на «посторонние» сенсорные НЦ, связанные с ними нервными связями (но информация которых не входит в состав концептуальной мысли!). И тогда, естественно, происходит замыкание НЦ абстрактной мысли с «посторонними» НЦ раздражителей.

В процессе рефлекторного мышления, НЦ абстрактной мысли включает в свой состав эти новые сенсорные НЦ: в результате, в соматическом уме возникает новый сенсорный НЦ — НЦ новой информации – абстракции . Появление такого нового сенсорного НЦ означает появление совершенно новой информации, отсутствующей ранее как в составе соматического ума, так и в составе информационного банка духовной сущности .

Одновременно с образованием НЦ абстракции, в составе духовной сущности появляется новый концепт этой новой информации.

АБСТРАКЦИЯ – новая информация, полученная в процессе абстрактного мышления, отсутствующая ранее как в соматическом уме, так и в концептуальном банке духовной сущности .

Создавать новую информацию не способен ни соматический ум (головной мозг), ни духовная сущность. И только их совместная деятельность позволяет это. Более того, создание абстракции есть главнейшая способность, ради которой появился и развивался человек . Духовная сущность не способна самостоятельно создавать информацию. Она способна только пользоваться информацией, благо, ее концептуальный банк огромен. Огромен, но не всеобъятен. В этом банке нет информации о возникновении и развитии вселенной, о законах мироздания, нет абсолютных Истин мироздания.

Не имея этих Истин в составе своего информационного банка, жизнь является беззащитной перед беспощадными законами мироздания. Поэтому и появился человек. Именно для этого: создания абстракции — создания первозданных и абсолютных Истин мироздания — создан человек и подобные ему разумные существа во вселенной.

СОЗДАНИЕ АБСТРАКЦИИ – ЕСТЬ СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ ГЛАВНОГО ПРЕДНАЧЕРТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ, ИБО ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ АБСТРАКЦИИ ЧЕЛОВЕК СМОЖЕТ СОЗДАТЬ КОНЦЕПТЫ ПЕРВОЗДАННЫХ И АБСОЛЮТНЫХ ИСТИН МИРОЗДАНИЯ .

Рассмотрим процесс создания абстракции на примере создания новой конструкции стола.

Из многих тысяч « », в которых присутствовали столы, соматический ум, в процессе жизнедеятельности человека, сформировал единый образ стола: как ровной площадки, стоящей на опоре. Допустим, перед человеком возникла проблема: установить стол в помещении, где отсутствует твердая основа в виде пола для его установки. Ни в памяти его соматического ума, ни в информационном банке духовной сущности нет информации о столе, стоящем на зыбкой основе.

Мысль — концепт о необходимости новой конструкции стола возбуждает в соматическом уме все НЦ — «сенсорные картинки» — образов стола. Поскольку информации о необходимой конструкции стола нет, происходит усиление процессов мышления. Человек усиленно размышляет, пытаясь найти решение задачи. Это усиление вызывает иррадиацию возбуждения среди сенсорных НЦ в головном мозге, заставляя человека вспоминать особенности конструкций столов, которых он видел в своей жизни.

Усиления процессов концептуального мышления не происходит: духовная сущность не имеет защитных механизмов соматического ума, усиливающих процессы рефлекторного мышления при недостатке информации – ей эти механизмы не нужны.

В то же самое время органы чувств доносят в ЦНС вид помещения, где необходимо установить стол, вид потолка и стен, вид висящей люстры, возбуждая соответствующие сенсорные НЦ.

Устойчивой основой не обязательно может быть только пол. Соматический ум имеет эту информацию. Да и вид висящей, на потолке, люстры доказывает это. Ножка люстры является опорой, соединяющей люстру с потолком. Потолок, для люстры, является устойчивой основой.

Соматический ум, по законам рефлекторного мышления, включает потолок – как устойчивую основу – в процессы своего мышления. Сенсорный НЦ вида люстры, подвешенной к потолку, соединяется нервным замыканием с сенсорным НЦ вида одного из вспомнившихся столов, с НЦ вида потолка, с НЦ образов устойчивой основы и опоры. В голове человека формируется сенсорный НЦ новой информации: сенсорный НЦ вида стола, подвешенного к потолку — НЦ абстракции.

Таким образом, создание абстракции – это создание принципиально новой информации, отсутствующей ранее и в соматическом уме и в духовной сущности. Этот процесс создания новой информации может происходить только в разуме, в результате взаимодействия рефлекторного и концептуального мышления .

Слово и речевое мышление. Телепатия

Чтобы понять, что такое речевое мышление, надо сначала разобраться, что представляет собой Слово .

Слово , с позиции соматического ума, представляет собой образ первого порядка. Действительно, Слово доходит до рецепторов органа слуха в виде колебаний воздуха, и образует в головном мозге элементарный слуховой сенсорный НЦ раздражителя – НЦ слова.

В своем генезисе, изначально, Слово возникло как знаковый символ какого-либо явления действительности – образа третьего порядка соматического ума. Предок человека, развивая зачатки речи, начал давать наиболее ярким явлениям действительности собственные звуковые обозначения. Вначале это были простые междометия. Затем, по мере развития функционального органа речи – языка – появились и первые слова. Так появилось слово «солнце», «еда», «опасность», «дом», «мама» и прочее…

Таким образом, мы видим, что слово представлено в соматическом уме как образ первого порядка, но несет информацию об образе третьего порядка. Между двумя этими сенсорными НЦ: НЦ слова (НЦ образа первого порядка) и НЦ явления (НЦ образа третьего порядка), устанавливается прочная нервная связь.

Посредством этой связи, НЦ слова связан со всеми НЦ, несущими информацию об этом явлении. А они уже несут огромное количество информации. Это образы второго и первого порядка, генерализация которых и создала образ третьего порядка.

Таким образом, мы видим, что при наличии только одного НЦ раздражителя, Слово может возбуждать в соматическом уме огромное количество информации. Например, слово «стол» может заставить человека вспомнить всю информацию, абсолютно обо всех столах, которые, когда-либо, видел человек в своей жизни. — Огромное количество информации.

Именно это качество слова – способность возбуждать громадное количество информации, при наличии только одного НЦ раздражителя – позволило осуществиться, у человека, намного большему контакту соматического ума и духовной сущности, чем у всех остальных представителей животного мира .

Чтобы концепт мог прорваться в соматический ум, необходимо, чтобы пространственная матрица концепта совпала с пространственным «рисунком» сенсорного НЦ, несущего такую же информацию. А такое совпадение – редчайшая вещь.

Поэтому концептам так трудно прорываться в соматический ум. Малый процент совпадения концептов с сенсорными НЦ не позволяет духовной сущности использовать всю свою громаду своей информации. С помощью только абстрактного мышления невозможно вывести ни теорему Пифагора, ни теорию относительности, ни создать арифметику вообще. Что мы и наблюдаем у «братьев наших меньших» — домашних животных. Их абстрактное мышление позволяет развиться их разуму только до уровня «полуразума». Сложные задачи им не по плечу.

Появление Слова решило эту проблему. НЦ Слова, благодаря связи с НЦ образа третьего порядка, становится заключительной точкой, высшим звеном процесса генерализации информации. Слово стало «пусковой кнопкой», включение которой возбуждает в ЦНС громадное количество информации о явлении, которое обозначает это слово. НЦ Слова без преувеличения можно было бы назвать образом четвертого порядка соматического ума .

Точно так же и в духовной сущности: концепт Слова способен возбудить все концепты, несущие информацию о явлении. Какая громада информации! Какое изумительно решение!

До появления Слова общение между духовной сущностью и соматическим умом было затруднено. Мешал мощнейший «замок познания»: малая доля сенсорных НЦ концептов информации.

С появлением Слова, духовная сущность и соматический ум стали контактировать между собой именно Словом . Слово возбуждает в духовной сущности концепт слова. Концепт слова возбуждает всю громаду концептов, связанных с этим словом . Результат – возникает четкая концептуальная мысль. Возбужденная концептуальная мысль воздействует на «свои» сенсорные НЦ слов – возникает речевая мысль. Далее НЦ слов воздействуют на свои НЦ образов первого и второго порядков соматического ума. Возникает управляемый процесс абстрактного мышления.

Благодаря Слову процессы абстрактного мышления многократно усиливаются. Духовной сущности теперь «наплевать» и на трудность контакта концептов с сенсорными НЦ, и на замок познания. Она нашла Слово и с его помощью теперь может вскрыть любой «замок» вытащить наружу почти все свои концепты.

Таким способом жизнь обманула эволюцию и обошла замок познания.

С появлением речи, слово взяло на себя посредническую функцию между духовной сущностью и соматическим умом. Концепту, в речевом мышлении, достаточно возбудить только один (!) сенсорный НЦ – НЦ слова. А, далее, НЦ слова сам возбудит остальные НЦ образов того явления, знаковым символом которого является это слово .

Слово многократно усилило способность духовной сущности управлять биологической основой .

Итак, слово представляет собой, в соматическом уме, обычный НЦ раздражителя органа слуха. Точно такой же, какой может представлять шелест листвы, скрип дверной петли, весенняя капель, пение соловья… Но этот НЦ слова имеет сильную нервную связь с НЦ образа третьего порядка соматического ума. Образ третьего порядка и Слово — как образ первого порядка соматического ума, отражают одно и то же явление. Воздействие Слова способно возбудить громадное количество информации о явлении, которое обозначают этим Словом.

СЛОВО – это образ первого порядка соматического ума, возникший как знаковый символ какого–либо явления. Слово представлено в ЦНС как слуховой сенсорный НЦ раздражителя. Слово является связующим звеном между концептуальным банком и соматическим умом, позволяет духовной сущности целенаправленно руководить жизнедеятельностью человека .

Слово явилось основой, благодаря которой развитие разума человека рвануло вперед семимильными шагами. Каждое новое слово , придуманное человеком, означало еще один крупный шаг духовной сущности в сторону управления соматическим умом.

По мере развития разума человека, его речевых органов, по мере развития человеческого социума и накопления духовной сущностью жизненного опыта, лексикон человека расширялся, словами стали называть все явления окружающей действительности. Слово , возникшее вначале как знаковый символ явления окружающей действительности, со временем приобрело функцию главного коммутатора между духовной сущностью и соматическим умом.

В настоящее время главная функция Слова – функция главного коммуникационного канала, по которому духовная сущность руководит всей сознательной жизнедеятельностью человека. Именно Слово позволяет осуществляться самосознанию человека. Именно Слово позволяет человеку осознавать свое «Я» .

Достаточно взглянуть на словарный запас человека: каждое слово обозначает, как правило, целый ряд однотипных явлений. Кроме того: словосочетания, различной сложности предложения также обозначают отдельные, более сложные явления. Какое огромное количество явлений, таким образом, отражает слово на современном этапе! Вернее сказать: на сегодняшний день, с помощью слова, человек обозначает практически все известные ему явления действительности.

Слово , как мы рассмотрели выше, возникло как знаковый символ явления окружающей действительности. Сначала словом обозначали одно явление, затем целый род однотипных явлений.

НЦ слова, благодаря сильной нервной связи с НЦ образа третьего порядка, всегда возбуждало этот НЦ. И наоборот: возбуждение НЦ образа третьего порядка всегда возбуждало НЦ своего слова.

В процессе эволюции речевого мышления, по мере развития разума, эта сильная связь постепенно ослабла. Человек, со временем, научился общаться только словами, «не вспоминая» образы третьего порядка соматического ума, за отсутствием необходимости. Слово постепенно отделилось от НЦ образа третьего порядка соматического ума, «отодвинуло» его на задний план, «отодвинулось» от самого явления, которое отражает, и стало самостоятельным инструментом духовной сущности в исследовании окружающей среды .

Слово, в процессе эволюции Человека, из знакового символа явления окружающей действительности, превратилось в знаковый символ концепта явления .

Это означает, что когда мы слышим слово , происходит возбуждение слухового НЦ раздражителя — НЦ слова. Но сигнал от НЦ слова, направляемый в НЦ образа третьего порядка, которое отражает данное явление, вызывает в нем лишь местный потенциал.

Слово теперь напрямую воздействует на духовную сущность (не возбуждая образ третьего порядка соматического ума), возбуждая соответствующий концепт слова и порождая концептуальное мышление. Оттуда возвращается назад, в виде концепта другого слова. Возбуждается соответствующий НЦ слова – мы получаем готовый ответ. Никаких других сенсорных НЦ при этом не возбуждается!

С помощью Слова мы вытаскиваем информацию своего концептуального банка минуя всю ту громаду сенсорных НЦ, которая возбуждается при абстрактном мышлении. Концепты духовной сущности человека, с помощью слова, возбуждают процесс речевого мышления, не возбуждая абстрактного мышления .

Эволюционное значение такого изменения функции Слова понятно: эволюция убирает лишнее промежуточное звено в освоении, духовной сущностью, окружающей действительности. Лишним звеном в данном случае является нервный центр образа третьего порядка соматического ума. Следующим «лишним» звеном станет само слово, а затем и соматический ум вместе с биологической основой.

Каким образом слово станет лишним звеном? Развитие речи приведет к тому, что все люди, в конце концов, под одними и теми же словами станут понимать одни и те же понятия: дефиниции слов станут одинаковыми для всех. Каждое слово станет нести абсолютно одинаковую информацию для любого человека. Такая абсолютность означает развитие очень высокой степени аффинити (аффинити — притяжение друг к другу людей на основе одинаковых концептов. Смотри статью « …»). Что позволит людям, сначала «с полуслова» понимать друг друга, а затем приучит общаться без произнесения слов вслух, одним только усилием мысли. Как пример: вспомним, как «с полуслова» понимают друг друга близнецы, или как чувствует своих детей мать. Такое близкое общение есть, на самом деле, зачатки телепатии. Таким образом:

Речевое мышление человека в высшей точке своего развития превратится в ТЕЛЕПАТИЮ – обмену людей концептуальными мыслями без участия функционального органа речи – языка, без посреднической функции устной и письменной речи, одним напряжением соматического ума (головного мозга) .

Вместе с предпоследним лишним звеном, в виде НЦ образа третьего порядка, человек лишился еще кое-чего.

Жесткая связь между НЦ слова и НЦ образа третьего порядка, означала возбуждение образа третьего порядка соматического ума при каждом возбуждении НЦ слова. Наличие такой нервной связи делало возможным, как минимум, стороннего воздействия на самого человека с помощью Слова. Механизм понятен: слово, услышанное человеком, возбуждало НЦ образа третьего порядка его соматического ума с не меньшим успехом, чем это делал концепт его духовной сущности. Это позволяло стороннему воздействию, с помощью слова, руководить человеком, как это делает его духовная сущность.

Поэтому сила Слова в древности была чрезвычайно велика. Человек, обладавший сильно развитым речевым мышлением, обладал огромной силой влияния и внушения на других людей. (Вспомним, хотя бы, пророков).

Самый простой и яркий пример стороннего воздействия Слова: гипноз. Гипнотизер, с помощью Слова, через соматический ум подопытного человека воздействует на его биологическую основу, подобно тому, как это делает духовная сущность человека. И, таким образом, начинает руководить его биологической основой. Результаты, как мы знаем, бывают часто фантастическими.

Если предположить, что возможности духовной сущности намного шире, чем мы себе представляем, то мы получаем, совершенно необычные возможности человека.

Специально подобранная комбинация слов, звуков, действий, при их целенаправленном воздействии на разум человека, оказывала мощное воздействие на его биологическую основу. А через нее – на духовную сущность. Результаты таких воздействий были просто фантастическими, когда открывались скрытые способности духовной сущности. Таким образом, мы получаем то, что раньше называли колдовством, шаманством и прочее…

Но эта способность к колдовству в человеке в настоящее время «спит», из-за резко ослабшей нервной связи НЦ слова с НЦ образа третьего порядка соматического ума, и утери информации о таких специализированных воздействиях.

Итак, в настоящее время, слово несет несколько функций:

  • Слово является знаковым символом явления окружающей действительности.
  • Слово является знаковым символом концепта духовной сущности.
  • Слово является связующим звеном между концептом духовной сущности и соматическим умом человека.
  • Слово является инструментом исследования духовной сущностью окружающей действительности.
  • Слово является главным инструментом речевого мышления.

Речевое мышление

Появление слуховых сенсорных НЦ дало возможность появлению речи и речевого мышления. Наличие НЦ слов есть прямое указание на то, что именно в слуховой зоне больших полушарий головного мозга, посредством НЦ слов происходит основной контакт духовной сущности с соматическим умом .

Здесь можно сделать и второй вывод: сила нервного следа между НЦ слова и НЦ явления абсолютно безразлична для речевого мышления. В противном случае речевое мышление человека не отличалось бы от речевого мышления, например, попугая.

В памяти попугая заложено, как правило, не более пары десятков слов. И «речевое мышление» попугая осуществляется по стандартному рефлекторному механизму биологической основы:

Схема «речевого мышления» высших животных

Схема речевого мышления человека в корне отличается от рефлекторного мышления соматического ума:

Рис. 7 Схема речевого мышления человека

  • Сначала духовная сущность получает какое-то воздействие.
  • Это воздействие порождает концептуальное мышление: возбуждается концепт мысли.
  • Концепт мысли возбуждает в соматическом уме соответствующие НЦ слов.
  • Между НЦ слов возникает нервное замыкание. Человек, в этот момент, «слышит» речь.

Сила воздействия концептов на НЦ слов должна превышать их пороговую силу возбуждения, что позволяет духовной сущности возбуждать рефлекторную дугу любой мысли, то есть: осуществляться речевому мышлению под руководством духовной сущности .

Эволюция разума превратила слово в основное средство общения духовной сущности с соматическим умом, позволяющее осуществляться самосознанию человека. В процессе речевого мышления, человек оперирует словами – знаковыми символами концептов явлений. Абстрактного мышления при этом не происходит . Сам процесс речевого мышления полностью инициируется духовной сущностью.

Это есть стандартный механизм речевого мышления человека в «чистом виде», в процессе которого человек мыслит: рассуждает, строит планы, всякие логические построения. Короче, делает то, что мы обычно понимаем под словом «мышление», оперируя, при этом, только словами.

Разумеется, процесс речевого мышления воздействует на НЦ образов и первого, и второго, и третьего порядков. Это подразумевает само устройство головного мозга: все эти НЦ образов соединены нервными связями с НЦ слова. Речевое мышление часто «вытаскивает» из памяти соматического ума те или иные образы. Но абстрактного мышления, идущего параллельно речевому мышления, наподобие того, как речевое мышление совершается параллельно концептуальному мышлению, не происходит.

Что происходит в дальнейшем?

Если речевое мышление человека не просто теоретические рассуждения, а руководство к действию, то НЦ слов возбуждают соответствующие НЦ образов третьего порядка, и далее, по иерархии нервных центров, пока не будут найдены нервные центры, которые «разбудят» соответствующий эффекторный НЦ врожденного рефлекса.

Все это достигается тем, что концепт мысли оказывает на сенсорные НЦ слов более сильное раздражающее воздействие, чем при обычном речевом мышлении. Это, более сильное раздражающее воздействие, вызывает более сильное возбуждение НЦ слов. НЦ слов посылают более сильные сигналы к НЦ образов третьего порядка, вызывая в них уже не местный потенциал, а возбуждающий импульс. И так далее…

Мысль в речевом мышлении представляет собой двойное образование:

  • В духовной сущности — возбужденную концептуальную мысль.
  • В соматическом уме — прохождение нервного импульса по НЦ слов.

РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ – есть инициируемый и контролируемый процессом концептуального мышления духовной сущности, процесс прохождения нервного сигнала между НЦ слов, с целью управления, духовной сущностью, жизнедеятельностью человека. В процессе речевого мышления человек оперирует словами – знаковыми символами концептов .

Речевое мышление позволяет человеку полностью абстрагироваться от явлений окружающей действительности, используя вместо образов явлений знаковые символы этих явлений – слова.

Слово, которое может нести колоссальное количество информации, и речевое мышление, способное объединить эту информацию в логические цепи, не противоречащие законам мироздания, обладают громадной созидательной или разрушающей силой. Получается, человек способен одним только словом воздействовать на окружающий мир. Но для этого он должен познать законы мироздания, законы воздействия Слова на мироздание.

То есть создать концепты первозданных Истин мироздания.

Читайте также: